Полуторный меч.
Полуторный меч.
(Longsword) - тип европейского меча, используемого во время позднесредневековых периодов и эпохе Возрождения, приблизительно 1350 - 1550 годах. Полуторные мечи имеют длинные крестообразные рукояти с эфесом приблизительно 15 см в длину (обеспечивая тем самым возможность его удержания двумя руками), прямые обоюдоострые клинки длиной часто более 90 см, и обычно весят от 1.2 до 1.4 кг (легкие экземпляры чуть меньше 1 кг, и тяжелые экземпляры немного больше 2 кг.
Полуторный меч обычно удерживается в бою обеими руками, хотя некоторые могут быть использованы, как одноручные мечи. Полуторный меч используется для нанесения рубящих и режущих, а также колющих ударов. Специфическое атакующее предназначение полуторного меча имеет корни в его форме. Все части меча используются в атакующих целях, включая гарду и навершие.
Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.
История полуторного меча
Развитие меча прежде и после появление полуторного меча не было полностью линейно. Мечи старшего типа могли сосуществовать с более новыми вариантами в течение достаточно долгого времени, мешая прослеживать единый путь развития меча. Вместо этого направление развития меча является многослойным, с некоторыми видами мечей, развивающимися из более ранних типов, действующих подобно их современникам, и, в конечном счете, забытыми, в то время как оригинальный меч продолжал использоваться в течение более позднего времени.
Точно так же варианты отдельного типа меча могли появиться, не заменяя его, а просто сосуществуя вместе, пока некоторая новая разработка не подошла близко к обоим из этих типов оружия. Такие ситуации демонстрируют и путь развития меча в целом, и взлет и падение полуторного меча как хронологически туманного и запутанного широтой определений - как нашего времени, так и современников.
Относительно всесторонняя типология Окшотта была создана историком и иллюстратором Эвардом Окшоттом, как способ дать определение типам мечей и каталогизировать их, основываясь на их физической форме, хотя грубый смысл хронологии очевиден. Однако, эта типология не дает определения прототипа полуторного меча. Вместо этого, данная типология разделяет широкую область вооружения на множество ограниченных типов, основываясь на их преобладающих физических характеристиках, включая форму клинка и конфигурацию рукоятки. Эта типология также сосредотачивается на меньших одноручных мечах, вроде боевых мечей.
Полуторный меч, с его более длинной рукоятью и клинком, стал популярным в течение 14 века и продолжал широко использоваться, как это видно в искусстве и рассказах данного периода, с 1250 до 1550 годов. Полуторный меч был мощным и универсальным оружием, но не считался единственным оружием, необходимым для изучения боевых искусств. Sigmund Ringeck, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны учиться «бороться хорошо, (и) умело владеть копьем, мечом, и кинжалом весьма храбро». Очевидно, что даже искусному фехтовальщику на мече, другое оружие и методы его использования также очень важны для сражения. Однако, для близкого боя пехоты, полуторные мечи ценили из-за их многогранности (в применении) и потенциала убивать.
(Longsword) - тип европейского меча, используемого во время позднесредневековых периодов и эпохе Возрождения, приблизительно 1350 - 1550 годах. Полуторные мечи имеют длинные крестообразные рукояти с эфесом приблизительно 15 см в длину (обеспечивая тем самым возможность его удержания двумя руками), прямые обоюдоострые клинки длиной часто более 90 см, и обычно весят от 1.2 до 1.4 кг (легкие экземпляры чуть меньше 1 кг, и тяжелые экземпляры немного больше 2 кг.
Полуторный меч обычно удерживается в бою обеими руками, хотя некоторые могут быть использованы, как одноручные мечи. Полуторный меч используется для нанесения рубящих и режущих, а также колющих ударов. Специфическое атакующее предназначение полуторного меча имеет корни в его форме. Все части меча используются в атакующих целях, включая гарду и навершие.
Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.
История полуторного меча
Развитие меча прежде и после появление полуторного меча не было полностью линейно. Мечи старшего типа могли сосуществовать с более новыми вариантами в течение достаточно долгого времени, мешая прослеживать единый путь развития меча. Вместо этого направление развития меча является многослойным, с некоторыми видами мечей, развивающимися из более ранних типов, действующих подобно их современникам, и, в конечном счете, забытыми, в то время как оригинальный меч продолжал использоваться в течение более позднего времени.
Точно так же варианты отдельного типа меча могли появиться, не заменяя его, а просто сосуществуя вместе, пока некоторая новая разработка не подошла близко к обоим из этих типов оружия. Такие ситуации демонстрируют и путь развития меча в целом, и взлет и падение полуторного меча как хронологически туманного и запутанного широтой определений - как нашего времени, так и современников.
Относительно всесторонняя типология Окшотта была создана историком и иллюстратором Эвардом Окшоттом, как способ дать определение типам мечей и каталогизировать их, основываясь на их физической форме, хотя грубый смысл хронологии очевиден. Однако, эта типология не дает определения прототипа полуторного меча. Вместо этого, данная типология разделяет широкую область вооружения на множество ограниченных типов, основываясь на их преобладающих физических характеристиках, включая форму клинка и конфигурацию рукоятки. Эта типология также сосредотачивается на меньших одноручных мечах, вроде боевых мечей.
Полуторный меч, с его более длинной рукоятью и клинком, стал популярным в течение 14 века и продолжал широко использоваться, как это видно в искусстве и рассказах данного периода, с 1250 до 1550 годов. Полуторный меч был мощным и универсальным оружием, но не считался единственным оружием, необходимым для изучения боевых искусств. Sigmund Ringeck, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны учиться «бороться хорошо, (и) умело владеть копьем, мечом, и кинжалом весьма храбро». Очевидно, что даже искусному фехтовальщику на мече, другое оружие и методы его использования также очень важны для сражения. Однако, для близкого боя пехоты, полуторные мечи ценили из-за их многогранности (в применении) и потенциала убивать.
Бастарды
Бастард, или современный espee bastarde, является типом меча, датирующегося примерно началом 15 века. Он получил такое имя, потому что не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных, вследствие чего он был назван «ублюдок» (именно так переводится слово bastard). Эти мечи обладали более длинными эфесами, подобными эфесам полуторных мечей. Дополнительного места на гарде было недостаточно, чтобы держать меч обеими руками, однако его хватало, чтобы дополнительно использовать несколько пальцев или часть кисти, обеспечивая дополнительные рычаги. Эфесы бастардов часто имеют утонченный вид, как в типе XVIa по Окшотту. Бастард более так чем полуторный меч подходит под класс «полутораручный меч», поскольку некоторые полуторные мечи обеспечивали значительно больше места на гарде для удержания меча, чем дополнительная «половина» руки. Так же, более короткая длина меча в 115-140см помещала бастард на полпути между более коротким одноручным мечом и большим (и иногда полностью двуручным) полуторным мечом.
Как и все другие типы мечей, бастард существовал во многих вариантах, в основном имеющих тенденцию к сильно клиновидному и более толстому клинку. Эта особенность, наряду с относительно маленькой длиной клинка относительно длины эфеса, делало бастард очень точным и быстрым мечом, и хорошо подходила для рубящих и колющих ударов. Форма бастарда стала развиваться от полуторного меча в начале 15 века от переходных мечей, развивающихся от спаты. Подобно первым переходным мечам, первые бастарды имели простую или крестообразную гарду, и круглое или колесообразное навершие. Более позднее развитие оружия, однако, включает в себя кривые гарды, кольцевые гарды, и составные эфесы, подобные эфесам типа «корзина» (мечи, такие как скьявона, имели гарду, защищающую почти всю руку). Они служили для обеспечения дополнительной защиты для рук, и могли положительно сказываться на балансе оружия.
Мечи с составными рукоятками включают в себя немецкий Reitschwert, вид меча всадника, и «Degen» или «рыцарский меч». Возможно, однако, что эти мечи - фактически одноручные варианты эстока.
Форма полуторных мечей
В то время как почти каждый полуторный меч несколько отличается от другого, большинство содержит несколько основных частей. Клинок меча являет собой режущую часть оружия и обычно является обоюдоострым. Клинки имеют множество форм и размеров. Широкие и тонкие клинки более эффективны для ориентированных на рубящие удары полуторных мечей, в то время как толстые конические клинки более эффективны для колющих ударов. Однако все полуторные мечи были эффективны для рубящих, режущих и колющих ударов, и вариации формы влияли только на незначительные особенности применения. Эфес - это часть меча, который не является клинком - по существу все остальное. Как и клинки, эфесы развивались и менялись в течение долгого времени под влиянием как моды, так и разработки мечей для определенных целей.
Клинки значительно различаются по поперечному сечению, так же как по длине и ширине. Две наиболее канонических формы поперечного сечения лезвия - двояковыпуклое и алмазообразное. Двояковыпуклые клинки представляют собой в поперечном сечении тонкие двояковыпуклые линзы, обеспечивая тем самым адекватную толщину для прочности в центре клинка, и достаточно тонкие края, для нанесения рубящих ударов. Алмазообразный клинок имел наклоны лезвия непосредственно от краев клинка, без кривых элементов двояковыпуклого клинка. Центральная область клинка, имеющего такую геометрию, известен как riser, самая толстая часть лезвия, обеспечивающая его жесткость. Эти две основных конструкции дополняются дополнительными способами ковки, которые дают некоторые вариации этих двух сечений.
Самыми распространенными из таких вариаций клинка являются клинки с желобом и клинки с полым основанием. В то время как обе из этих вариаций сводятся к удалению материала из лезвия, они различаются прежде всего местоположением изымаемого материала и итоговым результатом. Желоба - это углубления или каналы, «удаленные» из клинка, в полуторных мечах, обычно идущие вдоль центра клинка и начинающиеся у эфеса или рядом с ним. Подобное удаление материала позволяет кузнецу значительно облегчить оружие, не жертвуя прочностью, подобно двутавровой балке. Хотя в разговорной речи эти желоба часто называют кровостоками, желоба не были разработаны ни для того, чтобы позволить крови вытекать из раны быстрее, ни для облегчения вытаскивания меча. Желоба различаются количеством и толщиной на клинке, от некоторых невероятно широких желобов, охватывающих почти всю ширину оружия, до меньших и более многочисленных желобов, обычно более тонких. Длина желобов так же имеет различные вариации - на некоторых рубящих клинках желоб может идти почти на всю длину клинка, в то время как на других клинках длина желоба составляет от трети до половины от всей длины клинка. У лезвий с полым основанием имеются выемки материала с каждой стороны riser`а, тем самым утончая геометрию края клинка, при этом сохраняя утолщенную область в центре клинка, чтобы обеспечить силу для лезвия.
У полуторных мечей существует множество вариантов эфесов, с различными видами наверший и гард, изменяющиеся в течение долгого времени, чтобы улучшения различных свойства клинка и соответствия возникающим новым тенденциям.
Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.
Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.
Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.
Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri's 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri's «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.
Blobfechten, или «голое фехтование», являются техникой фехтования без существенных защитных доспехов, таких как пластинчатый доспех, или кольчуга. Уязвимые цели, такие как голова и верхняя часть туловища, полностью незащищены, за исключением нормальной одежды, во время голого фехтования. Нехватка существенной защиты туловища и конечностей приводит к использованию большого количества рубящих и режущих ударов, в дополнение к уколам. Эти удары могли быть практически сразу фатальными или выводящими из строя, такие как укол в голову, в сердце, или главный кровеносный сосуд, что вызовет обширную травму. Точно так же, сильные рубящие удары могли прорубить кожу и кости, эффективно ампутируя конечности. Руки и предплечья - частая цель некоторых рубящих и режущих ударов в защитном или атакующем маневре, служащих, чтобы искалечить противника и позволить фехтовальщику нанести следующий удар.
Фехтование в доспехах.
Harnischfechten, или «фехтование в доспехах», описывает бой в защитном костюме, обычно в пластинчатом доспехе. Увеличенная защищенность человека, одетого в «full harnisse» (полный пластинчатый доспех), привела к радикальному изменению техники фехтования мечом. В то время как рубящие удары были более-менее эффективны против противника, защищенного половинчатым пластинчатым доспехом, рубящие и режущие удары против противника в полном пластинчатом доспехе были уже практически полностью неэффективны для нанесения любого вида резаной раны, поскольку меч просто не мог прорубить сталь. Вместо этого энергия рубящего удара переходит практически полностью в энергию «сотрясающего» удара. Позже закаленный пластинчатый доспех, в сочетании с гребнями и roping, фактически стал угрозой для неосторожного нападающего. При сильных ударах меча по пластинчатому доспеху было вполне возможно повредить клинок меча, тем самым делая его намного менее эффективным для рубящих ударов, и способным нанести только «сотрясающий» удар защищенному противнику.
Для преодоления данной проблемы, мечи стали использоваться в основном для нанесения колющих ударов. Оружие использовалось в технике «полумеча», с одной или обеими руками на клинке. Это позволяло увеличить точность и силу колющих ударов, и позволяло использовать больше рычагов для Ringen-Schwert («Борьба на мечах»). Эта техника комбинирует использование меча с элементами борьбы, обеспечивая возможности сделать подножку, разоружить, остановить, или бросить противника, тем самым поместив его в менее выгодную позицию. При использовании техники полумеча, весь меч работает как оружие, включая в себя навершие и гарду, выполняющие функции булавы.
Взято с http://www.bsmith.ru/ru/longsword
жаль, нет ссылок на оригинальное авторство.
Мне показалось выводы слегка натянуты в пользу колющих ударов и положения "полумеча" в доспешном фехтовании. Для повреждения тела человека под броней не так важно каким способом будет нанесена травма - прокалыванием или размозжением, глубоким ушибом тканей. Скорее всего рубящие удары использовались чаще, но добивание производилось именно колющими по уже частично обездвиженному противнику, изрядно побитому размашистыми плюхами и поставленному в невыгодную позицию борьбой. Я бы предположил авторство Клементса либо кого то из спецов АРМА.