Стадии обучения боевому искусству
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще."
Послание к евреям Святого Апостола Павла. Стих 12:1.
Кто приходит в спортзалы? Естественно люди. Разные - разнообразные: хорошие и плохие, доброжелательные и замкнутые, со своими проблемами, желаниями, стремлениями. Даже женщины, иногда, приходят. Женщина, она тоже человек, ей тоже хочется своему ближнему по физиономии дать, да не просто, а профессионально. Но эта градация (не путать с деградацией) действует лишь до дверей зала. Переступает человек порог, и из собственно человека превращается в адепта боевого искусства. Трансформация мгновенная: был нормальный человек, стал адепт. Но это только внешне кажется, что быстро. Процесс изменения внутренних установок затягивается на более длительный срок, который измеряется годами. И люди, в соответствии с ходом этого процесса, делятся уже не на хороших и плохих, в обычном смысле этого слова, а по совершенно другим критериям, отражающим происходящие в человеке или, точнее, адепте боевого искусства изменения. Временной фактор важен потому, что любое серьезное занятие - это путь превращения самого себя в нечто другое, отличное от того что было. Жизнь по крупному это тоже путь, но там изменения не так заметны из-за нежелания большинства людей напрягаться, искать, творить. Начав же заниматься или учиться чему-то конкретному, не обязательно боевому искусству, человек становится более динамичен, более открыт изменениям. Если при этом он еще и осознает, что с ним происходит, то у него есть определенный шанс прожить свою жизнь не зря. Аминь (да сбудется!). Раньше в Китае людей, чем-то занимающихся, делили просто и емко - на учеников и мастеров. У китайцев вообще большой опыт сводить всю палитру красок, которыми нарисовал мир создатель, к двум цветам, к темному и светлому, к Инь и Ян. Жалко, конечно, бесконечного разнообразия, утерянного при сведении богатейшей гаммы к черно-белому телевизору, зато просто и понятно: ученик - мастер. Сегодня ученик - завтра мастер (ну послезавтра, ну через год, два, десять…), все равно завидно. Талантливые, видать, были ученики. "Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри, не… мы". Ну не богатыри мы, тем более не китайские. В Японии, где китайских богатырей по определению не водилось, уже посложнее градация пошла. По поясам. Интересно, кстати, почему именно по поясам.
Послание к евреям Святого Апостола Павла. Стих 12:1.
Кто приходит в спортзалы? Естественно люди. Разные - разнообразные: хорошие и плохие, доброжелательные и замкнутые, со своими проблемами, желаниями, стремлениями. Даже женщины, иногда, приходят. Женщина, она тоже человек, ей тоже хочется своему ближнему по физиономии дать, да не просто, а профессионально. Но эта градация (не путать с деградацией) действует лишь до дверей зала. Переступает человек порог, и из собственно человека превращается в адепта боевого искусства. Трансформация мгновенная: был нормальный человек, стал адепт. Но это только внешне кажется, что быстро. Процесс изменения внутренних установок затягивается на более длительный срок, который измеряется годами. И люди, в соответствии с ходом этого процесса, делятся уже не на хороших и плохих, в обычном смысле этого слова, а по совершенно другим критериям, отражающим происходящие в человеке или, точнее, адепте боевого искусства изменения. Временной фактор важен потому, что любое серьезное занятие - это путь превращения самого себя в нечто другое, отличное от того что было. Жизнь по крупному это тоже путь, но там изменения не так заметны из-за нежелания большинства людей напрягаться, искать, творить. Начав же заниматься или учиться чему-то конкретному, не обязательно боевому искусству, человек становится более динамичен, более открыт изменениям. Если при этом он еще и осознает, что с ним происходит, то у него есть определенный шанс прожить свою жизнь не зря. Аминь (да сбудется!). Раньше в Китае людей, чем-то занимающихся, делили просто и емко - на учеников и мастеров. У китайцев вообще большой опыт сводить всю палитру красок, которыми нарисовал мир создатель, к двум цветам, к темному и светлому, к Инь и Ян. Жалко, конечно, бесконечного разнообразия, утерянного при сведении богатейшей гаммы к черно-белому телевизору, зато просто и понятно: ученик - мастер. Сегодня ученик - завтра мастер (ну послезавтра, ну через год, два, десять…), все равно завидно. Талантливые, видать, были ученики. "Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри, не… мы". Ну не богатыри мы, тем более не китайские. В Японии, где китайских богатырей по определению не водилось, уже посложнее градация пошла. По поясам. Интересно, кстати, почему именно по поясам.
"Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званных, но мало избранных".
Евангелие от Луки. Стих 14:24.
Не удивляйтесь, инструктор это тоже одна из стадий обучения боевому искусству, наряду с учеником и бойцом, а не результат всего процесса движения. Инструктора в любом зале видно сразу. Вот он в центре, на виду у всех и у каждого. "Словно в степи сосна, словно в году весна". Важно прохаживается из угла в угол, пока другие пашут в поте лица. Распоряжается, что кому делать, как стоять, как дышать. То есть какие приемы и упражнения выполнять, в какой стойке, с каким дыхательным ритмом. Руководитель одним словом, руками водит, как впрочем и ногами, особенно во время демонстрации приемов. Хотя некоторые инструктора прекрасно обходятся и без этого, ограничиваясь подаваемыми вовремя командами, на манер строевых командиров. Естественно, знает все лучше всех, особенно в масштабе собственного зала, и с неповторимым апломбом изрекает любую истину, как бы тривиальна она не звучала. Некоторые увлекаются и начинают учить каждого встречного поперечного и в остальной жизни, искренне считая, что если они могут хорошо делать одно дело, то "поймали бога за бороду" и знают лучше всех и все остальное. Иногда, в особо тяжелых случаях, совершенно теряют способность критически оценивать свои знания и способности и живут в угаре от собственной исключительности, пока жизнь, патологически не терпящая самовлюбленности, не расставит все на свои места. Если инструктор переживает такой крах и после этого не опускает руки, у него есть шанс вырасти в мастера. Число учеников в залах можно измерять сотнями, бойцов - десятками. Инструктора это "штучный" или "эксклюзивный" товар, и измеряются они единицами. Если в школе 3-4 хороших инструктора, то... можно восхититься мастером, который их вырастил. Ученик - это этап выставления формы движения, приема. Боец - этап наполнения формы реальным содержанием. Инструктор - это осмысление формы, понимание закономерностей, по которым она построена. В принципе, можно ограничиться простым показом движений. Посмотрели внимательно, увидели? Эта нога здесь, эта рука там. Запомнили? Теперь сделали точно также. Можно преподавать и так, но объясните, чем тогда такой инструктор отличается от видеомагнитофона. Поставил кассету, нажал на пуск и смотри, запоминай, понимай.
"Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа".
Евангелие от Иоанна. Стих 3:8.
Внешне мастер может выглядеть и как инструктор, и как боец, и, реже, даже как ученик, но только внешне. Мастер - это тайна. Попробуйте понять, преподает этот инструктор свою технику или ту, которой его обучили, на своей или приобретенной технике работает этот боец? Никто никогда не знает окончательно, кроме самого человека, да и он подчас не понимает до конца. Мастерство - это внутреннее состояние души, которое увидеть нельзя, особенно при первой встрече. На то, чтобы это почувствовать, даже при развитой интуиции, нужно время. Самое интересное в этом феномене то, что многие мастера себя мастерами не осознают, и, естественно, подавляющее большинство людей, называющих себя мастерами, не являются ими ни в коей мере. Мастером просто назваться нельзя, стремиться быть им, особенно в глазах окружающих, бессмысленно. И совсем не имеет отношения к мастерству черный пояс, сколько не нашивай на нем полосок вдоль или поперек. Во многих современных школах есть даже степень в обучении: мастер, затем мастер-инструктор, большой мастер, но в этом случае мы говорим о разных вещах. Мастер находится вне иерархии, в другой плоскости ко всем тем, кто приходит в спортзалы, тренируется в них или даже живет с редкими перерывами на сон или еду. Все дело в том, что мастерство это ТВОРЧЕСТВО. Выход за рамки уже известного всем, знакомого, привычного. Там, где все зафиксировано, раз и навсегда проверено, ясно и понятно, мастеру делать нечего. Учить технике может инструктор, драться боец, учиться ученик. Творит только мастер. Учеников можно увидеть где угодно и в любом количестве, бойцов повстречать в том или ином спортзале, даже к хорошему инструктору попасть, особенно если его поискать. Мастера так просто не вычислишь, на полочку не поставишь, в папочку не подошьешь. Мастер так же отличается от ученика, бойца или инструктора, как евангелие от Марка, Матфея, Луки отличается от евангелия от Иоанна, то есть не укладывается в нормальные логические рамки повседневного мышления. Если количество учеников в залах измеряется сотнями, бойцы меряются десятками, а инструктора единицами, то следуя этой логике мастеров в залах... вообще нет. "Узок вход в царство небесное"! Парадокс, но это так. Мастер - ноль, ничто, т.к. мастер это не внешний, объективный процесс, который можно наблюдать и фиксировать. Мастер это внутреннее субъективное творение нового. Творчество не делается по заказу, творчеству нельзя научить, как нельзя повязать мастерский пояс. Это только в нашем советском прошлом на творчество выдавался мандат, типа членского билета союза писателей. Мастер по духу также отличается от мастера с соответствующим поясом, как мастер из "Мастера и Маргариты" Булгакова отличался от члена союза писателей. Дать четкую характеристику мастеру в обычных терминах невозможно, формулу мастерства еще не вывел никто. Можно лишь наметить некоторые ориентиры, общее направление движения, которое уходит далеко за горизонт, ограничивающий пространство обыденным восприятием. Для такого описания больше подходят не определения, а притчи, вызывающие необходимые ассоциации - способ повествования, столь любимый на Востоке. Творчество - это момент спонтанного озарения, когда человек творит нечто до него неизвестное, окружающие видят результат этого процесса, но не сам процесс.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Надоел контакт?
Это соц.сеть будущего! Регистрация: http://quicklink.to/reg
намного интереснее чем Kонтакт!!!
МОЖНО ЗВОНИТЬ КАК В СКАйПЕ, ЕСТЬ ВИДЕО ЗВОНОК, МНОЖЕСТВО ИНТЕРЕСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И ИГР)
Нас уже 22.000.000!
Добавляйте свои фотки и информацию о себе..
сидите на сайте 5 дней и получите бонус ВКонтакте!
______________________________________________________
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Надоел контакт?
Это соц.сеть будущего! Регистрация: http://quicklink.to/registr
намного интереснее чем Kонтакт!!!
МОЖНО ЗВОНИТЬ КАК В СКАйПЕ, ЕСТЬ ВИДЕО ЗВОНОК, МНОЖЕСТВО ИНТЕРЕСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И ИГР)
Нас уже 22.000.000!
Добавляйте свои фотки и информацию о себе..
Получите бонус ВКонтакте!
[Акция! получай 1 голос Вконтакте]
Кто Заполнит всю информацию а это:
добавит аватарку подтвердит email и добавит альбом
с 10тью любыми фотками
Получит награду в размере 1 голоса!
______________________________________________________