Статья - Лиссажу-до Веерное фехтование
(с) http://www.battlespirit.ru/index2.php?option=com_con...
Лиссажу-до — это современная техника веерного фехтования, которую разработал американец Рой Вильямс.
Веерное фехтование — способ ведения боя, при котором оружие непрерывно движется по замкнутым траекториям, вращаясь подобно лопастям пропеллера, и наносит удары в пространстве перед бойцом или вокрут него. В начале 70-х гг. Вильямс систематизировал приемы веерного фехтования, изучаемые в традиционных боевых искусствах и создал свою систему работы с оружием, назвав ее Родо. Спустя некоторое время он случайно заметил, что траектории всех известных ему приемов напоминают кривые, известные в математике и в физике как «фигуры Лиссажу». Исследовав этот вопрос, Вильямс доработал свой стиль, подведя под него теоретическую базу и создал ряд новых приемов на основе фигур Лиссажу. В 1976 г. Вильямс переименовал свой метод в честь Юлиуса Лиссажу — французского физика, первым описавшего фигуры, впоследствии названные его именем.
Рой Вильямс постоянно подчеркивает, что его стиль является «научным» боевым искусством, хотя на самом деле единственным научным элементом лиссажу-до является связь траекторий движения оружия с фигурами Лиссажу. Чтобы лишний раз продемонстрировать «научность» стиля, терминология лиссажу-до насыщена научными терминами из математики, физики и астрономии (такими, например, как «сизигия»). Нельзя сказать, что эти термины употребляются не к месту, однако в большинстве случаев вполне можно было обойтись словами из обыденной речи.
Техника лиссажу-до практически полностью описана в математических терминах. Так, фронтальная плоскость рассматривается как плоскость координат с началом координат в районе солнечного сплетения; траектории движения оружия как бы повторяют изображенные в этой системе координат фигуры; движение оружия ниже условного начала координат называют «отрицательным», а выше — «положительным» и т.п. Научная терминология позволяет Рою Вильямсу утверждать, что именно он создал все приемы лиссажу-до и что раньше они не были известны, хотя на самом деле большинство технических элементов он заимствовал из традиционных боевых искусств.
Все же Вильямс проделал значительную работу. Лиссажу-до представляет собой четкую систему, в которой систематизированы не только приемы, но и принципы работы с оружием, методы управления движением оружия и т.п. Все это делает систему достаточно простой для изучения, резко уменьшает количество травм среди учеников, значительно упрощает разработку новых приемов.
Основным оружием, используемым в лиссажу-до, являются модифицированные нунчаку с укороченным соединением и смещенным центром тяжести. Такая конструкция облегчает управление их движением и позволяет увеличить скорость вращения по сравнению с обычными нунчаку. Вильямс называет это оружие «пенчаку» («нунчаку с балансом маятника»). Однако большинство приемов лиссажу-до можно выполнять и с другим оружием: мечом, ножом, палкой, цепью и т.п., так как механика приемов и траектории движения едины для всех его видов.
Лиссажу-до — это современная техника веерного фехтования, которую разработал американец Рой Вильямс.
Веерное фехтование — способ ведения боя, при котором оружие непрерывно движется по замкнутым траекториям, вращаясь подобно лопастям пропеллера, и наносит удары в пространстве перед бойцом или вокрут него. В начале 70-х гг. Вильямс систематизировал приемы веерного фехтования, изучаемые в традиционных боевых искусствах и создал свою систему работы с оружием, назвав ее Родо. Спустя некоторое время он случайно заметил, что траектории всех известных ему приемов напоминают кривые, известные в математике и в физике как «фигуры Лиссажу». Исследовав этот вопрос, Вильямс доработал свой стиль, подведя под него теоретическую базу и создал ряд новых приемов на основе фигур Лиссажу. В 1976 г. Вильямс переименовал свой метод в честь Юлиуса Лиссажу — французского физика, первым описавшего фигуры, впоследствии названные его именем.
Рой Вильямс постоянно подчеркивает, что его стиль является «научным» боевым искусством, хотя на самом деле единственным научным элементом лиссажу-до является связь траекторий движения оружия с фигурами Лиссажу. Чтобы лишний раз продемонстрировать «научность» стиля, терминология лиссажу-до насыщена научными терминами из математики, физики и астрономии (такими, например, как «сизигия»). Нельзя сказать, что эти термины употребляются не к месту, однако в большинстве случаев вполне можно было обойтись словами из обыденной речи.
Техника лиссажу-до практически полностью описана в математических терминах. Так, фронтальная плоскость рассматривается как плоскость координат с началом координат в районе солнечного сплетения; траектории движения оружия как бы повторяют изображенные в этой системе координат фигуры; движение оружия ниже условного начала координат называют «отрицательным», а выше — «положительным» и т.п. Научная терминология позволяет Рою Вильямсу утверждать, что именно он создал все приемы лиссажу-до и что раньше они не были известны, хотя на самом деле большинство технических элементов он заимствовал из традиционных боевых искусств.
Все же Вильямс проделал значительную работу. Лиссажу-до представляет собой четкую систему, в которой систематизированы не только приемы, но и принципы работы с оружием, методы управления движением оружия и т.п. Все это делает систему достаточно простой для изучения, резко уменьшает количество травм среди учеников, значительно упрощает разработку новых приемов.
Основным оружием, используемым в лиссажу-до, являются модифицированные нунчаку с укороченным соединением и смещенным центром тяжести. Такая конструкция облегчает управление их движением и позволяет увеличить скорость вращения по сравнению с обычными нунчаку. Вильямс называет это оружие «пенчаку» («нунчаку с балансом маятника»). Однако большинство приемов лиссажу-до можно выполнять и с другим оружием: мечом, ножом, палкой, цепью и т.п., так как механика приемов и траектории движения едины для всех его видов.
Изучается техника управления движением оружия, способы перехода от одной траектории к другой без снижения скорости движения (что позволяет атаковать противника, непрерывно нанося удары с разных сторон), а также различные вспомогательные приемы: перехваты оружия из руки в руки, смена хвата с прямого на обратный и наоборот и т.д. (все это не прерывая движения). Начинающие тренируются с одной парой нунчаку, на продвинутом уровне изучают работу с оружием в обеих руках.
В первую очередь лиссажу-до является сценическим искусством, предназначенным для выступлений перед публикой. Основное время ученики уделяют отработке зрелищных, но не имеющих боевого применения сольных номеров. Так, многие технические элементы (прокручивание оружия между пальцами, смена рук, когда оружие из правой руки переходит в левую, а оружие из левой руки — в правую, подбрасывание оружия в воздух и т.п.) являются скорее жонглерскими тркжами, чем боевыми приемами и рассчитаны лишь на то, чтобы произвести впечатление на зрителей.
Выступление мастера лиссажу-до выглядит очень эффектно: оружие со свистом кружится вокруг исполнителя с такой скоростью, что кажется, будто он находится в центре урагана. К тому же в 80-е годы Вильямс изобрел способ сделать свои выступления еще более эффектными. Он начал выступать на затемненной сцене, подсвеченной ультрафиолетовыми лампами, свет которых (так называемый «черный свет») нельзя увидеть невооруженным глазом, а нунчаку, с которыми он выступает, покрыты флюоресцентной краской, ярко светящейся в ультрафиолетовых лучах. Такое шоу производит впечатление магического действа: нунчаки в руках исполнителя вращаются, оставляя за собой мерцающий след, словно две кометы, и создают вокруг исполнителя светящийся цветной ореол. По своей привычке использовать умные слова Вильям назвал такой вид выступлений «Гало Аура».