Вчера руководитель Русского Центра Ушу в Шаолине Анатолий Ковган (A. K.) побывал у своего учителя, известного мастера традиционного ушу, одного из последних носителей традиционной техники шаолиньских монахов - Ши Юн Вэня (Y.W.) и задал ему несколько вопросов.
A. K.: - Здравствуйте, уважаемый учитель!
В Китае и за его пределами Вы известны как ученик великого мастера Дэ Кэня и носитель техники лохань-цюань, хранитель многих секретов Шаолиня и как автор многих книг, посвященных шаолиньскому ушу. Расскажите немного о начале своего Пути.
Y.W.: - Ушу я начал заниматься еще в детстве, с очень раннего возраста, под руководством своего отца, знаменитого мастера шаолиньского ушу. Как известно, Шаолинь за последние два века своей истории много раз подвергался разрушениям. После пожара 1928 года в Шаолине многие мастера разошлись по Китаю и некоторые старые техники Шаолиня сохранялись только в недрах семейных стилей. Многие «мирские» мастера сохраняли эти техники не хуже, чем шаолиньские монахи. Мой отец как раз и был хранителем нескольких шаолиньских стилей. Например, стиля Сань-фа-цюань, стиля Чху-ань-цюань. Эти стили были известны еще со времен Минской династии и во времена борьбы с маньчжурами. Впоследствии, после запрещения маньчжурами шаолиньского ушу, они держались в секрете. Именно их и передал мне отец, а так же ряд других техник, которые хранились в нашем роду. С детства я проявлял интерес к буддизму и поэтому в возрасте 18 лет принял решение начать тренировки в монастыре Шаолинь, т.к. хотел не только тренировать ушу, но и принять буддийские обеты и стать монахом.
A. K.: - Что же представлял из себя Шаолинь в то время? Я слышал, что монастырь был очень разрушен после пожара, там жило всего несколько пожилых монахов.
Y.W.: - Да, действительно, Шаолинь был совсем иным…Сейчас это огромный красивый храм с прекрасным парком, тысячи туристов посещают его каждый день. Во времена культурной революции это был полуразрушенный храм. В нем жило только девять монахов. В те времена занятия ушу не поощрялись, а носителей традиционной китайской культуры преследовали хунвейбины. Всем монахам было приказано уйти из монастыря. Те, у кого остались родные, уехали к ним. А одинокие монахи остались при монастыре или поселились в окрестных деревнях. Например, учитель Су Си ушел вначале в Сиань, а потом вернулся в монастырь и жил в Шаолине. А учитель Дэ Чань, последний специалист по шаолиньской медицине, работал медиком в одной из деревень в сторону Лояна.
A. K.: - Под чьим руководством Вы изучали ушу в Шаолине?
Y.W.: - Я занимался у многих: у учителя Су Си, учителя Мьяо Сина. Но своим главным учителем я считаю монаха Ши Дэ Кэня – живую легенду шаолиньского ушу 20 века. Именно он считался в то время главным специалистом боевых искусств Шаолиня. Он в совершенстве знал более 100 стилей и владел многими секретами шаолиньского гуна. Неоднократно защищал честь Шаолиня в боевых поединках. К тому же, это был не просто боец, но и человек редкого ума и благородства. Это могут подтвердить его многочисленные ученики. Большинство лучших мастеров шаолиньского ушу нашего времени учились у него.
A. K.: - Вы говорили, что Дэ Кэнь последние годы своей жизни жил не в Шаолине. Как же происходил процесс Вашего обучения?
Y.W.: - Поскольку началась культурная революция, мне пришлось оставить мысли о монашестве. Ведь не только Шаолинь, но и все монастыри были закрыты, а монахам было приказано заняться «общественно-полезным трудом». Дэ Кэнь был отправлен на работы, связанные с вредным химическим производством. Из-за чего у него впоследствии и началась болезнь легких. Я не мог жить рядом с учителем, т.к. преподавание ушу ему было запрещено. Я вернулся домой и практически каждый день навещал учителя, беря у него тайком уроки. Так же по его совету я занимался у его лучшего ученика Ян Куй Ву, которого я считаю своим старшим братом. Я упорно тренировался под руководством учителя практически до его последних дней.