Вопрос: швунг и каденция, это одно и то же?

Остальные виды спорта
Остальные виды спорта: Вопрос  швунг и каденция  это одно и то жеПрочитала в другой группе мнение о том, что «коденция» и «швунг» - понятия аналогичные. У меня другое мнение на этот счет, поэтому и решила открыть данную тему, тем более , что понятия эти в различных источниках описаны по-разному. С термином «коденция» все более-менее ясно: коденция, это четкий ритм при хорошем импульсе в правильном сборе. Любая выездковая лошадь в профессиональном спорте ОБЯЗАНА бегать с коденцией, т.к. это основа выездки. Обычно молодую лошадь сначала учат бегать в сборе с импульсом, следя при этом за качеством аллюров, а потом уже учат ее делать элементы. (хотя есть и другие методики) Коденция, это база выездки, это основа движений! Просто так научить лошадь делать элементы довольно просто. На это можно потратить месяц-другой. Но это будет не выездка, а дрессура. На то, чтобы научить лошадь бегать с коденцией, могут уйти годы.
«Швунг», В МОМ ПОНИМАНИИ, это коденция плюс вдохновение, азарт, кураж. Это то, что должно отличать выездковую лошадь от троеборной или конкурной! Со швунгом бегают те лошади, которые любят «выпендриваться», красоваться, которые гарцуют под всадником. Таких лошадей очень мало. Им нравится выступать и себя показывать. Такие лошади на тренировках могут лениться, но на соревнованиях преображаются. Это по-настоящему талантливые лошади. В них сочетаются способность к выездке с характером артиста. В моей жизни был не один десяток лошадей, но со швунгом мне встретилась только одна!!!
Повторюсь, мое понимание этих терминов субъективно. Я могу ошибаться, поэтому мне очень интересно мнение других участников данной группы.
63 комментария
avatar
Ну хорошо, скорректируем:"Каденция, это то, что человек требует от себя и просит от лошади, а "швунг", это то, что лошадь при правильной просьбе хочет отдать человеку!" ;))
avatar
Виктория Леонидовна, а Вы учеников заставьте на четвереньки встать. Хоть на коврике. Они еще быстрее поймут. Хоть и говорят, что не обязательно лезть в кастрюлю, чтобы варить вкусный борщ, но представлять что происходит с овощами в кастрюле, думаю, стоит.
avatar
:))) Простите великодушно, прелестные дамы, но кратенькое напоминание...
"...Александр Михайлович Полубенцев, поставивший четыре конных спектакля.Так что он не удивился, к тому же он мой друг. Посмеялся только......
И Каденция и каданс в балете есть.

Вот что подразумевается , коли речь о балете:

Каданс - кульминация, логический финал, самая сильная эмоциональная часть произведения, пик наивысшего эмоционального напряжения , подводящее к финалу и окончанию темы . Апофеоз , типа.........:)

Каденция - виртуозное соло,обычно экспрессивное , но именно соло, предшествующее кадансу.

ПОСТСКРИПТУМ: применительно к балету - эти термины скорее из области искусствоведения , чем расхожие и общеупотребимые.

А что такое тогда "швунг"?
avatar
Имею темное музыкальное прошлое с каденциями в нем и родителей- профессиональных музыкантов от чьих каденций за стенкой периодически "шизела". Каденция в музыкальном исполнительском искусстве следущее: композитор в своем музыкальном произведении оставляет энное кол-во тактов исполнителю на импровизацию. Это не значит, например, что играя концерт Рахманинова, исполнитель вдруг начнет играть "польку-бабочку"- композитор обычно пишет несколько вариантов нотного текста. Исполнитель может по желанию выбрать один из вариантов и даже что-то в нем изменить- затянуть ритм, добавить или убрать несколько нот. Если это такая форма муз. произведения как концерт, то обычно оркестр замолкает, а исполнитель солирует, показывая свое мастерство. Но это не обязательно! В сонатах Бетховина сплошь и рядом каденции в середине произведения , и они никакого апофеоза не означают. Они лишь украшают муз. произведение, являясь его "изюминкой"! Так что пусть Александр Михайлович Полубенцев смеется- смех продлевает жизнь. :)))) Каденция отнюдь не всегда идет перед кадансом!
К тому же, я уже высказывала свое мнение о том, что муз. термин "каденция" не имеет никакого отношения к "конно-спортивному" термину. Бывает же много слов, которые пишутся одинаково, а значение имеют разное! Этот термин явно конники придумали для себя. К тому же, Виктория Леонидовна вообще его" вывела" от итальянского слова, означающего "падать". Причем здесь балет?? Эту подозрительную связь еще доказать нужно.
avatar
Виктория Леонидовна, понятно , что лошадь без человека -СОВЕРШЕНСТВО, обладающее ритмом , всеми видами аллюров и элементов ВШ , и тут появляется человек..., мешаюший и требующий. Что делать лошади, -она бежит произвольно как сможет под всадником ( если ничего не требовать ) . Лошадь учится бегать так как на свободе под всадником, долгие годы... а добиться ритма это задача ...но приходится же его добиваться)
Константин Константинович, - "разъяснили" )))...(мы здесь не о балете ))))
avatar
Наташа, когда я от себя что-либо вывожу ( от слова вывод), то честно об этом сообщаю. Вы тоже можете "вывести" итальянское прошлое обсуждаемого термина, заглянув всего лишь в справочник по коневодству ( а не в музыкальный).

avatar
Ясно.
Как небольшое доказательство своим словам сейчас выложу ролик с семинара Раймонда Витагеса, где он, хоть и вскользь, говорит о к(о-а)денции. Его слова:" Импульс появляется ПОСЛЕ коденции!!! Что это значит в его понимании? Ритм? Во всяком случае точно не "точку наивысшего подъема лошади и апофеоза движения! Смотрите внимательно.
avatar
Вы понимаете, Наташа, я тоже долго думал услышав эту фразу из уст этого замечательного тренера... И пришел к выводу (если только то, что мы слышим, не есть какое-то собственное трактование его слов переводчиком - не владею английским в такой степени чтобы оценить всю правильность перевода...) , что если маэстро считает каденцию высшим проявлением ритмичности, то, если считать ритм, как признак равновесия (баланса) лошади, а каденцию, соответственно, высшим проявлением баланса, то тогда становится понятным и его фраза. Т.е. ее (фразу) нужно понимать так: "... Если Ваша лошадь предельно сбалансирована, то только тогда она может показать предельный импульс..." Схему построения его фразы не соблюдал специально, чтобы было лучше понятно...
avatar
Причем тут английский.....
avatar
Думаю, что лошадь балансируется от предельного импульса, а не наоборот, что мы и видим на ролике. Еще раз посмотрела - наверное, она все-таки перевела не так. Витагес, скорее говорит:" Каденция появится после импульса, а импульс- после расслабления". Но сути нашего спора это не меняет!
avatar
В принципе, по поводу того, что "...то лошадь балансируется от предельного импульса...", я совершенно с Вами согласен... А вот теперь и подумайте, почему о каденции я написал: "...Импульс (активность) лошади "внутри" аллюра..." ))))
avatar
Мне Ваши мысли не догнать! )))) Возможно, Вы имели в виду, что импульс до тех пор "хорош", пока он не нарушает правильность аллюра. Хто ж Вас знает! :)))) Пока ясно одно- "швунг" и "каденция"- вещи разные!
avatar
Да нет, Наташа, просто мы говорим о разных импульсах, точнее об импульсах в различных этапах работы с лошадью. Да, в фазе "сбора", он (импульс) способствует сбалансированности животного ( Вы правильно ссылаетесь на Витагеса), а далее импульс (желание двигаться, энергия...) способствует качеству аллюра в уже "собранном" состоянии...
Кстати, вот в этом месте можно начать говорить и об роллкуре
avatar
Ну естественно я говорю об импульсе в начальной стадии работы с лошадью, если мы обсуждаем данный конкретный ролик! Если говорить обо всем, народ сейчас лейки возьмет, чтобы уши поливать, когда из них дым пойдет! (и почему импульс ВНУТРИ аллюра?? Не адекватное , на мой взгляд, определение. С таким же успехом можно сказать: импульс, проходящий ЧЕРЕЗ аллюр ит.д.)
avatar
Если "через". то он не управляем... не контролируем...
А внутри, еще потому, что представте два пассажа - вялый и активный. Чем они отличаются? )))
avatar
Я точно так же могу ответить, что если "через", то он управляем и контролируем, не замыкается сам в себе, расширен и свободен! :)))) Ваша "наукообразность" языка делает недосягаемым для людей смысл Ваших фраз! К тому же Вы явно уклоняетесь от темы "швунга!" А если я сейчас начну думать о вялости пассажа, то мне сегодня приснится Раймонд Витагес, бегущий вялым пассажем с коденцией под музыку Чайковского!
Все, я пошла за лейкой!!!! Спокойной ночи!
avatar
Я пока до швунга и каденции не дошла, и если понятие баланса для меня уже не выглядит таким загадочным, то эти два пока еще полны загадок. А есть ли для наглядности видео (лучше одной и той же лошади), где четко видно, что лошадь идет с каденцией и без, со швунгом и без? Чтобы можно было понять разницу увидев, а не только разбирая определения из словаря.
avatar
Нара, швунг увидеть проще простого: выпустите лошадь ( желательно высококровную, а лучше арабскую), да, если она денек в деннике постояла и любуйтесь швунгом сколь душе угодно, а заодно и каденцией и балансом! ВАЖНО для всадника КАК все это сохранить ( ну развить это уже супер искусство и мастерство) в процессе выездки. Как нам, сидя на спине лошади, двигаться с ней так же непринужденно и красиво? Мы ДОЛЖНЫ у лошади учиться балансу и равновесию в движении. ( на этом основаны методики по иппотерапии).
" Лошадь балансируется от предельного импульса" - это как понять? Она (лошадь), что, все время двигается на предельном импульсе? Ведь движения без баланса и равновесия быть в принципе не может. Например: человек идет шагом - поскользнулся - потерял равновесие-упал, или простой тест - стоим на одной ноге- компесируем равновесие руками в стороны - сколько мы так в равновесии простоим? ну и т.д и т.п. Вывод: импульс(тем более предельный) имеет место не всегда, а равновесие и баланс в движении с четким ритмом необходимы постоянно.

Про семинар Витагеса, скажу лишь, что у него свой взгляд на многие методы выездки, основанные, как и у многих мэтров ( например у И.М.Кизимова), на собственной практике. Но не все, как истину в первой инстанции, нужно принимать за основу.Вот например: на этом семинаре он всем всадникам предлагал одеть на лошадь ( не смотря на возраст и степень подготовленности) развязки и скользящие поводья, с целью достижения быстрейшего результата. Разгорелся весьма жаркий спор противоречий такого подхода. Было сказано много полезного, но и много противоречивого.
Еще в мое понимание приходит то, что каденция и швунг в едином целом, это высшее достижение совершенства в движении лошади ( а совершенству нет предела). И подобное сочетание присуще лишь лошадям наиболее чистой и совершенной тысячилетиями породе лошадей - арабской.
avatar
Виктория Леонидовна!
Витагес говорит, что лошадь балансируется от предельного импульса не просто так. (речь идет о начальном балансе молодой лошади) Он имеет в виду не абстрактную лошадь, бегающую бесконечно в природе, к тому же без всадника, а имеено баланс лошади на предельном импульсе под всадником! И это важно. При этом Витагес объясняет: от такого импульса идет расслабление, а уже только после расслабления возможна коденция! Он гоняет быстро и долго эту лошадь (см. ролик), т.к. с зажатой спиной долго не пробегаешь. Лошади, чтобы подчиниться действиям всадника, просто необходимо вытянуться в струнку, принять на спину и начать работать этой спиной!!!! Дж. Филлис тоже так делал, заставлял офицеров, в первый раз пришедших к нему на занятия носиться. Его многие не поняли и "переплевавшись" ушли. Но те единицы, которые остались, поняв "глубину" его мысли, были очень довольны!
Сначала лошадь бежит скованно, но при постоянном наращивании скорости, начинает махать, ход становится четким, лошадь балансируется! (у меня это ассоциируется с лодкой, которая стоя, качается на сильных волнах, готовая перевернуться. Чем быстрее эта лодка будет двигаться, тем меньше ее будет раскачивать! А если поставить мотор, то она вообще поплывет не качаясь!) На молодых лошадях действительно полезно так ездить, особенно в полях. Не так уж прост этот Витагес!
avatar
На развязках немцы гоняют молодых лошадей задолго до заездки. Мы все раньше удивлялись, как это, всадник садится на еле заезженную лошадь, а она уже чуть-ли не в сборе бежит!!! Видимо, Витагес и был уверен, что наши спортсмены поступают так же, поэтому и говорил одевать развязки на лошадей разного уровня подготовки. Так как "у них" это первый уровень подготовки!
Витагес, заставляя лошадь носиться, прежде всего учит ее работать спиной, а значит- расслабляться. А потом уже по цепочке-балланс - коденция.
Не претендую на истину в первой инстанции, просто описала свое видение всего этого.
avatar
Лодка будет устойчивее, если она находится поперек волн, а если вдоль, то пойдет ко дну с любым моторчиком.
Вы меня не слышите. Я говорю о том, что лошадь ИЗНАЧАЛЬНО сбалансирована, а вот всадник нет (и чем старше - тем больше проблем).
"Проблемы возникают в основном из-за недостаточных способностей всадника и в меньшей степени от естественного несовершенства лошади" - звучат для нас слова Франсуа Робишона де ля Гериньера из далекого прошлого.
Чтобы долго не распинаться, я обычно делаю так : выпускаю перед учениками любую учебную лошадь. Она, естественно, от счастья, что никто не колотиться по спине и, ощущения неожиданного счастья свободы , летает по манежу (разнообразие вариантов нет смысла описывать). Потом на эту же лошадь тут же сажаю ученика. Плиз, картина маслом "на площади стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте идиот". Вот тот последний и называется всадник, который дает себе право требовать,учить, шпорить,одевать развязки и прочее и прочее, короче идет вечный поиск средств борьбы с лошадью, чтобы заменить собственное умение и мастерство и не трудиться перенимать у лошади ее природное совершенство.
И я задаю учащимся вопрос " Кто испортил красоту лошади и почему она превратилась в клячу?"

Возьмем для разнообразия другой пример - велосипедиста. Тоже в седле и тоже едет. Действует и принцип равновесия (еще как!) и импульс присутствует ( причем максимальный!). Только в данном случае человек статичным быть не может ни секунды :за руль тянешь, а ножки свесил и привет, приехал. Руль во внутрь потянул, а с внешней не поддержал - все - лежи отдыхай. Работает все тот же принцип баланса и равновесия, только при этом активно работает и сам человек и совершенство в данном виде спорта достигается в большей степени за счет себя самого, а не за счет безответной лошади.
Я не призываю сегодня одевать оголовье на голову всадника для получения "незабываемых очучений", но, мне видится, что принципы НХ должны не противостоять, а , наоборот, достойно применяться в сегодняшней и будущей высшей школе верховой езды.
avatar
"швунг увидеть проще простого: выпустите лошадь ( желательно высококровную, а лучше арабскую), да, если она денек в деннике постояла и любуйтесь швунгом сколь душе угодно, а заодно и каденцией и балансом"

Этого мы видели. Мне бы хотелось немного другого. А именно, увидеть РАЗЛИЧИЕ: вот лошадь идет с каденцией, а вот без, вот идет со швунгом, а вот без. А так же понять, по каким признакам мы может уверенно сказать, что вот эта конкретная лошадь имеет вышеупомянутые качества, а вот эта нет.
avatar
Опять же по поводу баланса всадника. В свое время очень помогла езда без седла (я потом еще долго жалела, что от нас ушла Кукла, а Эльза похудела). Потому что удержаться на скользкой и текучей спине лошади можно только если двигаться вместе с самой лошадью. Держаться не за что - седла со стременами нет, за повод нельзя, а если за гриву, то вперед наклоняешься и равновесие теряешь. Одним из открытий было то, что я страшно теряю равновесие на рыси на вольтах и даже переменах. Многие недостатки стали более очевидны, что позволило их в скором времени почти полностью устранить.
avatar
Что-то у меня такое впечатление, что мы все говорим каждый о своем....
avatar
)))) ...а честно гря прикольно, наши лошади хоть- бы примерно бегали как их молодые, так поднимая ноги и захватывая пространство))) А мы туда-же швунгг, кА-О денция )))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.