РАБОТА НА КОРДЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПОТЕРЯННОГО МАСТЕРСТВА Dr. Thomas Ritter
Оригинал www.artisticdressage.com - by Dr. Thomas Ritter
Опубликовано в Topline Ink Magazine ©2007
Думаю, если спросить некоторых конников - знаете ли Вы, как работать на корде, ответом будет утверждение. И эти люди наверняка пропустят эту статью, так как она покажется им скучной. Но я практически не видел людей, которые корректно работают на корде, а ведь работа эта эффективна и продуктивна. Взамен, я видел много раз извращенное понятие работы: корда прикреплена к недоуздку, боковые поводья (вожжи) закреплены слишком высоко, слишком низко, либо их вообще нет, работа без шамбарьера, странные изобретения вместо капцунга, корда, волочащаяся по земле, лошадь, работающая не на вольту, кордовой, двигающийся без определенной цели по внутреннему кругу, или пытающийся поймать лошадь, вращение лошади как на центрифуге вокруг себя… Все эти излишества являются ненормальными, вредоносными, так как несбалансированная лошадь на вольту останется хромой рано или поздно. И Именно неумение работать на корде является распространенным мнением, что корда сама по себе бесполезна и вредна
Зачем?
Многие всадники (включая тех, что действительно знают и умеют работать на корде) слишком ленивы чтобы это делать, они хотят сразу перейти к забавной части урока – к поездке верхом. Что они действительно не понимают, так это то, что они пропускают ценнейший инструмент обучения, который может поставить лошадь на темп, сбалансировать ее, сконцентрировать ее внимание, установить контакт с поводом и, наконец, расслабить лошадь. Работа на корде морально подготавливает лошадь к работе под верхом, а так же разогревает ее.
Подготовка лошади путем работы на корде является проверенным методом для обучения молодого коня, подготовке к заездке. Лошадь будет морально и физически готова к всаднику без стадии «ломки».
Лонжирование служит эффективным разогревающим средством, даже для проблемной лошади. Лонжирование служит целям поддержки эмоционального состояния лошади, ее формы, подготовки ее спины к весу всадника.
Когда лошадь достаточно разогрета и держит ровный круг на постоянном темпе, без всадника, она готова к седлу, независимо от возраста и уровня подготовки. Потому что если лошадь не держит ровный темп без веса всадника, то она несомненно не сможет сделать это и с ним.
Лонжирование формирует основу работы в руках и работы на вожжах. Она благотворно воздействует на лошадь, которая восстанавливается после повреждений.
Работа в бочке, которая становится так популярна в последнее время, не является заменой работы на корде, так как просто заставляет лошадь двигаться по кругу, без корректировки и сбора на всех аллюрах, а так же без корректировки размера вольта, что достигается путем самой корды.
Смысл работы на корде
Цель работы – обретение лошадью баланса путем обучения шагу, рыси, галопу на небольшом кругу в постоянном ритме, постоянном контакте с кордой. Работа на корде формирует линию спины, мускулатуру крупа, баланс, привычку работы в лошади, так что потом лошади и всаднику легче найти баланс.
Снаряжение
Каждая работа требует определенного инструмента и снаряжения для успешного ее выполнения. Вы сможете распознать уровень всадника по выбору его снаряжения и умению им пользоваться. Я до сих пор не понимаю, почему так много всадников берутся за работу с неправильным снаряжением. Они не понимают, что их работа уже обречена, еще до того, как они появились в манеже.
Опубликовано в Topline Ink Magazine ©2007
Думаю, если спросить некоторых конников - знаете ли Вы, как работать на корде, ответом будет утверждение. И эти люди наверняка пропустят эту статью, так как она покажется им скучной. Но я практически не видел людей, которые корректно работают на корде, а ведь работа эта эффективна и продуктивна. Взамен, я видел много раз извращенное понятие работы: корда прикреплена к недоуздку, боковые поводья (вожжи) закреплены слишком высоко, слишком низко, либо их вообще нет, работа без шамбарьера, странные изобретения вместо капцунга, корда, волочащаяся по земле, лошадь, работающая не на вольту, кордовой, двигающийся без определенной цели по внутреннему кругу, или пытающийся поймать лошадь, вращение лошади как на центрифуге вокруг себя… Все эти излишества являются ненормальными, вредоносными, так как несбалансированная лошадь на вольту останется хромой рано или поздно. И Именно неумение работать на корде является распространенным мнением, что корда сама по себе бесполезна и вредна
Зачем?
Многие всадники (включая тех, что действительно знают и умеют работать на корде) слишком ленивы чтобы это делать, они хотят сразу перейти к забавной части урока – к поездке верхом. Что они действительно не понимают, так это то, что они пропускают ценнейший инструмент обучения, который может поставить лошадь на темп, сбалансировать ее, сконцентрировать ее внимание, установить контакт с поводом и, наконец, расслабить лошадь. Работа на корде морально подготавливает лошадь к работе под верхом, а так же разогревает ее.
Подготовка лошади путем работы на корде является проверенным методом для обучения молодого коня, подготовке к заездке. Лошадь будет морально и физически готова к всаднику без стадии «ломки».
Лонжирование служит эффективным разогревающим средством, даже для проблемной лошади. Лонжирование служит целям поддержки эмоционального состояния лошади, ее формы, подготовки ее спины к весу всадника.
Когда лошадь достаточно разогрета и держит ровный круг на постоянном темпе, без всадника, она готова к седлу, независимо от возраста и уровня подготовки. Потому что если лошадь не держит ровный темп без веса всадника, то она несомненно не сможет сделать это и с ним.
Лонжирование формирует основу работы в руках и работы на вожжах. Она благотворно воздействует на лошадь, которая восстанавливается после повреждений.
Работа в бочке, которая становится так популярна в последнее время, не является заменой работы на корде, так как просто заставляет лошадь двигаться по кругу, без корректировки и сбора на всех аллюрах, а так же без корректировки размера вольта, что достигается путем самой корды.
Смысл работы на корде
Цель работы – обретение лошадью баланса путем обучения шагу, рыси, галопу на небольшом кругу в постоянном ритме, постоянном контакте с кордой. Работа на корде формирует линию спины, мускулатуру крупа, баланс, привычку работы в лошади, так что потом лошади и всаднику легче найти баланс.
Снаряжение
Каждая работа требует определенного инструмента и снаряжения для успешного ее выполнения. Вы сможете распознать уровень всадника по выбору его снаряжения и умению им пользоваться. Я до сих пор не понимаю, почему так много всадников берутся за работу с неправильным снаряжением. Они не понимают, что их работа уже обречена, еще до того, как они появились в манеже.
· Если клыст держится достаточно долго на земле и лошадь двигается с хорошим импульсом, попробуйте для замедления темпа упражнение с поднятием хлыста перед лошадью.
· Если лошадь игнорирует шамбарьер, проведите мягко им вперед-назад.
· Всадник должен научиться использовать целый шамбарьер как продолжение руки.
· Короткие покачивания шамбарьером не приведут ни к чему кроме узлов на кончике.
· Следующее сильное воздействие – это быстрое резкое движение шамбарьера со свистом.
· Если в манеже находятся другие лошади, такое движение должно быть исключено из занятия, так как напугает их
· Следующее воздействие – это прикосновение к задней ноге, которая отрывается от земли
· Если лошадь заступила внутрь круга кордовой должен изгнать ее поднятием шамбарьера к голове или плечам.
· Лошадь довольно быстро научится тому, что любое поднятие кончика шамбраьера означает движение вперед, тогда как поднятие его к голове означает «отойди». Если лошади надо замедлиться, кордовой должен сделать шаг навстречу движению лошади и поднять шамбарьер.
· Голос бессмысленен с молодыми лошадьми, так же как и с несфокусированными и агрессивными.
· Повышение голоса побуждает к импульсу
· Понижение интонации успокаивает
· Большинство лошадей отлично слушаются голоса, который является вспомогательным инструментом в дополнение шамбарьеру и поводьям.
· Воздействие кордового должно быть мягким, аккуратным и настойчивым, как у лидера.
· Шамбарьер держит лошадь ровно на кордовом кругу, лонжа сохраняет контакт, размягчает внутреннюю часть шеи, затылка, внутреннее плечо, бедро и концентрирует энергию импульса в области таза.
· Побудить лошадь к движению по внешнему кругу является одной из сложнейших задач, т.к. лошадь склоняется к центру круга, чтобы следовать за кордовым, сужая радиус. Чтобы предотвратить это, следует мягко направлять плечи лошади от себя шамбарьером и волной по корде.
Существует два классических вида для смены направления. Первое – это развернуть лошадь в центр круга. Кордовой перестегивает поводья и позволяет лошади выйти на круг вновь. В школе Egon von Neindorff's например, было необходимо остановить лошадь на линии круга. Затем кордовой подходил к лошади и разворачивал ее на переду. Преимуществом являлось то, что лошадь попутно развивал навыки латерального сгибания. Когда лошадь разучивает такие вещи с земли, ей потом гораздо проще понять, чего от нее требует всадник под седлом.
Большой ошибкой является у кордового, когда он просит от лошади посмотреть на него в момент остановки – это побуждает лошадь разворачивать бедра наружу при остановке – худшая привычка, которую только может конь приобрести. Если только единожды такая привычка была выработана, ее уже практически невозможно исправить, а что еще хуже, она будет повторяться и на всех переходах, например рысь-остановка-рысь
· Потеря концентрации
· Отсутствие такта
· Хаотичное движение кордового
· Нет контакта с поводом
· Корда волочащаяся вокруг по земле
· Постоянное использование шамбарьера (неэффективное запугивание лошади)
· Развязки пристегнуты слишком низко, слишком короткие либо слишком длинные
· Темп слишком быстрый, либо (что реже) слишком медленный
· Круг слишком маленький или вовсе не круг
Самые распространенные ошибки, которые делает лошадь
· Несфокусированность
· Нестабильный темп
· Развернутость в противоположную сторону от направления движения
· Игнорирование кордового
· Смена направления самовольно
· Выход за пределы круга
Если лошадь была достаточно некорректно заезжена, скорее всего она будет на корде двигаться быстро, не слушая кордового. Самый лучший способ исправить это – это работать с ней в руках на шагу на кругу (вольту). Несколько раз развернуть лошадь на заду – тоже выход для успокаивания коня. Если лошадь только слегка взволнована, самый лучший вариант – это делать переходы с шага на рысь и обратно на шаг.
Непостоянный темп
Чрезмерное побуждение двигаться вперед часто идет рука об руку с заваливанием на внутреннее плечо и вынос из круга. Лошадь разгоняется в одной части круга и ее выносит центробежная сила на другую часть круга, одновременно лошадь замедляет темп. В совсем экстремальной ситуации лошадь раскрутит корду до конца и под сильным воздействием железа остановится. Такое поведение я видел у лошадей, у которых мало опыта в работе на корде, а так же у лошадей, которые перегнуты на одну сторону.
Если поведение становится все хуже, следует начать обучение работы на корде с самого начала, как с молодой лошадью: один стоит в центре круга с кордой, второй в руках выводит лошадь по кругу. Когда лошадь достаточно расслаблена, второй человек медленно отступает в центр круга, увеличивая дистанцию между ним и лошадью.
Если отклонения от нормы не очень критичны, одному будет нетрудно справиться. Сначала тренер просит лошадь отойти путем взмаха шамбарьера перед лошадью. Иногда волны по корде также способствуют эффекту замедления или выталкивания лошади на круг. Одержки и остановки помогут отрегулировать темп, но прежде всего это нужно для того, чтобы лошадь почувствовала контакт с поводом. Одержки следует начинать аккуратно и делать до тех пор, пока не ответит лошадь.
Если лошадь потеряла контакт, тренер должен подобрать провисшую корду, затем сделать пару одержек до момента, пока лошадь не остановится или по крайней мере не замедлится. Затем следует приотпустить корду, предлагая лошади выйти на больший круг. Большой круг легче для лошади.
Если тренер забыл приотпустить корду, лошадь вновь потеряет контакт, а круг станет несравненно уже и меньше.
Тренер должен наблюдать за лошадью постоянно, отслеживая малейшие изменения в темпе, и редактируя их. Для каждой лошади свойственен свой комфортный темп. Если темп слишком быстрый или слишком медленный, лошадь будет не способна собраться, и, несомненно, такая работа принесет больше вреда, чем пользы.
Если полуодержки приводят к искривленной наружу шее, либо шея перегнута вовнутрь, следует укоротить развязки.
Игнорирование кордового
Когда происходит игнорирование команд, команда должна усиливаться, до тех пор пока лошадь хоть как то не отреагирует. Кордовой вовлекает лошадь в разговор, ожидая хоть какой-то реакции, пусть даже она будет в корне не такая. В ответ на реакцию лошади следует ответ, и так происходит взаимодействие между участниками коммуникации. Все они должны быть, конечно же, к месту. Тренер должен избегать бессмысленного «разговора». С другой стороны следует поддерживать любую возможность конструктивного разговора. Диалог – это лучший инструмент к победе и удержанию внимания лошади.
Инверсия – это результат дисбаланса и зажатости. Первым шагом тренера будет отрегулировать круг, темп, потому что все это способствует сбору, а сбор подчинению и мягкости. Как только круг и темп становятся ровнее, тренер может начать использовать одержки для разблокирования затылка и шеи. Мягко набирая и отдавая повод, тренер может изолировать заблокированную группу мышц, а затем снять напряжение любым из упражнений на сгибание. На инвертированной лошади развязки могут быть покороче, пока дела не наладятся. Когда лошадь найдет точку баланса и снимет зажатость внизу шеи, начнет вовлекать и работать линией верха – развязки можно удлинить.
Когда шея особенно зажата, корда пропускается сквозь колечко гурта, либо пристегивается к боковому кольцу капцунга. Так сгибания становятся эффективнее.
Смена направления самовольно
Такой вариант обычно случается с молодыми лошадьми, которые не понимают, чего от них хотят. Но если это повторяется снова и снова, это входит в привычку. Как и со всеми прочими ошибками у лошадей - следует выяснить, почему это случается, и предотвратить это. Обычно проблема происходит потому, что бедра лошади выносятся за пределы круга, либо лошадь валится вовнутрь на плечи. Как только вы чувствуете, что это происходит, следует слегка натянуть-отпустить повод. Но вместе с тем, как тренер отдает корду, он и усиливает давление и просит сделать какое-то из упражнений на сгибание, например, спираль, чтобы лошадь почувствовала себя комфортнее при ровном движении и не пересекала границу конца корды.
Также может помочь ассистент, который будет стоять в месте «выноса» лошади за пределы круга, и который будет поднимать шамбарьер аккуратно, чтобы не спугнуть, горизонтально, параллельно направлению движения коня.
Дополнительные упражнения. Варьируйте круг и прямые линии квадрата. Некоторые совершенствуют прямые линии, пробегая с лошадью длинные стороны квадрата. Некоторые лошади могут срываться в галоп. В этом случае следует вернуть лошадь обратно на круг, перейти на рысь, и вновь начинаю упражнение по прямым линиям. Таким образом лошадь все дольше остается сбалансированной на рыси.
Заключение
Лонжирование требует навыка, знаний и аккуратности – так же как и езда верхом. Я не рекомендую работу на корде дольше, чем 20-30 минут за раз. Тренер должен на взгляд определять размер развязок, темп лошади. Если все это будет неверным, прогресс будет только хуже. Тренер должен внимательно следить за лошадью, следить за реакцией на каждое упражнение. Была ли реакция слишком бурной? Тихой? Верно, упражнение лошади понятно не до конца. Это – самый лучший путь для развития чувства лошади, которое впоследствии поможет Вам под седлом.
Никогда не ловите коня. Никогда его не пугайте. Тренер должен быть спокоен. Лошади боятся людей, энергия которых несфокусирована, агрессивна, пуглива. Они расслабляются рядом с дружелюбным, спокойным, сильным лидером.
"Правильная работа на корде важна для всадника и лошади с самого начала и до высшего уровня ", как писал один из мастеров Школы Egon von Neindorff. Корректная работа на корде помогает держать лошадь в ментальном сборе, сфокусировать ее, расслабить. Эта работа используется для постройки мышц, но все это соблюдается только в случае грамотной работы с соблюдением всех принципов, а так же если тренер тактичен. Если такая работа делается постольку-поскольку, то она приносит лишь вред.
http://www.artdressage.narod2.ru/stati/lonzhirovanie...
http://artdressage.narod.ru/stati/kontakt_provodimost/
Если будет желание прокомментировать - милости прошу...
Единственное, я не поняла смысла самого последнего предложения.
В целом, смысл в том, что всадник должен быть очень хорошо вертикально уравновешен в корпусе и должен иметь для этого хорошо развитую мускулатуру. Занимаемся йогой, друзья, делаем медленные наклоны с отягощением весом и статичные упражнения на равновесие!)))) А на лошади при этом руки и ноги должны быть расслабленны и принадлежать лошади, тогда лошадь будет брать повода столько, сколько ей нужно на данный момент, и будет сама себя при помощи расслабленной ноги всадника двигать .
И еще, из статьи понятно, что начинающий всадник не должен подстраивать лошадь под себя, чтобы его не трясло, чтобы ему удобно было сидеть. (Некоторые закручивают и сокращают лошадь, а потом уже садятся на учебную рысь) Поначалу нужно дать возможность лошади бежать так, как она хочет (в разумных пределах), и всадник должен в этом случае присидеться к лошади, работая поясницей, полностью расслабившись и найдя свое равновесие. Тогда и лошадь постепенно сгруппируется как нужно.
Если этот коммент отражает содержание статьи, то по-моему это дикость. Вы всадникам так спины сломаете, если будете им советовать "присидеться к лошади, работая поясницей" в ожидании когда "лошадь постепенно сгруппируется как нужно" (для учебной рыси).
По-моему ни в койм случае этого делать не надо. Сесть, как седят западные всадники у вас таким образом не получится, вас будет трясти по всему корпусу - так едут большинство наших спортсменов. Зрелище еще то, плюс карсет на спину из-за смещенных дисков позвоночника.
"руки и ноги должны быть расслабленны и принадлежать лошади, тогда лошадь будет брать повода столько, сколько ей нужно" - а эта причино-следственная связь из ряда фантастики. В итоге у вас лошадь будет бегать на провисшем поводе, мотая своей головой в разные стороны, как ей вздумается.
Наталья большое спасибо, это я заработалась совсем. Исправила слово "результат" на "отсутствие" :) в оригинале именно так. Через некоторое время опубликуется на сайте.
У меня долгое время не получалось хорошо сесть в седло на учебную рысь - у меня рысак и трясет в нем как надо. Так вот, когда я пыталась насильно его подсобрать, чтобы меньше трясло, у него появлялась зажатость в движениях, а я никак не могла понять, что надо сделать, чтобы наконец сесть.
Затем я попробовала другой вариант - полностью отдала ему повод и мы работали вперед и вниз на почти провешенном поводу, на расслабление. И тряскость ушла. На работе вперед и вниз я научилась сидеть в седле не отбивая попой ему позвоночник на каждый темп. Сейчас я сижу в седле и когда прошу сдать голову и подвести зад, ему проще это делать, т.к. посадка заметно улучшилась. Соотвтетственно это видно на качестве его движений :)
я доверяю мнению Натальи. Уверена, что общий смысл статьи, описанный ею, верен. Поэтому лично мне уже не нужно читать всю статью.
Когда я увидела Ваше сообщение, то заглянула на сайт. Тема важная, но желание прочесть статью у меня исчезло, т.к. у Вас на сайте очень темно, не поняла, где оставлять комменты ... в общем стоит еще поработать над дизайном и подачей информации;). Выкладывайте Ваш перевод здесь в группе http://vkontakte.ru/topic-7763978_22036658, и лучше с картинками.
И еще в начале статьи, действительно, стоит приводить краткую аннотацию. Можно лично от Вас, как от переводчика, если автор этого не сделал:)
возможность обсуждения я указала на самой первой странице сайта - это делается в мою личную почту, заведенную для этого
artdressage@yandex.ru
биографию Риттера и его послужной список можно увидеть здесь: www.artisticdressage.com
На дизайн кроме Вас еще никто не жаловался ;)