Историческое фехтование: теории и направления
(с) Клуб "Камелот"
Для того, чтобы приступить к разговору о методике исторического фехтования важно установить существующие тенденции развития этого явления и проследить связи с теми взглядами и теориями, под воздействием которых формируются современные направления ИФ. В данном обзорном очерке планируется провести краткий сравнительный анализ направлений ИФ европейской части России, а также региона Сибири и Дальнего Востока.
В России развитие исторического фехтования связано с двумя основными подходами, послужившими началом экспериментов в единоборствах с холодным оружием. Эти подходы можно назвать историко-реконструкторским (1) и игровым (2). Сейчас следует заметить, что оба подхода зачастую объединяются, совмещая достоинства и опыт каждого; но в тот период, когда первые военно-исторические клубы и клубы ролевых игр только появлялись, различия в целях и способах построения практики фехтования были достаточно велики. Процесс заимствования опыта стал происходить позднее: с 1992-1995 годов игры стали массовым и популярным явлением, профессиональная часть игроков стала постепенно переходить к более серьезному моделированию предметной сферы и пришла к идее исторической реконструкции. Первые рыцарские и некоторые другие исторические клубы, которые изначально не были связаны с ролевым движением и появились в период 1975-1993 годов, основывались на идеях материальной и событийной реконструкции. В их деятельность из среды ролевых игр стали проникать различные элементы имитационных игровых моделей и особенно образцы форм коллективного досуга. Таким образом, историческое фехтование, зародившееся в среде военно-исторических клубов, не избежало влияния некоторых идей, близких к игровому моделированию. Также можно вести речь и об обратном явлении -- игровое фехтование, появившееся в ролевой среде стало видоизменяться с появлением в играх исторического моделирования. В некоторых клубах влияние на игровой бой оказали восточные системы единоборств, по образу которых стала видоизменяться техническая база и критерии мастерства, что тоже сблизило в ряде случаев игровое и историческое фехтование.
Одной из отправных точек развития исторического фехтования стала широко популяризируемая с начала 90-х годов попытка реконструкции национальных славянских традиций единоборств с оружием, созданная Беловым, основателем "славяно-горицкой борьбы". Несмотря на наличие более профессиональных реконструкторских объединений, имеющих значительный опыт построения практики ИФ (таких как клуб Уральского Университета М.Черниховского, клуб "Рыцарский Союз" Е.Щербакова), именно идея славянского боевого искусства начинает вызывать повсеместный интерес к фехтованию. В результате клубы Тулы, Москвы, Саратовской, Пензенской и других областей заимствуют элементы славяно-горицкой борьбы и ее терминологии, адаптируя заимствованное к нуждам исторического фехтования.
Для того, чтобы приступить к разговору о методике исторического фехтования важно установить существующие тенденции развития этого явления и проследить связи с теми взглядами и теориями, под воздействием которых формируются современные направления ИФ. В данном обзорном очерке планируется провести краткий сравнительный анализ направлений ИФ европейской части России, а также региона Сибири и Дальнего Востока.
В России развитие исторического фехтования связано с двумя основными подходами, послужившими началом экспериментов в единоборствах с холодным оружием. Эти подходы можно назвать историко-реконструкторским (1) и игровым (2). Сейчас следует заметить, что оба подхода зачастую объединяются, совмещая достоинства и опыт каждого; но в тот период, когда первые военно-исторические клубы и клубы ролевых игр только появлялись, различия в целях и способах построения практики фехтования были достаточно велики. Процесс заимствования опыта стал происходить позднее: с 1992-1995 годов игры стали массовым и популярным явлением, профессиональная часть игроков стала постепенно переходить к более серьезному моделированию предметной сферы и пришла к идее исторической реконструкции. Первые рыцарские и некоторые другие исторические клубы, которые изначально не были связаны с ролевым движением и появились в период 1975-1993 годов, основывались на идеях материальной и событийной реконструкции. В их деятельность из среды ролевых игр стали проникать различные элементы имитационных игровых моделей и особенно образцы форм коллективного досуга. Таким образом, историческое фехтование, зародившееся в среде военно-исторических клубов, не избежало влияния некоторых идей, близких к игровому моделированию. Также можно вести речь и об обратном явлении -- игровое фехтование, появившееся в ролевой среде стало видоизменяться с появлением в играх исторического моделирования. В некоторых клубах влияние на игровой бой оказали восточные системы единоборств, по образу которых стала видоизменяться техническая база и критерии мастерства, что тоже сблизило в ряде случаев игровое и историческое фехтование.
Одной из отправных точек развития исторического фехтования стала широко популяризируемая с начала 90-х годов попытка реконструкции национальных славянских традиций единоборств с оружием, созданная Беловым, основателем "славяно-горицкой борьбы". Несмотря на наличие более профессиональных реконструкторских объединений, имеющих значительный опыт построения практики ИФ (таких как клуб Уральского Университета М.Черниховского, клуб "Рыцарский Союз" Е.Щербакова), именно идея славянского боевого искусства начинает вызывать повсеместный интерес к фехтованию. В результате клубы Тулы, Москвы, Саратовской, Пензенской и других областей заимствуют элементы славяно-горицкой борьбы и ее терминологии, адаптируя заимствованное к нуждам исторического фехтования.
В практике современного российского ИФ мы сейчас можем наблюдать диаметрально противоположную ситуацию: бой без защитного снаряжения вообще не относится к историческому фехтованию! Дело в том, что при отсутствии защитного снаряжения возможность фехтовать в свободном спарринге подразумевает наличие навыков точного контроля оружия и бесконтактной фиксации ударов. Для представителей ИФ, считающих себя спортсменами, данные навыки являются более сложными, чем стандартные двигательные схемы достаточные для железных турниров, в правилах которых не определяется никаких требований по контролю ударов! Возможность высокой степени контроля действий оружием является одной из наиболее привлекательных черт фехтования. Тем более странно отсутствие при построении модели средневекового поединка той его формы, в которой усваиваются все важнейшие детали процесса управления оружием -- а именно поединка без доспехов на железном оружии. Подобной формой спарринга нельзя заниматься, не анализируя все положения оружия в бою с точки зрения контроля. Бесконтактная имитация ударов заставляет формировать жесткую пространственную модель каждого действия, поскольку они оцениваются только визуально. Каждое движение строится с учетом общего принципа для движений данного класса и техники, с определением функциональности и допустимых пределов вариативности. В условиях такого построения модели боя ее жизнеспособность определяется логикой построения модели каждого отдельного действия. Фехтование как процесс становиться игрой в сопоставление имитации (модели) одного действия (приема) другому. И если подобная система изначально не предусматривает фиксированного значения модели и формы каждого из применяемых действий, то вполне уверенно можно утверждать, что функциональное содержание процесса отсутствует.
Близкая по своим проблемам ситуация существует и в системе ролевых игр: точного определения содержания ролевой игры или взаимной ценности ее компонентов не существует, поэтому вместо выделения стандартных модельных ситуаций (уравнивающих всех игроков) в играх распространена практика "перетряхивания сюжетов" в направлении от "скучного к неизвестному". Фехтование, как система, не может позволить себе такой идеологии построения, даже если оно является историческим. Правдоподобие и жизненность фехтовальной практики можно проверять только построением различных моделей поединка, постепенно усложняющихся и логично развивающихся одна из другой. Распространенный способ спекуляции на идее боев в "полный контакт", как единственном варианте реалистичной проверки, основан на замалчивании целого ряда фактов, полностью опровергающих саму возможность что-либо проверить таким образом. Отсутствие экспериментально полученных знаний о поражающей способности боевого оружия в боевой ситуации и желание поскорее выяснить "кого мы назовем победителем", заставляет создавать наиболее примитивные условия проверки мастерства бойцов. Стремление предельно усиливать степень контакта стало проявляться сейчас даже в игровом фехтовании, а поскольку оружие игрового боя чуть менее травматично, чем железное, то можно говорить, что бои тоже идут в полный контакт.
Продолжая сопоставлять приоритетные цели и задачи занятий ИФ нельзя не вспомнить, что развитие ловкости и координации движений не менее важно, чем исследование и реконструкция характерных навыков фехтовального поединка. При построении моделей всех физиологически доступных действий встает вопрос об их гармоничном равноценном применении. Допустим, что логика каждого движения (удара, блока, уклонения) найдена и соответствует общему принципу (гарантирует тактическую правоту при отсутствии ошибок исполнения), тогда при равном знании всех этих элементов преимущество будет получать тот фехтовальщик, который обладает большей свободой в сочетании действий как внутри одного класса, так и между их разными классами. Сам напрашивается вывод об исключительной важности гармоничных переходов между схожими и различными по классу действиями, для чего обязательным условием становится:
идентичное по качеству исполнение всех сходных элементов каждой используемой техники,
выполнение экономичных скоростных переходов между родственными элементами (например: режущие удары, уклонения без разрыва дистанции, прямые статичные блоки и т.д.),
выполнение экономичных скоростных переходов между разными по функциям элементами (от удара к блоку, от блока к уклонению, от уклонения к удару и т.д.).
Построенная цепочка может перестать работать уже в первом пункте, когда одно или несколько из родственных действий одной техники либо неизвестны, либо выполняются с грубыми нарушениями формы и содержания, не позволяя построить качественные переходы между этими действиями. В данном случае при регулировании и настройке модели нужно формулировать общий принцип для одной техники, позволяющий находить еще неизвестные элементы общей группы, сравнивать общность их функциональных возможностей, а также исключать из группы родственных элементов те, которые по основным параметрам имеют существенные отличия. При выделении родственных и индивидуальных черт для каждого элемента внутри одной техники появляется возможность найти оптимальные переходы без нарушений формы и содержания используемых элементов. В качестве примера следует привести ситуацию с взаимосвязанными и наиболее распространенными техниками рубящего удара и прямого блока. Необходимость скоростного перехода между блоками находится в прямой зависимости от качества скоростного перехода между ударами. И если скорость сочетания ударов в верхней полусфере (голова, шея, руки, корпус) выше, чем в нижней (бедра, голени, стопы), то это автоматически ведет к развитию неполноценной структуры переходов между прямыми блоками при защите ног. В случае когда удары по ногам не имеют четкой формы и совершаются со значительными ошибками, это ведет к отсутствию навыков правильного исполнения защит от этих ударов.
Самая тонкая деталировка моделей отдельных фехтовальных действий осуществляется благодаря постановке условий ситуации сравнения. Необходимость детализации мелких элементов оправдана, когда этого требуют условия и специфика соревнований, либо учебного контроля. В условиях соревнований по бесконтактному фехтованию визуальная форма действия определяет его качество, и наличие искажений этой формы ведет к проигрышу. Под бесконтактным поединком прежде всего подразумевается бой без защитного снаряжения, в ходе которого действие на оружие происходит контактно и со значительным усилием, но чисто пропущенные удары не доводятся до тела т.к. отмечаются не касанием, а длиной траектории, скоростью движения оружия и положением тела бойца в момент удара. При соревновании в технике выполнения отдельных действий точная детализация всех особенностей выполнения еще более важна, т.к. от этого зависят временные нормативы (количественная оценка) и пространственные характеристики (качественная оценка). В ситуации соответствия моделям двигательных схем ловкость и координация движений будут приобретать ту специфику, которая диктуется согласно заданному в модели двигательной схемы количеству степеней свободы, то есть числу сочетаний элементов фехтовальных техник. Таким образом, повышение навыков владения большим числом техник и будет основным средством развития координации и ловкости. Подобная задача только на 10% решается практикой свободного боя, но зато на 90% -- практикой формальных упражнений.
Выдвигаемое предположение создает иную картину учебной подготовки и соревновательной практики. Соревновательная практика может восприниматься только как средство духовного роста, подчинения своей воле навыков и умений в ситуации бескомпромиссного соперничества, воспитанию решительности и самообладания. Она также имеет значение популяризации и пропаганды направления, но учебный потенциал ее ограничивается исключительно влиянием на мотивацию занимающегося ИФ. Соревнования в спорте всегда являются в первую очередь отражением и проявлением учебного процесса, и демонстрируют ценность совершенствования качеств личности путем длительного планомерного развития способностей человека. Потенциал развития человека огромен, и эволюция, а не деградация умений и опыта -- вот цель появления исторического фехтования. Эту цель можно реализовать только создавая различные способы и методы фехтовальной практики, проводя широкую программу исследований, подтверждаемых экспериментальным путем. Только при достаточном разнообразии систем соревнования и появлении развивающих учебных фехтовальных игр можно совершенствовать содержание ИФ. Теория фехтовальных игр, основанных на соревновании в изолированных навыках работы с оружием, создает дополнительное экспериментальное пространство, необходимое для исследований уже накопленных фактов и появления еще неизвестных, но способных оказать влияние на построение общей классификации.
Появление в российском ИФ псевдометодик, пропагандирующих погоню за сиюминутными результатами, явным образом показывает недостаточность проделанной теоретической работы по обобщению и анализу существующего опыта. Как в печати, так и в Интернете отсутствуют данные по физиологии, механике, проблематике исторического фехтования. Практически нигде не рассматриваются вопросы систематики и классификации специфического содержания ИФ, нет попыток стандартизации технического арсенала ИФ, а также его снаряжения и вооружения, что в первую очередь важно при создании спортивной дисциплины. Практически нет информации по работе с детьми и подростками, по взаимодействию со структурами государственной власти, по мониторингу общественного мнения. Все это позволяет судить о незавершенности процесса становления ИФ и доступности его для самых различных влияний и изменений.
В настоящий момент автор статьи находит наиболее целесообразным вариантом дальнейшего существования ИФ разделение его на специализированные виды деятельности. Наличие у рассматриваемого явления большого количества социально-значимых аспектов должно вести к повышению уровня специализации каждого из них. Культурно-эстетический, историко-патриотический, научно-исследовательский, морально-нравственный, спортивно-оздоровительный, ремесленно-творческий и многие другие аспекты деятельности исторического фехтования могут быть широко восприняты в современном обществе. Правильная расстановка акцентов с точки зрения воспитания, образования, досуга и профессиональной деятельности позволит принять участие в историческом движении значительно большему кругу людей. Если рассматривать фехтование как область физической культуры, то без возможности распространения на разные возрастные группы трудно говорить о спортивном и оздоровительном эффекте. Существующий вариант ИФ нуждается в адаптации для детей в возрасте от 6 лет, молодежи с невысокой физической подготовкой, девушек, а также людей с ослабленным здоровьем. Перенос акцента с силовой физической подготовки на координацию движений и пространственное мышление позволяет проводить занятия по ИФ в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных школах. Специализация в полностью реконструктивном фехтовании доступна далеко не для всех желающих, поэтому данный вариант наиболее логично считать высокопрофессиональным уровнем, который мог бы стать завершающим этапом индивидуальной подготовки в занятиях историческими единоборствами.
В качестве начального, массового этапа ознакомления с ИФ подходит период развития навыков координации и ловкости в формальных упражнениях с оружием. Промежуточные этапы могли бы содержать специальные спортивно-художественные соревнования в стандартных условиях, после чего становится доступным переход в профессиональную категорию реконструкции средневекового фехтования. При этом подобное разделение могло бы соответствовать возрастным особенностям занимающихся: гимнастика с оружием -- дети и подростки (8-15 лет), соревнования по технике художественного исполнения (соло-композиция, показательный бой, бой-импровизация) -- юниоры (16-20 лет), реконструкция исторического реализма средневековых турниров -- молодежь (от 21) и взрослые. При подобном подходе учебная программа исторического фехтования нуждается в максимальном соответствии современной теории и методике физической культуры, что требует длительного периода исследовательской и экспериментальной работы, а также объединения и координации усилий всех участников практической и теоретической деятельности.
Клуб "Камелот".
В тексте то и дело проскальзывает романтические взгляды на фехтование, отсыл к фехтбухам (тут полезно бы вспомнить об истинном назначении данных трактатов. То были вовсе не пособия по фехтованию, а нечто навроде рекламных проспектов... реальную технику боя они отображают весма и весмя частично..). Так же совсем не радует негативное отношение к полноконтактным дисциплинам в угоду формализованно-стилистических. Автор явно прикрывается так называемыми культурой движения и традициями... Собственном ударные восточные единоборства давно прошли эту стадию, имея в итоге полноконтактное тхеквондо как олимпийский вид спорта, и еще более полноконтактное кудо - как явный претиндент. А всякие стилистические полуконтактные дисциплины так и остались гимнастикой. Если автор статьи грезит чтобы ИФ стало очередным видом спортивной гимнастики - чтож, он на верном пути.
Далее рассуждение от полном пренебрежении защитой ввиду особенностей правил, является в корне неверным. Много ли существует видов состязательного фехтования, где за защитные действия приносят очки? Пренебрежение защитой в ист фехе, это результат низкого уровня бойцов. Единицы бойцов выше среднего уровня пренебрегают защитой.
Есть отдельные представители, которые за счет своей физической подготовки пытаются решать проблемму, безудержными налетами. Но такое возможно, только при наличии выдающейся выносливости.
На основе каких наблюдений, автор сделал вывод о неэффективности ударов. У подавляющего большинства нормальных бойцов удар поставлен что надо, только зевни. Еще один стимул не забывать о защите. Если бы считалось, что удары не прбивают доспех, за них бы не начисляли очки. А дальше выбирай, или держи удар, или защищайся.
Безразводной бой ставит бойца в экстремальную ситуацию, в которой он может в полной мере раскрыть свои психологические, физические,технические и тактические возможности. Какой удар пробьет доспех, а какой нет неизвестно. История знает, достаточно длинных боев и на реальном оружии. Не зря, чтоб одолеть латника не ограничивались одними мечами. Любое состязание несет в себе условности, но можно ли представить себе бокс по разводным правилам.
Ист фех с разводом, а тем более безконтактный, выглядит по меньшей мере несерьезно и скучно. В обучении можно применять такие методы, а состязания должны быть зрелищными. Эффективность и зрелищность поединков не зависит от одних правил, прежде всего все решает класс бойцов. Но и от правил и организации турнира многое зависит. При соблюдении этих требований будет и мониторинг. Органы же власти сами не знают,как с нами взаимодействовать, нет у них не критериев, ни ставок. Но в большинстве случаев общий язык удается найти и это радует.
Про просто попавшие, неоцениваемые удары если честно недопонял: оцениваются только броски, или удар в сочетании с броском, или добивания после броска? Если не сложно поясните. Не откажусь и от варианта правил. Под эгидой АКИФ уже второй или третий год проходят т.н. проф бои. 3 раунда по 3 минуты, разрешены удары оружием, рантом щита, руками, ногами и т.д. Разрешена борьба клинч до 5 секунд и в партере до 5 сек. Бросок считается результативным если завершен добиванием. Оружие по выбору. А если толковые правила и без борьбы сражаться полезно и интересно. Борьба снижает динамику. Не сочтите мои слова за "бодание". Просто ваш подход к истфеху меня заинтересовал.
http://vkontakte.ru/note7527169_7602843
а вот так выглядит ристалище которое изготовлено в клубе нами под наши правила:
http://vkontakte.ru/photo3043385_118544274
Если можно, пара вопросов. Оправдал ли надежды организаторов проведенный Турнир? Почему нельзя бить щитом и кулаком? (Очень хорошо вписывается в предлагаемую концепцию). В чем нелогичность правил АКИФ, и какие правила имеются в виду, обычные, для проф боев или и те и другие? Можно ли, где нибудь посмотреть запись боев по данным правилам, поможет составить более точное представление.
http://vkontakte.ru/video7527169_77836094, а отдельные бои есть у меня на страничке в третьей полоске роликов.
http://vkontakte.ru/note7527169_7679770
Девушки сражаются с тем что у них есть. Могут и со стальными, если озаботятся доспехами и оружием и сами будут за ними ухаживать как взрослые )). А так у них мечи того же веса что и стальные, от 1.5 до 2 кг.
Ничейный сход маловероятен так как схваток нечетное число, либо 3 либо 5. кто первый выигрывает тот победил. Какбе досрочно несмотря на время раундов. Но если случилось невероятное и у обоих двух одинаковое число побед, а последнюю схватку провести нельзя и нет возможности назначить доп. время - то тогда взвешивание. Более легкий побеждает.