КНИГА: ФИЛОСОФИЯ КАРАТЭ - Автор: Ояма Масутацу.
Каратэ уже завоевало сердца молодых людей во всем мире. Они обратились к каратэ в надежде реализовать мечту, свойственную всем людям, по крайней мере, всем мужчинам - стать сильными.
В век ядерного оружия, электронной техники и войн, когда малые народы истекают кровью за интересы крупных держав, человечество смотрит на столкновения всякого рода с подозрением. Международные конфликты в двадцатом столетии могут привести к слишком большим последствиям, и после двух мировых войн, третья угрожает истреблением всему животному и растительному миру на земле. Вполне естественно, что в таких условиях молодежь стремится овладеть рациональным, эффективным, овеянным тайной воинским искусством Востока, чтобы защитить свою жизнь и дом без применения оружия. Сегодня крупные организации определяют судьбу всего человечества, все вершат могущественные державы. Неудивительно, что люди начинают заниматься каратэ для сохранения хоть в какой-то мере достоинства отдельного человека. Более десятка книг, написанных мною за последние тридцать лет, посвящены технике каратэ и укреплению тела. Но поскольку и духовная тренировка необходима для достижения действительной силы, нужно овладеть психологией, философией и этикой каратэ. Иначе это великое искусство не даст вам развиваться и совершенствоваться, может искалечить вашу личность и принести горе близким и родственникам. Правда, я не могу отделаться от мысли, что читатели моих книг, интересы которых ориентированы на технику, отвергнут духовную суть каратэ или не поймут полностью то, что я хотел сказать.
Когда я начинал свои занятия с так называемых восемнадцати приемов Бодхидхармы, то вскоре обнаружил, что достижение только физической силы подобно попытке изваять статую Будды, не вкладывая душу в этот труд! Это значит, что развитой мускулатуры еще недостаточно, чтобы стать каратистом.
В годы, когда я полностью посвятил себя каратэ и тренировочному залу, я серьезно размышлял о себе и методе, которому я обучал других. Размышления были обращены, естественно, и к источникам человеческого горя и страданий. Каковы же основные причины страданий в человеческой жизни? Смерть родителей, братьев, сестер, детей и других родственников или друзей, трагическая судьба насильственно разделенных людей, потеря любимого и любимой - все это является причиной невыносимых страданий. Но психологическим источником страдания, который вызывает не меньше мучений и боли, чем физические недуги, является бессознательное горе в связи с утратой любимого человека, а также предательство учителем ученика и наоборот.
В век ядерного оружия, электронной техники и войн, когда малые народы истекают кровью за интересы крупных держав, человечество смотрит на столкновения всякого рода с подозрением. Международные конфликты в двадцатом столетии могут привести к слишком большим последствиям, и после двух мировых войн, третья угрожает истреблением всему животному и растительному миру на земле. Вполне естественно, что в таких условиях молодежь стремится овладеть рациональным, эффективным, овеянным тайной воинским искусством Востока, чтобы защитить свою жизнь и дом без применения оружия. Сегодня крупные организации определяют судьбу всего человечества, все вершат могущественные державы. Неудивительно, что люди начинают заниматься каратэ для сохранения хоть в какой-то мере достоинства отдельного человека. Более десятка книг, написанных мною за последние тридцать лет, посвящены технике каратэ и укреплению тела. Но поскольку и духовная тренировка необходима для достижения действительной силы, нужно овладеть психологией, философией и этикой каратэ. Иначе это великое искусство не даст вам развиваться и совершенствоваться, может искалечить вашу личность и принести горе близким и родственникам. Правда, я не могу отделаться от мысли, что читатели моих книг, интересы которых ориентированы на технику, отвергнут духовную суть каратэ или не поймут полностью то, что я хотел сказать.
Когда я начинал свои занятия с так называемых восемнадцати приемов Бодхидхармы, то вскоре обнаружил, что достижение только физической силы подобно попытке изваять статую Будды, не вкладывая душу в этот труд! Это значит, что развитой мускулатуры еще недостаточно, чтобы стать каратистом.
В годы, когда я полностью посвятил себя каратэ и тренировочному залу, я серьезно размышлял о себе и методе, которому я обучал других. Размышления были обращены, естественно, и к источникам человеческого горя и страданий. Каковы же основные причины страданий в человеческой жизни? Смерть родителей, братьев, сестер, детей и других родственников или друзей, трагическая судьба насильственно разделенных людей, потеря любимого и любимой - все это является причиной невыносимых страданий. Но психологическим источником страдания, который вызывает не меньше мучений и боли, чем физические недуги, является бессознательное горе в связи с утратой любимого человека, а также предательство учителем ученика и наоборот.
Деньги - это социальная необходимость. Они могут бьпь заработаны честно в качестве награды за труд через кровь, пот и слезы. Но деньги могут быть и "грязными", и во всех случаях они уходят так же, как и приходят. Для меня печально сознавать, что некоторые судят' обо всем с точки зрения денег, считая, что на них можно купить все. Только иногда оценка в деньгах является важной в ежедневной жизни и для следования выбранному курсу. Занимаясь в молодости каратэ, я часто испытывал нужду в деньгах. Мне противно было думать о них. Иногда нечего было есть. Я часто проклинал их и считал, что только каратэ существенно важно. Тогда я был преисполнен состоянием молодости. Я занимался каратэ на свободном участке, куда приходили соседские ребятишки и домашние хозяйки посмотреть на Ояму, который мог ломать рога быков. Каждый день кто-нибудь из них просил меня принять его учеником, но я всегда отказывал. Я отвечал, что тренируюсь и пытаюсь добиться совершенства в избранному пути, только для себя, и не намереваюсь стать учителем. Великий Миямото Мусаси за всю жизнь взял два или три ученика. Но молодые люди, наблюдавшие за моими занятиями, были настойчивы. Некоторые говорили, что для них достаточно того, что я позволю наблюдать и имитировать то, что делаю сам. Понимая их желания, я чувствовал, что не могу отказать, и прежде, чем это случилось, я стал в какой-то степени руководителем тренировочного зала, хотя вряд ли так можно было назвать участок возле моего дома, где мы занимались.
Учителя воинского искусства в прошлом отбирали своих воспитанников и заботились о них, не требуя платы. Правда, некоторым инструкторам удавалось разбогатеть, получив поместья от феодалов. Но учителя, жившие и работавшие в городе, не думали о богатстве и о славе. Я решил следовать их примеру и не брать деньги за уроки. Но число желающих тренироваться со мной росло, и человек, одолживший мне участок, потерял терпение. Поэтому пришлось искать другое место для тренировок. Нужно было большое помещение с деревянным полом. Наконец, мы нашли кое-что подходящее. Но так как нужно было платить за аренду, я согласился, чтобы воспитанники сами несли эти расходы.
Единственно важное, что я унаследовал, были дух, энтузиазм и человеколюбие таких великих людей, как Миямото Мусаси, Бисмарк, Конфуций и Шакьямуни. Я не оставлю крупного состояния своей семье. (Я часто повторяю своим ученикам, что они могут плюнуть на мою могилу, если я это сделаю). Но я надеюсь передать будущим поколениям факел надежды, который будет вдохновлять и озарять их путь так же, как и мой.
Как я уже сказал, находясь в тюрьме после Второй мировой воины, я был обеспокоен своим будущим, так как не имел специальности, и поэтому решил посвятить себя каратэ. Тогда многие были враждебно настроены к боевому искусству из-за ужасных экспериментов, проводимых японской военщиной до и во время войны. Но наблюдая, как процветает гангстеризм, а также насилие и другие преступления, чинимые американскими солдатами, я понял, что страна без тренированных людей никогда не сможет добиться независимости. Поэтому я выбрал каратэ, и когда освободился из заключения, отправился в лес, на гору Минобэ, где тренировался полтора года. Это было прекрасное место с величественными кедрами и другими деревьями, речкой и водопадами, бежавшими между скал по каменистым долинам. На половине пути к вершине стоял храм. Я жил неподалеку, в развалившейся хижине сторожа. Я полагаю, что практически каждому, кто полностью отдал себя выбранному пути, следует пройти через подобную тренировку в одиночестве. Но это нелегко. Самое страшное - это одиночество. В полной изоляции низменные инстинкты проявляются сильнее. Есть только два пути для преодоления одиночества: покинуть это место или мобилизовать все свои силы и помочь себе в выполнении поставленных целей. Я выбрал последнее. За поддержкой я обращался к разного рода вещам. Например, я купался в водопадах, вздувшихся от хорошего дождя. Сидя в воде, я погружался в созерцание Дзэн. Подолгу смотрел на Луну и бесчисленные звезды. Иногда я даже колол колючками ноги и' и бился головой о камни. Тем не менее благодаря занятиям и созерцанию в сидячем положении Дза-дзэн, за 18 месяцев я впервые вошел в то состояние концентрации, в котором совершенно ни о чем не думал, и которое в Йоге называется Самадхи. В дни созерцания, зимой и летом, я сидел у горной реки или у подножия дерева, или стоял на скале. Занятия каратэ состояли из выполнения сотни ката ежедневно, плюс тренировки со стволами деревьев и валунами. Ночью, когда одиночество было невыносимым, я пытался совершенствоваться в духовном созерцании, обращаясь за помощью к нескольким приемам.
Сосредоточенность на одной точке является важным методом тренировки для достижения состояния духовного единства. Состояние отрешенного освобождения, в котором мозг свободен и действовать без ограничения, регулируемое дыхание и тело, следующее за освобожденным сознанием, - все это является целью, на которую должна быть направлена тренировка. Но не созерцание Дзэн и не сознательный подход позволяют вам достичь этого состояния, а только усердное занятие каратэ и долгое оттачивание приемов, может быть, в течение 30 лет. В связи с этим, интересно заметить различие в возрастах зрелости между людьми занимающимися восточными видами боевого искусства, и обычными спортсменами.
Прежде чем обратиться к этой теме, я должен объяснить природу "бума" каратэ, охватившего весь мир. Утверждать, что фотографии с изображением определенных движений каратиста стимулировали такой интерес - нелепо. Актер, изображенный на этих фотографиях, был воспитанником моего ученика. Он был не настоящим каратистом, а актером. Тем не менее он очень уважал кекусинкай каратэ и, говорят, в своей комнате держал мою фотографию. "Бум" каратэ начался не с него и не в Японии. В действительности, Япония была лишь в числе последней из стран, почувствовавших его влияние. Популярность же каратэ в мировом масштабе началась тогда, когда я совершил турне по США с показательными выступлениями.
Затем я опубликовал книги на английском, французском, немецком, голландском и многих других языках и открыл тренировочные залы в 55 странах. Известность кекусинкай каратэ росла так быстро, что молодые люди в других странах полагали, что каждый крестьянин Японии является экспертом по каратэ и иногда обращались как к мастеру к любому представителю Востока, что послужило причиной незаконного роста числа тренировочных залов под моим именем, но без моего разрешения. Люди, вовлеченные в это, не умели делать ничего, а лишь прочитали мои книги. Но, как известно каждому, каратэ нельзя обучаться по книгам.
Некоторых родителей пугает пристрастие детей к каратэ. Но я утверждаю, что дети знают, что делают. Они показывают нам способ отказа от вооружения и возвращение к лучшему представлению о каратэ, как о средстве защиты. Это и есть наиболее важное значение каратэ сегодня.
У каратэ есть неоспоримые мистические качества. Мой успех в Америке очевиден. Он также подтверждается каратистами, способными разбивать кулаками бутылки, камни, доски и стопки черепицы. Но все это - результат упорства и тренировки. Это не составляет секрета и не имеет ничего общего с тайнами, известными лишь посвященным, черпающим свои знания из рукописей, о наличии которых заявляют некоторые школы каратэ. Но даже если такие книги и существуют, они не являются практическими объяснениями приемов каратэ и методов тренировок, а содержат в себе лишь абстрактные объяснения духовных аспектов. Конечно, соответствующее духовное влияние таких книг весьма существенно. В этом смысле так называемые "тайные рукописи" могут быть полезными. Но они наверняка не объясняют истинные мистические качества каратэ.
Автор: Ояма Масутацу.
______________________________________________________________
От себя:
P.S. Лучше один раз прочесть чем 100 раз увидеть, услышать...
И прочитывая раз за разом, понимание написанного является в другом свете... Открывается больше...
ОСУ...
Нане спасибо... Приятно увидеть комментарий за свой труд.
P.S. Это перепечатанная книга Мас.Оямы. Это не я писал.
ОСУ...
Не знаю как вы, но мне кажется нормальным когда человек знакомиться с чем-то новым для себя, он должен как минимум пару первоисточников прочитать,что бы понять хоть пускай для начала только поверхностно не на практики искусство которому некоторые люди посвящают всю жизнь(это не хухры-мухры:))
З.Ы. извините вопрос не в тему(давно интересно) Нана это настоящие имя?