Статья - По теории файтинга: Победа любой ценой
Автор специально оставлен неизвестным ;)
Победа любой ценой
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим!
Из советской песни
Сразу скажу – не читайте эту статью. Если вы считаете, что занимаетесь «боевым искусством» в его ролевой реинкарнации и вашей покрытой шишками голове нравится словосочетание «боевая эффективность», то вы не найдете здесь ничего полезного. Никого не хочу обидеть, просто накипело. Я постараюсь убедить вас, что побеждать в поединках на тренировках – глупое и бесполезное занятие, что выигрыш – это плохо. Абсурд? Пару-тройку лет назад я и сам так считал. Ряд событий заставил меня изменить свое мнение. Первой и главной причиной был мой уход в тренерскую работу в Академии, второй – занятие фехтованием как видом спорта, третьей – знакомство и совместные тренировки с некоторыми ролевыми фехтовальщиками (соблюдая политкорректность, в этом словосочетании не буду брать слово «фехтовальщики» в кавычки).
Так как я полновластный Властелин своей статьи (а чем еще потешить болезненное хоббитское самолюбие?), то позволю себе проехаться по «термину» «боевая эффективность». Уверенно заявляю, господа – таковой не существует.
Любая система фехтования представляет собой набор всяческих ограничений; на то она, собственно, и система, а не палкомахательство. И, прошу обратить внимание, чем серьезнее система фехтования, тем больше ограничений. Я намеренно не буду рассматривать уровень величайших мастеров - готов допустить, что все свои знания они получили прямым скачиванием из ноутбука Дарта Вейдера, но мы-то с вами простые смертные, верно?
Моя личная градация такова: на самой верхушке находятся Кен-до, Кен-дзюцу, европейская сабля и, разумеется, шпаги/рапиры. Ниже я помещаю серьезные истфеховские школы (типа зареченской) и саберфайтинг, на самом низу – ролевое фехтование. Если кто-нибудь не поленится построить диаграмму, то на ней можно будет наблюдать ужесточение правил, более строгую стандартизацию приемов, систему подготовки и т.д. Думаю, легко проследить деградацию правил от строгих зон поражения в Кен-до до «пожалуйста, не бей в голову» в ролевизме.
К чему столь долгое вступление? К тому, что боевая эффективность требуется только в боевой ситуации. Боевая же ситуация у человека с мечом в руке может образоваться только при непосредственном контакте с ножевиками-гопниками. Во всех остальных случаях – на тренировках, турнирах, играх – ситуация условно-боевая.
В чем разница? Приведу пример. Многие товарищи с пеной у рта доказывают наличие «боевой эффективности» у щитников в целом и у больших (и очень больших) щитов в частности. Наверняка вы слышали такие заявления от любого ролевика. Эффективность же тут только условно-боевая, потому как
1. Щит не разрубается и не прокалывается
2. В щит нельзя пинать, потому как щитнику очень дороги его зубы
Зато щитники с удовольствием готовы бить и толкать щитом. То есть, самые эффективные приемы борьбы со щитниками сознательно отсекаются. Чувствуете разницу?
Победа любой ценой
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим!
Из советской песни
Сразу скажу – не читайте эту статью. Если вы считаете, что занимаетесь «боевым искусством» в его ролевой реинкарнации и вашей покрытой шишками голове нравится словосочетание «боевая эффективность», то вы не найдете здесь ничего полезного. Никого не хочу обидеть, просто накипело. Я постараюсь убедить вас, что побеждать в поединках на тренировках – глупое и бесполезное занятие, что выигрыш – это плохо. Абсурд? Пару-тройку лет назад я и сам так считал. Ряд событий заставил меня изменить свое мнение. Первой и главной причиной был мой уход в тренерскую работу в Академии, второй – занятие фехтованием как видом спорта, третьей – знакомство и совместные тренировки с некоторыми ролевыми фехтовальщиками (соблюдая политкорректность, в этом словосочетании не буду брать слово «фехтовальщики» в кавычки).
Так как я полновластный Властелин своей статьи (а чем еще потешить болезненное хоббитское самолюбие?), то позволю себе проехаться по «термину» «боевая эффективность». Уверенно заявляю, господа – таковой не существует.
Любая система фехтования представляет собой набор всяческих ограничений; на то она, собственно, и система, а не палкомахательство. И, прошу обратить внимание, чем серьезнее система фехтования, тем больше ограничений. Я намеренно не буду рассматривать уровень величайших мастеров - готов допустить, что все свои знания они получили прямым скачиванием из ноутбука Дарта Вейдера, но мы-то с вами простые смертные, верно?
Моя личная градация такова: на самой верхушке находятся Кен-до, Кен-дзюцу, европейская сабля и, разумеется, шпаги/рапиры. Ниже я помещаю серьезные истфеховские школы (типа зареченской) и саберфайтинг, на самом низу – ролевое фехтование. Если кто-нибудь не поленится построить диаграмму, то на ней можно будет наблюдать ужесточение правил, более строгую стандартизацию приемов, систему подготовки и т.д. Думаю, легко проследить деградацию правил от строгих зон поражения в Кен-до до «пожалуйста, не бей в голову» в ролевизме.
К чему столь долгое вступление? К тому, что боевая эффективность требуется только в боевой ситуации. Боевая же ситуация у человека с мечом в руке может образоваться только при непосредственном контакте с ножевиками-гопниками. Во всех остальных случаях – на тренировках, турнирах, играх – ситуация условно-боевая.
В чем разница? Приведу пример. Многие товарищи с пеной у рта доказывают наличие «боевой эффективности» у щитников в целом и у больших (и очень больших) щитов в частности. Наверняка вы слышали такие заявления от любого ролевика. Эффективность же тут только условно-боевая, потому как
1. Щит не разрубается и не прокалывается
2. В щит нельзя пинать, потому как щитнику очень дороги его зубы
Зато щитники с удовольствием готовы бить и толкать щитом. То есть, самые эффективные приемы борьбы со щитниками сознательно отсекаются. Чувствуете разницу?
Делаю вывод – любая эффективность может быть только «условно-боевой» в рамках определенных правил. Если правил нет – что ж, травматологический диспансер к вашим услугам.
Теперь о более важном, о психологическом настрое. Даже если файт для вас – дело всей жизни, не стоит считать, что вы должны выигрывать каждую схватку. Более того, что вы вообще должны выигрывать. Понимаю, что пишу прямо противоположно тому, что вам ежедневно нашептывает гордыня на ухо и наступаю на любимую мозоль всем, кто с помощью «побед» самоутверждается и «повышает самооценку». Но иначе, на мой взгляд, нельзя. Человек, привыкший побеждать, при любом проигрыше получает значительную психологическую травму. Победа же становится для него обыденностью и не приносит положительных эмоций. Замкнутый круг.
Мне известны случаи, когда человек уже не получает удовольствия от побед, «психует» и бьется головой о стенку при проигрышах, но при этом уже настолько «подсел» на файт, что не может бросить. Таких людей можно встретить в любой ролевой (и не только) тусовке. Их цель – побеждать всегда. И, что самое печальное, они вешают подобную лапшу на уши новичкам (типа «действуй как в реальном бою»), стремясь, подобно наркоманам, увеличить число подобных себе. И иногда у них это, увы, получается – такой метод боя одного новичка против другого несомненно принесет победу более жестокому «бойцу»: второй-то, в отличие от него, нормальный человек и не хочет ни наносить травмы, ни убивать «по жизни». Даже излишняя осторожность (переходящая в неуверенность) новичка лучше безрассудного пропеллера из меча над головой.
Я хочу рассмотреть механизм и «систему» боя философии «победа любой ценой» а также причины ее появления. Вот с них-то я и начну.
Все упирается в единственный вопрос – зачем вы пришли на саберфайтинг (если пришли)? Если обобщить, то зачем вы занимаетесь фехтованием или тем палкомахательством, что ролевики выдают за фехтование? Однажды слышал даже утверждение, что ролевый бой щитников – боевое искусство. Я промолчу, господа. Думайте сами.
У всякого нормального человека внутри есть некий ограничитель, контролирующий его боевые навыки. Ну нельзя просто так на тренировке бить со всей силы, будто перед вами мастер Йода или Император Палпатин (в зависимости от вашей ориентации). Поэтому удар идет далеко не на максимальной скорости, не во все зоны поражения и т.д. Поэтому человек, у которого отсутствует блок «неубивания по жизни» другого человека, получит на начальном этапе значительное преимущество. Такой «боец» впадает в своего рода «боевое бешенство» и уже не контролирует себя. Скорость и сила ударов значительно увеличиваются, боец не защищается, а наносит встречный удар. Такое явление можно наблюдать и в выкриках во время боя, бешеных взмахах и вращениях меча над головой с громким криком «Аааа!», грызении края щита и т.д. Такие методы «обучения» действительно применялись исторически, когда не было времени на нормальную подготовку бойца. Действительно, намного легче научиться бить сильнее и быстрее, чем в течение нескольких лет оттачивать технику и приемы. Распознать таких людей можно довольно легко по фразе «не нравится, что я сильно бью – надевай доспехи». Сам неоднократно наблюдал, как этот пещерный метод обучения некоторые неответственные товарищи переносят в современность, вручая человеку, пришедшему на тренировку первый раз, меч и щит, и отправляя биться в стенку. Обычно даже через несколько лет такой человек не знает и простейших блоков. Он-то привык отпрыгивать и делать встречный удар. Ну да Эру с ним.
Итак, после тренировок на «сильнее и быстрее» у новичка против себе подобного уже что-то получается. И когда его олух-противник отползает в сторону на отбитых ногах, на сердце «бойцу» падает теплая капелька удовольствия. Но вскоре начинаются проблемы.
Силу и скорость удара нельзя увеличивать бесконечно. А так как техники у такого человека все еще нет, а побеждать себе подобных он уже привык, у него начинается своеобразный кризис.
Тут нужно еще рассмотреть такое явление, как «коронный удар», в просторечии – «коронка». Такой удар (или серия, или прием, без разницы) есть у каждого человека. Как правило, им называют простейший для человека способ победы над противником. Коронки часто находятся интуитивно, их знание приходит либо с опытом (чаще), либо от другого человека (тренера, учителя…).