ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УДАРОВ РУКАМИ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СНАРЯДАХ И ТРЕНАЖЕРАХ
"БОЙ" С МЕШКОМ
Освоив технику ударов рукопашного боя, вам следует закрепить навык в работе на боксерском мешке. При этом постановка ударов должна носить последовательный, поэтапный характер.
Первый этап - нанесение одиночных ударов. Они выполняются поочередно руками и ногами. Старайтесь следить за тем, чтобы каждый из них наносился, акцентировано, с соответствующей дистанции, был, как мы уже отмечали в предыдущих публикациях, "проникающим".
Второй этап - проведение комбинационных атак, состоящих из ударов руками и ногами. Комбинации должны быть быстротечными и потому состоять максимум из шести-семи ударов: большее количество приведет к снижению скорости атаки. В комбинации можно включать также удары локтем, коленом, головой.
Третий этап - наработка тактики "скручивающейся и раскручивающейся спирали". Владение этим приемом даст вам возможность не просто атаковать соперника, но и выходить из атаки, не прекращая боевых действий.
Вот пример такой комбинации. Вы наносите круговой удар ногой с дальней дистанции, затем -два удара руками со средней и, наконец, "закручиваете спираль" ударами колена и локтя, сойдясь с соперником вплотную. Теперь нужно выйти из ближнего боя, то есть "раскрутить спираль". Для этого наносятся два коротких удара рукой (или обеими) - боковых или наотмашь, на отходе со средней дистанции - удар кулаком и боковой удар ногой и - максимально длинный удар с дальней дистанции на выходе из атаки. Подобные комбинации, состоящие из различных вариаций ударов, следует разучивать до автоматизма, наращивая скорость их проведения.
Не забывайте, что боксерский мешок - ваш "соперник". Он должен быть подвешен так, чтобы обеспечивать вам свободное круговое передвижение. Боксеры отрабатывают на мешке главным образом плотность ударов, чувство дистанции, "рукопашнику" же требуется вообразить себя в "вольном бою" и действовать, словно в спарринге с настоящим партнером.
Немного о боксерском мешке
В настоящее время в специализированных спортивных магазинах вам предложат несколько образцов боксерских мешков, и все - за весьма приличную цену. А между тем почти ни одна модель не отвечает требованиям, которые предъявляет к этому снаряду рукопашный бой.
Изготовьте мешок сами. Из двойного слоя брезента или прочного дерматина сшейте трубку-цилиндр диаметром 50-60 см. Снизу по окружности цилиндра пришейте дно из того же материала, а сверху по бокам - два или четыре ремня (можно с металлическими кольцами) для подвешивания снаряда.
Чехол готов. По его размеру изготовьте мягкий мешок по типу сахарного или мучного, опустите в чехол и плотно заполните сухим зерном - пшеницей или ячменем. Верх внутреннего чехла туго завяжите, чтобы "начинка" мешка не "гуляла" при ударах.
Такой снаряд может прослужить 10-15 лет без замены содержимого. Зерно выгодно отличается от других наполнителей тем, что оказывает ударной части руки или ноги сопротивление, схожее с тем, что вы испытываете, нанося удар по туловищу соперника. При этом отлично "закаляется", адаптируется к ударным нагрузкам кисть руки или голеностоп. Удачных вам "боев" с мешком, он - ваш надежный спарринг-партнер.
Освоив технику ударов рукопашного боя, вам следует закрепить навык в работе на боксерском мешке. При этом постановка ударов должна носить последовательный, поэтапный характер.
Первый этап - нанесение одиночных ударов. Они выполняются поочередно руками и ногами. Старайтесь следить за тем, чтобы каждый из них наносился, акцентировано, с соответствующей дистанции, был, как мы уже отмечали в предыдущих публикациях, "проникающим".
Второй этап - проведение комбинационных атак, состоящих из ударов руками и ногами. Комбинации должны быть быстротечными и потому состоять максимум из шести-семи ударов: большее количество приведет к снижению скорости атаки. В комбинации можно включать также удары локтем, коленом, головой.
Третий этап - наработка тактики "скручивающейся и раскручивающейся спирали". Владение этим приемом даст вам возможность не просто атаковать соперника, но и выходить из атаки, не прекращая боевых действий.
Вот пример такой комбинации. Вы наносите круговой удар ногой с дальней дистанции, затем -два удара руками со средней и, наконец, "закручиваете спираль" ударами колена и локтя, сойдясь с соперником вплотную. Теперь нужно выйти из ближнего боя, то есть "раскрутить спираль". Для этого наносятся два коротких удара рукой (или обеими) - боковых или наотмашь, на отходе со средней дистанции - удар кулаком и боковой удар ногой и - максимально длинный удар с дальней дистанции на выходе из атаки. Подобные комбинации, состоящие из различных вариаций ударов, следует разучивать до автоматизма, наращивая скорость их проведения.
Не забывайте, что боксерский мешок - ваш "соперник". Он должен быть подвешен так, чтобы обеспечивать вам свободное круговое передвижение. Боксеры отрабатывают на мешке главным образом плотность ударов, чувство дистанции, "рукопашнику" же требуется вообразить себя в "вольном бою" и действовать, словно в спарринге с настоящим партнером.
Немного о боксерском мешке
В настоящее время в специализированных спортивных магазинах вам предложат несколько образцов боксерских мешков, и все - за весьма приличную цену. А между тем почти ни одна модель не отвечает требованиям, которые предъявляет к этому снаряду рукопашный бой.
Изготовьте мешок сами. Из двойного слоя брезента или прочного дерматина сшейте трубку-цилиндр диаметром 50-60 см. Снизу по окружности цилиндра пришейте дно из того же материала, а сверху по бокам - два или четыре ремня (можно с металлическими кольцами) для подвешивания снаряда.
Чехол готов. По его размеру изготовьте мягкий мешок по типу сахарного или мучного, опустите в чехол и плотно заполните сухим зерном - пшеницей или ячменем. Верх внутреннего чехла туго завяжите, чтобы "начинка" мешка не "гуляла" при ударах.
Такой снаряд может прослужить 10-15 лет без замены содержимого. Зерно выгодно отличается от других наполнителей тем, что оказывает ударной части руки или ноги сопротивление, схожее с тем, что вы испытываете, нанося удар по туловищу соперника. При этом отлично "закаляется", адаптируется к ударным нагрузкам кисть руки или голеностоп. Удачных вам "боев" с мешком, он - ваш надежный спарринг-партнер.
а) недостаточная сосредоточенность цели (сосредоточенный объект удара – например, теннисный мяч – компактно доступен ударам всех направлений);
б) отсутствие жесткости крепления не обеспечивает отработку сильных, быстрочередующихся ударов;
в) относительно большие размеры не обеспечивают отработку ударов высокой точности и хорошего чувства дистанции.
Устранение этих недостатков может решить проблему нанесения длинных серий разнотипных ударов и увеличить их тоннаж и точность, в том числе чувство дистанции.
1. Для отработки сильного удара в сериях его объект должен:
а) быть достаточно деформируемым под головками пястных костей;
б) иметь форму, обеспечивающую равномерную нагрузку на эти головки;
в) обеспечивать достаточно большое сопротивление его сжатию (в продольном направлении) и отклонениям (в поперечном направлении).
2.Для отработки точных ударов ударяемая часть должна быть соразмерна с челюстью.
3.Для отработки правильных ударов ударяемые поверхности объекта ударов должны быть перпендикулярны направлению удара.
4.Для отработки быстрочередующихся ударов объект последних должен быть жестко закреплен на опоре, без заметных смещений при ударах.
5.Для отработки жесткости удара необходима возможность оперативного изменения твердости объекта ударов.
Устранение недостатков упруго закрепленной на стене груши возможно посредством стержня, неподвижно закрепленного одним концом на стене. Незакрепленный конец (торец и прилегающие к нему боковые поверхности), в последующем называемый головкой, должен быть деформируемым для головок пястных костей. Сопротивление стержня отклонению и продольной деформации, а также восстановление прежнего положения после незначительного отклонения возможно в случае, если между его частицами существует упругая связь. Удовлетворить всем этим условиям может мягкий эластомер (например, губчатая резина). Сопротивление сжатию и отклонениям стержня прямопропорционально твердости эластомера и толщине стержня, и обратно пропорционально отношению длины последнего к длине стороны его поперечного сечения (относительная длина).
Нагрузка на головки пястных костей будет более равномерной при наличии плоской ударной поверхности (для удара каждого направления). Для отработки точности в нанесении ударов всех направлений по самой малой уязвимой ударяемой части тела (нижней челюсти) торец головки должен иметь форму квадрата с размерами порядка 60х60(мм), на котором смогут разместиться три основные головки ударных пястных костей (указательного, среднего и безымянного пальцев). Квадратная форма головки обеспечивает равенство упругих сил сопротивления стержня ударам в вертикальном и горизонтальном направлениях. Для выполнения противоречивых требований (малые размеры поперечного сечения головки и большое сопротивление ее отклонению и сжатию) поперечное сечение должно увеличиваться по мере удаления от незакрепленного торца
а) выполнение головки с малым торцем;
б)выполнение боковых стенок головки перпендикулярными направлениям ударов боковых и снизу.
Это противоречие может быть уменьшено при выполнении боковых стенок стержня
вогнутыми, что сделает их почти перпендикулярными ударам в области головки
(боковым и снизу). Для исключения колебаний головки объекта ударов (после их выполнения) отношение длины стержня к ширине незакрепленного торца может быть равно трем.
Выполнение стержня из губчатой резины ставит дополнительную задачу, т. к. это делает поверхность стержня непрочной для ударов. Защитить ее можно посредством образования на всей поверхности стержня прочной пленки из этого же эластомера. Дополнительной защитой может служить чехол из эластомера, закрывающий боковые поверхности и малый торец стержня полностью, с колпачком из прочного материала (например, из кожи), выполненным без швов, закрывающим головку, закрепленным на чехле, например, клеевым способом. Чехол может удерживаться на стержне посредством прижатия его загнутых за крепимый торец краев к опоре вместе со стержнем. Исходя из вышесказанного, предлагаемый объект ударов выполнен в виде стержня из мягкого эластомера, в форме четырехгранной правильной усеченной пирамиды с боковыми стенками вогнутой формы, большой торец которой неподвижно закреплен на опоре, меньший служит для нанесения прямых ударов, а прилегающие к нему участки боковых поверхностей (эта часть называется головкой) служат для нанесения ударов боковых и снизу. По всей поверхности стержня выполнена пленка из эластомера. Между крепимым торцем и опорой установлен узел связи в виде металлической пластины размерами с этот торец, приклеенной к нему, с резьбовыми отверстиями по ее углам, для крепления болтами к опоре, через отверстия в ней. Стержень дополнительно может быть покрыт чехлом из эластомера. На нем в области головки закреплен кожаный колпачек без швов, а края чехла загнуты за металлическую пластину и зажаты между нею и опорой.
Должны иметь нарисованный силуэт человека с обозначением болевых точек.
II. Тренажер для набивки рук и коленей.
Верхняя выпуклая часть тренажера обивается пла стинками из бамбуковых трубок,кот.крепятся тонкой проволокой,таким образом,чтобы они бы::; не жестко закреплены и амортизировали.
12. Нож для метания. (Тренировочный). по своей форме,весу и расположению центра тяжести должен имитировать штын-нож автомата
II. УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СНАРЯДАХ И ТРЕНАЖЕРАХ.
Удары по неподвижным снарядам:силуэтам,чучелам, макиварам.При этом особое внимание обращать на правильную технику и быстроту нанесения ударов на выдохе.Удар необходимо наносить в полную силу,напрягая область солнечного сплетения.Для укрепления ударных поверхностей может применяться специальный тренажер
Удары по подвижным мешкам и тренировочной гпуше, требующие более точных движений в сочетании с гксто янными передвижениями, соблюдения оптимального растояния до цели,влияющие на силу удара и равновесие тела,требующие быстрого возвращения в исходное 'сложение.
- голова наклонена вперед-вниз, подбородок слегка касается груди, взгляд исподлобья;
- плечо передней руки повернуто в сторону партнера, прямо или слегка наклонено вперед. Предплечье передней руки перпендикулярно опоре или локтевой сустав немного отодвинут к солнечному сплетению и находится посередине фронтальной плоскости туловища боксера;
- большой палец передней дальней руки касается одноименной стороны височной кости головы. Большой палец дальней руки касается одноименной стороны передней части скуловой кости лица, локоть опущен вертикально вниз;
- прямые ноги на ширине плеч, вес тела распределяется на две ноги или несколько перенесен на заднюю ногу.
Такая стойка позволяет:
1) лучше использовать свой рост;
2) держать партнера в зоне максимально удобной для себя дистанции;
3) наносить сопернику наиболее сильные удары;
4) избегать значительного количества ударов соперника;
5) иметь высокую маневренность.
В прямых ударах прямолинейность движения кулака выдержива ется как при нанесении удара, так и при возвращении его в исходное положение. Удар наносится предельно расслабленной рукой. Во время удара локоть ударной руки поднимается вверх, а кулак в момент соударения с целью движется как бы несколько сверху вниз.
При нанесении прямого удара дальней рукой плечо ударной руки предельно вертикально разворачивается в сторону цели, без каких-либо движений головы. Вес тела остается на двух или одной дальней ноге, жестко стоящей на опоре.
Боковые удары наносятся с предварительным скоростным незначительным (30-40о) горизонтальным поворотом плечевого пояса в противоположную сторону от наносимого сопернику удара. Локоть бьющей руки во время удара должен находиться на одной линии с бьющей частью кулака и целью, что обеспечивает максимум силового показателя его исполнения (локоть давит на кулак).
Удары снизу начинаются с идентичного поворота плечевого пояса в начальной стадии при нанесении удара сбоку и напоминают движение руки при ходьбе.
- во время нанесения ударов туловище боксера не должно наклоняться вперед, передняя нога выполняет роль контролирующей ударную дистанцию;
- после нанесения любого удара рука возвращается в исходное положение через подбородок. Локоть подтягивается к туловищу.
Требования к сериям ударов. Они должны быть:
- предельно короткими;
- понятными и хорошо запоминающимися для обучающихся;
- желательно охватывающими два "этажа" (туловище и голову) соперника.
В начале освоения намеченного тренирующи еся уясняют для себя, что:
- любую серию необходимо начинать и заканчивать через переднюю руку:
а) передняя рука ("щуп") уточняет возможность нанесения основной, дальней, рукой главного сокрушительного удара;
б) передняя рука - организатор защиты после нанесения основного удара дальней, бьющей, рукой (мгновенное вытягивание вперед передней руки с одновременным подтягиванием ее плеча и локтя);
в) передняя рука способствует повышению активности боевых действий боксера (без значительных энерготрат);
г) передняя рука позволяет продлить для соперника состояние опасности, не давая расслабляться (восстанавливаться), тем самым быстро истощая его энергоресурсы;
- выполнять осваиваемые серии в передвижении без наклона вперед и с предельным горизонтальным поворотом плеч;
- перед исполнением серии обязательно проводить выполнение обманного движения;
- по окончании исполнения серии необходима дополнительная ударная комбинация;
- осуществлять строгий контроль за выполнением изучаемого и совершенствуемого технического приема с помощью зеркала, партнера, тренера, личных ощущений (стойка, передвижение, защитные действия, движение во время нанесения удара: кулаком, локтем, плечом и т.д.);
- в наносимой серии необходимо выделять удары дальней рукой, в которой заложены помощь, скорость и точность исполнения движения на фоне легкости и подвижности действий передней руки, что положительно сказывается на суммарных энерготратах боксера.
Тренер контролирует, чтобы все атакующие и контратакующие действия на дальней дистанции проводились при минимальном горизонтальном повороте туловища вправо и отсутствии во время удара наклона вперед, а во время скоростной атаки соперника делался первый небольшой шаг назад передней ногой. Это значительно убыстряет разрыв и увеличивает расстояние между атакующим и защищающимся, что мешает даже особо быстрому боксеру сблизиться после атаки с обороняющимися.
Эффективным приемом боксера, предпочитающего работать на средней дистанции, является подшагивание (или двойное подшагивание) передней ногой в момент атаки соперника. Рассмотренный прием создает иллюзию скоростного преимущества боксера.
Во время занятий по технической подготовке боксеров тренер знакомит их с сокращенной символикой письменной записи физических действий, что является хорошим подспорьем в освоении изучаемых заданий.
После каждого излюбленного удара или серии ударов, для повышения активности боксерских действий производится "добавочная" ударная комбинация. Они специально определяются и нарабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями индивида.
Структура добавочных ударных комбинаций:
1) один акцентированный удар передней рукой (боковой или снизу);
2) три и более легких ударов передней рукой (прямые, боковые, снизу). Эти удары должны наноситься легко, с предельно правильным исполнением защиты посредством подъема локтя и возврата его и кулака после исполнения ударного действия в исходное положение, т.е. к месту защиты солнечного сплетения и головы;
3) акцентированная тройка:
- для боксирующих на дальней и средней дистанциях: П.Б.; Д.Пр.; П.Б;
- для боксеров-левшей (П.Б.; Д.Н.; П.Б.);
4) см. пункт 2.
Значительный эффект в осмыслении, освоении и совершенствовании боевых приемов дает работа боксера с тренером на "лапах", где удары наносятся широко, замедленно и вполсилы с правильным исполнением движений биозвеньями рук и туловища в целом.
Работа на "лапах" производится в первой половине дня, до учебных занятий (с 7.00 до 8.00), а также во время отсутствия учебных пар, но не позднее 11.00 и рассчитана на 15-20 мин. Если боксер не имеет возможности посетить тренировочные занятия, которые проводятся ежедневно с 17.00, то он может поработать на "лапах" и позднее, в любое удобное для него и тренера время, кроме времени основной тренировки. На тренировке занятия тренера с боксерами на "лапах" нежелательны:
- во-первых, в начале и середине тренировочного занятия выпадает из внимания вся группа занимающихся;
- во-вторых, утомляемость боксеров к концу тренировки снижает эффективность их действия.
Многолетняя практика показывает, что при вышеописанном подходе к тренировочному процессу студенты-боксеры начинают стабильно прогрессировать уже через 1,5 года регулярных занятий, т.е. с середины второго курса.
Время шло. Секций становилось все больше и больше, и удивить кого бы то ни было самим фактом присутствия на тренировке стало невозможно. Тогда начали чаще говорить о том, что в каком-то спортзале изучают тайные китайские техники и секретные японские приемы и, если их знать… Далее, обычно, рассказ обрывался, так как демонстрировать подобные техники "посвященные в тайну" не спешили, довольствуясь самим фактом обладания недоступным для других знанием.
Однако и этому со временем пришел конец. Количество посещений спортзалов перешло в качество знания о том, что кулак и нос сталкиваются по одной и той же траектории, вне зависимости от того, наши эти нос и кулак или китайские. А если неинтересно рассказывать, какие удары изучаются, то с помощью чего можно почувствовать себя приобщенным к кругу избранных? Можно повествовать, как эти приемы отрабатываются, и какие при этом получаются чудодейственные результаты. Естественно, говорить про то, что прием нужно часами оттачивать на тренировках до седьмого пота, не выгодно, и тогда нашлась палочка-выручалочка в виде энергетики. Оказалось, чтобы бить эффективный удар, достаточно "пустить по каналу энергетическую волну". После чего, надо понимать, супостат должен был, в лучшем случае, отлететь на несколько метров. Дальше - больше. Пошли разговоры о "ментальной тренировке", во время которой даже руками двигать не нужно, можно просто посидеть в позе лотоса (или на худой конец, если ноги не гнутся, по-турецки), воображая, как дерешься с крутым и страшным мужиком (и, естественно, побеждаешь!).
Никаких тайных способов здесь, по факту, не существует, и правильная методика отработки приема, похоже, не изменилась со времен древнего Китая. Грамотно построенный тренировочный алгоритм состоит из нескольких последовательных этапов, на которых и обкатывается прием, и методические подходы школ, в основном, различаются лишь тем, что тому или иному этапу уделяется большее или меньшее внимание. Иногда одна (а бывает и больше) ступень вообще выпускается, что соответствующим образом сказывается на результатах подготовки. Дальнейшие рекомендации могут кому-нибудь показаться тривиальными, но диву даешься, сколько нелепостей и несуразиц можно встретить в этом вопросе.
На данном этапе выставляется форма незнакомого ученикам движения. К отработке на воздухе, а это и есть первая ступень работы с приемом, можно смело отнести многочисленные ката и тао поклонников восточных стилей, хотя подобные методы применялись не только там. В европейском боксе существует "бой с тенью", смысл которого все то же оттачивание формы движения. Разница между этими двумя отработками в том, что в восточном варианте программа движений жестко задана, а работа боксера во время "боя с тенью" строится на импровизации. Все бы ничего, да боксер использует только те удары, которые пригодятся на ринге, а тао и ката перегружены элементами, которые в бою может попытаться применить только больной на голову человек. Впрочем, разбираться с тем, какие формы движения боевые, а какие нет, не тема для данной статьи. Просто для того, чтобы приведенная ниже методика подготовки работала, необходимо чтобы движения на всех этапах были соответственно одинаковые. Если на воздухе ученики отрабатывают одно, на макиваре другое, а с партнером и в бою третье… то результат, скорее всего, будет не самым блестящим, если вообще будет.
Отработка на воздухе делается медленно на максимальном расслаблении. Вроде бы естественно, для того чтобы сделать новое незнакомое движение, нужно не торопиться, но люди настолько привыкают спешить в жизни, что остановиться органически не способны, даже на короткий промежуток времени. Сходная проблема - закрепощение мышц. Любой мышечный контур соответствует тому или иному движению, и чтобы сделать что-то другое, нужно убрать "паразитные" зажимы. Медленно, расслабленно, не спеша - вот залог того, что со временем получится быстро, жестко и при этом правильно. Желательно делать прием на воздухе в полном объеме. То есть, если вы отрабатываете удар рукой, то отрабатывайте его стоя так, как вы будете стоять в реальной схватке, а не вертикально или из киба-дачи, что распространено во многих стилях каратэ. Отработка из таких положений имеет смысл тогда, когда для освоения нового движения количество центров внимания уменьшается за счет исключения из работы ног. Однако, как только вы "уловили" общую траекторию руки в ударе, нужно переходить к полной форме. Наше тело запоминает общий контур движения, и для него работающие руки и неработающие ноги увязываются в единую картину, которую оно и будет воплощать в бою. Это приведет к тому, что в схватке, когда нужно будет двигать ногами как можно активнее, вы либо вообще не сможете провести прием, либо проведете его с минимальным эффектом. Этап отработки техники на воздухе особенно необходим людям, которые пришли заниматься с нуля и для которых первая задача в зале - научиться ставить своему телу конкретные задачи и требовать их выполнения. Тогда, освоив хотя бы один стиль, человек может достаточно быстро переквалифицироваться на работу в другом спортзале. Если же в стиле присутствуют несколько динамик движения, например ударная и бросковая плюс элементарная база для развития тела, то в дальнейшем сделать на воздухе практически любой прием из тех, которые используются в современном боевом искусстве, не будет составлять проблемы. Но гордиться тем, что вы умеете выполнять какой-то объем техники на воздухе… как-то несерьезно, что ли.
После отработки на воздухе наступает этап отработки приемов на снарядах, то есть ученик учится вкладывать в удар или бросок реальную силу. Подходит работа на мешках, макиварах, боксерских лапах, манекенах для отработки бросков. На мешке и макиваре нарабатывается сила и скорость удара, а также выставляется навык правильной дистанции. Технология, для начала, предельно проста. Встал напротив снаряда и нарабатывай сколько душе угодно. Чем больше, тем лучше, не забывая учесть то, что приобрели на предыдущем этапе. Хотя чувство меры не помешает. У тела есть своеобразный предохранительный клапан, называемый усталостью, и, отрабатывая движения больше установленного естественного предела, вы можете незаметно для себя видоизменить форму в сторону упрощения. Ваше тело найдет оптимальный для него способ выполнения движения, не слишком рациональный в плане техники боя. На боксерских лапах, кроме силы и скорости удара ставится мобильность, что особенно важно в схватке. Цель в бою никогда не бывает там, где ей "положено" быть. Противник может стоять немного дальше или немного ближе. Быть выше или ниже ростом и так далее. Лапа позволяет менять как уровень, так и расстояние до цели. Например, обычный прямой удар должен оттачиваться с места, на движении вперед, на шаге назад, в голову и в корпус противника. Наработка ударов по цели быстро приучает правильно использовать ударные поверхности. Часто ребята, годами нарабатывавшие удары по воздуху, вывихивают себе запястья и разбивают руки при первой же попытке ударить в цель. Согласитесь, мало проку от пушечного удара, если после него ударить следующий удар той же рукой вы просто не способны. Томишевари или разбивание предметов также относится к этому этапу. Оно неплохо проверяет резкость и правильность постановки кисти в ударе. Разбивать доски и кирпичи, колоть черепицу и ледяные глыбы занятия, несомненно, увлекательные, но не забывайте, что это всего лишь второй этап отработки приема. Не стоит средство возводить в ранг цели. Еще бабушка надвое сказала, сможете ли вы применить приобретенные навыки в бою. Будем постоянно помнить, что техника нужна нам не для выступления на сцене, а для реальной схватки, и перейдем к следующему этапу.
Данному этапу стоит уделить большее внимание. По воздуху, так или иначе, отрабатывают приемы практически все школы, многие нарабатывают удары по цели, а вот грамотно построенная работа с партнером встречается редко. Как обычно строится тренировочный процесс в большинстве школ того же каратэ? Покатали приемы на воздухе, иногда отработали один - другой удар по лапам и вперед в спарринг, применять полученные навыки. А они ну никак не применяются, так как у нормального противника, в отличие от макивары, мешка или лапы, есть куча неучтенных особенностей. Во-первых, мешок или макивара однородны, куда ни попади - все хорошо. Человеческое же тело по-разному сопротивляется удару: ударив в подбородок, вы отправите противника в нокаут, удар в плечо не принесет ни вам, ни противнику никакого результата, а, попав ему кулаком в лоб по линии волос, вы рискуете принести больше вреда себе, чем противнику. Зачастую ученика можно определить по тому, что он сажает свои удары "в белый свет как в копеечку", бойца по тому, что умеет работать по болевым зонам, а мастера по тому, что ориентирует технику на поражение болевых точек. Во-вторых, из-за того, что противник двигается, он всегда будет стоять немного не там, где вам нужно, да и с какой стати ему настолько облегчать вам жизнь. Хорошо если данную человеческую особенность вы предусмотрели на предыдущем этапе, попросив перемещаться партнера с лапой. Но и этого, то есть умения бить удар по двигающейся лапе, недостаточно. Когда партнер ассистирует с лапой, он подставляет лапу под удар, помогая вам. Когда же вы бьете по двигающемуся противнику, он будет стараться убирать свое тело из-под удара. В-третьих, у противника есть руки-ноги, которыми он защищается, мешая ударить туда, куда вы хотите, и для того, чтобы его приоткрыть, нужно владеть финтами и связками. К тому же, этими самыми руками-ногами противник еще и контратакует, так что если по мешку можно бить, особенно не озадачиваясь прикрытием собственной персоны, то с противником такие "шутки" не проходят. Одним словом, боец, накатавший удар по цели, лучше бойца, отрабатывавшего удары просто по воздуху, но это не совсем то, что нужно для реального боя. Для создания мостика между мешком и противником вам нужен… партнер или, как говорят в боксе, спарринг-партнер. Партнер это человек, который помогает вам сделать следующий шаг на пути к реальному бою.
Лучше пытайтесь дозировать силу удара, со временем обязательно наращивая вложение. Польза обоюдная, вы учитесь бить, а партнер получает "массаж внутренних органов", попутно невольно приучаясь "держать" удар. Особенно хорошо это работает при ударах по корпусу. "Массаж" лица - не столь благоприятная для здоровья процедура, да и наработать мышечный корсет на лице проблематично. При постановке ударов в голову вместо кулаков аккуратно используйте ладонь или протекторы, типа накладок на кисть. А партнер может подставлять вместо лица верхнюю часть головы, лоб по линии волос и плечи. Таким образом, вы оба быстро усвоите, в какую часть головы надо бить, а где стоило бы поберечь собственные руки. При отработке ударов иногда можно, защищаясь, прикрыть лицо рукой, принимая удар в ладошку. Только опять-таки прикрывайте лицо, а не воздух в полуметре от носа.
Когда окучивание "стоячей макивары" начнет приедаться, можно перейти, образно говоря, к стадии обработки "макивары ходячей", заключающейся в том, что партнер начинает двигаться, защищаться, уходить, одним словом, путать вам карты и вставлять палки в колеса. Хорошо, если ваш товарищ не лишен определенного актерского дара и сможет правильно реагировать на дозированный контакт: согнуться даже от легкого удара в пах, не вынуждая вас бить с полным вложением в столь деликатное место, отшатнуться от финта в лицо и так далее. В результате таких отработок вы привыкните бить удар не в лапу, а в конкретного человека. "Чувствовать партнера на кулаке", - как я иногда выражаюсь.
После этого проводятся все варианты учебных спаррингов, то есть спаррингов, где присутствуют какие-то ограничения на технику или на внешние условия работы. Например, дается задание действовать только на технике рук, или один партнер ставится у стенки, а второй атакует его в этой позиции (но не с автоматом в руках!). Впрочем, подробное описание вариантов учебных спаррингов будет дано в отдельной статье. Здесь же надо сказать об общем характере работы. В учебном спарринге цель не набить друг другу физиономию. Этим ученики, плавно становясь бойцами, займутся на следующем этапе, а сейчас нужно учиться, учиться и еще раз учиться. На то спарринги и учебные. Для того чтобы учиться, вы должны четко осознавать, что вы делаете.
Как бы тщательно вы ни отрабатывали предыдущие уровни, без контакта с противником не обойтись. Любой навык должен быть закреплен на практике, любой прием обкатан в бою с человеком, который не только не желает, чтобы вы его провели, но и сам всеми силами проводит собственные приемы и связки. Без умения провести прием или технику в бою процесс их отработки нельзя считать законченным. На этом также "горят" многие стили. Привычка работать только с партнером, то есть на пониженной скорости и без применения силы, может оказать медвежью услугу. С доброжелательно настроенным, расслабленным и двигающимся как на замедленной пленке человеком можно сделать очень и очень многое, но требуется немалый опыт для того, чтобы понять, какие из наработанных навыков можно считать боевыми, а какие годятся только для развлечения "почтенной публики". Десятки приемов, демонстрируемых многими мастерами, на деле оказываются мыльными пузырями, готовыми лопнуть при малейшем контакте с реальным противником. Так, например, при замедленной работе, очень распространен захват за кисть руки человека, бьющего прямой удар. Тот, кто хотя бы год-другой занимался ударной техникой, должен понимать, что реально схватить кисть руки на полной скорости можно только подбородком, правда это будет уже не "схватить", а "схлопотать".
И предплечья тоже на макиваре нужно набить и укрепить. При подстановках и жестких блоках, набитое предплечье надежно защищено от травм.