Статья - Дестреза La Verdadera Destreza - мертвое исскуство?
http://community.livejournal.com/art_fencing/ (с)
http://vkontakte.ru/id13470246 Алексей Бесфамильный (с)
В России многие из тех, кто занимается фехтованием (спортивным, классическим, историческим, дуэльным), наверняка слышали о Дестрезе, однако, не многие могут утверждать, что знают о ней достаточно. Увы, я тоже не волшебник, а только учусь. Впервые я познакомился с Дестрезой при просмотре фильма «1612.Хроники смутного времени», хотя тогда я еще не знал что это Дестреза, но стиль фехтования мне понравился, и я попытался узнать о нем побольше. С тех пор прошло достаточно времени, чтобы перечитать те немногие переведенные на русский язык источники, найти иностранные переводы и даже самому перевести на русский язык три статьи, посвященные технике передвижений в Дестрезе.
И я был откровенно поражен тем калейдоскопом утверждений, фактов, домыслов и легенд, которые можно услышать сейчас об этой школе фехтования. Кто-то откровенно иронизирует над «хождением вокруг да около», другие считают Дестрезу чуть ли не вершиной фехтовального мастерства, незаслуженно в свое время забытого, кто-то просто «что-то такое слышал» и с удовольствием поверит кому и чему угодно, особенно, если этот кто-то обладает достаточным весом в науке фехтования. И это неудивительно, поскольку даже люди, занимающиеся исследованием истории фехтования, сами не могут определиться в своем отношении к Дестрезе. Чтобы не быть голословным приведу несколько высказываний Эгертона Кастла из его книги «Школы и Мастера фехтования»:
«Эта система поистине невероятна. Как должно быть потешались итальянские и французские мастера, листая великолепный фолиант, и как им хотелось поставить несколько учеников Тибо с мечом в руке на противоположный край мистического диаметра и нанести им stoccata lunga при первых признаках блужданий по кругу» [3]
http://vkontakte.ru/id13470246 Алексей Бесфамильный (с)
В России многие из тех, кто занимается фехтованием (спортивным, классическим, историческим, дуэльным), наверняка слышали о Дестрезе, однако, не многие могут утверждать, что знают о ней достаточно. Увы, я тоже не волшебник, а только учусь. Впервые я познакомился с Дестрезой при просмотре фильма «1612.Хроники смутного времени», хотя тогда я еще не знал что это Дестреза, но стиль фехтования мне понравился, и я попытался узнать о нем побольше. С тех пор прошло достаточно времени, чтобы перечитать те немногие переведенные на русский язык источники, найти иностранные переводы и даже самому перевести на русский язык три статьи, посвященные технике передвижений в Дестрезе.
И я был откровенно поражен тем калейдоскопом утверждений, фактов, домыслов и легенд, которые можно услышать сейчас об этой школе фехтования. Кто-то откровенно иронизирует над «хождением вокруг да около», другие считают Дестрезу чуть ли не вершиной фехтовального мастерства, незаслуженно в свое время забытого, кто-то просто «что-то такое слышал» и с удовольствием поверит кому и чему угодно, особенно, если этот кто-то обладает достаточным весом в науке фехтования. И это неудивительно, поскольку даже люди, занимающиеся исследованием истории фехтования, сами не могут определиться в своем отношении к Дестрезе. Чтобы не быть голословным приведу несколько высказываний Эгертона Кастла из его книги «Школы и Мастера фехтования»:
«Эта система поистине невероятна. Как должно быть потешались итальянские и французские мастера, листая великолепный фолиант, и как им хотелось поставить несколько учеников Тибо с мечом в руке на противоположный край мистического диаметра и нанести им stoccata lunga при первых признаках блужданий по кругу» [3]
Вопросы поставлены… Возможно в будущем мы сможем получить на них однозначные ответы. Сейчас таковых нет, по крайней мере, у меня…
Эта статья – не более чем попытка дать пищу для размышления на тему «А все ли на самом деле так как нам говорят?» (даже если это нам говорят люди, которых мы считаем знатоками в фехтовании или истории фехтования). И если ответ «нет» - то почему бы самим не поинтересоваться тем, а как оно на самом деле?
Список литературы:
1. «Demystification of Destreza», R. Martinez
2. «Destreza Research and Translation Project», Puck and Mary Curtis
3. «Школы и мастера фехтования», Э. Кастл
4. «Несколько слов о Дестрезе или Эти опасные испанцы», Ф. Ершов
5. «Магический круг. Тайны испанских фехтовальщиков», Е.Ланкин
6. «Academy of the sword», Gerard Tibauld d’Anver (перевод John Michael Greer)
7. «Дестреза», Seiken (http://bladebrothers.narod.ru/destreza.htm)
8. «Секретные удары», С.Мишенев (http://www.riposte.ru/index.php?lan=ru&cont=arti...)
9. «Беззащитное фехтование», С.Мишенев
10. «Ranaissance swordsmenship», John Clements
11. «A short history of modern fencing» (http://home.lynx.net/bactau/ancient.htm )
12. «Great representation of the art and of the use of fencing», Ridolfo Capo Ferro
13. «Paradoxes of Defense», George Silver (http://www.pbm.com/~lindahl/paradoxes.html)
14. «Brief Instruction upon my Paradoxes of Defense», George Silver (http://www.pbm.com/~lindahl/brief.html)
15. «Traicté contenant les secrets du premier livre sur l'éspée seule, mère de toutes les armes», Henry de Sainct-Didier
А ще спасибо за ссылки и список литературы.
Моя специализация - арт.фехт. ;-)
К сожалению. наверное, это не мой основной вид зароботка, но на данный момент - самый любимый ;-)))
http://vkontakte.ru/photo-7447335_174773296
Имхо когда делают пародию, то делают породию на кого-то или что-то известное и популярное. Тем более это чистый стеб ;)
Я вот слышал о конфликте между Нарваесом и Кеведо, в результате которого они вышли пофехтовать. В результате Кеведо снес первым ударом шляпу с Нарваеса... но такой момент упоминался лишь у Реверте в книгах об Алатристе, в серьезной литературе я такого не видел...
Личный конфликт и так далее, а так же стеб - нельзя воспринимать как характеристику.
Если вспоминать Рабле то вообще все в кризисе)
Правда, всех, с кем спарринговался, он побил... Вот только он занимается фехтованием полтора десятка лет, а его спаррингпартнеры - года два. Так что, по его словам, когда они подучатся, может оказаться, что с ними будет справиться очень сложно.
"Там дона Паблоса вызывает на дуэль фанат Дестрезы и как ненормальный начинает чертить вокруг несчатного дона Паблса эти круги в стили "встань сюда, а я туда, нет не там стоишь, не так, не в том кружке не на той линии, как мне стобой драться"
Собственно приведенная цитата уже говорит о том, что писавший ее (не вы Екатерина, конечно) слабо разбирался в этой школе, поскольку "круг" был только в голове диестро и в бою никогда не рисовался... ;-) Ну или просто "стебается" - при стебе необязательно сохранять правдоподобность ;-)))
Что касается "кризиса" школы, то если вы внимательно прочитали статью в части биографии Жерара Тибо, то наверное помните, что Тибо стал чемпионом на соревнованиях мастеров фехтования, собравшихся со всех Нидерландов. Если учесть что в то время Нидерланды и Фландрия были ареной почти не прекращающихся боевых действий (война за независимость Нидерландов), что всегда подстегивает развитие боепвых искусств в т.ч. и дуэльного фехтования - то сильно сомневаюсь, что школа, находящаяся в крисе смогла породить ученика ставшего на тот момент одним лучших фехтовальшиков в северной Европе...
Да и Кастл несмотря на все свое ехидство признает что в 16-17 веках испанцы считались опасными противниками...
Поэтому насколько "кризисна" была та школа - судить сложно, но в том что только ленивый не "подкалывал" "испанцев" - это да!
Посмотрите на Анджело. где он приводит пример защиты против "испанской школы". Другое дело, что на его рисунках "испанец" стоит совсем не в "испанской позиции" (вес равномерно на двух ногах, пятки на одной линии направленной на противника) а вот так:
http://www.grafika.ru/catalog/s16934/e91000/?phrase_...
А уж вот это мог придумать человек абсолютно незнакомый с "испанской школой", поотому как одна из ее заповедей - нельзя атаковать по линии диаметра - это прмой способ распрощаться с жизнью, но Анджело упорно рисует атаку "испанца" по прямой:
http://www.grafika.ru/catalog/s16934/e91001/
Подобные ляпы (кстати их полно и у Эгертона Кастла) наводят на мысль. что писал их тот кто на деле слабо был знаком с "испанской школой"
Тут скоре всего дело в его характере и желании "простебать" все, что можно. В его книге "история пройдохи..." досталось вообще всем) - если бы о не упомянул модную тогда Дистрезу - полной картины Испании не было бы...имхо
"одна из ее заповедей - нельзя атаковать по линии диаметра - это прмой способ распрощаться с жизнью, но Анджело упорно рисует атаку "испанца" по прямой:"
добавлю пару мыслей на эту тему:)
я в фехтовании секу слабо. а вот точка зрения как рукопашника: фронтальная силовая линия может не только обходиться сбоку, но и просто ломаться.
пример: поединок, два человека, максимально выставленная навстречу друг другу рука (или оружие). не проигнорируешь, потому что угроза в виде руки[оружия] - это и есть тот самый "диаметр": либо обтекай и бей сбоку, либо сбивай со своего пути. большинство предпочитает обтекать, это, типа, канОн) чтобы не застревать на защите противника. но. иногда можно позволить себе наглость. главное, не нарваться на встречную атаку (или уметь использовать ее), а значит фронт нужно так ломать, чтобы противник среагировал по абсолютно точно предсказанному сценарию.
в любом случае, "заповедь" остается верна. даже если сместить фронтальную силовую линию (это рука для рукопашника[оружие для фехтовальщика] угрожающую вам, ну скажем, в лицо), не сходя при этом с места, т.е. отвести или отбить своим воздействием в сторону руку[оружие] противника, то атака уже не идет "по диаметру" ["диаметр" смещен и уже не угрожает].
к чему я это написал: схема дестрезы имхо это не способ двигаться, а способ понять. причем для ученика. а вот когда ему все становится просто и понятно в голове, начинается уменьшение амплитуд, прирост скорости, финты и так далее и тому подобные прелести :)
грубо говоря, схема (любая) - это костыль, который помогает первое время, а потом обязательно отбрасывается за ненадобностью.
а силовой многоугольник http://vkontakte.ru/photo-7447335_194601664 как принцип (ну эта схема с линиями, квадратами и кругами), присутствует в настоящий момент практически во всех, хоть что-нибудь из себя представляющих, школах рукопашного боя. только объясняется по-разному.
любые исторические насмешки против дестрезы я воспринимаю как банальную невежественность. (да и кто бы стал объяснять суть системы врагу. я бы не стал. если только ученикам)