Статья - Рапира. Статья за авторством John Clements
http://sir-drake-ii.livejournal.com/33743.html (с)
http://sir-drake-ii.livejournal.com/34042.html (с)
Рапира в вопросах и ответах
Джон Клементс
Поскольку я - профессиональный фехтовальщик, знаток боевых искусств и занимаюсь фехтованием с 1980 года, то чувствую себя вполне уверенным и квалифицированным в области истории оружия и его использования. Я работал с десятками подлинных рапир 16-17 века в семи странах и двух частных коллекциях, а так же изучал их в музеях 10 стран. Я изучал историю оружия в пяти крупнейших европейских библиотеках, трех частных собраниях, а так же в крупных библиотеках США. Кроме того, меня есть собственная библиотека по оружию эпохи Ренессанса на 6 языках. Как преподаватель и исследователь, я знаю, какие вопросы обычно возникают при изучении рапиры.
Что собой представляет рапира?
Самым лучшим определением будет такое: настоящая рапира – это одноручное колющее оружие с длинным, узким, жестким, клинком, объемным в сечении и сужающимся к острию, практически не имеющим лезвий. Острие очень тонкое и острое. Разумеется, рапиры отличаются друг от друга длиной и шириной клинка и, в особенности, внешним видом эфеса. В общих чертах, рапира – тонкое, легкое, сбалансированное колющее оружие, предназначенное для поединка с противником, не защищенным броней.
В разных источниках по истории оружия даются разные определения рапиры. Термином «рапира» определяли узкий рубяще-колющий клинок, мало приспособленный для широких сильных ударов сплеча и резания, которым пользовались как военные, так и горожане. В конце концов, рапирой стали называть только длинный колющий клинок, не имеющий лезвия.
Рапиры могу быть разных форм и размеров, поэтому не всегда легко отнести их именно к рапирам (как я писал в своей книге 1997 года, как правило, их определяют неправильно). Однако у них есть общие черты: тонкий и жесткий, негнущийся клинок, предназначенный для колющих ударов (а не рубяще-колющих).
Почему так много расхождений в точных определениях рапиры?
Расхождения по поводу точного определения рапиры происходят оттого что, оружейники и фехтовальщики не относили свое оружие к какому-то определенному виду, и поэтому не было четкой классификации. Оружие классифицировалось не по внешнему виду, как это делается сейчас, а по его назначению и возможностям. К сожалению, сейчас многие коллекционеры и хранители оружия называют рапирой все, что хоть как-то отличается от обычного меча с крестообразным эфесом, даже если на самом деле такое определение не верно. Современные оружейники тоже часто допускают подобную ошибку, что усиливает общую неразбериху в оружейных терминах.
Кроме того, нужно учитывать, что развитие фехтования и оружия происходит не линейно. Этот процесс больше напоминает дерево, на котором то исчезают ветви, то появляются новые. Оружие изменялось с появлением каких-то новшеств, приспосабливалось к различным обстоятельствам и потребностям. Исходя из этого, было бы правильнее условно разделить рапиры на «ранние» - с достаточно широким и плоским в сечении клинком и «поздние» или «настоящие» - для более узких и объемных в сечении. Короткий одноручный меч, резко сужающийся к острию (типичный для 15 века), сегодня также будет считаться разновидностью рапиры, главным образом из-за эфеса, напоминающего эфесы рапир конца 16 века.
http://sir-drake-ii.livejournal.com/34042.html (с)
Рапира в вопросах и ответах
Джон Клементс
Поскольку я - профессиональный фехтовальщик, знаток боевых искусств и занимаюсь фехтованием с 1980 года, то чувствую себя вполне уверенным и квалифицированным в области истории оружия и его использования. Я работал с десятками подлинных рапир 16-17 века в семи странах и двух частных коллекциях, а так же изучал их в музеях 10 стран. Я изучал историю оружия в пяти крупнейших европейских библиотеках, трех частных собраниях, а так же в крупных библиотеках США. Кроме того, меня есть собственная библиотека по оружию эпохи Ренессанса на 6 языках. Как преподаватель и исследователь, я знаю, какие вопросы обычно возникают при изучении рапиры.
Что собой представляет рапира?
Самым лучшим определением будет такое: настоящая рапира – это одноручное колющее оружие с длинным, узким, жестким, клинком, объемным в сечении и сужающимся к острию, практически не имеющим лезвий. Острие очень тонкое и острое. Разумеется, рапиры отличаются друг от друга длиной и шириной клинка и, в особенности, внешним видом эфеса. В общих чертах, рапира – тонкое, легкое, сбалансированное колющее оружие, предназначенное для поединка с противником, не защищенным броней.
В разных источниках по истории оружия даются разные определения рапиры. Термином «рапира» определяли узкий рубяще-колющий клинок, мало приспособленный для широких сильных ударов сплеча и резания, которым пользовались как военные, так и горожане. В конце концов, рапирой стали называть только длинный колющий клинок, не имеющий лезвия.
Рапиры могу быть разных форм и размеров, поэтому не всегда легко отнести их именно к рапирам (как я писал в своей книге 1997 года, как правило, их определяют неправильно). Однако у них есть общие черты: тонкий и жесткий, негнущийся клинок, предназначенный для колющих ударов (а не рубяще-колющих).
Почему так много расхождений в точных определениях рапиры?
Расхождения по поводу точного определения рапиры происходят оттого что, оружейники и фехтовальщики не относили свое оружие к какому-то определенному виду, и поэтому не было четкой классификации. Оружие классифицировалось не по внешнему виду, как это делается сейчас, а по его назначению и возможностям. К сожалению, сейчас многие коллекционеры и хранители оружия называют рапирой все, что хоть как-то отличается от обычного меча с крестообразным эфесом, даже если на самом деле такое определение не верно. Современные оружейники тоже часто допускают подобную ошибку, что усиливает общую неразбериху в оружейных терминах.
Кроме того, нужно учитывать, что развитие фехтования и оружия происходит не линейно. Этот процесс больше напоминает дерево, на котором то исчезают ветви, то появляются новые. Оружие изменялось с появлением каких-то новшеств, приспосабливалось к различным обстоятельствам и потребностям. Исходя из этого, было бы правильнее условно разделить рапиры на «ранние» - с достаточно широким и плоским в сечении клинком и «поздние» или «настоящие» - для более узких и объемных в сечении. Короткий одноручный меч, резко сужающийся к острию (типичный для 15 века), сегодня также будет считаться разновидностью рапиры, главным образом из-за эфеса, напоминающего эфесы рапир конца 16 века.
Есть много исторических свидетельств того, что рапиры ломались во время боя (в теле противника либо от удара о другое оружие), и я сам держал в руках рапиры, на которых были следы поломок (клинки были сломаны или погнуты). Другие клинки, которые я исследовал, казались такими тонкими и легкими, что легко могли сломаться от сильного удара, либо при сгибании. Я неоднократно ломал клинки современных рапир, какие-то случайно, какие-то – для того, чтобы понять, какие усилия для этого нужны.
Примерно у 70 рапир, которые я держал в руках, клинки были сильно деформированы. Поскольку рапиры делались очень тонкими и легкими, это сказывалось на прочности клинка, и он мог сломаться при столкновении с любой жесткой поверхностью. Некоторые оружейники даже советовали не бить острием или, по крайней мере, не рубить им со всей силы (мотивируя это тем, что такой удар очень медленный).
Хотя клинок рапиры, безусловно, хрупкий, он не так уж уязвим (хотя его хрупкий кончик мог отломиться легко). Рапира может быть достаточно крепкой и отражать удары более тяжелого оружия, но только средней, более прочной частью клинка, эфесом или (самый лучший вариант) атаками, которые отводят удар, а не ставят жесткий блок. Правда, я не уверен, что рапиры, которые я видел, могли бы отражать мощные удары подобным образом. Наилучшим вариантом было бы увернуться от атаки, а не пытаться парировать ее (впрочем, такое наверняка происходило если избежать атаки было невозможно).
Существует несколько теорий происхождения этого термина. Изначально, в 1470-х французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие rapiére, испанцы называли небольшой клинок, который носили с гражданской одеждой, spada ropera («одежная шпага»). На английском языке такие клинки называли rapiers, в Германии - Rappier. Слово «рапира» обозначало тонкий колющий клинок, который мы знаем. На современном итальянском они иногда называются stricia. Есть еще несколько слов, имеющих отношение к термину «рапира»: rasper, rappen, verdun. Интересно, что итальянские и испанские создатели рапиры называли spada или espada и меч, и шпаги и любой другой вид оружия. Французские источники 1530-х и английские 1540-х называют рапиру «испанским мечом». Немецкие источники того же периода называют ее по-латински - Ensis Hispanis.
Однако нет точных описаний того, что же собой представляла espada ropera или la rapiére. Мы ничего не знаем ни о ее размерах, ни о длине, ни и виде клинка и эфеса. Учитывая природу боевых искусств и оружия в то время, она должна была обладать очень специфическими характеристиками, достаточно установившимися для того, чтобы выделиться в новый вид. Есть любопытные свидетельства того, что итальянская знать в 1480-х – 1490-х годах начала носить клинки, которые были длиннее и тяжелее обычных кинжалов, но легче чем обычные военные (боевые) мечи. Вполне возможно, что эти клинки делали все длиннее и длиннее, и так со временем появилась рапира.
Поскольку придворные (дворяне) второй половины 16 века носили шпагу при дворе как знак своего высокого статуса, и особой привилегии – устраивать в незаконные «поединки чести», можно уверенно предположить, что именно это и было первоначальным назначением рапиры, а нынешнее ее применение пришло позднее. Если рапира впервые получила распространение при дворе, то мы должны задать себе вопрос: почему оружие, не имеющее первоначального «рыцарского» назначения – войны, внезапно стало использоваться в качестве атрибута придворного костюма? Можно предположить, что рапира была атрибутом не только дворянской одежды, но и простого гражданского платья, потому что для повседневной самозащиты легкий клинок подходил очень хорошо. В конце концов, эти клинки стали длиннее и тоньше для более подвижного колющего стиля фехтования, более подходящего для уличного боя и частных дуэлей. Новый вид оружия очень быстро стал популярным потому, что он был необходимы в многолюдных беспокойных городах Северной Италии, где было много вооруженных людей и соперничающих банд.
Рапира произошла от более ранних форм рубяще-колющего оружия и стала средством самообороны в городских условиях, и для частных дуэлей. Для этих целей 1540-м гг. оружейники производили быстрое, подвижное, одноручное колющее оружие, которое можно было использовать на улице, в переулке или в закрытом пространстве. Благодаря совместной работе производителей оружия и тех, кто им пользуется, оружие проверялось в действии, наиболее удачные элементы сохранялись и совершенствовались по советам и просьбам фехтовальщиков. Сначала рапира была создана как ответ на рубящее-колющее оружие и только позже она стала применяться против других рапир. Как я писал в книге 1997 года об искусстве фехтования эпохи Ренессанса, рапиры не появились просто так, сразу. Не было такого, чтобы кто-то изобрел пару рапир, а потом пошел и предложил кому-нибудь подраться ими. Фактически, на портретах благородных людей, дворян и королевского двор первой половины 16 века нет тонкого одноручного оружия.
С течением времени изобретались новые виды оружия и способы их использования. Если в начале 1500-х человек не мог пойти на улицу с бросающимся в глаза огромным военным мечом, то более легкое и тонкое оружие выглядело менее угрожающим и было не таким громоздким. Однако внешний вид тонкого легкого клинка для повседневных поединков продолжал меняться всю следующую сотню лет. Окончательную форму он приобрел только к 1570-1580-м гг.
По мере распространения по Западной Европе, рапира стала новым видом оружия и принесла с собой новый стиль боя. К 1530-м гг. уже были изменения во внешнем виде мечей и искусстве владения ими, но они не были резкими, масштабными или беспрецедентными. Все изменения в холодном оружии зависели от технологических, военных и социальных изменений. Уникальным было появление оружия, изначально предназначенного для повседневного ношения и поединков в городских условиях, а не для боевых действий. Главным новшеством являлся сам тип длинного, легкого, одноручного колющего оружия.
Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе. Введение рапиры в качестве «городского» оружия было постепенным. Несмотря на широкое распространение нового оружия и колющего стиля боя, если смотреть в целом, то видно, что трактаты по фехтованию в течении 16 века последовательно описывали различные приемы самообороны, как военного, так и гражданского назначения. Фехтование в Европе отличалось очень активной работой ног, новый же стиль подразумевал менее хаотичные передвижения, и поэтому требовалось изучение особой, более эффективной техники.
Существует прямая связь между грубыми практичными методами фехтования раннего Средневековья и более элегантной системой фехтования Ренессанса. Появление нового, колющего стиля было не «эволюцией», а просто адаптацией к изменившимся социальным условиям и потребности в самозащите. Фактически, рапира долгое время не использовалась профессиональными фехтовальщиками, и довольно долгое время сосуществовали два стиля фехтования.
В эпоху Ренессанса социальные и технологические изменения подхлестнули экспериментирование в западном искусстве фехтования, появилось очень много фехтовальных школ. Систематическое изучение гражданского, а не военного фехтования постепенно переросло в «Науку защиты» уделяющую особе внимание частной дуэли. Как и большая часть научных открытий и изменений в эпоху Ренессанса, изменения в фехтовании не происходили сами собой. Развитие искусства самообороны основывалось на принципах, которые устанавливались веками. Ни одна традиция фехтования или методология боя не существует сама по себе. Она появляется под действием окружающей среды в результате отбора и переработки того, что было создано раньше. Точно так же было и с колющей школой фехтования в эпоху Ренессанса.
Сложно сказать, когда тонкий меч «стал» рапирой. Мечи создавались для определенных целей и использовались соответствующим образом, поэтому они классифицируются по типу клинка, а не по внешнему виду эфеса (как это чаще всего делают коллекционеры, хранители и историки оружия).
По мере появления новых средств для того чтобы защищать и забирать жизнь, становилось ясно, что какие-то работают лучше других. Однако требовалось время, чтобы нововведения получили широкое распространение. Многообразие внешнего вида рапир объясняется как раз тем, что фехтовальщики постепенно выясняли, какие разновидности более эффективны, и как ими лучше пользоваться, оружейники же хотели действовать в своих интересах. В процессе «эволюции» оружия эпохи Ренессанса возникали формы, которые были недостаточно широкие для сильного рубящего удара, но и недостаточно тонкие и легкие, чтобы ими можно было колоть так же, как поздними или «настоящими» рапирами. Поскольку они не могли нормально ни колоть ни рубить, через несколько десятилетий они сменились новыми формами.
Еще один фактор, который не всегда учитывается при исследовании истории восхождения рапиры в качестве гражданского оружия, это города эпохи Возрождения, улицы в которых, как известно, были очень узкими. Помимо защиты от солнца и дождя, это делалось и для обороны города. Вторгающаяся армия не сможет легко маршем пройти по узким улочкам, а защищающим проще строить на них баррикады. Так же в таком ограниченном пространстве не могла собраться большая толпа. В такой обстановке колющее оружие гораздо удобнее рубящего.
Почему сложно отнести рапиру к какому-то определенному типу холодного оружия?
Поскольку рапиры не появились внезапно, а постепенно образовывались из рубящих и колющих мечей начала16 века, то какое-то время существовало два тесно взаимосвязанных оружейных семейства. Граница между ними достаточно расплывчата и нет четкого перехода от одного вида, к другому. В то время экспериментировали с многими разновидностями оружия. В фехтовальных трактатах как правило не утоняется, с каким видом оружия они учат обращаться, с гражданской рапирой или военным рубяще-колющим мечом, который еще назывался arming swords, field swords, Reitschwerte («рыцарский меч») или spada di lato («side sword»). Очень трудно определить, какой вид оружия использует автор, потому что иллюстрации часто неточные и противоречивые, к тому же приемы, которые авторы описывают, могут с успехом использоваться и в обращении с военными мечами и их более тонкими сестрами – настоящими рапира. Было бы правильнее употреблять термины «ранняя», «поздняя» и даже «переходная» рапира, хотя эти термины не исторические и не отражают сущности предмета.
Поскольку мало кто из тех, кто пишет или говорит о рапире и фехтовании на рапирах, держал в руках настоящий старинный образец (а еще меньше работали с подобными рапирами), то возникает много неточностей, домыслов, на которых строятся заблуждения. Из-за неточного изображения фехтовального боя в кино и на телевидении, каскадерами и группами, занимающимися исторической реконструкцией боя, у зрителей создается неверное впечатление о настоящей сущности боя. Многие реплики рапир, которые продаются сегодня, тоже неточно воспроизводят жесткость клинка, внешний вид, тип эфеса и вес рапиры. Эта проблема была очень распространенной десятилетиями и усугубила путаницу в атрибуции рапиры, и в представлении о том, как с ней обращались.
Мечи, отдаленно напоминающие рапиры появились в 1540-х гг., хотя сам термин появился раньше. Форма, наиболее похожая на настоящую, появилась в 1580-е гг. а затем продолжала видоизменяться до конца 17 века, а в Испании рапирами, хоть и в меньше степени, пользовались даже в 19 веке. В некоторых районах Европы в 18 и 19 веке старинные рапиры иногда использовались при официальных дуэлях. Так же старые клинки часто укорачивались, переделывались и снабжались другими эфесами.
Какая связь между рапирой и другими видами колющего оружия?
В средние века существовал колющий меч, который назывался «эсток» или «так» он существовал с начала 14 века, но все-таки он не является прообразом рапиры, и прямой связи между ними нет. Эсток был большим, тяжелым, жестким, двуручным мечом, предназначенным для того чтобы проколоть или пробить пластинчатый доспех. По технике боя они очень похожи на обычные средневековые мечи, которые держали за фальшрукоять (клинок) (так называемые «Полумечи). Однако вполне допустимо, что рапира могла произойти от эстока или така.
В разных странах их называли по-разному, но суть оставалась все той же: острые металлические прутья с квадратным или треугольным сечением и, как правило, двумя дужками гарды. В конце 16-начале 17 века «таки» также делались более короткими, для одной руки, но с ними еще нельзя было обращаться так же как с гораздо более тонкой и легкой рапирой. Так же, у минойцев был жесткий, резко сужающийся к острию бронзовый меч, напоминающий «так».
Существовали какие-то особые разновидности рапир?
Как только фехтовальщики создали для рапир особую технику боя и выяснили, как справляться с тем, кто владеет такими же приемами, начали появляться новые и новые разновидности рапир. У некоторых были очень длинные клинки, для того чтобы дотянуться до противника. С той же целью у некоторых делались очень длинные рукояти. Встречаются рапиры с очень длинной и прочной пятой, сделанной для того, чтобы можно было лучше парировать удары более широких клинков. У некоторых рапир был расширенный наконечник ножен для более широкого, рубящего острия-лопатки. Такое острие позволяло сделать быстрый хлесткий удар с движением от запястья.
Другие виды копировали знаменитые «пламенеющие» клинки мечей-фламбергов, а у некоторых на лезвиях делались зубцы как у пилы. Все эти ухищрения делались для того, чтобы узкий клинок хоть в какой-то степени мог рубить или резать (для кузнеца такой клинок был хорошей возможностью показать свое мастерство, потому что такие модели было очень тяжело сделать). Эти волнистые клинки использовались и для кинжалов, даг, и для пик. У других уникальных рапир делались заостренные головки рукояти, богато украшенные эфесы, у некоторых были даже перфорированные клинки или однозарядные пистолеты, встроенные в эфес. Даже были рапиры с выдвижными клинками, спрятанными в углублении рукояти, которые могли увеличивать длину на 8-9 дюймов (10 – 12 см - прим. Перев.)
В истории не было терминов «меч-рапира», «рубящая рапира» или «переходная рапира». С тех пор как в 16 веке в дуэлях рапира вытеснила обычные военные мечи, началась новая эра в личном вооружении. Всегда были попытки сочетать достоинства широких рубящих клинков с легкостью и подвижностью тонких колющих. Это повлекло за собой множество экспериментов, но некоторые формы не обладали ни теми, ни другими свойствами (не обладали ни рубящей силой широких мечей, ни подвижностью и легкостью узких клинков). Сегодня эти разновидности называют «тяжелой рапирой» или «меч-рапирой», а другие виды были переходными между этими двумя разновидностями. Эфесы на старых колющих шпагах (таках) так же заменялись на более поздние, рапирные эфесы и поэтому их часто определяют как тяжелые рапиры.
Каким образом рапира изменила фехтование?
Главный принцип фехтования заключается в том, что кратчайшее расстояние между двумя точками не изогнутая линия удара, а прямая линия укола. Скорость и размах (дальность) рапиры в бою без брони могли быть неожиданными и застигать врасплох тех, кто не владел подобным стилем боя. В умелых руках рапира была непредсказуемой, стремительной и неопытные противники очень часто ее недооценивали. Колющую рану можно нанести очень легко и она чаще всего могла оказаться смертельной. Человек, который пытался рубить или резать менее поворотливым рубящим оружием очень быстро натыкался на хорошо просчитанный, точный укол длинной рапиры, более «дальнобойной» рапиры. Однако без опыта и тренировок два человека, дерущихся на рапирах, могли начать атаковать друг друга и просто напороться на клинки друг друга
При линейных атаках боец обычно пытался защититься и контратаковать, точным движением отклоняя острие противника и делая собственный укол. То делалось одним движением, при котором сохранялся контакт с клинком противника, а, если необходимо, использовалась свободная рука либо кинжал (дагу). Длинное тонкое оружия идеально подходило для этого, но иногда излишняя длина могла стать помехой, потому что противник с более коротким оружием мог приблизиться, минуя острие или использовать кинжал (дагу).
Тонкая, непредсказуемая рапира была оружием для повседневного ношения и частного решения споров, а не для военного использования. Она была создана для стычек в переулках и внезапных атак, и была первым исключительно гражданским оружием самообороны, появившимся в обществе. Из простого практичного предмета она стала популярным атрибутом «благородного искусства».
Термин «Foyning fence» относится к исключительно колющему стилю фехтования в противоположность колющему. Термин foyne (или foign) означает выпад – мощный укол вперед на значительную дистанцию, с выпрямленной рукой и выпадом впереди стоящей ногой. Рапира задумывалась скорее как колющее оружие, а не рубяще-колющее. Однако более ранние типы скорее могли быть рубящее-колющими.
Рапиры прекрасно подходили для уличных боев и частной дуэли. Так же они были более приспособленными к новому колющему стилю фехтования чем более широкие и плоские клинки, которые почти ушли из военного употребления к концу 16 века. Однако укол едва ли был каким-то открытием в 16 веке. Он был важным элементом средневекового фехтования и очень часто использовался в древние времена. Благодаря пробам и наблюдениям фехтовальщики эпохи возрождения поняли, что прямая линия укола короче чем дуга удара, и достать противника на большем расстоянии гораздо быстрее. Рапира создавалась с учетом всех этих наблюдений. В итоге она породила новый элегантный и грациозный стиль фехтования.
Почему у рапир были такие сложные эфесы?
Как такового «рапирного» эфеса нет. Разнообразие эфесов у рапир огромно, но среди них больше «закрытых» разновидностей, которые состояли из больших киллонов (концов крестовины) и самых разных решеток (прутьев), колец, пластинок и чашек. Но все эти «Сложносоставные» эфесы никак не привязывались конкретно к рапирам и появились раньше на рубящем оружии. Так же, многие эфесы использовались и на более поздних видах оружия, отличающихся от рапир.
Такие сложные эфесы, в противоположность современным стандартным эфесам спортивных шпаг и рапир, делались не для того, чтобы защитить руку от укола, а для того чтобы помешать острию противника легко двигаться вокруг оружия и контратаковать.
Широкая крестовина и разнообразные дужки, появившиеся как защита от ударов, преграждали путь клинку. Так же такой эфес мог быть использоваться как самостоятельное оружие для удара противника в лицо. В течение следующего века, по мере того как рапиры делались становились все легче, проворнее и короче, подобные эфесы перестали делать. Вдобавок, такие громоздкие эфесы были неудобными для джентльменов, одетых в модное платье и носивших рапиры на боку.
Как рапиры использовались в бою?
Рапиры использовались совсем не так, как сейчас это показывают в фильмах типа «Принцесса-невеста» и «Зорро». Несмотря на неправильное изображение фехтовального боя в поп-культуре, рапиры не использовались для частой смены уколов и парирования ударов как в современном спортивном фехтовании или для того чтобы перерезать веревки, кожаные ремни или вырезать буквы на чем-нибудь. Все эти выдуманные трюки лишь плод фантазии.
Действия рапирой были с одной стороны очень грубыми и жестокими, а с другой – очень осторожными и точными. От атак чаще уклонялись (уворачивались) чем блокировали их, но если защита блокировалась, то чаще всего клинок противника отводился в сторону, что помогало сделать контр-укол.
При использовании рапиры вторая рука либо оставалась свободной, либо в ней был кинжал, баклер, либо плащ, иногда даже ножны или другой предмет. Дагу держали острием вверх, а концы перекрестья располагались по сторонам для того, чтобы можно было отбивать или захватывать клинок противника. У некоторых даг делались сложные эфесы специально для того чтобы захватывать и отбивать клинок. Так же был рапространен бой на двух рапирах одновременно. Нет никаких доказательств эффективного использования специальных агрегатов для того чтобы ловить или ломать клинок. Такие предметы могли лишить противника среагировать на атаку или возобновить свою, но не похоже на то, что они могли поймать или сломать клинок рапиры. В эпоху Возрождения почти каждый носил с собой подобие кинжала, а дворяне носили короткие или длинные плащи, которые могли использоваться для защиты. Иногда человеку приходилось обороняться не только от другой рапиры, но и от древкового оружия вроде копья, пики или алебарды.
Какой стиль боя подразумевала рапира?
Рапира является одноручным оружием, которое применялось для ловких уколов острием в сочетании холодным расчетливым стилем боя, больше полагающимся не на силу удара, а на тщательный расчет времени и расстояния.
Новый стиль фехтования был явным отрывом от поколения средневековой рубяще-колющей традиции в пользу новой системы, которая предпочитала уколы ударам. Однако, уколы не ставились выше ударов, потому что в соответствующих обстоятельствах с соответствующим оружием у каждого были свои недостатки и преимущества. В бою против другой рапиры разнообразие линейных движений и прерывистой работой ног сочеталось с быстрыми ……, уколами, и угловатыми или круговыми выпадами. Хотя было много способов приблизиться к этому, стиль был очень энергичным, агрессивным и осторожным. В основном бой на рапирах не был «благородным» и «благопристойным» фехтованием, который был в ходу у дворян в поздние века. В зависимости от ситуации противники с готовностью использовали удары кулаком, пинки, удары эфесом, подножки, захваты рук, клинка, leg sweeps, удушения и другие универсальные боевые приемы помимо действий оружием.
У рапиры есть уникальная способность к невероятно непредсказуемым и стремительным атакам, и опасное свойство – возобновлять продолжительные колющие атаки в непредсказуемых направлениях, даже отбив удар широких рубящих клинков. Так же рапирой можно было точно и быстро нанести легкие удары в лицо, горло, глаза, зубы и особенно руки чтобы отвлечь, спровоцировать и измотать противника. Быстрый выпад рапиры по своей проникающей силе был смертельным. Простая колющая рана глубиной несколько дюймов могла сразу же привести к смерти. Колотые раны в жизненно важных органах нельзя было обработать, и они не заживали. Однако, будучи смертельными, подобные раны не всегда приводили к немедленной смерти. Если не прокалывалось сердце или череп, человек мог двигаться еще несколько моментов или даже выиграть бой, но потом он умирал от шока и потери крови.
Средневековые авторы сетовали на неспособность рапиры к смертельным ударом и на то, что человек мог выдержать какое-то количество ран, нанесенных ей. Исторические записи боев с использованием оружия подкрепляют эту точку зрения. Однако в источниках есть и значительное количество примеров, описывающих гибель человека от быстрых единичных уколов.
При успешном уколе в теле или неизменно образовывалась серьезная дыра. В отличие от удара, который мог нанести только поверхностную рану, которая со временем заживала, укол мог повредить внутренние органы, кровотечение не останавливалось, и раны не заживали. Если рубящим мечом можно было нанести легкие удары или удары плашмя, то при уколе очень сложно рассчитать контролировать глубину укола и сделать так, чтобы он был неглубоким. С рапирами в руках люди не могли спокойно поразмахивать и погреметь как в случае с другим оружием. Каждая атака могла оказаться смертельное, поэтому в бою на рапирах не было места ошибке или снисходительности. Такой итог без сомнения придавал больше содержания тому, что раньше было простым лязгом оружия.
Несмотря на уникальность техники фехтования на рапирах, она по-прежнему базировалась на проверенных временем принципах: тщательный контроль дистанции, расчет, и грамотная техника. Опытный боец, действующий согласно этим принципам, будет успешно сражаться и с широким мечом в руках. Основное различие не в оружии, а в том, как и где оно использовалось.
Рапиры без сомнения использовались и для защиты и для нападения, иначе они бы не использовались в качестве оружия. Если бы она ей нельзя было эффективно атаковать любого противника, то зачем вообще пользоваться ею? Если она не может защитить вас от атаки, то что в ней хорошего? У разных видов оружия разные возможности для атаки и защиты, но любой длинный стальной клинок может хорошо защищать от ударов. Рапира не исключение.
Хотя у тонкого колющего клинка и нет защитной способности более тяжелых и прочных мечей, утверждать, что он не сможет защитить вас, можно только не зная реалий боя. Как писали многие мастера того времени, в умелых руках, рапира хорошо подходила для самозащиты в городе.
Из-за легкости и тонкости, рапире не хватает массы, чтобы легко сбить вниз тяжелый клинок или заменить его на контрудар как это обычно делалось с более широкими мечами. Так же если рапира не была достаточно прочной, чтобы поставить жесткую защиту от удара более тяжелым оружием. Поскольку рапира – оружие специализированная, то она не так well-rounded как широкий меч, который можно было использовать в разных ситуациях.
Имея только одну вооруженную руку, боец, владеющий рапирой, мог помогать себе свободной рукой, либо использовать второе оружие. Вспомогательное оружие использовали уже давно, и этот факт не означает недостатки основного оружия (как иногда утверждают). Как и многое другое в бою, это требовало координации и практики. Это так же не означало что оружие браковалось. Ранние варианты мечей часто использовались в паре с защитным оружием: щитом, баклером или кинжалом (дагой). В случае с рапирами это делалось не из-за того, что они почему-то не могли отражать удары, как ошибочно утверждают, а из-за преимуществ использования двойного оружия. Сочетание длинной рапиры и короткого кинжала (даги) было очень опасным для противника.
Как и любое оружие с длинным клинком, рапира подходила рубящего удара. Во многих текстах о рапирах описываются подобные приемы, и каждый фехтовальщик изучал их. Но насколько сильно сможет такой удар или порез ранить противника, зависело от множества факторов. Возникает вопрос: насколько эффективны рубящие удары рапирой, и какому результату они должны были приводить?
Для того чтобы нанести удар более серьезный, чем небольшая рваная рана, рапире не хватает ширины клинка, массы, остроты и кривизны клинка (если бы она обладала всеми этими качествами, то не было бы такого разнообразия широких рубящих мечей). Как оружие, предназначенное для быстрых уколов, настоящая рапира практически не имела острых лезвий и не могла применяться для широких рубящих ударов, которые, мы часто видим в кино и на сцене .
Насколько хорошо рапира режет?
Многие авторы в свое время жаловались на то, что рапиры плохо режут (в сравнении с рубящими клинками, о которых они писали) и по этой причине не подходят для боевых условий. Рапиры не были способны нанести сокрушительный рубящий удар, и они не предназначались для этого, ни один труд по фехтованию того времени не призывает использовать рапиры для ударов. Так же нет исторических свидетельств смертельных рубящих ударов, нанесенных настоящими рапирами, в бою.
Эта нехватка способности к резанию не мешала делать легкие быстрые хлесткие удары лезвием или острием по лицу или запястью. Это изматывало, раздражало и отвлекало противника. Такие удары могли оц3арапать кожу, в зависимости от типа клинка, даже сильно оцарапать, но они не могли разрубать мышцы и раскалывать кости как широкий плоский рубящий клинок. Некоторые тексты о рапирах упоминают о несмертельных ранах, сделанных либо легкими поверхностными порезами или performed with pulling slice, но все же клинок рапиры не предназначен для того чтобы рубить или резать, геометрия клинка мешала этому.
Эту тенденцию нарушает наличие широких, конусообразных клинков с плоским сечением и острыми лезвиями, которые могли перерезать глотку или отрубить руку. Эти разновидности не были похожи на более тонкие разновидности, хотя использовались аналогично.
Сечение клинка рапиры изменяется по всей его длине, и разные части клинка имеют разную степень остроты. Вообще, острота это относительное понятие. К примеру, лезвие бритвы очень острое, но при этом оно не очень прочное и легко затупляется. Нож для масла наоборот не очень острый, но все же его лезвие достаточно тонкое и при этом прочный. Клинок меча имеет столько лезвий, сколько возможно, сколько возможно, чтобы противник не мог с легкостью схватить клинок рукой. Но при таком толстом клинке и широких режущих кромках рапира не могла быть очень острой (особенно после нескольких сильных ударов о другой клинок).
У острия, в самой тонкой части клинка, острота лезвия будет минимальной. Если форма клинка не позволяла делать очень острые лезвия, то, очевидно, лезвия не затачивались вообще. Когда я рассматриваю уроки из исторических источников о рапире с учетом всего вышесказанного, и сравниваю раны, которые, по описаниям, были нанесены во время дуэлей или уличных боев с ранами, нанесенными массивным рубящим оружием, я прихожу заключению, что рапирой невозможно было нанести серьезную резаную рану. Рапирой нельзя отрубить конечность, обезглавить человека или наносить сильные рубящие удары, для которых они никогда не предназначались.
Так же маловероятно, что рапиры, которые сохранились в музеях и коллекциях, настолько сильно затупились и проржавели, что сейчас мы не можем судить о их былой остроте.
Что произойдет если рапирой нанести рубящий удар?
Чем закончится рубящий удар рапирой, зависит от многих факторов: от массы и формы клинка (учитывается форма сечения и толщина клинка), от угла и силы удара, от части клинка, которой наносится удар (ближе к острию или дальше от него), и от того, по какой части тела наносится удар. Учителя эпохи Возрождения часто советовали использовать удар как второстепенную атаку только если нет прямой угрозы от острия шпаги противника, другие советовали не использовать удар вообще. Если учесть все вышесказанное по отношению к клинку рапиры и ударам этим клинком, то мы придем к выводу, что порез рапирой вообще мог не причинить никакого вреда (потому что лезвие соскользнуло и не нанесло повреждений, удар был недостаточно сильным или цель была слишком жесткой). Либо удавалось нанести болезненную рану или небольшую царапину на лице, плече или ноге, которая мешала, злила или пугала противника. Либо результатом могла быть поверхностное ранение мышц рук, ног, плеч или корпуса, которое в какой-то степени сковывала движения противника. Возможно (если клинок был более плоским и острым) рапирой удавалось перерезать горло, выколоть глаза или отрубить пальцы.
Из моего личного опыта проверки различных клинков, в том числе нескольких старинных рапир, на самых разных материалах, у меня практически нет сомнений в том, как делались удары рапирой. В зависимости от того, каким был клинок и какой частью руки наносился удар (плечом, локтем или кистью) наши тесты не дали ничего кроме неглубоких порезов или небольших рваных ран. Как правило, от удара рапирой оставался неглубокий порез, который толком не повреждал ткани. Если клинок был более плоским и широким, сильный удар с быстрым follow-on “drawing” pull мог оставить очень существенную резаную рану. Однако, эти раны выглядят очень слабыми по сравнении с теми, которые можно нанести широкими рубящими клинками, которые разрезать и разрубать очень сильно, даже через кость. Интересно что от удара самым кончиком рапиры, даже очень тонким, не мясе оставались короткие рваные разрезы. Когда мы попытались нанести удар через мягкую ткань, результат был еще более слабым. В любом случае, удары рапирой не выглядят достаточно серьезными, чтобы вывести из строя руку или ногу или моментально убить человека.
«Cut» это любой удар лезвием клинка, не зависимо от остроты лезвия или способности определенного клинка нанести резаную рану. Поскольку даже изогнутым клинком можно колоть, хотя и не так эффективно как прямым, то и тонким клинком можно рубить, хотя и не так хорошо как широким. В конце концов, если ударить сильно и в нужную точку, то можно рубить и автомобильной антенной и каким-нибудь прутом.
Если подразумевать под ударами легким тонким оружием не сильные резаные удары, которые должны вывести противника из строя, а отвлекающие и изматывающие действия для того чтобы раскрыть противника для смертельных уколов, то тогда можно говорить об ударах рапирой. Эти удары причиняют боль, оставляют синяки, они могут повредить кожу, но они не остановят атакующего человека, который жаждет вас убить.
Споры вокруг ударов рапирой возникают из-за того, что люди пытаются повторить то, что они видели в кино и телешоу (где рапирой перерубаются канаты, ремни, одежду и т.д.). Либо они фехтуют легкими и тонкими спортивными шпагами и рапирами и пытаются замахиваться и рубить так, как будто это широкие рубящие клинки. Или еще хуже, фехтуют очень небрежно, гибкими тренировочными рапирами, возвращаются после пропущенного укола, и, задев противника рапирой, кричат: «Я ударил тебя! Ты ранен!». Чтобы оправдать все это они цитируют и искажают цитаты, не обращают внимания на исторические и физические данные и неправильно показывают настоящее обращение с оружием и его внешний вид. Решение этой проблемы, как нам кажется, в том, чтобы научить любителей тому, какой в действительности эффект производит настоящая техника с использованием настоящего оружия. Этот процесс займет определенное время, потому что мы все еще находимся в процессе изучения.
Можно ли было отбивать или брать клинок рапиры голыми руками?
Хотя рапиры были достаточно быстрыми и подвижными, их можно было схватить и удержать даже голыми руками. Вероятность поранить руку при этом невелика. В исторических источниках сообщается, что даже широкий рубящий клинок можно схватить рукой, если сделать это правильно. Некоторые трактаты о рапирах показывают как свободная рука использовалась для того чтобы отбить или отклонить укол рапиры. Это был обычный прием и, поскольку таким образом человек мог легко close to grapple , это стало поводом для того, чтобы использовать кинжал (дагу) в свободной руке. Если на руку была надета специальная перчатка из кольчуги или плотной кожи, тогда схватить или отбить клинок можно было совсем безопасно.
Хват и баланс у рапир был таким, чтобы было удобно контролировать острие для точного укола, а не лезвие для сильного удара. С учетом всего этого создавались рукояти рапир, благодаря которым укол с выпрямлением плеча делать гораздо удобнее. Первоначальный вариант хват позволял легко извлечь оружие из ножен просто вытянув руку вверх. При этом большой палец лежит на средней части крестовины. При другом хвате указательный палец обхватывал перекрестье и рикассо. При таком хвате большой палец мог лежать на edge of the ricasso. Если руки достаточно сильные, то можно держать оружие и за головку рукояти, что давало дополнительную длину оружия. Хват подбирался в зависимости от фехтовальной техники.
Почему есть разногласия по поводу того, как использовалась рапира?
Стили фехтования эпохи Возрождения настолько изменились во времени, многие исчезли, и сейчас ни один человек точно не может сказать, какими точно какими они были. Разные стили боя появляются от того, что определенному виду оружия соответствует свой стиль фехтования. Стили со временем изменяются, и в наши дни ни один человек не знает забытые стили. Старинные учения исчезли из-за того что перестали использоваться, другие стили просто устарели. Сейчас тот, кто изучает историю оружия должен разбирать старинные тексты и заново открывать, как нужно обращаться со старинным оружием. Лишь немногие владеют достаточными знаниями техники фехтования эпохи Ренессанса и опытом использования настоящего оружия, чтобы точно их показать. Кроме того сейчас в интернете очень часто пишут о рапире, основываясь на принципах современного спортивного фехтования, а не на знании настоящего оружия и исторических источников. Ошибочное представление о фехтовании появляется из различных предположений и неверного изображения боя с оружием. Те бои, которые мы видимо в кино, на телевидении, в спортивном фехтовании, на исторических мероприятиях и исторических реконструкциях, как правило, не дают подлинной картины.
Использовалась рапиры против тяжелого средневекового меча?
К тому моменту как появилась рапира, традиционные средневековые военные мечи (использовавшиеся против брони) почти вышли из употребления на поле боя и не использовались как личное оружие самообороны горожанина. Хотя они все еще использовались и в 16 веке в традиционных школах учили драться на мечах, рапира не создавалась для того, чтобы противостоять им. Время от времени случалось, что в поединке использовалась рапира против более старого меча, но есть свидетельства, что с рапирой при этом было не так просто справиться. Но не надо забывать, что в то время когда появилась гражданская рапира, эпоха расцвета тяжелых мечей уже миновала, и уровень мастерства владения мечом был не тот, что раньше. Поэтому в обстоятельствах уличного поединка не совсем правильно говорить о том, что рапира лучше или хуже средневекового меча.
Есть некоторые свидетельства того, что рапиры носили во время войны, главным образом, офицеры кавалерии (возможно для защиты в ближнем бою), но нет никаких упоминаний их эффективного использования. Во времена рапиры, очень многие авторы советовали пользоваться «таками» (короткое, жесткое, колющее оружие) и позже их ошибочно стали называть рапирами. Некоторые авторы того времени жаловались, что рапира не подходит для поля боя, в то время как другие заявляли обратное.
Использовались ли рапиры против брони?
Рапиры не предназначались для использования против человека, защищенного броней. Однако ношение было вполне обычным явлением среди бойцов того времени. Рапира могла проколоть мягкую защиту, но исторические источники говорят о том, что кольчуга (броня из переплетенных колец) была достаточной защитой и поэтому ее часто носили под одеждой. Если же человек был хотя бы частично защищен пластинчатой броней, которая все еще использовалась на поле боя и в городской милиции в 16-17 вв., то удары приходилось наносит по более уязвимым точкам. Иногда, из эстетических соображений, в музеях часто стоят манекены в пластинчатой броне 16 века с рапирой в руках, хотя они никогда не использовались вместе на войне, во время соревнований или для самообороны.
Кто носил рапиры?
Хотя рапира в первую очередь ассоциируется с дворянином эпохи позднего Ренессанса, на самом деле ее использовали люди любого класса. Самые ранние свидетельства использования подобного оружия 1540-60-х гг., сообщают о случаях самообороны, а не о дуэлях аристократов. Хотя рапира и ассоциируется с кавалерами и придворными, на самом деле она возникла как оружие уличных драк между мещанами, коммерсантами и лавочниками. Традиция ношения оружия с гражданской одеждой (а не военной формой) впервые появилась при дворе, но необходимость самообороны возникла и среди обычных горожан. По мере развития нового стиля фехтования с выпадами, его начал использовать тот класс, которому чаще всего приходилось участвовать в дуэлях чести – дворяне. За одно поколение фехтование стало очень распространенным боевым навыком среди утонченных дворян эпохи ренессанса. В некоторых местах было модно брать частные уроки у иностранных мастеров, чтобы научиться секретам экзотических стилей фехтования. Рапиры, как и smallswords (оружие дворян 18 века), очень часто носили просто как знак социального статуса, при этом совершенно умея ими пользоваться.
Любое оружие требует специальной подготовки для того, чтобы полностью использовать все его возможности, и рапира – не исключение. Как было сказано выше, рубить и резать сильным ударами – более привычно чем сделать прямой укол. В отличие от более ранних европейских стилей фехтования эпохи ренессанса, который в основном ориентировались на военные действия и самые общие навыки самозащиты, тонкая и легкая рапира требовала особой стойки и работы ног, что давало большой радиус действия, и при этом позволяло избегать ответных ударов и уколов. За одно или два поколения развился новый метод, ориентированный на дуэль с использованием двух рапир.
В то время рапира могла столкнуться с cutlass, саблями, палашами, двуручными мечами, кинжалами, а так же, баклерами и древковым оружием, так же все еще встречались кожаные защитные камзолы, панцири и кольчуги (иногда их носили под одеждой). Человек должен был научиться драться, а не просто размахивать оружием.
Фехтованию на рапирах вначале учились только дворяне и аристократы, это действительно так, но так было с любыми ранними разновидностями оружия. В средние века и эпоху Возрождения аристократы владели практически всеми видами боя, и изучали их при дворе. Рапира не была исключением из этого правила. Однако, очень часто фехтованию на рапирах учили мастера, которые были обычными торговцами или военными.
Мог ли бой на рапирах сочетаться с борьбой и захватами?
За редким исключением, до 18 века, захваты и борьба были важной частью боя на холодном оружии. Умелый боец всегда мог подобраться к своему противнику, обезоружить, сбить его с ног, или каким-то образом обездвижить. Так же он умел защищаться от аналогичных действий противника. Конечно, оружие помогает в бою, защищает от ударов и дает возможность их наносить, но оно не исключает того, что противник сможет подобраться и схватить вас.
Во времена рапиры, людям приходилось тренироваться очень осторожно, хотя они учились настоящим боевым приемам. Если человек получал ранение во время тренировки, он мог быть ослеплен или изувеченным навсегда и лишиться возможности зарабатывать себе на жизнь. Так же, он мог попытаться отомстить за несчастный случай и убить своего партнера.
Чтобы обучение было эффективным, уколы приходилось использовать с осторожностью. Для того, чтобы при сильном ударе не было серьезной раны, на занятиях использовалось незаточенное оружие без острия, которое называлось “foyled”. Кроме того, существовали правила безопасности, например, не направлять укол в лицо. Сначала, партнеры в качестве упражнения обменивались несколькими заранее оговоренными атаками, и постепенно выполняли небольшие связки в учебном бою. Но даже тогда они старались не наносить уколы слишком высоко и слишком сильно. До появления в 18 веке специальных защитных масок, ученикам приходилось быть очень внимательными и осторожными. Тем не менее, этот подход был достаточно эффективным и воспитывал внимательных и осторожных бойцов.
Физику колющего стиля (в отличие от динамичных ударов широким клинком), можно изучить и отработать постепенно. Даже стремительность реального боя требовала большого количества упражнений. Как и любой другой стиль боя, фехтование на рапирах, изучается с помощью упражнений и связок, которые помогают усваивать и технику и основные принципы боя (темп, дистанция, техника и т.д.). Однако, мы не имеем никаких свидетельств о том, что из себя представляли уроки фехтования, как они проходили, и поэтому можем только предполагать, как они проходили. Ключевые, основные элементы оружия известны нам благодаря сохранившимся учебным пособиям. Так же очень много удалось почерпнуть из литературы того времени и современной практики. Но все-таки, то, как фехтовальщики того времени учились своему искусству, нам еще предстоит выяснить.
Людей, желающих научиться фехтованию на рапирах, учили основным защитным положениям или боевым стойкам, основным атакам, шагам и перемещениям, тому, как действовать при атаке – отбивать, уклоняться или close in against (attack).Они изучали строение клинка, в какой части он сильнее, в какой слабее where pressed or pressing. Их учили использовать свободную руку, или дагу чтобы парирования, захвата или удара, еще их применять удары эфесом, захваты и приемы борьбы.
В 16-17 вв. по всей Европе работало множество школ и преподавателей фехтования и боевых искусств эпохи Возрождения. По словам некоторых учителей того времени, научиться фехтовать на рапирах было достаточно просто. Фехтование было строго упорядоченным, очень часто преподавалось вместе с геометрией и соответствующей терминологией, и очень часто оно рассматривалось как искусство рафинированное и научное, а не традиционное боевое фехтование, используемое на поле боя. Один мастер в 1617 году заявлял, что даже пятнадцатилений мальчишка может научиться защищаться от любого человека за несколько уроков. Другие преподаватели писали, что основы боя на рапирах можно изучить даже без преподавателя.
Так как клинок рапиры не должен был обладать какой-то исключительной остротой и гибкостью, изготовить его было не сложно. Как и от любого другого меча, от рапиры требовалась одновременно прочность и гибкость. Она должна была выдерживать удары, не ломаясь при этом, кроме того, кончик не должен был сильно сгибаться от ударов. Современные оружейники подтвердять, что есть много способов изготовить клинок с таким сечением, которое дает одновременно легкость и прочность. (Несмотря на разнообразие форм клинков рапиры, те современные реплики, которые я видел, в основном имеют ромбовидное сечение, хотя это только одна из разновидностей ранних рапир).
Сейчас существует несколько мифов о том, как создается оружие. Железную руду нужно обязательно переплавить в сталь, прежде чем ей можно придать какую-то форму. Оружие никогда отливали в формах (при этом получался хрупкий чугун). Так же мечи не делали, выковывая раскаленный докрасна кусок металла на наковальне. Напротив, после нагревания металл приобретал консистенцию мягкой глины, и затем медленно и постепенно ему придавал форму опытный мастер. Также клинки не изготавливались с помощью обычного закаливания раскаленного металла в воде или другой жидкости. Закаливание было заключительным этапом изготовления, и делалось после повторного нагревания. Медленная закалка делалась для того, чтобы клинок обладал необходимой жесткостью и упругостью. Этот процесс был самым главным в искусстве мастера-оружейника.
Почти каждый клинок имеет сердцевину из более мягкого металла и более жесткий внешний слой. Подобрать нужное сочетание компонентов этого «бутерброда» для конкретного клинка было нелегко. Многие клинки изготавливались из множества слоев (например, как японские мечи), которые обладали свойствами и мягкого и жесткого металла. В завершение, клинок шлифовался и полировался. Если рапирой попробовать пробить жесткую мишень, она согнется, но не сломается. Это делалось не для того, чтобы проверить могут ли они сгибаться многократно, потому что они не были для этого предназначены, а чтобы убедиться, что клинки рапир были достаточно закаленными и прочными. Если сделать клинок слишком жестким – он сломается, если слишком мягким – не распрямится после сгибания. Кроме того, рапирой можно попробовать проткнуть и более мягкий материал, чтобы проверить, насколько хорошо она его прокалывает. Основные черты клинок приобретал в процессе ковки, а окончательная форма и острота, скорее всего, делалась с помощью шлифовки (уже после закаливания). По сравнению с широким рубящим мечом изменение в сечении и спусках у тонкого колющего клинка минимальны. Кроме того, вероятность того, что тонкий клинок будет коробиться или деформироваться в процессе закалки, меньше.
Настоящие рапиры были очень жесткими. Они делались такими чтобы с легкостью проколоть человеческое тело во время боя. Если бы они были менее жесткими, они бы не смогли пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Так же рапирой нужно было отводить удары и клинок при этом не должен изгибаться, захлестывать. Чтобы избежать этого, рапиры имели особое сечение, благодаря которому клинок оставался жестким и прочным, но при этом легким и тонким. Клинки рапир закаливались таким образом, чтобы прижать им дополнительную прочность, но при этом сохранить необходимую степень эластичности.
Современные рапиры слишком гибкие. Это результат стремления поклонников фехтования, иметь безопасное тренировочное оружие, которое может сгибаться до определенной степени, не ломаясь, и не прокалывая противника. Такая степень гибкости, приемлемая для спортивного фехтования, влияет на общее представление о клинках рапиры и искажает настоящую технику фехтования на рапирах. В исторических источниках нет свидетельств того, что в эпоху Ренессанса использовались гибкие клинки. Гибкое тренировочное оружие появилось уже после того как в оборот вошла шпага, это произошло не раньше конца 17 века. Дошедшие до нас «тренировочные» рапиры эпохи Ренессанса достаточно жесткие. Также времени изображались рапиры, острие которых было закрыто специальным шариком. Такие рапиры использовались с 1560-х гг.
Что собой представляет шпага и чем она отличается от рапиры?
К середине 17 века, когда мода, огнестрельное оружие и социальная обстановка устранили потребность в оружии самообороны, длинная рапира со сложным эфесом вышла из широкого употребления. Появились более короткие и легкие клинки, которые стали называться шпагами (их еще называют court-swords, town-swords или walking swords). Разные сферы применения гражданской рапиры и дворянской шпаги повлияли на их развитие и внешний вид. Шпага не имела принципиальных отличий от рапиры, она просто была приспособлена для других обстоятельств. Шпага более уравновешенное, в чем-то формальное, дуэльное оружие, и техника фехтования на них очень благородная и хладнокровная. В отличие от рапирной техники, в фехтовании на более легких и коротких шпагах отбивка и рипост (контратака) разделялись на два отдельных движения.
Проведение защиты и контр атаки в два движения (на «двойной счет») было не «улучшением» более ранних приемов боя – в них атака и защита делались одновременно, с помощью контрудара – а адаптацией. Когда в обиходе осталось исключительно тонкое колющее оружие, предназначенное для дуэлей против похожего оружия, осуществлять защиту от укола и контр укол в два движения стало естественным. Это не было большим достижением в истории фехтования, простая логика - использования естественную легкость оружия выгодным способом.
Многие элементы боя, присущие рапире, начали использоваться и в фехтовании на шпагах. Но с каждым новым поколением фехтовальщиков необходимость в самообороне становилась все меньше, дуэли все больше походили на ритуал, спортивные упражнения заменили подлинное фехтование, и техника боя на рапирах постепенно исчезала. Это отразилось и на характере боя, в котором было больше чувствительности барокко чем практичного уличного боя эпохи ренессанса.
Современное спортивное фехтование появилось в 19 веке, а произошло оно от боевых стилей 18 века, во время, когда оружие использовалось очень редко. Именно от шпаги, а не от рапиры произошли современные фехтовальные стили. Они имеют гораздо больше общего с этим скромным оружием, а не с рапирой или ранними мечами эпохи возрождения. Современное спортивное оружие никогда не было настоящим. Оно создавалось специально для имитации в безопасном поединке. Они гораздо более гибкие, быстрые и подвижные, чем их исторические аналоги. Особые правила современного фехтовального поединка, определяют искусственно созданные ограничения, которые плохо соотносились с многими элементами оружейного искусства эпохи возрождения. Несмотря на регулярные попытки, настоящие рапиры, которые были жестче, тяжелее, крепче и с более сложным эфесом чем современное спортивное оружие, не могут использоваться современной манере (и наоборот).
К середине 19 века стало ясно, что фехтование продолжает меняться. Приемы, которые могут свободно выполняться в фехтовальном зале с тупым гибким оружием и в защитных масках, в условиях реального боя будут самоубийственными. Но все больше и больше эти приемы становятся единственно возможными в дружеском поединке и единственными, которые преподавали в то время.
Хотя рапиры и более поздние шпаги (smallswords) foils and epees используются сходным образом, поскольку все они происходят от foyning fence, в целом, различия между ними все же есть. Многие прием боя на рапирах, описанные в протоколах боев и дуэлей и в текстах того времени просто неприемлемы в современном спорте. Например, в спортивном фехтовании не используется вспомогательное оружие или свободная рука, не разрешается слишком сильно воздействовать на клинок противника. Это убивает саму природу боя и на первый план выходит техника. Не разрешается обезоруживать свободной рукой, сам боец не может держать свое оружие двумя руками. Так же нет рубящих ударов, которые использовались в позднем фехтовании, чтобы раздражать или выматывать противника, также не разрешались удары ниже пояса. В современном фехтовании не допускается близкий телесный контакт и, разумеется, не разрешалось удерживать противника или совершать броски. Все это полностью меняет подход и отношение к бою.
Век рапиры продлился всего около 150 лет - достаточно для того, чтобы появилось несколько разновидностей оружия и несколько теорий боя для его использования, прежде чем огнестрельное оружие не сделало их ненужными для самообороны. Рапира использовалась как оружие самозащиты в городской обстановке и дуэлей чести в Западной Европе до середины – конца 17 века, а к началу 18 века она окончательно устарела. Длинные клинки и сложные эфесы были неудобными в изменившейся обстановке, они мешали при ходьбе в толпе, на балах, на приемах, с ними неудобно сидеть, вылезать из кареты и т.д. Поскольку повседневное ношение оружия в городе и при дворе прекратилось, не осталось возможностей для внезапных стычек и атак, как раньше. Проще говоря, исчезла необходимость в использовании кинжала, или чтобы моментально отбить клинок рукой. Рапиры перестали использовать. Прошло еще какое-то время, прежде чем десятки тысяч рапир, существовавших в то время, постепенно были переделаны или заменены на более популярное короткое оружие.
Что делает рапиру особенной?
Как личное оружие городской самообороны, агрессивная и элегантная рапира стала дуэльным оружием par excellence. По моему мнению (говорю как ярый поклонник фехтования на longswords и мече и баклере), для поединка без брони, в умелых руках тонкая рапира – это грозное и жестокое оружие, которое не следовало недооценивать (особенно тем, кто не был знаком с ее необычной техникой использования). Рапирная техника – быстрая, полна обманных движений, тонкая, изощренная, и она представляет самый новаторский и оригинальный вид в военном искусстве Запада.
Рапира представляла собой нечто особое в истории оружия Западной Европы, она имела особый внешний вид – оружие, приспособленное для поединка без брони, а не боя где угодно, когда угодно и при любых обстоятельствах. Это было исключительно личным оружием, никогда не применявшимся на войне или на поле боя. Но что рапира вероятно, делала лучше всего – это сражалась против другой рапиры. Тонкая, гражданская колющая рапира была изощренным и очень эффективным видом боя, очень жестоким и завораживающим в своей смертоносности.
Если вы хотите начать изучать рапиру, не тратя при этом сотни долларов на экипировку, то можете приобрести недорогую деревянную тренировочную рапиру, попробуйте поработать с материалом моей книги 1997 года «Искусство фехтования эпохи ренессанса» как с основой для работы ( в этой книге рассказаны многие моменты, упомянутые в этой статье), и прочесть статьи и пособия по рапире в сети, на сайте ARMA. Практикуйтесь в уколах по мишени, перемещениях назад, вперед и диагонально во время укола, также пробуйте наносить удары и уколы, используя левую руку для парирования и захвата. Это не самое сложное оружие (как сказал один мастер), если понять простой принцип его использования. Это потребует времени и достаточно усилий. Кажущаяся сложность смен быстрых уколов, контратак в foyning fence могут показаться высокотехничными и абсолютно неразличимыми неопытному начинающему, хотя на самом деле используются всего лишь несколько движений.
Если вы никогда не имели дело с каким-либо холодным оружием, то вам будет полезно изучить современный стили фехтования на спортивной рапире или шпаге, потому что они произошли от рапиры. Но всегда помните о том, что это – сильно стилизованные формы дуэльного спорта сильно отошли от боевых искусств эпохи Ренессанса. Их изучают и практикуют принимая во внимание несколько искусственно созданных правил, запретов и ограничений, которые вообще не имеют ничего общего с с эффективностью настоящего боя или историей того как ранние шпаги использовались на самом деле. Вежливая, ритуализированная фехтовальная игра дуэли конца 19 века, была всего лишь слабым отголоском грубой дикости рукопашной схватки в Средневековья или Возрождения. Хотя существуют основные общие движения между ними (как и между всеми видами фехтования), различия в оружии и обстоятельствах его использования очень важны.
К сожалению, существует очень мало надежных источников для изучения настоящих рапир и настоящего фехтования эпохи Возрождения. Мой совет – пользоваться статьями сайта ARMA и книгами, которые указаны в списке литературы и, разумеется, стать членом нашего клуба. Также, будьте очень внимательны и собирайте свои собственные заметки и записи. Но всегда следите за точностью информации. Когда дело касается рапир (и другого оружия), самые распространенные точки зрения чаще всего отличаются от исторической и физической действительности. По моему опыту, людям (чье представление об оружии и боевых искусствах складывается благодаря кино, телевидению, видеоиграм и комиксам) очень трудно отказаться от своего неверного представления, и вместо этого руководствоваться историческими записями при формировании собственного мнения. Что еще хуже, многие современные учителя фехтования специально распускают ложь, дезинформацию, касающуюся рапиры, чтобы скрыть свое невежество в области боевых искусств эпохи Ренессанса и свою собственную несостоятельность в их изучении. Одним словом, много читайте, прилежно учитесь, но будьте внимательны ко все информации, ко все информации, которую вы считаете правильной. Как и во многих других случаях, в процессе изучения истории фехтования, скептицизм – полезен.
Почему при изучении рапиры так важна историческая аккуратность?
Рапира была реальным оружием, созданным реальными людьми, чтобы на самом деле убивать ею друг друга, мы очень многим обязаны ее наследию, и наш долг – уважать всю относящуюся к ней историю. История говорит о том, что действительно было, а не о каких-то воображаемых или предполагаемых вещах. Она сообщает нам об идеях, событиях и людях, которые создали наш современный мир. Это не стартовая площадка для развлечений или фантазий. История – это то, что действительно было. Ничто воображаемое не может сравниться с подлинной жизнь наших предков, которые прожили свои жизни работая, играя, любя, создавая, думая, сражаясь и умирая. Их усилия и изобретательность, их пот и кровь, их долгая жизнь и смерть, пробы и ошибки наш единственный и лучший источник для изучения того, что на самом деле происходило в бою. Они учились на очень серьезном опыте. Они точно знали, какие приемы срабатывают, а какие нет, потому что от этого зависела их жизнь. Это была их реальность. Прежде смешивать или создавать что-то мы обязаны и своим предшественникам и потомками усвоить их мир и борьбу, которая породила его. Чтобы лучше понять настоящее и приготовиться к будущему, нужно усвоить прошлое. Чтобы понять, куда ты собираешься идти, нужно помнить, откуда ты. Каким бы ни был мотив твоего интереса в оружии и боевых искусствах, он должен начинаться с серьезного изучения того, где и когда они существовали.
Оригинал раньше висел на нашем сайте для свободного скачивания... Но только в конце была приписка: "Материал статья взят из будущей книг об оружии эпохи Ренессанса. Пожалуйста, помните, что статья защищена авторским правом. При использовании, цитировании, копировании или воспроизводстве любой части для учебного проекта или сайта, попросите разрешения."