Статья - По теории файтинга: Победа любой ценой

Единоборства
Единоборства: Статья   По теории файтинга  Победа любой ценойАвтор специально оставлен неизвестным ;)

Победа любой ценой
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим!
Из советской песни
Сразу скажу – не читайте эту статью. Если вы считаете, что занимаетесь «боевым искусством» в его ролевой реинкарнации и вашей покрытой шишками голове нравится словосочетание «боевая эффективность», то вы не найдете здесь ничего полезного. Никого не хочу обидеть, просто накипело. Я постараюсь убедить вас, что побеждать в поединках на тренировках – глупое и бесполезное занятие, что выигрыш – это плохо. Абсурд? Пару-тройку лет назад я и сам так считал. Ряд событий заставил меня изменить свое мнение. Первой и главной причиной был мой уход в тренерскую работу в Академии, второй – занятие фехтованием как видом спорта, третьей – знакомство и совместные тренировки с некоторыми ролевыми фехтовальщиками (соблюдая политкорректность, в этом словосочетании не буду брать слово «фехтовальщики» в кавычки).
Так как я полновластный Властелин своей статьи (а чем еще потешить болезненное хоббитское самолюбие?), то позволю себе проехаться по «термину» «боевая эффективность». Уверенно заявляю, господа – таковой не существует.
Любая система фехтования представляет собой набор всяческих ограничений; на то она, собственно, и система, а не палкомахательство. И, прошу обратить внимание, чем серьезнее система фехтования, тем больше ограничений. Я намеренно не буду рассматривать уровень величайших мастеров - готов допустить, что все свои знания они получили прямым скачиванием из ноутбука Дарта Вейдера, но мы-то с вами простые смертные, верно?
Моя личная градация такова: на самой верхушке находятся Кен-до, Кен-дзюцу, европейская сабля и, разумеется, шпаги/рапиры. Ниже я помещаю серьезные истфеховские школы (типа зареченской) и саберфайтинг, на самом низу – ролевое фехтование. Если кто-нибудь не поленится построить диаграмму, то на ней можно будет наблюдать ужесточение правил, более строгую стандартизацию приемов, систему подготовки и т.д. Думаю, легко проследить деградацию правил от строгих зон поражения в Кен-до до «пожалуйста, не бей в голову» в ролевизме.
К чему столь долгое вступление? К тому, что боевая эффективность требуется только в боевой ситуации. Боевая же ситуация у человека с мечом в руке может образоваться только при непосредственном контакте с ножевиками-гопниками. Во всех остальных случаях – на тренировках, турнирах, играх – ситуация условно-боевая.
В чем разница? Приведу пример. Многие товарищи с пеной у рта доказывают наличие «боевой эффективности» у щитников в целом и у больших (и очень больших) щитов в частности. Наверняка вы слышали такие заявления от любого ролевика. Эффективность же тут только условно-боевая, потому как
1. Щит не разрубается и не прокалывается
2. В щит нельзя пинать, потому как щитнику очень дороги его зубы
Зато щитники с удовольствием готовы бить и толкать щитом. То есть, самые эффективные приемы борьбы со щитниками сознательно отсекаются. Чувствуете разницу?
27 комментариев
avatar
Как только «боец», «обучающийся» по такой «системе» находит свою первую настоящую коронку, он начинает ей активно пользоваться на тренировках. И попадает при этом в ловушку, сосредотачиваясь на выполнении любимого удара. Исторически такой метод себя мог оправдать – мертвый противник уже никому не расскажет, каким именно ударом вы его убили. Иное дело тренировки. Коронка больше нескольких раз на умном противнике не сработает.
Бой – это творчество. Стремящийся использовать один хорошо поставленный удар для убийства всех и вся подобен музыканту, умеющему играть только «В траве сидел кузнечик» и на этом основании утверждающему, что он лучший. Ведь он лучше всех играет эту пьесу, верно? Стремясь победить, «боец» неуклонно будет уменьшать арсенал своих приемов, выкидывая из него «неэффективные» и оставляя сплошные «коронки». В результате у такого человека остается 2-3 удара, наносимых с максимальной скоростью, которые приводят пропустивших их людей в бессознательное состояние. Тут еще нельзя забывать про возможный болевой шок. И вечная отговорка – доспехи, доспехи, 3 миллиметра, 5 миллиметров, танк Т-95…
Боясь проиграть, такой «боец» даже на тренировках опасается изучать новые приемы, не будучи уверенным в том, что они принесут ему победу. Зачем? Лучше я уж своими старыми «повоюю». Саму тренировку он принимает только как абсолютное, 100%-ное рубилово. Все остальное – тупейшая школьная физуха, бои с тенью и прочий маразм. Победы, которые ему случается одерживать, лишь укрепляют его в уверенности, что его метод «реального боя» на победу единственно верный. Спустя пару лет у человека начисто пропадает способность к обучению, наступает своеобразная стагнация.
Люди, которые нашли в себе силы отказаться от литров адреналина, получаемых кровью при таких оголтелых мочиловах, уходят в другие клубы. «Старичков», опытных бойцов в окружении такого «тренера» не остается. Приходят одни новички, на фоне которых человек, даже 20 лет просто махавший палкой, смотрится этаким Конаном.
Почему, по моему мнению, в поединках не следует стремится к победе? Для начала, читайте Кодекс. Не стремиться к победе – не значит поддаваться. В поединках на тренировках следует использовать наименее отработанные удары и блоки. Отложите в сторону отработанные до совершенства «коронки». Мы же стремимся, я надеюсь, к совершенствованию техники? Попробуйте уйти в глухую защиту. Не контратакуйте. Сколько секунд вы продержитесь? Для примера, пропуская удар, боец, стремящийся победить, начнет искать причину в оружии, а не в себе. Не получается с одним мечом – возьмет 2, не получается с двумя – возьмет двухклинковый… А то и щит догадается принести, скафандр там, сто хитов… Короче говоря, такой человек будет искать оружие «под себя» вместо тренировки с определенным. Скажем, световой щит придумает или хлыст. И продолжит называть все это саберфайтингом, разумеется (грустно).
Как только вы проиграете всеми возможными способами, вы станете непобедимым. Используя в бою не получающиеся у вас удары, вы улучшаете свою технику атаки. Используя в бою не получающиеся у вас блоки, вы улучшаете свою технику защиты.
Вспомните классическую шпажную школу. Первые полгода вообще оружие в руки в спортивных школах СССР не давали. И делали Олимпийских чемпионов. Поставьте фехтовальщика с 3-хлетним стажем и 2-м взрослым разрядом против ролевика с 5-тилетним опытам махалова на мечах… Как вы думаете, что будет?
avatar
И поединки в серьезных школах довольно редкое явление. Простейшая связка из 3-х ударов с передвижением отрабатывается годами. Мастер Кен-до продолжает выполнять простейшие на вид упражнения с мечом в течение всей жизни. Победа или поражение – все едино. Смысл жизни – сам поединок, а не его исход.
Еще Сунь-цзы писал: не стремитесь к победе. Стремитесь к отсутствию поражения. Любой поединок нужно воспринимать как возможность улучшения себя, своих навыков. Победа не дает ничего, кроме самоуверенности. Поражение дает пищу для анализа и размышлений. Любой начавшийся бой с вашим участием – это уже ваше поражение.
avatar
Очень правильная статья.
avatar
Да какое фехтование в бугурте? Тактика командной работы и тупая физуха. Можно быть "крутым профи" и оказаться в положении, когда тебя месят в 4-5 алебард... Или какой-нибудь умник заедет по затылку...А тебе не до них - перед тобой тоже противник стоит. Вот тут-то и работают "коронки". Так что рассматривать в таком русле стоит только поединок, а не массовые мероприятия.
avatar
В связи с тем, что цель любого поединка в современном фехтовании не убить противника, а победить его - планка физ и псих подготовки снижается. Т.к. холодное оружие (кроме ножа, да и того мало) сейчас не используется в военной подготовке и современной жизни - навыки владения им не закладываются с детства. Из-за того, что не ведется войн и не содержатся постоянные армии с вооружениями и постоянными физо того или иного времени, щит и меч будут тяжелыми, доспехи - неудобными, а после 5 минут активного боя вы будете падать от усталости.
Это факт, которого не отменить при всем желании. Закаляет только реальность.
avatar
По поводу буггуртов не согласен. Также можно сказать, что одиночный бой - кто первый настучит или первый махнет. Вот и все фехтование.
Нет. Если грамотно рассмотреть бой то:
1. Тактика боя и работа команды. Проведение строевых построение, ударов и контрударов. Это гораздо сложнее, т.к. зависит не от одного тебя. Прорыв строя противника, сохраниение линии атаки, прекрытие тыла.
2. Всегда бой разбивается на отдельные поединки, пусть даже 2х1. Фехтуй сколько влезет. Если скажете - нельзя, то я скажу - нет фантазии и смелости :) Но уж если тебя кроют втроем, тоже бывает - виновато прекрытие, напарники и ты сам.
avatar
Фехтовать-то в бугурте можно сколько влезет. Только, как правило, в нем все же побеждают не фехтованием. Очень редко кого валят ударами оружием, чаще - споткнулся (сбили с ног), забили внесколькером. Либо имеет место какая-нибудь фишка из арсенала "бугурто-оптимального фехтования". А то и вовсе заобнимают. Так что да, командная работа и физуха.
avatar
Полностью согласен с сутью статьи, но форма подачи материала - убила. Жаль, что автор неизвестен. Что такое его "ролевое" фехтование в основании пирамиды не очень понятно. Зачем нужна спекуляция на тему реально\нереально не ясно. Равно как и постоянные отсылки к Толкину. :( Ну и, напоследок, дам определение: боевая эффективность - это способность бойца побеждать в поединке по заданным правилам. Это предикат от правил. И чем шире класс правил, в которых он может побеждать - тем он интересней.
avatar
ууу, наконец-то)
согласен на 100%
я в свое время писал на нескольких ролевых форумах пару лет назад об абсурдности, когда ролевые дрыномашцы и горе-лучнеГи именуют себя мастерами БИ. и плакалЪ читая ответы. РИ как были так и остаются театром абсурда.
а вот поединки в реале на холодном оружии слава богам еще остались.
не верите - прокатитесь в гости к донским казакам)
как и искусство не забыто.
есть еще те, кто помнят)
avatar
"Ржу-нимагу" - как говориться. Представляю себе донских казаков, которые каждый бой выводят из своего состава и по одному человеку (бой на саблях или шашках практически всегда смертелен или цирковой, а тогда идите лесом со своими заявлениями). Тоже касается прочего острого инструмента. Есть две категории, тренирующиеся на реальных заточенных снарядах:
1. спецподразделения (нож, саперка и т.д.),
2. психи и экстремалы (таковыми я не считаю никого из казаков или рукопашников). Да, они могут использовать опасное оружие, но бой ведется все равно на определенных ограничениях, для отработки определенных навыков и смертельно не опасен. Хотя это уже другой уровень, нежели тупое и пластиковое оружие. Для примера: мы дрались на кухонных закругленных ножах. Убить практически нереально, но порасцарапать можно хорошо.

а вообще, мы ушли от темы.
avatar
да, прикольная статья. нафиг побеждать, когда это относится не к делу а только к самомнению. даже стиль изложения не напрягает.
Вот еще фигня на похожую тему,
http://vkontakte.ru/note7527169_7784774#comments
на поворотах мысли автора старайтесь отключать моск, у мну стиль изложения местами странный 8)
avatar
Все- долбанный восток. С его идеей самосовершенствования. И ведь история уже доказала неоднократно несостоятельность подхода, а нам все твердят истины тысячелетней давности. Без стремления к победе нечего делать в спорте, и тем более на играх.
Любые крайности вредны. Автор берет одну крайность-победу любой ценой в сознании маньяка и противопоставляет другую крайность из вывертов Сунь-цзы"лучший бой-это тот которого небыло". Зачем? Видимо личное.
А ведь именно такими максимами пользовались все разбитые полководцы. Те же, кто побеждал- рвались навязать бой противнику и уничтожить его.
Тренироваться нужно. Технику совершенствовать нужно. в пеоединках участвовать -нужно. желать победы-тоже нужно.
А то получится как с Талгатом Нигматуллиным- мастером боевого искусства, который не сделал ниодного удара в свою защиту, когда его убивали из каких то конфуцианских принципов. Он умер в мучениях.
нафиг тогда тренировался?
avatar
Владислав, ты тоже прегибаешь палку. Долбаный восток тут не при чем. Раз человек совершенствуется, занимаясь боевым исскусством, значит ценность БИ в совершенствовании возможностей человека. Но понимают это все по своему. Индивидуально человеку может оказаться важным придти к той победе, которая имеет значение только в его мировоззрении. Захотел человек почуствовать себя мучеником, воспитал в себе такую силу духа чтобы терпеть когда его убивают, это его дело. Судить его за это мы не можем, мы отвечаем только за свой выбор. Ты прав в том что касается спорта - это согласованная между участниками деятельность, где победа это часть соглашения. Тот кто приходит с иной концепцией моральных норм в спорт, становится нарушителем достигнутого соглашения, не более. Пусть навязывает свои принципы самому себе и создает общество с подобными идеями самостоятельно. Стремиться к победе нужно, так как человек, не исполняющий свои желания уничтожает свой дух. А потом начинает использовать высокоморальные концепции для оправдания своего малодушия. Мы понимаем друг друга?
avatar
Владислав, так речь то не о том, чтобы вообще не желать победы, а скорее о том, чтобы не желать ее постоянно. О том, что для того, чтобы развиваться, временами надо ставить себя не в самое выгодное положение. О том, что безоглядное стремление попасть первым (в спорте, если бой до первого попадания) вредно. Хотя бы потому, что для того, чтобы освоить что-то новое, часто нужно банально не дергаться и не спешить. Тем более что критерии победы зачастую у противников разные (это если на игре).
avatar
В общей сути ( а надеюсь по своему понял правильно...) с автором согласен... Почему нельзя просто "работать" на красоту, на удовльствие? Турнирный бой это турнирный бой, те, кто участвовал, навернок помнят ощущение "срывает планку"... Но тренировочный, рабочий, обучающий спарринг разговор другой совсем...
avatar
Безусловно, автор прав в одном, что те кто постоянно желают победить при любом скрещивании оружия -неадекватные маньяки. Как впрочем и те, кому все равно победит он или нет в любом бою. Таких очень мало.Правда вторых меньше, чем первых.
Есть несколько моментов в статье, с которыми я не согласен, кроме вопроса о постоянных победах.
Например в нецелесообразности развивать и оттачивать свой коронный прием.
Автор считает это тупиком ролевого движения, и в то же время видимо восхищается японскими техниками т техникой выхватывания меча в том числе. А что это такое, если не наработка одного действия?.
Впрочем, автор статьи видимо последователь модного вида фехтования-кен-до. понятно откуда ростут ноги в постулате о нежелании победы.
при всем моем уважении к этому виду спорта, не надо забывать , что именно им заменили японцам после второй мировой войны победившие союзники традиционные "милитаристкие" виды фехтования. Именно, что бы не заморачивались на ненужных вещах, типа эффективности. а занимались самосовершенствованием.
avatar
Павлу Ивановичу:
Те кто просто хочет работать " на красоту" занимаются артистическим фехтованием. Я и сам увлекся им в последнее время.
Нормальный человек в поединке на победу между не очень красивым, но победным ударом и красивым проигрышем скорее всего выберет победный удар.
И еще. у нормального человека, психически уравновешенного "планку"не срывает.Особенно в спортивном или игровом бою.
avatar
Не знаю, мне не показалось, что автор категорично утверждает, что шлифовка "коронки" - это нецелесообразно, скорее - нецелесообразности ограничиваться только "коронкой". И о пользе эксперимента в процессе учебного спарринга. Просто сейчас я наблюдаю примерно такой случай, когда есть два действительно хорошо поставленных удара (достаточно быстрых, техничных, с плохо вычисляемой тракторией). Но на этом фантазия, стоит предоставить человеку инициативу, останавливается.
avatar
На самом деле в каком то смысле действительно можно сказать что проигрывать на тренировке (именно на ней) полезно. Ибо если ты проиграл - то противник лучше тебя. А значит ты можешь у него чему-то научиться. Если же наоборот - ты постоянно всех уделываешь на тренировке - это значит что ты прокачался выше, чем остальные и тебе мало чему учиться у них. Это как в комп играх - за низколевельного противника дают мало опыта (а потом и совсем не дают). Только общее поддержание физ формы...
Я вот щас хожу тренюсь легкому ролевому файту без доспехов =) Вспоминаю старое. Так стараюсь фехтовать именно с опытными людьми, желательно с теми кто лучше меня. а с толпами детей и новичков (а также с новенькими девушками) обычно не фехтую - разве только в целях обучения.
А вот некоторые другие, как я заметил, наоборот очень любят фехтовать с молоденькими неопытными девушками - самоутверждаются (некоторые даже чесно признались)))))
avatar
Господи! Ну что у вас все с переподвыпердом!
Хочешь учиться-учись. Стал в спаринг- побеждай. Вас почитать то видимо специально проигрывать надо, в целях самобучения.
avatar
Специально проигрывать не надо...просто глупо всегда добиваться победы любой ценой, если бой все равно условный. Этот бой для обучения и совершенствования техники, а если будешь коронным приемом пользоваться, то будешь стоять на месте. В Кендо есть хорошая мысль: противник помогает вам узнать ваши "суки", т.е. слабые места, а вы - его. Таким образом происходит обоюдное самосовершенствование^__^ Зачем победа, если бой условный, а ты ничего не извлечешь полезного для себя?
Термин "боевая эффективность" неприменим сейчас (если, конечно, действительно кто-то не будет сражаться насмерть). Спаринг - это полезно для развития выносливости, реакции, умения оценивать противника и т.д., но к реальному поединку не имеет никакого отношения. Спаринг - это не более чем тренировка, причем тренировка, которая для реального поединка в больших количествах была бы вредной. Представьте: бьет такой боец по привычке не насмерть, а тут ему отрубили, скажем, руку. "Ая-я-яЙ! Я же тебе так сильно не бил!!!!!" конечно, не бил. Потому что цели убить или покалечить противника в его спарингах не было. Это все равно что бесконтактное карате, только не столь заметна невооруженным глазом его УСЛОВНОСТЬ. В этом смысле бои с невидимым противником вовсе не бред и не маразм, а гораздо более "реальная" вещь. ведь невидимого противника можно убить.
avatar
Статья ,в целом,не понравилась.Сколько людей - столько и мнений,а автор пытается навязать только свою точку зрения.Причем я сомневаюсь в его квалифицированности - и нас,во всяком случае,щитовика никто не называет щитником.
Хотя здравая мысль в статье есть.
Не всегда нужно стремится к выигрышу.Иной раз лучше остаться непонятной "темной лошадкой".На тренировках ,частенько, лучше проиграть ,используя рискованные приемы и связки,и приобретая опыт...
И еще правда,что ставя победу во главу угла,бывает, знающие(как правило руководители) "индуцируют" менее опытных ,заставляя их выполнять свои желания.
avatar
Вообще термин "победа любой ценой" не компетентен. Ну зачем нужна победа, если ты после нее остался инвалидом? Технический арсенал и оттачивается для того, чтобы свести к минимуму свои повреждения. Это правомерно и к уличному, и к спортивному бою.
avatar
Александр Rage Непочатов, подскажите пожалста год написания этой "статьи".

про "статью" - навевает тоску и уныние, заявленная тема не раскрыта.
комменты в сто раз лучше)))
avatar
Встает вопрос о чем и о ком собственно пишет автор? О саберфайтерах, ролевиках, реконструкторах? если речь идет о историческом фехтовании, то тот факт что нужно развиваться разносторонне и не бояться возможных сложностей, по-моему никто оспаривать не будет. Но, с другой стороны наиболее мощные и эфективные удары тоже отбрасывать не стоит. Они будут как железный клин кавалерии в средневековой армии всегда наносить решающий удар. (простите за сравнение, реконструкция - это болезнь. )))) Вся фишка в том, чтобы таких ударов было как можно больше . Ну и быть готовым ко встречи с любым противником при любых обстоятельствах. А этого без синяков, как мы с вами понимаем не бывает.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.