Тезисы на которых будут строиться правила

Единоборства
Единоборства: Тезисы на которых будут строиться правилаПриветствую всех, зовут меня Денис Златопольский, я один из организаторов фестиваля "Рыцари Иерусалмского Королевства". В рамках которого прошел сначал первый в Израиле турнир по ист. фехтованию, а потом и второй. В прошлые годы турниры проходили по стандартным Российским правилам, в этом году я намереваюсь серьезно изменить правила проведения турнира. Понятно, не я один думаю в этом направлении. Просьба к тем кто в теме, высказываться за или против.

Тезисы определения правил для турнира по историческому фехтованию в Израиле.

«Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их» - Эта меткая формулировка Жана-Батиста Мольера для меня, первый постулат в формировании правил для турнира по историческому фехтованию. В тоже время, я отдаю себе отчет, что любые правила это набор ограничений и условностей, которые неизбежно искажают технику, применяемую в реальном бою. Наша же цель стремиться к минимальному искажению исторической техники. Но техника фехтования менялась в зависимости от того о каком «бое» идет речь: бездоспешная техника разительно отличается от техники боя в полном доспехе, бой пеших воинов, почти никогда не был боем закованных с ног до головы рыцарей. Но даже при бездоспешном поединке, бой редко заканчивался после первого результативного удара.

Современный поединщик нередко подстаивает свою технику под определенные правила. Это цель спорта, победить по условным правилам, ярчайший пример олимпийское фехтование, где главное достать первому не думая о защите, а то, что ваш противник достал вас долей секунды позже и то, что ваш удар его бы не остановил, в расчет не принимается. Из исторических примеров, да и из современных отчетов по криминалистике мы знаем, что редко, когда первый удар холодным оружием приводит к молниеносной смерти или к полной недееспособности противника. Следовательно, условный поединок не должен останавливаться после первого пропущенного удара. Но тут важно, не впадать в другую крайность и не превращать фехтование в спорт на количество очков. Не редко на пост-советском пространстве, под термином «историческое фехтование» принимают скоростное настукивание очков ломиком за определенное время где счет идет на десятки. Интересно, что и в последнем примере, правила не стимулируют поединщика думать о защите, бойцы нередко даже сознательно идут на размен. Получается, что ни до первого удара ни «швейная машинка» это не выход. Должна быть найдена золотая середина в определении количества ударов, которая будет стимулировать бойца защищаться.

Со второй частью фразы Мольера мы более менее разобрались, теперь давайте рассмотрим первую – «искусство наносить удары». И как искусство оно гармонично, а когда из исторического фехтования правилами убирают колющую технику, это уже не историческая техника. Тупой меч и система очков и так нередко ведут к тому, что боец не имитирует правильный удар – прорубание и прорезание, а убрать из этого колющую технику и мы получим что, правильно настукивание очков ломиком. Если в случае использования осторого оружия, нас останавливает реальная опасность здоровья бойца, то в случае с колющей техникой закрытый шлем или скрытая защита значительно снижают риск. Смешны доводы борцов за историчность в нежелании одеть пластиковые очки, что то я не видел что бы на турнирах использовались аутентичные комплексы для пешего боя, нигде не бегают толпы Генрихов Восьмых. Когда бойцы подгоняют себе фантастические комплексы это считается нормально, а очки одеть ни ни. Так вот мы реконструируем именно технику исторического фехтования, доспех в этом случае лишь условность. Мы же не реконструируем технику боя в полном доспехе. Смешно видеть как люди в полных доспехах (где только их лошади) применяют бездоспешную технику фехтования, что то не видно «хафсординга» (техника при которой меч держится двумя руками) уколов и бросков. А видно настукивание очков в голову, там глухой шлем, наиболее хорошо защищенная часть тела. Пробить даже острым мечем какой нибудь топфхельм 14 век, да еще и цервьер (черепник) задача отнюдь не простая.
72 комментария
avatar
2 part

Надо принять за условность также условный исторический комплект, чтобы понять какую технику мы реконструируем. Доспехи не только пехотинца обычно ограничивались открытым шлемом и имели массу дыр, но и рыцари, даже в самый расцвет доспеходеленья в Европе (+-15 век) для пешего боя предпочитали открытые шлемы.

Суммируя, мы принимаем за данность, что полные комплексы бойцов на нашем турнире лишь стилизация на определенный период. Выступая в полном комплексе, бойцы при этом сражаются пешими и реконструируют технику бездоспешного поединка. В качестве золотой середины мы принимаем правила боя до трех амлитудных ударов или уколов, этого вполне достаточно чтобы уничтожить условного легко одоспешенного или бездоспешного противника. Понятно, что именно три удара это условность одного удара, явно не хватает, а два число не настолько канонизированное как три, больше явно не нужно. Это набор условностей, при которых происходит минимальное искажение исторической техники. Количество сходов при этом может варьироваться, возможно 3 и 5 сходов. Правда в случае если в одном из сходов один из соперников смог поразить своего противника три раза и сам при этом не получить ни одного удара, то продолжение боя не имеет смысла за полным превосходством одного из бойцов.
avatar
Выглядит здраво, я уже давно аналогичные мысли высказывал, но надо на практике все проверить. С интересом жду видео боев по новым правилам!
И маленькое замечание насчет защиты - пластиковые очки от колющего даже тупым мечом не спасут...надо посерьезнее маску. И клинок желательно гибкий, чтобы при уколе сгибался и амортизировал. Есть такая штука - federschwert, вот типа такого.
avatar
ИМХО:
1. Формулировка Мольера является неверной принципиально, что и не удивительно, он же драматург, а не фехтовальщик.

2. Удар, не определивший исход боя не может считаться результативным и поэтому любой бой заканчивается после первого результативного удара. Несколько результативных ударов бывает только в соревновании.

3. И в связи с этим придется признать, что применение исторически достоверной техники в соответствующем исторически достоверном снаряжении на соревнованиях невозможно, если это не техника турнирных состязаний, а техника настоящего боя, поскольку применение историчеки достоверной техники будет приводить к исторически достоверным результатам: увечьям и смерти проигравших участников.

4. Возможными вариантами компромиса представляются следующие:
а) Игнорирование наличия доспеха, то есть использование несколько ограниченной техники боя с бездоспешным противником, рассматривая при этом доспех как элемент антуража и спортивную защиту.
б) Постановка бойцам условных задач, например на разрушение закрепленных на защите мишеней. В принципе соревнования подобного рода проводятся - это "бои профессионалов" в которых ставится задача сбить противника с ног.
в) Отказ от количественной оценки в пользу качественной. Бойцы ведут бой с определенными ограничениями, а судьи принимают решение о победе бойца по истечении некоторого времени не на основе подсчета "очков", а на основании общего впечатления о том, какой боец был сильнее.

5. По крайней мере в Российском истфехе переход к любой из этих систем не представляется возможным в силу консерватизма фехтовального сообщества. Возможно в Израиле не так.

6. Предложенная вами система выглядит очень разумной, хотя на мой взгляд бой до трех попаданий полезен скорее в смысле выявления объективного результата, чем в смысле исторической достоверности.

Вот так как-то :-)
avatar
Система сходов до трех ударов в консервативном Российском ист фехе известна давно и используеться ныне в боях меч-баклер. Ранее ее использовали в боях на меч-меч, но далеко не повсеместно.
Не смотря на вроде бы логичное обоснование, ни одну из вышеперечисленных проблем эта система не решает.
Как правильно заметил Алексей достоверности поражения в ней столько же сколько и в любой другой. А вот объективность результата здесь очень сильно зависит от человеческого (судейского) фактора. Вероятность ошибиться велика, из за того, что порой невозможно просто успеть подсчитать количество ударов в серии, а не то что решить, кто же первым нанес третий- решающий, да еще и качество ударов определить. Ограниченное количество ударов, позволяет закончить схватку быстро и желающих взять дело наскоком будет много, силы то экономить не обязательно.
В Битве наций, один из раундов - меч-баклер по такой системе. Учитывая, что бойцам биться еще 2 раунда по 2 минуты на другом оружии, они все же силы экономят, и то многие решения судей получаются натянутыми. Что бы была объективность, нужно прежде всего облегчать работу судьям. При этой же системе, стоит только одному из бойцов устроить "открытый футбол", как у судей начнет зашкаливать восприятие, потому что другой в долгу не останется. И вовремя остановить это рубилово практически невозможно. При бое по времени, ошибка судьи в два три удара, не критична. В Вашей ситуации, ошибка на один удар, уже грозит проигрышем схода.
По защите для глаз и колющим. При применении колющих, главным фактором безопастности, должна быть конструкция оружия. Если бои проводить не в полный контакт, еще туда сюда. Если же контакт не ограничивать, никакие пластиковые очки не спасут, да и щелей в доспехе любого рода предостаточно. Мы с колющими сражаемся на тянбарах, так от хорошего тычка в корпус живот к позвоночнику прилипает, через стегач.
Влетит такая плюха в щель доспеха мало не покажется, такие атаки проходят крайне редко, но и одного раза за турнир, выше крыши.
avatar
Денис, я больше занимаюсь постановочными боями и в основном на тяжелом оружии, но могу тоже обратить ваше внимание на интересный факт.Я МС по вольной борьбе и в старину борец ценился больше, чем кулачник, поскольку пробить доспех кулаком, проблемно, а вот завалить противника, чтобы кони-люди его затоптали это дело. При этом упав в доспехах тяжело вставать. В Российском истфехе возможность бороться отсутствует и это дает возможность безбоязнено входить в клинч. Я много раз вставал с фехтовальщиками и мне достаточно было парировать один удар, войти в клинч и противник на полу. Меч в этом случае был как вспомогательный элемент поединка, а не основной. Думаю, каждый борец с этим согласиться.

Алексей Капустин для вас:
Мольер действительно был драматургом, но вы забываете в какое время он жил. Он был сыном своего времени и был, в добавок, дворянином. Дворяне носили шпаги и проходили обязательный курс по фехтованию, иначе как защитить себя на дуэле. Да, он не был мастером, но управлялся шпагой довольно не дурно. Это тоже самое, как сказать, что он не умел ездить верхом (но в то время лошадь была основным средством передвижения). ))) Учитывайте эти мелочи)))
avatar
Выскажу свои соображения насчет борьбы: действительно, в старину кулачный бой это была забава для простолюдинов, а рыцари занимались борьбой. Но борьба это тоже не панацея. В поединке один на один может и выгодно бросить меч и просто завалить оппонента, хотя, тоже не факт. Такой поединок означает, что вокруг есть хоть какое-то пространство для маневра. А вдруг противник с мечом уйдет от захвата, наберет дистанцию, да настучит издалека безоружному?
В бою противнику убежать труднее, но зато у него есть коллеги. Пока возишься с врагом в партере, кто-нибудь из его друганов прирежет запросто :) Кроме того, то что в доспехах тяжело встать - это неправда. Так что просто завалить оппонента это еще пол дела, надо его потом все равно или кинжалом заколоть, или еще как-нибудь добить.
Так что, борьба конечно дело хорошее, и надо ее обязательно разрешить в истфехе, но ограничить по времени. Т.е., если прошло сколько-то секунд в в партере, и никто не обозначил какое-нибудь добивающее действие, надо разводить. В проф боях в этом смысле все правильно организовано - советую посмотреть.
avatar
Роман, спорить не буду с вами, но скажу, что временное ограничение по борьбе нужно обязательно и вы правы. Даже есть пример "бои без правил" там 80% борьбы и зрелищность от этого хромает.
avatar
2 Сергей:
А если запретить бойцам оставаться на дистанции удара после атаки? То есть нанес удар - изменил дистанцию, иначе удар не засчитан.

2 Евгений:
Борьба - это как раз к той самой достоверности боя в доспехах. Если ее разрешить, бой вроде бы должен стать достовернее, но если мы подразумеваем бездоспешный бой, то это будет не так. В настоящем бою от избытка клинча спасает страх перед мечом противника, здесь не будет и борьба мгновенно начнет доминировать. Аналогичная ситуация ММА, где рулят борцы потому, что даже теореитечески к вам не может там подойти друг вашего противника и ударить вас кирпичом пока вы пытаетесь его забороть.

Ну а фехтование времен Мольера уже было, как бы это выразится, не торт, так что его авторитет в этом вопросе для меня по прежнему сомнителен :-)

2 Роман:
Кстати да, и если уж борьба - то только в стойке, никакого партера.
avatar
"А если запретить бойцам оставаться на дистанции удара после атаки? То есть нанес удар - изменил дистанцию, иначе удар не засчитан." это будет 100% кендо :-) но лично мне это правило там никогда не нравилось
avatar
Спасибо всем за ответы, мне важен взгляд со стороны и обоснованные контраргументы. Ведь на тезисах которые будут выработаны благодаря этой статье, будут строиться не только правила внутри Израильского турнира, на фестиваль "Рыцари Иерусалимского Королевства" уже пару лет приезжают участники с пост-советского пространства, а в этом году, мы приглашаем и центрально-европейские клубы.

1. Достоверность (мне понравился термин высказанный Алексеем Капустиным). По вашему мнению сколько нужно результативных ударов в бездоспешном поединке что бы нейтрализовать соперника? Понятно что удар поразивший жизненно важные органы и удар пришедший в кисть наносят разный ущерб. Но анализ тех же раскопок близ Визби и из "Гладиаторы: возрождение / Gladiators: Back from the Dead" мы узнаем, что именно раны конечностей часто приводили к смерти. При этом есть не мало описаний дуэлей из которых мы узнаем, что бой редко заканчивался после первого результативного удара. Цель показать искусство фехтования, поразить соперника несколько раз и в идеале не дать ни разу поразить себя.

2. Уколы. Мои защитные очки с диоптриями выдерживают укол. Как первичную меру можно увеличить скругление до 3.5см. Я поэкспериментирую с защитными очками. Мне приходилось работать федершвертами, их минус они не рассчитаны на амплитудные удары с плеча по доспеху, просто ломаются. Летом, я намереваюсь проехаться по Европейским клубам, посмотрю чем работают Чехи. Если в России есть мастера, кто делает "пружинистые" клинки, буду благодарен, если сбросите данные.
Просто работать с уколами необходимо. Все эти "домики", перенее буром вперед происходит от отсутствия уколов. Техника извращается, спор не идет историчная не историчная, да она просто не похожа на нормальную технику.

3. Борьба. Вы знаете, я долгие годы занимался у Александра Железняка http://www.a-c-t.co.il/ , благодаря Саше я встретился с самыми разными представителями боевых искусств, не знаю сколько спаррингов я прошел, много. Но при этом работая смягченным мечем, которым при этом получить удар очень больно, да и нокаутировать им не проблема, так вот почти никогда поединок не перерастал в борьбу. Вот в доспехах борьба идет на ура. У нас одно из упражнений, бездоспешный (в одной стеганной защите) мечем гоняет безоружного одоспешенного и вот тут обезоруживание, рукопашные техники прекрасно работают.
У меня пока нет 100% уверенности, нужна ли борьба, если да то то, что применяется на российских проф боях.

4. Зрелищность. До сих пор мы работали по стандартной схеме на время. Минусы такого подхода - публике не понятно кто побеждает. Обычно, люди попадают на наше действо один раз привлеченные пестрыми костюмами и не возвращаются. Дяденьки машут мечами, один дяденька попал 30 раз другой, а кто его знает, пока судьи не объявят и не понятно:) У нас должна быть своя публика, не наши родственники или друзья, которые приходят нас поддержать, а люди, которые приходят посмотреть на поединок, у которых в будущем возможно появится любимый клуб и тот боец за которого они будут болеть.

Я понимаю, что после следующих моих слов меня закидают помидорами, но возможно стоить поэкспериментировать с постановочными боями с эффектными туше, которые будут подсовываться публике где то посредине турнира как реальные бои. Евгений, я так же занимаюсь и постановочными боями (не самое удачное видео, я потом поищу нормальный бои, к закадровому голосу лучше не прислушиваться, периодически Эмиля несет) : http://www.youtube.com/watch?v=NvZzgAj044g http://www.youtube.com/watch?v=y2TLt1HOFac
Как вариант сделать постановочные бои оруженосцев.
avatar
На сегодняшний день, я склоняюсь к следующей схеме:
Два бойца, условно "красный" и "синий", с минимальными перерывами, встречаются на ристалище в трех номинациях.
Первая - одноручный меч
3 схода до 3 результативных ударов. После каждого схода маршал поднимает флаг нужного цвета. Есть ограничение по времени, если бойцы работают активно маршал, не прекращая бой добавляет время. Если бойцы уклоняются от боя, следует предупреждение, в случае если ни один из бойцов не реализовал преимущество поражение засчитывается обоим бойцам. Если в первом или втором сходе боец поразил своего соперника три раз и не получил ни одного удара это чистая победа.
Небольшой перерыв, те же бойцы встречаются в номинации меч и баклер. Та же схема 3 схода.
Снова перерыв и номинация полуторный меч, то же 3 схода.
В общей сложности 9 сходов. Правда теоретически, все может закончится за 3.
Публике разясняются правила, выдаются красные и синие флажки.
avatar
2 Рома:
В кендо такого правила нет, и к сожалению такого же качества техники как в кендо от введения этого правила в истфехе не появится, но это позволит по крайней мере говорить о "чистой атаке" и избежать превращения поединка в обстукивание противника на скорость.

2 Денис:
По пунктам.

1. Термин вряд ли можно считать моей заслугой, а по существу вопроса - не так все просто. В бездоспешном поединке (по моему мнению) для нейтрализации противника нужен ровно один удар, поскольку как я уже писал (по моему мнению) удар, который не нейтрализует противника не должен считаться результативным. При этом я привык считать, что нанесения нерезультативных (не нейтрализующих противника немедленно) ударов следует всячески избегать. История дуэлей в этом смысле скорее показатель огромной разницы, существующей между дуэльным фехтованием, которое было в значительной степени похожим на спортивное, и боевым. Если ознакомится например с описанием поединков в исландских сагах, то можно обнаружить, что первый вполне достигший цели удар не решал дело только если героический викинг был готов продолжать рубиться с отрубленной ногой. :-)

2. Я бы предложил разрешить укол в конкретное место, например в середину корпуса, а уколы в другие места не засчитывать.

3. От борьбы, ИМХО, может заметно пострадать собственно фехтовальная составляющая. Может быть есть смысл работать в таком формате: без принципиального запрета на борьбу, но с остановкой боя после падения бойца (допустим примерно через секунду). Сумел вывести противника из равновесия и сразу зарубить - молодец.

4. По-моему - не очень хорошо. Не надо делать из этого профессиональный спорт. Может быть лучше включить в программу заведомо постановочные элементы, например в формате демострации техники, когда противники с различным оружием разыгрывают некоторые тактические ситуации, приблизительно так, как это делают те же "Gladiatores". Можно также показать сначала чистое академическое исполнение приема, а потом то, как бы он выглядел на турнире. По идее у зрителей должен в результате возникнуть интерес к самим состязаниям, захочется поискать знакомые элементы.
avatar
Алексей Капустин, вот со смягченными мечами, я как раз долгие годы и работал до одного удара. Под результативным ударом, я подразумеваю удар, который достиг цели. А вот дальше все сложно, ну не всякий удар отрубит конечность и не всякий удар приведет к остановке боя. Посмотрите сколько в немецкой технике подрезаний и не амплитудных ударов. Это и понятно, поразил ближайшую конечность и только потом пошел на решающий удар. Вот хорошая статья по этому поводу: http://sb.pp.ru/fence/fence006.htm
Можно бы было сделать до 2 ударов, но 3 удара прекрасно дают возможность показать мастерство.
2. Однозначно без восходящих уколов направленных под доспех.
3. Бить лежачего противника? Честно не знаю, наверное попробуем и с и без и посмотрим, что лучше.
4. Так я и предложил как вариант, в перерывах постановочные бои "оруженосцев", постановочные групповые поединки. С разбором техники однозначно хорошая идея. Вообще надо знакомить публику как и с терминологией так и с техникой, то что происходит и в боксе и в мма. И в последнем, за какие то 20 лет сложилась и своя терминология и своя публика.
avatar
2 Алексей
Ну я как бы много раз видел в кендо (и сам от этого страдал) когда людям не засчитывали удар, если он был нанесен без движения вперед, без прохода. Или без движения назад, если удар из клинча. И на тренировках все время вдалбливали - вперед, вперед, не стой на месте, и т.д. Так что такое правило там есть.
"Я бы предложил разрешить укол в конкретное место, например в середину корпуса, а уколы в другие места не засчитывать." - это опять 100 % кендо :)))))))))))) там есть только один колющий - в горло (на горле щиток нехилый такой), и больше никуда не засчитывают. Опять же, мне это правило не очень нравилось. Лучше мечи гуманизировать для укола, и колоть везде.
И на борьбу надо хотя бы секунд 5 оставить, иначе смысла нет.
avatar
Денис, вы правы, что в основном погибали от потери крови. Поножовщина, например, рассчитана на порезы рук противника, а не на один проникающий удар.

И еще: Денис, в 1997 году мы продвигали в своем городе ножевой бой, как спорт среди охранных предприятий и силовых структур. Делали показательный бой на соревнованиях по рук. бою среди них же. Так вот мы демонстрировали настоящий бой, но в некоторых моментах договорились, что сделаем эффектные приемы. Для меня, как для борца это не предоставляло труда. Получилось очень даже хорошо. Так что...

И вы правы, и я именно об этом и писал, что в доспешном варианте борьба очень важный элемент, а в недоспешном она идет как вспомогательная.
avatar
Денис, а у ребят это имитация кольчуги (в белых котах в начале)?
avatar
Евгений, это я в начале ролика со своим учеником Олегом Морозовым. Кольчуги вполне себе настоящие, даже клепанные:) Сценическое фехтование, для меня это прекрасная возможность показать все богатство техники фехтования. Прекрасный пример, приводившаяся выше Гладиатория.
Интересно, что бои без правил начали свою экспансию из Японии, а там они вышли из показательных боев из японского варианта американского кетча. Вначале это было смешанное шоу и реальные поединки. Так завоевывали рынок, а когда его завоевали люди стали готовы смотреть и на борьбу в партере:)
http://www.budo-forums.ru/topic/23872-zarozhdenie-mm...
Это я к тому, что надо думать как популяризировать историческое фехтование.

А по поводу кендо. После спарринга с кендоистом, я поинтересовался а почему он не обращает внимание на ноги, ну там убрать их из под удара или прикрыть, так там же хакама, ответил он:)
avatar
А я думал имитация, хотел попросить адресок где брали. Нам имитация-ткань очень нужна. Случайно не знаете где взять?
avatar
дело, кстати, нужное затеваете и подход правильный)))
avatar
2 Рома +1 Миков

>Ну я как бы много раз видел в кендо (и сам от этого страдал) когда людям не засчитывали удар, если он был нанесен без движения вперед, без прохода.

Кекеке.
http://www.kendoguide.456room.org/home/kendoquestion...
avatar
Денис, если вы собираетесь имитировать бездоспешный бой, делайте поединки с разводами. Но считайте только четкие сильные удары. И обязательно с зачетом обоюдных ударов. При хорошем уровне подготовки бойцов, даже бой до трех очков будет длиться не мало. Если интересно напишу подробнее.
Повторюсь, система сходов до трех ударов, очень сложна в судействе, велика цена ошибки судей.
Основным критерием зрелищности поединков может быть только мастерство бойцов, правила тоже могут этому способствовать но все равно в меньшей мере. Счет за тридцать, будет только в поединке слабо подготовленных бойцов. Или если хорошие бойцы устроят открытое рубилово. Но тогда поверьте, зрелище будет что надо. Зрители запомнят его надолго.
Хотите добавить драйва, разрешите удар ребром щита (баклера), или кулаком в меч - меч, можно и удар ногой. Борьба, даже на коротеньких отрезках, сильно изменит динамику поединка, поэтому ее и исключают из классических форм ист феха. Эти, выше перечисленные действия, по тактическим задачам , вполне могут заменить укол. И быка можно остановить, и засевшего в домике ошарашить. Щит в глазницу, и в щель доспеха не пролезет.
Кроме всего прочего, Вы должны быть готовы к тому, что резкое изменение правил мгновенно не приведет к желаемым результатам, бойцам нужно будет время (порой немалое), что бы освоиться в новых условиях, и по началу в зрелищности можно будет потерять.
В плане мыслей высказанных в ветке. Большинство идей из тех, что здесь высказывались в той или иной мере опробовались в разных вариантах ист феха, что то прижилось, что то нет. Нужно понимать одну важную вещь.
За изменениями в консервативном российском ист фехе, уследить нелегко.
Порой многие не догадываются, что высказывая какую то на первый взгляд свежую мысль, человек озвучивает то, что задолго до него уже проверялось на практике. Наивно полагать, что люди которые всерьез занимаются любимым делом, не думают о том, как сделать правила лучше.
Изменения в правилах не редкость, и мелкие и крупные. Хотя есть и такие, кто действительно боится что либо изменить, и сражаются по правилам многолетней давности.
avatar
2 Денис:
Нет возражений. Только скорее не "бить лежачего", а "бить падающего". Я хотел сказать, что стоит разрешить подставлять под удар с помощью борьбы, но не просто борьбу.

2 Рома:
Тем не менее такого правила нет. После удара требуется сохранить дзансин - очень грубо говоря, нужно продолжать контролировать ситуацию (впервую очередь противник не должен иметь возможности вас поразить до тех пор, пока нанесенный вами удар скажется). Проще всего этого достичь продолжая двигаться в направлении атаки, но само по себе перемещение после удара требованием не является. Все время рваться вперед нужно из других соображений.
Укол в кендо таки засчитывается, если он нанесен в горло, а не в корпус. И опять таки, "колоть везде" - плохая идея. Во-первых небезопасно, а во вторых например укол в ногу в настоящем бою мог бы стоить головы.

2 Сергей:
Присоединяюсь по поводу боя с разводами.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.