Статья - Упражнение на развитие чувства дистанции

Единоборства
Единоборства: Статья   Упражнение на развитие чувства дистанцииhttp://www.fecht.ru/statji/distan1 (с) Александр Зелендинов

В ЖЖ, в комьюнити art_fencing зашел разговор (http://community.livejournal.com/art_fencing/53035.html ) о чувстве дистанции и о том, за сколько времени его можно поставить. В связи с этим решил описать упражнение, которое уже много лет использую для постановки чувства дистанции (и не только для этого). Это упражнение позволяет заложить основы чувства дистанции за одну-две тренировки.

***

Прежде всего, давайте определимся с тем, что такое это самое «чувство дистанции».

Я подразумеваю под этим термином умение определять, с какого расстояния:
а). вы можете достать противника;
б). противник может достать вас.

Одинаково важны обе составляющие. Дело в том, что, во-первых, у разных людей не только руки разной длины, но и умение тянуть эти руки к противнику развито не одинаково.

А во-вторых – и в главных − длина клинков. Если мы занимаемся не олимпийским фехтованием, клинки у оппонентов могут быть очень разными, и разницей в длине клинков грех не воспользоваться.

***

Как же научиться в максимально сжатые сроки чувствовать дистанцию?

Я использую для этой цели одно нехитрое безотказное упражнение «Один стоит – другой нападает», являющееся вариацией на общепринятую форму тренинга: «один защищается – другой нападает».

Очень может быть, что это упражнение использую не только я, но мне об этом ничего не известно.

Общепринятый вариант упражнения («один защищается – другой нападает») выглядит так: боец 1 имеет право только защищаться, а боец 2 – нападает. Таким образом, первый отрабатывает защиты, а второй – атаки.
29 комментариев
avatar
Однако я вижу в этом упражнении ряд недостатков.
1). При таком подходе каждым из занимающимся отрабатывается очень узкий диапазон действий без привязки к другим типам действий. В итоге, даже если боец 1 научится защищаться, то перехватывать инициативу, переходить из защиты в контратаку он таким образом научиться не сможет. Зато у него может закрепиться стереотип ухода в глухую защиту. А когда потом его начнут учить перехватывать инициативу и контратаковать, то выяснится, что его манера защиты – вроде бы, вполне правильная – не оптимальна для перехода в контратаку. И ему придется переучиваться, по другому расставлять акценты, изменять мелкие, но уже привычные нюансы движений.

Конечно, все эти проблемы решаемы. Но стоит ли самим создавать себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать?
2). На практике очень часто получается, что как только боец 1 более менее освоит защиты, боец 2, чтобы попасть по оппоненту, начинает незаметно для себя сокращать дистанцию, подбираться все ближе к противнику. И это вполне естественно! Ведь чем ближе атакующий к защищающемуся, тем меньше длина удара. А чем меньше длина удара – тем быстрее его можно нанести. Кроме того, чем ближе мы стоим к противнику, тем более разнообразны цели, которые мы можем поразить.

В итоге, если встать близко к противнику и занести клинок, то можно с близкого расстояния очень быстро ударить хоть внутрь – хоть наружу, хоть по верхнему уровню – хоть по нижнему. И защищающийся ни за что не сможет угадать, куда сейчас будет нанесен удар. А когда удар начался, из-за малого расстояние, которое нужно пройти клинку, времени на то, чтобы отреагировать у защищающегося уже не остается.

Очевидно, что навыки, получаемые при таком тренинге как защищающемся, так и нападающим, имеют крайне мало общего с реальным боем. Конечно, можно запретить обоим бойцам двигаться, заставить их жестко стоять на месте. Но в этом случае мы переходим к третьему пункту.
3). Диапазон возможных действий бойцов еще более сужается. Навыки, которые они получают таким образом, оказываются совсем абстрактными, удары отрываются от перемещений, так что потом, когда они уже привыкнут работать оружием стоя на месте, обучение ударам с перемещениями, выстраивание связи шагов и ударов превратиться в длительный и мучительный процесс, который далеко не всем удается завершить с успехом.

Думаю, все видели немало бойцов, которые умеют или бить – или перемещаться, но практически не делают то и другое одновременно. А если и делают, то шаги у них происходят отдельно, а перемещения – отдельно, в итоге рассогласованные действия ногами и клинком вместо того, чтобы помогать, мешают друг другу.

Единственное, чему можно научиться при таком подходе – это крайне формализованные действия. Конечно, вполне естественно, если базовая техника у всех, занимающихся у одного тренера, одна и та же. Но все-таки, все люди немного разные, и чем раньше начнет выстраиваться индивидуальный стиль боя – тем лучше. Но для этого людям надо дать хоть какую-то возможность для творчества. Если же мы загоняем людей в жесткие формальные рамки – ходить нельзя, бить – только так, защищаться – только так и ни на сантиметр в сторону, контратаковать − нельзя, то ни о каком творчестве и индивидуальности речь уже не идет.
avatar
И кроме всего прочего, только защищаться или только бить – попросту скучно. Людям довольно быстро надоедает этим заниматься, интерес ослабевает и они начинают формально отбывать повинность по нанесению формальных ударов и такой же формальной защите. При этом, защищающийся не получает важнейшего навыка перехвата инициативы, а нападающий – не менее важного навыка удержания инициативы. Вместо этого они скорее научится играть в «собачку», когда нападающий раз за разом пугает защищающегося, показывая начало удара, а потом, наконец, выгадав удобный момент, неожиданно бьет. Понятно, что в свободном спарринге ни один мало-мальски опытный боец так издеваться над собой не позволит.

Из-за всего вышеперечисленного этот общепринятый вариант я использую по минимуму, буквально в течении нескольких минут, а то и нескольких ударов.

Как только защищающийся хотя бы в самом первом приближении понял, как именно надо защищаться – пусть даже он делает это очень коряво – мы переходим упражнению «Один стоит – другой нападает».
avatar
Для этого упражнения нужно два клинка, один короче другого в полтора, а лучше – в два раза. Если в наличии нет клинков, настолько разных по длине, то можно использовать ранее сломанные, лежащие без дела клинки. Как правило, в любой секции или клубе такие есть. Если место слома с зазубринами и его нечем обработать, или если в занятиях используются спортивные клинки, то место слома обматывается изолентой. Если под рукой коротких клинков совсем нет, то на худой конец можно буквально за несколько минут изготовить простенький деревянный макет кинжала с крестовиной из подручного материала.

Бойцу 1 дается короткий клинок. При этом этот боец в процессе упражнения не имеет права сходить с места.

Бойцу 2 достается длинный клинок. Этот боец имеет право перемещаться.

Бить имеют право ОБА бойца.

Итак, боец с длинным клинком стоит вне досягаемости бойца с коротким клинком. Однако, если он потянется клинком к своему оппоненту, то его вооруженная рука тут же окажется под угрозой. Потому что длинна руки его противника, плюс длина короткого клинка больше, чем длина длинного клинка. (Если только это не двуручный меч, не копье и не алебарда, но сейчас речь не о них).

Таким образом, безнаказанно пугать защищающегося атакующий не сможет. При попытке приблизиться, не атакуя, он тут же получит удар.

То есть, тут сразу начинает работать «Первое золотое правило фехтования», приведенное в «Едином языке фехтования»: «Если боец находится на таком расстоянии от противника, что противник может его достать, боец должен наносить удар, увеличивать дистанцию или делать то и другое одновременно».

Поэтому атакующему сразу приходится привыкать шагать одновременно с ударом.

Если он сначала ударит – то не достанет до противника. Если сначала шагнет – то сразу подставится под удар.

Если он шагнет и ударит одновременно, то оппоненту некогда будет бить – ему придется защищаться.

Однако, если атакующий после удара промедлит хоть долю секунду – то защищающийся сразу постарается его ударить, чтобы не дать нанести по себе следующий удар и таким образом обезопасить себя.

Таким образом атакующему сразу после удара с шагом вперед нужно либо делать шаг назад – пока его не ударили, либо наносить второй удар – опять же, пока его не ударили, перехватив инициативу.

В первом случае атакующий будет отрабатывать перемещения. Но очень скоро обнаружит, что одиночные удары защищающейся начал уверенно отбивать, и теперь, чтобы попасть по нему, нужно нанести несколько ударов подряд.

Тогда атакующий начинает отрабатывать серийную работу: шаг вперед одновременно с ударом, несколько ударов без промежутков между ними, чтобы не дать оппоненту перехватить инициативу, и – одновременно с последним ударом – когда становится понятно, что атака захлебывается и инициативу сейчас все-таки отберут – шаг назад.

То есть, схема «идеальной атаки», в том же виде применимая и в вольном бое. Правда, в вольном бое оппонент, конечно, может шагнуть следом, но при движении вперед инициативу перехватывать сложнее.
avatar
В это время защищающийся боец 1 отрабатывает не только защиты, но и перехват инициативы, умение ловить малейший просвет между ударами оппонента, а также возможность ударить на опережение, если атакующий при первом шаге вперед хотя бы чуточку замешкается с ударом.

При этом, оба бойца очень быстро – им просто деваться некуда – учатся остро чувствовать дистанцию: вот здесь я его еще чуточку не достаю, а вот здесь уже достаю, а вот здесь – ой! – и он меня достает.

Атакующий при этом учится играть дистанцией ногами, а защищающийся – корпусом и рукой. Вот он подобрал руку к себе поближе и буквально на несколько сантиметров сдвинул корпус назад – и до него уже не достать. А как только атакующий приблизится, казалось бы, ровно на столько, чтобы дотянуться самым кончиком длинного клинка – защищающийся подается вперед, вытягивает руку и уже сам может достать противника своим коротким клинком.

Естественно, оба бойца периодически меняются ролями.

Конечно, очень желательно, чтобы тренер показывал им упущенные возможности и маленькие хитрости, а также, постепенно расширял арсенал использующихся приемов. Но при старательном выполнении упражнения занимающиеся и без тренера постепенно дойдут до большинства этих хитростей своим умом.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.