Некоторые особенности фехтовальной практики ("чистым" теоретикам посвящается).
В последнее время мне пришлось столкнуться просто с валом критики. И все бы ничего, если бы эта критика была по существу. Но увы, господа критики, как выяснилось по ходу дискуса, практического опыта не имеют, что весьма прискорбно.
В следствии чего спокойное обсуждение превращается в попытку объяснить слепому,
какого цвета небо над головой. Таким образом, обсуждение конкретных вещей натыкается на банальное незнание реалий активной практики.
А посему данная статья посвящается теоретикам от интернета.
Говоря об активной практике, следует отметить, что она бывает двух типов: одоспешенная (так сказать, "бугуртного" типа) и бездоспешная. Эти виды принципиально отличаются, а посему не стоит их путать. Поскольку при бугуртной практике поражение засчитывается упавшему, основная цель при ведении одоспешенного боя состоит в нанесении противнику максимального количества ударов
с минимально безопасной силой и часто в ущерб собственной безопасности. Да и в доспехах особо не побегаешь. При бездоспешной практике основной целью является неполучение ударов. Поскольку порой даже довольно таки безобидный удар, пришедшийся по костяшкам пальцев, может на некоторое время серьезно снизить боеспособность. А некоторых не привычных к таким ударам людей - и вовсе разоружить.
Соответственно, в бездоспешном фехтовании существует ряд запретов - запреты на нанесение ударов в лицо, шею, и пах (впрочем, санкции напрямую зависят от степени нанесенного ущерба, и легкие удары в горло в случае работы по хитам просто не засчитываются). Также при работе по хитам не засчитываются удары в голову и кисть. Хотя удары в кисть формально не запрещены. в некоторых молодых клифах для начинающих существует запрет на колющие удары, хотя данная практика лично мне кажется излишней.
Также бои бывают индивидуальные и массовые. Соотношение спарингов и массовок может разнится в зависимости от клифа.
Пространственные ограничения. Как правило, отсутствуют. Впрочем, иногда проводятся тренировки по бою на ограниченном пространстве и так называемый "круг" (соревнование, проводимое по опредиленным правилам).
Теперь перейдет непосредственно к реалиям бездоспешного фехтования.
Первая проблема, о которой, похоже, интернет-теоретики, не догадываются, это проблема концентрации. Как хорошо представить какую-нибудь хитрую последовательность действий, коя приведет к победе, и как трудно реализовать ее на практике. Обычно бой ведется на рефлексах, а удары не обдумываются. То есть, для того, чтобы провести какое-либо осмысленное действие во время боя, следует решить три проблемы: во-первых, принять решение о проведении приема, во-вторых, вспомнить последовательность действий, и в-третьих, провести сам прием, отслеживая правильность его проведения. Способность принимать решения и проводить обдуманные действия я и называю концентрацией.