42 комментария
avatar
Капоэйра, была созданна темнокожими невольниками во времена правления Португальцами над Бразилией... Капоэйра была запрещена по той причине, что португальские ганстеры боялись того, что Бразильцы поднимут бунт. Но позже капоэйра была замаскирована под танец: стойка которая все время находится в движении, и акробатические элементы, в одно ремя возле слова капоэйрист ставили = а после равно можно было ставить слово бандит, по скольку все капоэйристы насили у себя в пальцах очень острое лезвие, таким образом убивая с одного удара. Но нашолся человек, которого все звали Мастер Бимба, он устроил показательное выступление перед президентом Бразилии тем самым легализовав капоэйру!!
И сейчас мы знаем капоэйру, как одно из смертельных боевых исскуств, которое всегда недооценивают люди считая это простым танцем!!!
avatar
Вечная малиссия капуэйры - джинга (:
Советую прочитать книжку ( я бы даже сказал книжечку) Little Capoeira Book (Manuel Pequeno, кажись). Есть перевод на английском, а так же и на русском.
avatar
-История капоэйры
Camara, donde e gue vens, camara?
Друг, откуда ты держишь свой путь? (перевод)
В 1500 году португальцы под предворительством конкистадора Педро Корвала(Pedro Alves Cobral), прибыли в Бразилию.
В числе первостепенных задач новоприбывших было подчинение местного населения - бразильских индейцев - для того, чтобы обеспечить португальцев даровой рабочей силой.
Это предприятие быстро потерпело крах - индейцы быстро умирали в неволе или убегали в свои, находящиеся неподалеку, поселения. Тогда португальцы начали ввозить рабов из Африки. На другой стороне Атлантики свободных мужчин и женщин захватывали, грузили в мрачные суда торговцев живым и посылали в кошмарное путешествие, которое для большинства сулило пожизненное рабство.
Сотни, а затем тысячи африканцев прибывали, неся с собой свою культуру - самобытную и отличную от европейской - культуру не запертую в стенах музеев и библиотек, но заключенную в теле, сознании, сердце и душе; культуру, которая передавлась от отца к сыну, от посвященного новичку, из поколения в поколение.
Это была candomble, религия; berimbau, музыкальный инструмент; vatapa, пища, и многое другое, проще говоря, стиль жизни. В этой книге рассматривается небольшая часть этого огромного наследия - игра капоэйра.
-Происхождение.
О происхождении капоэйры - африканском или бразильском - спорят и по сей день; различные и взаимопротиворечащие теории создаются, чтобы объяснить как все началось. К сожалению, ранние дни капоэйры окутаны мраком неизвестности, так как существует всего несколько документов, относящихся к тому периоду, в которых упоминается капоэйра, и все исследования в этой области находятся в начальной стадии.
Однако, чтобы лучше ощутить обстановку, в которой рождалась капоэйра, представте, что вы попали в рабство. И после первых дней труда вы отдыхаете в общих бараках для рабов. Вы попадаете в пеструю компанию: американский гитарист, английский боксер, бразильский ударник из оркестра самбы, китайский мастер тай-чи и африканский игрок на сват(Сват-африканский муз. инструмент, родственный беримбау. Он состоит из большого резонатора-кабаса и музыкального лука с несколькими струнами, наподобие арфы) - и многие другие.
Время идет и в редкие минуты отдыха вы начинаете проникаться культурой окружающих. Ваши дети и дети ваших детей рождаются и растут в условиях рабства и окружения разнородных культур. Дальше в след. комент.
avatar
#2(продолжение)
Можно представить как постепенно по прошествии десятилетий возникает новая форма культурного проявления - танец-схватка, игра, представляющая собой смесь бокса, тай-чи, ритма самбы, американской музыки и сват.
Теперь вы представляете как могла зародиться капоэйра, и каковы ее истоки: синтез танцев, боевых систем и музыкальных инструментов различных культур и различных районов Африки. Этот синтез состаялся на бразильской почве, скорее всего в Сальвадоре, столице штата Байя, в условиях рабовладения, по всей вероятности, в девятнадцатом ст.
Капоэйра также развивалась в других частях Бразилии, особенно, в Рио-де-Жанейро и Ресифи, где в девятнадцатом веке существовали сильные капоэйристские традиции. В этих городах капоэйра сохранила только ее первоначальный боевой аспект и не эволюционировала до синтеза ритуала и схватки, как это произошло в Байе. Позже, в начале двадцатого века, капоэйра в этих двух городах была искоренена силами полиции.
P.S потом еще допишу! :)
avatar
А никто не читал статью о том, что капуэйра произошла от русского гопака? (:
avatar
Я читал но это чушь
avatar
Согласен с Ареем. Такого быть не может. Есть украинский боевой гопак, вот там за основу взята капоэйра.
avatar
(продолжение)
-В оковах рабства.
Примерно с 1814г. капоэйра и другие проявления африканской культуры подвергались репрессиям, а кое-где и запрещались хозяевами рабов и надзирателями.
До этого на традиции африканской культуры смотрели сквозь пальцы, а иногда даже поощряли, отчасти для уменьшения внутренего напряжения, порождаемого родством, отчасти, чтобы внести отчуждение между разными этническими группами африканцев, по принципу "разделяй и властвуй".
Но с прибытием в 1808г. в Бразилию португальского короля Dom Joao IV со своим двором, после захвата португалии Наполеоном Бонапартом, положение изменилось. Новоприбывшие осознавали необходимость уничтожения культуры народа, чтобы его покорить. Начался процесс преследования капоэйры, который достиг кульминации в 1892г. когда ее объявили вне закона.
Почему преследовалась капоэйра? Мотивов более чем достаточно: она давала африканцам осознание национальной принадлежности, она вырабатывала у занимающихся уверенность в себе, она способствовала образованию маленьких, спаянных сообществ, она воспитывала умелых и потенциально опасных бойцов.
Иногда рабы получали повреждения на занятиях, что было нежелательно с экономической точки зрения. Хозяева и надсмотрщики вероятно не понимали значения всех этих мотивов так хорошо как король и придворные, однако интуитивно-той интуицией, которая присуща каждому правящему классу-они чувствовали что "что-то тут не так."
Как же, в таком случае, продолжала существовать и развиваться капоэйра?
-В жестокой специализированной форме в Рио-де-Жанейро и Ресифи.
-Как ритуал-танец-поединок-игра в Байе, где капоэйра прогрессивно впитывала другие элементы африканской культуры.
-Иногда тайком, в других местах, открыто, бросая вызов законам, призванным ее запретить.
Капоэйра в то время имела мало общего с сегодняшней капоэйрой, практикуемой как минимум на протяжении ста лет.
В качестве примера возьмем описание немецкого художника Ругенбаса(Rugenbas). Его рисунки того, что он назвал "Capuera, dance de la guerre"("Боевой танец капиоэйра"), наряду с письменным описанием его наблюдений(Voyage Picturesque et Historique dans le Bresil, Engelman & Co., Paris 1824) являются одними из первых письменных упоменаний о капоэйре:
У негров есть и другой способ воинственно проводить время, значительно более жестокий-капоэйра: два чемпиона бросаются один на другого, пытаясь нанести нокаутирующий удар головой в туловище противника.
Продолжение в след. Комент.
avatar
(продолжение)
Искусно избегая атак прыжками и уклонами, они, все же, то и дело, с огромной силой сталкиваются головами. Нередко, игра превращается в драку, в дело идут ножи, и все кончается кровопролитием. Подтверждает версию о жестокости ранних форм капоэйры письмо, датированное 1821 годом, из Военной комиссии Рио-де-Жанейро в Военное министерство. Это жалоба на "негров-капоэйрас, арестованных военным училищем за антиобщественное поведение." В письме рекомендуется в качестве наказания публичная экзекуция, учитывая, что "вышеупомянутые капоэйрас являются виновниками шести убийств и нескольких инцидентов с ножевыми ранениями."
Отсутствующие в описании Ругенбаса акробатические прыжки, перемещения у земли, удары ногами и музыкальный инструмент под названием berimbau, видимо, в то время еще не стали частью капоэйры. Беримбау, это однострунный инструмент с резонатором. Его простота удивляет, учитывая многообразие звуков, которое может на нем получить опытный игрок. Сегодня без этого инструмента зачастую, не представляют капоэйры, и действительно, он задает ритм и характер игры-медленный или быстрый, воинственный или озорной, коварный или гармоничный и т.п.
В то далекое время аккомпанементом капоэйре служил бой atabaque(аналогичных барабанам конга), хлопанье в ладоши, и пение, как изображенно на рисунках Ругенбаса.
Эта ранняя капоэйра, описанная Ругенбасом, развивалась и изменялась, частично просто потому, что все меняется со времнем, а частично, под влиянием других форм борьбы и танца, приходящих из Африки, таких как танец, упомянутый во всемирной истории танца World history of dance, Curt Sachs):
Следует отметить, что существует и много других версий, пытающихся объяснить происхождение капоэйры. Согласно наиболее популярной из них, капоэйра это боевое искусство, замаскированное под танец, чтобы им можно было заниматься под носом у белых рабовладельцев. Она представляется малоправдоподобной, так как, с 1814г. когда начались преследования африканской культуры, другие формы танца были запрещены вместе с капоэйрой, и не было смысла маскировать ее под под один из них.
Другая теория утверждает, что во время ритуала инициации(эфенбула), у народности Мукупе на юге Анголы, знаменующего достижение девушками совершенолетия, молодые воины племени исполняют воьинственный "танец зебр", или Н'голо. Этот танец якобы и является капоэйрой. Продолжение на след. комент.
avatar
(продолжение)
Гипотеза была впервые изложена Camara Cascudo(folclore do Brasil, 1967), но спустя год Woldeloir Rego(Capoeira Angola, Editora Itapoan, Salvador, 1968) предостерегал против безапелляционного принятия этой "странной теории" до тех пор пока не будет представленно убедительных свидетельств в ее пользу(чего до сих пор не произошло до сих пор). Если танец Н'голо в самом деле существсовал, то, в лучшем случае, это был только один из источников ранней капоэйры.
Другие теории смешивают, без каких-либо надежных оснований, с зарождением капоэйры имя Зумби, легендарного вождя Киломбо дос Пальмарес(поселения беглых рабов).
Все эти теории черезвычайно важны, когда мы пытаемся понять миф, окружающий капоэйру, но они очевидно, но могут приниматься как исторический факт, согласно данным и информации, которые мы имеем на сегодняшний день. Возможно дальнейшие исследования, сделают в будущем устаревшей и теорию, предлагаемою нами, т,е.,что капоэйра возникла в Бразилии, главным образом в 19ст.
P.S я считаю что капоэйра это прежде всего боевое искусство, а не танец.
avatar
я не отрицал, что это чушь (: это всей чуши чушь (: самая чушная чушь!
avatar
(продолжение)
-Освобождение рабов.
С подписанием золотого закона в 1888г., который отменпил рабство, получившие свободу негры не смогли найти для себя место в существующем социоэкономическом порядке. Капоэйрист с его бойцовскими навыками, самоувереностью и индивидуализмом, быстро скатывались в преступную среду- и капоэйра вместе с ним. В Рио-де-Жанейро, где капоэйра сформировалась исключительно как форма боя, возникли банды, терроризировавшие население. Вскоре вслед за этим во время перехода от Бразильской Империи к республике в 1890г. бандформирования использовались как монархистами, так и республиканцами, чтобы выбить почву из под ног политических противников. Дубинка, стилет или опасная бритва, часто довершали эффект применения таких движений капоэйры, rabo de arraia и rasteira.
А тем временем в Байе капоэйра продолжала эволюционировать в ритуальный танец/борьбу/игру. Беримбау стало неотъемлемым инструментом, используемым для управлением действа roda в потаеных местах с тех пор как практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики (1892).
Теперь мы прибываем в 1900г.
В Рио любой капоэйрист-белый, мулат или негр-был malandro(хулиганом) и преступником- мастером по ударам не только ногами(golpes), подсечек(rasteiras), ударов головой(cabecadas), но и холодного оружия.
В Ресифи капоэйра прочно ассоциировалось с городскими музыкальными ансамблями. Во время карнавалов опытные бойцы сопровождали оркестры по улицам города и когда два ансамбля встречались драка с последующим кровопролитеем были обеспечены. Напереломе столетий в Байе капоэйра(Капоэйра может использоваться для обозначения искусства или, как в данном случае, того кто его практикует(как синоним капоэйриста) ) также часто воспринимался как преступник. Тем неменее игра и сами капоэйристы имели все зхарактерные особенности капоэйры.
Преследования и стычки с полицией продолжались. Понемногу капоэйра была искоренена в Рио и Ресифи, сохранившись только в Байе.
Именно этот период времни породил фигуры, ставшими легендарными в капоэйристской среде-грозных игроков, de corpo fechado(закрытое тело)(человек, который благодаря спецыальным магическим ритуалам, как считалось, обретал почти полную неуязвимость от различного оружия.) таких как Besouro Cordao-de-ouro в Байе, Nascimento Grande в Ресифи и Manduca da Praio в Рио, которые до сих пор вспоминаются в капоэйристских песнях.
Продолжение в след. комент.
avatar
(продолжение)
Рассказывают что Besouro(жук) жил в Санто-Амаро da Purificacao в штате Байя, и что он был учителем другого знаменитого капоэйриста по имени Cobrinha Verde. Besouro не любил полицию, его боялись не только как капоэйриста, но икак мастера по владению холодным оружием, обладающего к тому же corpo fechado. По легенде, на него была устроена засада. Рассказывают, что не умея читать он нес с собой записку с приказом убить его, думая, что это рекомендация по устройству на роботу. Легенда гласит, что его убили специальным деревянным кинжалом, подвергнутым магическим ритуалам, чтобы преодолеть corpo fechado.
Nascimento Grande, был самым грозным из бродяг, сопровождавших музыкальные оркестры по улицам Ресифи. По некоторым утверждениям, он был убит во время полицейских преследований в начале 1900 годов, другие говорят, что он просто переехал из Ресифи в Рио-де-Жанейро, где и умер в приклонном возрасте.
Manduca da Praia относится к более раннему поколению(1890). Он был известен привычкой элегантно одеваться, владел, по рассказам, рыбным магазином и вел безбедное существование. Кроме тогоь он контролировал результаты выборов в своем районе. Он якобы имел на своем счету 27 уголоьвных обвинений(в нападениях, поножовщине и т.п), но каждый раз избегал суда благодаря вмешательству политиков, на которых он работал.
Позднее в 1930-ые годы, в Сальвадоре, Mestre Bimba(Manoel dos Reis Machado-1900-1974) открыл первую академию капоэйры(1932) начав преподавать в своем Centro de Cultura Fisica Regional Baiano. Это стало возможным благодаря националистической политике Гетулио Варгаса(Getulio Vargas), способствовавшего распространению капоэйры как бразильского национального вида спорта(Несмотря на то, что Бимба открыл свою школу в 1932 г., официальное признание к ней пришло только в 1937г., когда она была зарегистрирована. Следует отметить, что правительство Гетулио Варгаса разрешило заниматься капоэйрой в определеных местах, зарегестрированных в полици. Варгас надеялся, что капоэйра трансформированная в "спорт" поможет с раннего возраста приучать детей к дисциплине. Фактически, значительно позже, в 1955г., он лично поздравил мастера Бимбу с превращением капоэйры в национальный вид "БИ" Бразилии.)
В 1941г. Mestre Pastinha(Vicente Ferreira Pastinha-1889-1981) открыл свою школу Capoeira Angola. Впервые в истории стало возможным капоэйре и практиковать ее открыто.
avatar
Во, как мы все любим капоэйру)))))
avatar
(продолжение)
Бимба и Пастинья
Двумя центральными фигурами в капоэйре XXст. были мастера Бимба и Пастинья. Об их значении для истории капоэйры свидетельствуют тот факт, что они(вместе с легендами, окружающими их) считаются мистическими учителями всех современных капоэйристов, и многое из того, чем мы являемся или хотим стать определяется тем, чем были и что из себя представляют эти двое.
Мастер Бимба, урожденный Manoel dos Reis Machado, родился 1900г. Заниматься капоэйрой он впервые стал когда ему исполнилось двенадцать лет, в местности, которая сегодня известна как Либердаде(Liberdade), в Сальвадоре. Его учителем был африканец Бентиньо(Bentinho), капитан мореходной компании из города Байя. Бимба открыл школу в возрасте восемнадцати лет, но лишь в тридцатые годы в своей первой "академии" он начал обучать "региональному стилю борьбы из Байи", получившему в последствии известность как Capoeira Regional.
Бимба был признан бойцом с прозвищем Trks pancadas(или Три удара), так как по рассказам, ему никогда не приходилось ударять больше трех раз, чтобы закончить схватку. Тем не менее, Бимба исповедовал философию malandro "ум выше храбрости". Он любил повторять "Quem aquenta tempestade ú pachedo" ("Только скалы противяться буре"), что означает, если столкнулись с кем-то, значительно более сильным чем вы, самым разумным выходом будет обратиться в бегство; но если он последовал за вами, нужно неожиданно развернуться и застать его врасплох-типичный подход маландро.
С открытием академии мастера Бимбы началась новая эра в истории развитии капоэйры, когда это искусство стало преподаваться детям верхних классов населения Сальвадора.
Бимба разширил ассортимент приемов включив подсечки из Батуке(Batuque), местного вида борьбы, которым занимался его отец, новые связки ударов или гольпес лисадос. Он также создал новый метод обучения, основанный на восьми предопределенных последовательностях движений и ударов ногами для двух игроков и на кентура депрезада-серии бросков, в которых капоэйрист учился всегда приземляться на ноги. Он отбросил существенную часть ритуала и "игровых" аспектов, а также медленный ритм, для того, чтобы увеличить агрессивность своего стиля и сделать его более пригодным для воспитания боевого духа.
Все это в совокупности с тем важным обстоятельством, что большоинство его учеников принадлежало к иному социальному классу
Прололж. на след. комент.
avatar
(продолжение)
(т.е отличались социальной базой, моральными ценностями и способом мышления от традицыоных капоэйристов-выходцев из непривилигированных классов с глубоко укоренившейся афробразильской культурой), внесло свою лепту в формирование нового стиля, известного как Capoeira Regional.
Годы вслед за открытием академии Бимбы были для него очень успешными. Он со своими учениками выступал в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и других крупных городах Бразилии. Однако, в начале 70-х годов, разочарованный отсутствием поддержки официальных властей в Байе, он решил переехать в Гойану(город невдалеке от Бразилиа, столицы Бразилии). Там он и умер год спустя-5 февраля 1974года. До самого последнего дня жизни Бимба сохранял активность и был очень подвижен. В полдень он даже запланировал провести демонстрацию в своем клубе. Несмотря на его желание быть похороненным в Гойане, некоторые из его учеников сообща перевезли его тело в Сальвадор, где он обучал капоэйре и занимался ею всю жизнь.
Многие мастера создавали по его следам и начали обучать новым формам капоэйры, однако они не обладали глубиной знаний Бимбы и силой его личности, и эти нововведения исчезали так же быстро, как появлялись. С образованием стиля Режионал, традицыоая капоэйра стала известна как Capoeira Angola. В период, когда стили Режионал и Сензала отодвинули традиционное направление в тень, Пастинья и его группа практически единственными обеспечили сохранность традиции, хотя некоторые другие группы также еще были активны. Мастер Пастинья(Vicente Ferreira Pastinha) родился в 1889г. По его словам, капоэйре его научил выходец из Анголы по имени Бенедито, который взял юного Пастинью под свою опеку, после того как заметил, что его избивают более старшие подростки. В шестнадцать лет, не смотря на небольшой рост, Пастинья работал кем-то, наподобие вышибалы в игорном доме, расположеным в пользующемся дурной славой районе города. Он открыл свою собственную академию несколькими годами позже, чем Бимба. Благодаря своей общительности и целенаправленности, Пастинье удалось создать атмосферу энтузиазма в группе и привлечь туда многих капоэйристов. Группа Пастиньи стала как бы сборным пунктом для людей искусства и интелектуалов, желавших приобщиться к традиционной капоэйре ангола.
Пристрастие Постиньи к афоризмам стяжало ему прозвимще "философа капоэйры". Одним из его любимых высказываний было "Capoeira й para homem, menino e mulher, sy nso aqrende quem nso quiser."
Продолж. на след. комент.
avatar
(Капоэйра - для всех мужщин,жэнщини и детей. Не способен научится только тот кто нехочет.") Как и Бимба он был хорошо знаком с философией малаландрагем и постояно носил с собой небольшой нож, заточеный с двух сторон. "Если бы была третья грань я заточил бы и ее для тех, кто желает для меня зла, - часто говорил он. Я сожэлею, власти под предлогом перестройки Lrgo do Pelourinho, где находилась его академия, комфисковали помещения для занятий. Хотя Постинье пообещали другое место, чиновники так и не сдержали своих слов.
Конец его жизни был печален; слепой и почти в одиночестве он жил в маленькой комнотушке до самой смерти в 1981г.в возросте девяносто двух лет. Он оставил после себя многих учеников, двумя наиболее известными из которых является Mestre jogo Grande (сейчас преподает в Нью-Йорке) и Mestre jogo pequeno.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.