Статья - Традиционная воинская подготовка казаков

Единоборства
Единоборства: Статья   Традиционная воинская подготовка казаковКазаки были превосходными воинами своего времени. Однако, о происхождении казачьего воинского исскуства до сих пор нет одназначного мнения даже у самих казаков. Далее идет текст статьи казачьего клуба СКАРБ о воспитанни казаков.
45 комментариев
avatar
ВОСПИТАНИЕ КАЗАКА
Самого меня воспитывали не так, как будет изложено ниже. Можно сказать в десятки раз мягче. Но поделюсь тем, что накопал из различных бесед с казачьими стариками.
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крестных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крестного подбирал отец – это должен быть человек надежный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крестный отец и крестная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребенка – жить недалеко от крестника (крестницы).
Крестную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше ее возраста).
Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крестного – он делал из казака воина. Главная же задача крестной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.
Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крестная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крестный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения. Ребенка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребенок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».
В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определенные условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.
При подобном подходе нарабатывалась и скорость мышления, и адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку и появление чего-то нового. Все это постоянно ускорялось во времени.
А таких «тестов-гаданий» было очень много. Были общепринятые, и были родовые. В каждом роду свои.
avatar
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
И еще один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если ее можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.

Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период.
Следующий круг начинался с того же, но на новом качественном уровне.
Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие.
В зависимости от возраста одна из этих категорий была главенствующей, а остальные, как бы сопутствующие.
Знаю, что физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет.
(Современным детям наверное стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.
В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.
А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крестного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…
И, естественно, вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучает мир сразу с казачьего окружения, а не как сейчас с «диснеевского»).
И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.
А еще сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.
А еще песни, которые казаки и казачьи постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.
А еще пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, кде казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.
Все это перед глазами мальца-казачонка. Все это формирует в нем причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам все меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»
И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чем поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это все настоящее. И так же будет поступать он сам.
avatar
Видимо существует определенный образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и конечно воспитания.
У запорожских-черноморских казаков это похоже Казак Мамай. У донских казаков имени либо вовсе не было, либо оно не сохранилось. Но образ существует.
Небольшое философское отступление:
Если попробовать интуитивно сравнить образы Первого Запорожца и Первого Донца, то большой разницы мы не увидим. Отличия прослеживаются лишь в том, что у Запорожца большая тяга к Воли (свободе) и больше в нем печали. (Печаль понятна – разгон Сечи, многие переселения с родной земли…). Да, еще одно отличие есть. У Запорожца большая тяга к товарищескому способу проживания. У Донца – к семейно-родовому.
Ну и, ко всему прочему, игру на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вел себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.
С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.
Вообще, нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний. С ней связана и легенда о Егории Храбром, и еще более древние легенды о змееборцах. Кстати, казаки раньше никогда не выясняли отношения между собой кулаками. Говорят, боялись поубивать друг друга. А вот нагайками частенько охаживали друг друга в пылу спора.

С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы».
Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты-игры, соревнуясь между собой (играя). И в эти игры казаки играли чуть ли не всю свою жизнь.
В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу).

Про Спас (казачью систему выживания) скажу словами одного из казаков.
Казаки народ родовой с твердыми правилами поведения, как в семье, так и в обществе.
Начало вхождения ребенка-казака в Спас начиналось с его крещения. В этот момент у него появлялись его духовные родители – крестный и крестная!
По мере возрастания задачи Спаса усложнялись, но основным направлением воспитания молодого казака или казачки было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию. Без молитвы и понятий Бога жизнь казаков как раньше, так и сейчас не ставилась.
В самом Спасе приемов как таковых нет, нет и весовых категорий.
Пословица – «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся – спасся!»
- Именно Спасся!..
То есть «Спас».
В Спасе, когда человек уже готов к первому уровню есть только два принципиальных действия соединяющиеся в одно:
1) очень быстрое мышление на принятие единственно-правильного решения;
2) очень быстрое действие на выполнение единственно-правильного решения, для противника порой даже не заметного.
При достижении второго и третьего уровней Спаса у молодого казака развивают интуицию. Это шестое чувство воина есть практически самое главное. Оно помогает казаку-человеку как в мирской битве, так и в духовной. Он всегда отличает подлеца от честного человека. Настоящая схватка всегда скоротечна, но подготовка к ней долгая. Подготовленный человек выигрывает ее еще до схватки!..
Первое, что необходимо в воспитании неказачьего молодого поколения, это воспитание умения управления собственным страх
avatar
О роли отца и роли крестного в воспитании.
С 8 лет главная роль принадлежала крестному. Именно он по большому счету обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крестный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крестный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крестного, когда дело могло принять опасный оборот, а крестный не давал отцу жалеть сына.
Пример процесса обучения видения летящей пули:
- проводится на изгибе реки, стрелок (крестный) находится в 80-100 шагах от казака с сыном,
- в 10-15 шагах от наблюдающих за выстрелом находится мишень,
- по сигналу отца крестный производит выстрел в мишень, казачонок должен заметить пролетающую пулю.

С 12 до 16 лет – еще один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище.
С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать.
И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьезное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).
И вот после такого воспитания и обучения получался «матерый казачина». Правда есть одно уточнение: «матерый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.
А что мог из себя представлять такой казак, лучше описать художественно:
«…Из леса вышли в рассыпную австрийцы. Человек тридцать. Винтовки на перевес. Офицер с обнаженным палашом верхом на коне. На поляне по колено трава, начинающая желтеть от знойного августовского солнца. Австрийцы отошли от опушки леса шагов на пятьдесят.
Вдруг произошло непонятное. Из под коня вылетело что-то необычное черно-зеленого оттенка, вышибло офицера из седла, провернулось волчком над упавшим, поблескивая то ли клыками, то ли зубами, и врезалось в гущу оцепеневших солдат. Разобрать что это было невозможно, потому что это нечто все время двигалось и вертелось вьюном в невообразимых плоскостях.
Находящиеся с краю австрийцы начали приходить в себя и изготавливаться для стрельбы, забыв, что это не спасет их товарищей, так как вертящаяся масса была в самом центре подразделения, оставляя за собой переломленные и окровавленные тела австрийских солдат.
Но вдруг с левого фланга метнулся еще один неясный силуэт. Он пронесся перед изготовившимися к стрельбе настолько быстро, что никто не смог уловить его очертания. Да и вообще не смог больше ничего увидеть в этой жизни, потому что силуэт двигался грохоча и огрызаясь огнем.
Больше всех повезло четверым солдатам. Они, толкаемые своим страхом вовремя уронили свои винтовки, и теперь наблюдали страшную картину: в центре лежали вповалку, как после смерча полтора десятка человек со страшными колото-резанными ранами; еще человек семь бездыханно лежали со стороны леса с огнестрельными ранами; а по бокам уцелевшей четверки застыли двое – причина всего произошедшего. Одеты оба были в низкие черные бараньи шапки с защитным верхом, в гимнастерки и шаровары того же цвета и невиданные солдатами ранее сапоги с шерстяной ступней и голенищем из тонкой кожи. В руках у одного было два длинных кинжала, у другого – два револьвера.
А лица этих неизвестных… Глаза – у обоих на выкате – не выражали ни злости, ни ненависти. Солдаты прочитали в них только одно – это пришла смерть, ведомая самим Всевышним.
После всего этого послушнее военнопленных, чем эти четверо не смог бы, наверное, никто найти на всем русско-германском фронте…»
Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях, и я так подозреваю к 1914 году оставались очень немногие семьи где все это жило. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Предки завещали!

Вот примерно все, что могу сказать по этому вопросу. Я попробовал описать общую канву воспитания казака. Остальное, как говорится, нюансы. У ког
avatar
. У кого есть что добавить – будет очень хорошо. Потому что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру воспитания казачат. Потому как они – будущее казачества. И что мы в них заложим, то и получится потом.
Как говорил один старик-казак «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»

Боярченков Андрей
avatar
ВОТ ЭТО ДА. АЖ ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ.
avatar
К сожалению на данный момент казачье боевое исскуство полностью утраченно. Все, что мы имеем сейчас, это новоделы разного качества. Тем не менее, некоторые воинские традиции дожили до наших дней
http://vkontakte.ru/video55724720_137084906
http://vkontakte.ru/video55724720_136723262
avatar
> некоторые воинские традиции дожили до наших дней

По большей части в качестве семейных традиций или объединенных организаций?
avatar
Александр, скорее как организаций, и от ощущения «новодельности» там действительно не уйти. Живу на Дону – в регионе, где казачество как движение имеет определенный (уж не берусь судить – какой именно) вес. Не далее, как летом общался с ребятами-казаками, которые тренируют подростков. Дело доброе: один православный священник организовал летний лагерь для ребят из малообеспеченных семей, вот вместо дорогого моря они проводят лето у него в лагере, и мальчишки с охотой тренируются. И результаты вполне неплохие. Но сами ребята-тренеры говорят, что лишь немногое, чему они учат, они узнали по «семейным каналам».
avatar
Насколько мне известно, в советское время передовались секреты только в качестве семейных традиций. При этом очень много знаний терялось, так как ученики в принципе не понимали чему их пытались научить. Не было нормальных регулярных тренировок, спарингов и боевого опыта.
На данный момент есть несколько клубов которые пытаются собрать и объединить эти знания. Самый широко известный это СКАРБ, но помимо него существуют и другие.

Так же следует отметить цирковой опыт некоторых артистов того времени, которые включали элементы арт фехтованию в вольтыжировку. Затем эти комплекс передовались в цирковых династиях и дожили до нашего времени. Самый известный артист - Мухтарбек Кантемиров.
avatar
Эдуард Камозин вам не говорили, откуда тренеры узнали остальную информацию?
avatar
Дмитрий, прямо не говорили, упоминали о «дореволюционной литературе». Предполагаю, что ситуация примерно та же, что и с европейским средневековым фехтованием, только хуже: там хоть есть книги-учебники, где кроме текста есть гравюры, а в случае с казачеством все сводится к голым текстам, нередко – к художественным. В общем, обидно, ибо мы потеряли (надеюсь, не до конца) традицию, которая жила еще совсем недавно по историческим меркам – в 20-е гг. XX в. А как гласит одна восточная мудрость, «самые грустные истории – это истории о потерянном знании».
avatar
"упоминали о «дореволюционной литературе». "
Мне кажется эти тренеры - нубы-буквоеды. Посмотрите на ссылки, я в начале выкинул. Там люди явно не по книгам учились.

Самое печальное в этой истории даже не то что огромный пласт потерян и теперь по обрывком собирается, как мазаика, - это как раз не страшно, сохранилось достаточно материала. Печально другое, печален "Атаман гимназии" Ерошов (для тех кто не в теме, у гимназии не может быть Атамана), который обзывает кнут нунчакой, страшен адепт СПАСА с пеной у рта доказывающий, что он постиг тайны предков и теперь ЗНАЕТ как сражались казаки. Печальны великие адепты шашки, которые знают две восьмерки и четыре связки, выступающие по телевидению http://www.youtube.com/watch?v=3CiAAzTMCc0, печальны казаки - гоблины http://vkontakte.ru/photo-64762_128104334
avatar
Ну, не мне их судить. По крайней мере, в части физической подготовки у них все в норме, и у учеников тоже. Что касается фехтования, то откровенных ляпов я не заметил, хотя, опять же, не мне с моей любовью к полуторному мечу оценивать людей с шашками :-) В рукопашном бое - тем более не мне судить. По поводу сказанного Вами на счет «закидонов новодельного казачества» - согласен.
avatar
> Печальны великие адепты шашки, которые знают две восьмерки и четыре связки, выступающие по телевидению.

Важно не количество элементов, а их качество, функциональность и целесообразность применения ;) Даже казалось бы такие простые техники вращения оружием, но они уже хорошо могут обучить чувствовать инерционные свойства оружия и переключаться от одних действий оружием к другим без существенной потери вложенной силы.
avatar
Это да. Просто, вроде как, казачья теника боя вещь вполне определенная, которая подразумевает определенный технический арсенал. Там не меньше двенадцати базовых вращений. А их комбинаций вообще не счесть.
Я имел ввиду людей вплне определенных, и качество исполнения даже того малого арсенала, тоже не вызывает особого восторга.
Безусловно есть и толковые и очень техничные мастера, но к сожалению их мало, и они редко показывают что могут.
avatar
"Казачья техника боя вещь вполне определенная" Дмитрий, а была ли единая общеказачья техника? Общался и с Донцами техника движений у нас сильно отличалась.
avatar
Внутренние различия не отменяют требования к качеству выполнения элементов. Также стилистические различия не должны влиять на знание базовых компонетов фехтования.
Если Вам кажется, что Ваши предки, которые с 12 лет и до старости жили с шашкой и тренировались по три часа в день, знали два финта и три парада - спорить не буду. Вам лучше знать.
avatar
Финты? Парады? А Вы уверены что вашим предкам были известны эти термины? Реконструкция "истинно казачьего боевого искуства" не возможна, информации слишком мало. Хотя "Все сложное - просто" может чтото получится
avatar
Вы придираетесь к словам. Термины, возможно, были и другими, хотя казаки - это отнюдь не просто быдло, в массе своей это были люди высоко проффесиональные и очень грамотные, в своей области. И с практикой европейского фехтования на саблях были знакомы не по наслышке. Во всяком сучае с поляками, австрийцами, венграми, которые саблю вроде знали. К тому же многие имели дворянский титул, и запросто могли знать всю терминологию.
А приемы были известны, это точно. Восьмерки, круги и защиты мне один дедушка из далекой станицы показывал, он спортивным ни разу не занимался.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.