Историческое фехтование: теории и направления
(с) Клуб "Камелот"
Для того, чтобы приступить к разговору о методике исторического фехтования важно установить существующие тенденции развития этого явления и проследить связи с теми взглядами и теориями, под воздействием которых формируются современные направления ИФ. В данном обзорном очерке планируется провести краткий сравнительный анализ направлений ИФ европейской части России, а также региона Сибири и Дальнего Востока.
В России развитие исторического фехтования связано с двумя основными подходами, послужившими началом экспериментов в единоборствах с холодным оружием. Эти подходы можно назвать историко-реконструкторским (1) и игровым (2). Сейчас следует заметить, что оба подхода зачастую объединяются, совмещая достоинства и опыт каждого; но в тот период, когда первые военно-исторические клубы и клубы ролевых игр только появлялись, различия в целях и способах построения практики фехтования были достаточно велики. Процесс заимствования опыта стал происходить позднее: с 1992-1995 годов игры стали массовым и популярным явлением, профессиональная часть игроков стала постепенно переходить к более серьезному моделированию предметной сферы и пришла к идее исторической реконструкции. Первые рыцарские и некоторые другие исторические клубы, которые изначально не были связаны с ролевым движением и появились в период 1975-1993 годов, основывались на идеях материальной и событийной реконструкции. В их деятельность из среды ролевых игр стали проникать различные элементы имитационных игровых моделей и особенно образцы форм коллективного досуга. Таким образом, историческое фехтование, зародившееся в среде военно-исторических клубов, не избежало влияния некоторых идей, близких к игровому моделированию. Также можно вести речь и об обратном явлении -- игровое фехтование, появившееся в ролевой среде стало видоизменяться с появлением в играх исторического моделирования. В некоторых клубах влияние на игровой бой оказали восточные системы единоборств, по образу которых стала видоизменяться техническая база и критерии мастерства, что тоже сблизило в ряде случаев игровое и историческое фехтование.
Одной из отправных точек развития исторического фехтования стала широко популяризируемая с начала 90-х годов попытка реконструкции национальных славянских традиций единоборств с оружием, созданная Беловым, основателем "славяно-горицкой борьбы". Несмотря на наличие более профессиональных реконструкторских объединений, имеющих значительный опыт построения практики ИФ (таких как клуб Уральского Университета М.Черниховского, клуб "Рыцарский Союз" Е.Щербакова), именно идея славянского боевого искусства начинает вызывать повсеместный интерес к фехтованию. В результате клубы Тулы, Москвы, Саратовской, Пензенской и других областей заимствуют элементы славяно-горицкой борьбы и ее терминологии, адаптируя заимствованное к нуждам исторического фехтования.
Для того, чтобы приступить к разговору о методике исторического фехтования важно установить существующие тенденции развития этого явления и проследить связи с теми взглядами и теориями, под воздействием которых формируются современные направления ИФ. В данном обзорном очерке планируется провести краткий сравнительный анализ направлений ИФ европейской части России, а также региона Сибири и Дальнего Востока.
В России развитие исторического фехтования связано с двумя основными подходами, послужившими началом экспериментов в единоборствах с холодным оружием. Эти подходы можно назвать историко-реконструкторским (1) и игровым (2). Сейчас следует заметить, что оба подхода зачастую объединяются, совмещая достоинства и опыт каждого; но в тот период, когда первые военно-исторические клубы и клубы ролевых игр только появлялись, различия в целях и способах построения практики фехтования были достаточно велики. Процесс заимствования опыта стал происходить позднее: с 1992-1995 годов игры стали массовым и популярным явлением, профессиональная часть игроков стала постепенно переходить к более серьезному моделированию предметной сферы и пришла к идее исторической реконструкции. Первые рыцарские и некоторые другие исторические клубы, которые изначально не были связаны с ролевым движением и появились в период 1975-1993 годов, основывались на идеях материальной и событийной реконструкции. В их деятельность из среды ролевых игр стали проникать различные элементы имитационных игровых моделей и особенно образцы форм коллективного досуга. Таким образом, историческое фехтование, зародившееся в среде военно-исторических клубов, не избежало влияния некоторых идей, близких к игровому моделированию. Также можно вести речь и об обратном явлении -- игровое фехтование, появившееся в ролевой среде стало видоизменяться с появлением в играх исторического моделирования. В некоторых клубах влияние на игровой бой оказали восточные системы единоборств, по образу которых стала видоизменяться техническая база и критерии мастерства, что тоже сблизило в ряде случаев игровое и историческое фехтование.
Одной из отправных точек развития исторического фехтования стала широко популяризируемая с начала 90-х годов попытка реконструкции национальных славянских традиций единоборств с оружием, созданная Беловым, основателем "славяно-горицкой борьбы". Несмотря на наличие более профессиональных реконструкторских объединений, имеющих значительный опыт построения практики ИФ (таких как клуб Уральского Университета М.Черниховского, клуб "Рыцарский Союз" Е.Щербакова), именно идея славянского боевого искусства начинает вызывать повсеместный интерес к фехтованию. В результате клубы Тулы, Москвы, Саратовской, Пензенской и других областей заимствуют элементы славяно-горицкой борьбы и ее терминологии, адаптируя заимствованное к нуждам исторического фехтования.
С развитием ролевых игр противопоставление исторического фехтования игровому достигает определенного накала страстей. Важным отличительным моментом становится использование в ИФ "настоящих" доспехов и оружия, изготовленных из стали и железа, а также утверждение о проведении боев "в полный контакт". Демонстративность этого противопоставления должна обеспечивать ИФ более солидный и профессиональный вид, маскируя отсутствие четкой концепции исторического фехтования и сложившейся методики, ограниченность практического и творческого потенциала. В игровом фехтовании этого временного периода идеология также не приобретает влияния на процесс имитации фехтовальных действий, а снаряжение, в сравнении с ИФ совершенно не связано с функциональностью его реальных прототипов, и в ущерб прочности и историчности ориентируется на декоративность и символизм.
С появлением большого количества информации об исторической реконструкции (из зарубежной литературы, каталогов, материалов, публикуемых иностранными клубами в Интернет), в историческом фехтовании начинает усиливаться тенденция к реконструктивной точности, которая на сегодняшний день считается самым важным отличительным признаком ИФ. Большинство современных военно-исторических клубов качество фехтования склонны оценивать только в связи с "историчностью" костюмов, доспехов и оружия, что, безусловно, стимулирует процесс изучения материальной культуры средних веков.
Структуру исторического фехтования, практикуемого в разных военно-исторических клубах страны, нельзя считать полностью однородной. С некоторой уверенностью можно различать три основные формы ИФ и еще несколько мелких разновидностей. Основными формами принято считать "спортивное", "фестивальное" и "сценическое" ИФ. Из названий частично определяется направленность этих форм: для "спортивного" направления характерен весьма демократичный соревновательный процесс, "фестивальная" форма тяготеет к ужесточению требований по реконструкции и соответствию фестивальной тематике, "сценический" вариант направлен на усиление зрелищного эффекта ИФ и по своей специфике приближается к шоу-индустрии. Некоторые отдельные направления распространенные не столь широко, все же заслуживают упоминания. Направления, ориентированные на национальную специфику, или традиции : русский стиль, японское фехтование "кендо" и техники меча в "ниндзюцу", китайское фехтование стилей "у-шу" и т.п. Направления военных игр с оружием: "лодейня" и другие игры по версии В.Кондратьева, "полосы выживания", командные эстафеты. Направление экспериментальной реконструкции: разрубание предметов, частей защитного доспеха, тестирование силы, скорости и точности ударов, изучение физиологии бойца. Направление прикладного фехтования: поиск приемов боя, применимых в современных условиях, сходных с тематикой рукопашного боя и подготовки ведомственных военизированных подразделений и служб охраны. Одно из пропагандируемых направлений -- так называемое "боевое" фехтование, о существовании которого стало многое известно благодаря деятельности В.Кондратьева.
Интерес к фехтованию, проявляющийся в подходах военно-исторического и игрового направления в основном можно рассматривать как увлечение эмоциональным и образным содержанием соревновательной деятельности. Относительная свобода от жестких схем построения этой деятельности позволяет представлять всю область соревновательного фехтования как привлекательную для творческой самореализации и доступную для большинства. Сходство обоих подходов заключается в том, что развитие двигательных навыков (за редкими исключениями) не является основной целью любительского фехтования. Как игровое, так и историческое фехтование, по сложившимся традициям, могут быть свободно доступными на этапе наличия игрового оружия или историчного турнирного снаряжения, после чего процесс изучения двигательных навыков сразу же подменяется практикой соревнований, что считается тождественным. В случае спортивной, и даже просто физкультурной деятельности подобное построение обучения невозможно, так как главными целями является формирование культуры двигательных навыков и здоровый образ жизни. Было бы очень странным видеть опытного фигуриста, который лишь иногда находит равновесие на льду, или боксера, у которого не поставлен удар. Тем не менее существующая свобода в любительских подходах к фехтованию настолько велика, что является серьезным препятствием систематизации и классификации содержания фехтования. Необходимость изучения формализованных приемов не только не рассматривается, но даже во многих случаях отвергается в пользу спонтанных и интуитивных действий. Общепринятое мнение основывается на том, что непредсказуемость поединка не позволяет применять формализованные приемы и только "боевые" ситуации дают возможность культивировать "реальные" способы боя. Такое представление о фехтовальной подготовке -- хороший повод иронизировать про необходимость включения уличной драки в программу Олимпийских игр, но никак не основание для построения спортивной системы.
Попытки преодолеть ситуацию отсутствия единых требований к процессу подготовки спортсмена совершались представителями тульской, московской и зареченской школ исторического фехтования в виде составления методик. Желание подвести под форму соревнования содержание подготовки отражает в этих методиках подмену причины и следствия -- отсутствие сложившейся культуры движения исторического фехтования напрямую влияет на качество построения соревнований. Соревнования должны создавать условия конкуренции в повышении культуры двигательных навыков, формализованных еще на этапе обучения. В практике же происходит наоборот -- соревнования диктуют манеру фехтования совершенно невыразительную, бедную в отношении специфичных движений фехтовальной культуры, не имеющую в итоге ни боевого, ни эстетического, ни исторического смысла. Процесс накопления фактов в историческом фехтовании, которые давали бы представление о структуре и содержании направления, отражает большое количество первоначальных заблуждений, тенденциозность подбора сведений и отсутствие построения универсальной номенклатуры. По сути все первые руководства по историческому фехтованию, нескромно названные своими авторами как "методики" представляют собой аналогию средневековых Травников и Бестиариев, в которых утверждалось, что лягушки заводятся от грязи, а корень мандрагоры кричит при вырывании его из земли. До соответствия современным требованиям к построению методик упомянутым руководствам настолько же далеко, как философу Аристотелю до создателя бинарной номенклатуры в биологии К.Линнея, или автора теории эволюции Ч.Дарвина. При этом, конечно, нельзя отрицать того, что именно эмпирическое сопоставление фактов в итоге приводит к построению общей теории, и сбор таких фактов вещь очень важная, хотя и не самодостаточная. Работа по составлению методики с точки зрения теории физической культуры заключается не в изобретении стилизованных под русский фольклор названий приемов боя, а в нахождении родственных связей между приемами и техниками с целью правильной организации учебного процесса.
Выявить заблуждения, характерные для теорий исторического фехтования можно путем анализа целей и задач. Важнейшая из возможных задач -- это исследование и реконструкция двигательных навыков системы фехтовальных действий инерционным оружием. В основе данной системы должен находится тактический принцип, неизменный для всех ситуаций боя с защитным снаряжением, или без него; с любым типом тяжелого оружия; при наличии , либо отсутствии щита, а также с применением дополнительного вида оружия и в ряде иных возможных ситуаций. В предполагаемом принципе историческое правдоподобие приемов и их прикладное (боевое) значение составляют цельное понятие, определяющее суть исторического фехтования. Подобным принципом является утверждение о значительно большей ценности предотвращения угрозы атаки в свой адрес по сравнению с возможным поражением противника. Без понимания этого принципа невозможно строить полноценную модель поединка и его составляющих -- техник, приемов и отдельных фехтовальных действий. Если допустить предположение о возможности пренебречь безопасностью в расчете на создание угрожающей ситуации противнику, то такая схема боя будет совершенно оторвана от реальности, поскольку в ее основе окажется безответственное отношение атакующего бойца к своей жизни, здоровью и возможностям вести бой, а это дискредитирует саму идею фехтования.
Отсутствие знаний о техническом воплощении принципа гарантии безопасности в виде конкретных техник, приемов и действий приводит к появлению сумбурных и уродливых форм спортивных состязаний, в результате чего искажаются цели и ценности исторического фехтования. Примером подобных состязаний можно считать широко культивируемые "бои без развода", характерные для поединков в номинации "щит-меч". По логике подобных состязаний становится менее выгодно защищать себя в ситуациях размена очков, поскольку нанесение удара приносит очки, а выполнение защиты -- нет. Благодаря этому возникают тактические ходы, совершенно абсурдные с точки зрения правдоподобности: "ты мне ударил по ноге, зато я потом ударил тебя по голове" или "пока ты меня ударил в голову один раз, я тебя успел ударить в голову два раза". Попытки оправдать такое нелепое построение модели боя наличием историчных доспехов и невозможностью пробить их одним ударом выглядят настолько же смешно, насколько и жалко. Что же тогда бой, если это не выполнение отдельных поражающих цель, либо не поражающих ее ударов? Зачем вообще его вести, если заранее признается, что у отдельного удара нет качеств, способных противопоставить этот удар защитному снаряжению? В данном случае можно говорить только о недостатке практических навыков и конструкционном несоответствии оружия задаче оказывать противодействие доспеху. Допустить мысль о невозможности пробить рубящим ударом "историчного" 800-граммого каролингского меча 15- килограммовую кольчугу со стеганым подкольчужником способен и человек, не увлекающийся фехтованием. Раз это очевидно, то строить модель боя, исходя из ложно понятой "историчности", так же неверно, как и пробовать моделировать бой на двуручных мечах с помощью складных ножей.
Желание отразить в модели исторического боя все привлекательные моменты неизбежно приводит к хаосу и путанице. В итоге важные цели и задачи трудно отличить от второстепенных: бой должен совмещать возможность "подраться в полный контакт", продемонстрировать "историчность костюма и доспеха", "почувствовать себя настоящим мужчиной (русичем/викингом/тевтонцем)" и т.д. Не удивительно, что сама по себе культура фехтовальных движений уходит рядом с образностью и эмоциональностью драматических переживаний бойца куда-то на второй план. При этом трудно отрицать, что многие теоретизирующие практики ИФ действуют из благих побуждений, конструируя нежизнеспособные и отвлеченные от реальности модели.
Игра в исторический бой с целью досуга заставляет халатно относиться к созданию системы обучения, без серьезного развития которой не происходит эволюции исторического фехтования в целом. При подобном дилетантском походе цель изучения и усовершенствования содержания техники исторического фехтования ставится в зависимость не от практических принципов тактики боя, а от уже готовых правил соревнований, несовершенно и избирательно отражающих эти принципы.