Психология танца / Остальные виды спорта / Спорт онлайн - зимние и летние виды спорта. Обсуждения.
Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Остальные виды спортаПсихология танца

Остальные виды спорта: Психология танцаЗдесь будут публиковаться отрывки из работ ведущих бальников и психологов по бальным танцам

Комментарии (152)
rss свернуть / развернуть
Нина Рубштейн, психолог, гештальт-терапевт.
ЭФФЕКТИВНЫЙ ТРЕНЕР. ИДЕОЛОГИЯ.

Спортивный танец – это вид спорта, в котором требуются выносливость, высокая физическая тренировочная самоотдача, эмоциональная вовлеченность и способность чувствовать музыку, навыки работы в паре и в команде, уважение к партнеру, финансовые вложения и большие затраты времени.
Спортивный танец формирует самодисциплину, здоровый образ жизни, физическую координацию, навыки планирования и построения карьеры, эстетический вкус, свободу общения в коллективе и с противоположным полом, развивает психологическую устойчивость к конкурентной борьбе, навыки реальной самооценки, умение справляться с препятствиями и трудностями, находить выход в трудных ситуациях, психологическую маневренность, целеустремленность, навыки лидера.
Спортивная борьба – трудная и увлекательная работа, где каждый может узнать себя и развить свои лучшие качества, научиться уважать себя и конкурентов, обрести навыки управления собственной жизнью и успешностью. Спортивная борьба требует большого внимания и сосредоточения на себе.
Основной закон успешной спортивной борьбы – только я сам могу достичь результата, только я сам отвечаю за свои победы и проигрыши, остальные могут мне в этом только помочь. Второй главный закон – любая пауза, остановка в спортивной борьбе – это шаг назад, другие не стоят на месте. Третий главный закон – кто не рискует – тот не выигрывает. Четвертый главный закон – любая трудность, препятствие – это проверка на силу моего желания достичь результата. И пятый главный закон - только я сам решаю, когда мне остановиться.
Критерии эффективности – это смелость, компетентность, увлеченность и самоотдача
//http://rubstein.ru
свернуть ветку
Нина Рубштейн, психолог, гештальт-терапевт.
Что делать на тренировке. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТАНЦОРОВ

Тренировка – это, прежде всего, повторение одного и того же действия.

Если вы учите новую фигуру или композицию (вариацию, схему, связку, цепочку), то вам нужно много-много раз повторять одни и те же шаги.

Если вы хотите, чтобы у вас было сильное и красивое движение, то вам нужно много-много раз прилагать одно и тоже усилие.

Если вы хотите добиться точности, скорости и координации движения, то вам нужно много-много раз повторять одну и ту же последовательность действий.

Например:

• это может быть усилие для того, чтобы выпрямить колено;
• действие «выпрямить колено до того, как перенести вес на ногу»;
• последовательность действий «повернуть корпус мышцами спины, вынести ногу для шага, выпрямить колено, начать работать опорной стопой, собрать пресс и мышцы ягодиц, перенести вес, растянуть мышцы корпуса и рук» т .д.;
• усилие, чтобы натянуть стопу;
• усилие держать пресс всегда собранным;
• усилие держать лопатки всегда опущенными;
• и так далее……

В двух словах, тренировка – это создание полезной привычки. Для того, чтобы ваше тело двигалось грамотно, скоординировано, пластично, быстро, сильно и красиво, нужно, чтобы оно привыкло так держаться и двигаться. А чтобы оно привыкло так держаться и двигаться, нужно много-много раз повторить одно и то же действие или усилие.

Когда полезная привычка создалась, тогда от нее уже трудно избавиться. Если вы очень постараетесь, и будете повторять специальные действия и усилия каждый раз, когда вы танцуете на тренировке, то вы очень быстро привыкнете танцевать правильно. И тогда вам не нужно будет думать об этом каждый раз.

Помните:

• тренер не может создать вам привычку и сделать какое-то усилие за вас, потому что это ваше тело, а не его, и оно должно делать усилия, а не тело тренера, потому что это вам идти на турнир, а не тренеру и именно на вас будет смотреть судья, а не на тренера. Тренер может только объяснить вам, как это сделать, что правильно, а что неправильно, и что нужно сделать, чтобы у вас было лучше, чем у всех. А сделать это – это только ваша задача и зависит только от вас.

• Выигрывает только тот, кто тренируется и повторяет чаще всех, сильнее всех, упорнее всех и дольше всех.

• Танцоров очень много, а первое место только одно! Каждый хочет занять его, каждый ходит на тренировки, каждый старается так, как он умеет, но выигрывает только тот, кто старается упорнее всех каждую минуту на тренировке.

• Одна минута на тренировке, когда вы болтали, были невнимательными или не старались больше всех – это еще одна пара, которая обошла вас на турнире. Соперники не спят! Они стараются на тренировках и хотят занять первое место не меньше, чем вы.

• Тренер не может заставить вас танцевать лучше всех, тренироваться и выигрывать. Только вы сами решаете: нужно вам это или нет. Тренер не может научить вас танцевать лучше все, если вы не делаете для этого все, что только возможно для этого сделать.

• Проигрыш – это проигрыш ленивого танцора, выигрыш – это выигрыш талантливого тренера

//http://rubstein.ru
свернуть ветку
Нина Рубштейн, психолог, гештальт-терапевт.
КРЕДО ЧЕМПИОНА

Чтобы быть первым, нужно совершить три победы:

Первая – победа над собой. Победи свой страх, лень, усталость, сомнения, раздражение, непослушность своего тела.

Вторая победа – победа в паре. Старайся танцевать лучше своей партнерши, соревнуйся с ней. И пусть это будет взаимной игрой.

В третий раз – победи своего тренера. Убеди его своим танцем, своим упорством, своими знаниями в том, что он не зря за тебя взялся.

И только тогда ты можешь побеждать соперников на турнире.

//http://rubstein.ru
свернуть ветку
Максим Скоморовский
КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ТУРНИРЕ. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Перед турниром:

• Приготовить с вечера и погладить костюм.
• Партнера постричь, побрить.
• Не забыть лак для волос, косметику, расческу.
• Туфли ПОДКЛЕИТЬ, почистить
• Проверить классификационную книжку.
• Не забыть бутерброды и напитки.
• Сделать прическу (дома!), на турнире, при необходимости, поправить.
• Если вы хотите взять с собой тренера на турнир, позаботьтесь о его проезде, питании и бесплатном проходе на турнир – для тренера пребывание на турнире является работой!

На турнире:

• Быть на конкурсе за 1 - 1,5 часа до начала.
• Желательно всем членам клуба, участвующим в турнире, а так же болельщикам, держаться ближе, чтобы поддерживать друг друга.
• До конкурса танцоры должны рассмотреть весь зал, чтобы не делать этого в течение конкурса.
• зарегистрировать пару;
• посмотреть расписание конкурса, кто за кем, расписание заходов – записать заходы на листочке;
• за 10 мин до выступления выгнать детей разминаться;
• следить, чтобы с этого времени дети держались вместе, в паре;
• после танца дети должны подходить к тренеру (если тренер с вами), а не к родителям;
• внимательно следить за заходами: если один танец в последнем заходе, а следующий в первом – детям оставаться на площадке после танца.
• если вы не вышли в свой заход - выходите в следующем.
• Если вы танцуете многоборье (и латину, и стандарт вместе), обувь для другой программы и галстук (бабочку) взять сразу после квикстепа и поменять!
• Записать или купить «кресты» за танцы или места в финале для вашей пары. Это необходимо тренеру для последующего анализа и работы с вашей парой.
• Если вам сделали непонятные замечания или вы заметили какие-то странности – запишите всю информацию, фамилию Главного судьи и организаторов, и оставьте эту информацию тренеру - он сможет вам объяснить произошедшее и адекватно отреагировать на него, если это необходимо.

Ни в коем случае нельзя:

• давать детям советы типа «Держи руку», «Улыбайся!», «Танцуй легко» и прочее. То, что не натренировано, на турнире не исправить. И выше головы прыгнуть тоже невозможно.
• расстраиваться из-за костюмов или причесок.
• ругать ребят за неудачно станцованный танец. Его уже станцевали и все равно ничего не исправить.
• критиковать партнера (партнершу) вашего ребенка
• высказывать вслух свое мнение о судьях.
• слушать сплетни, советы и гадости, которые говорят родители соперников и сами соперники.
• Приставать к Главному судье из-за результатов турнира. Главный Судья следит за соблюдением Правил - костюмы, фигуры, темп, длительность мелодии, чтобы судьи не выходили пьяными на паркет.
• Есть еще Спортивный Комиссар. Они следят, чтобы вовремя были сделаны все объявления и подана информация, обеспечена безопасность участников в раздевалках.

Можно:

• громко кричать, хлопать, поддерживая свою пару и одноклубников.
• поддерживать хорошее настроение у ребят.

После выступления:

Если Ваш ребенок не занял 1 место и не стал на этом конкурсе Чемпионом Мира - НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ ЭТОГО ВСЕЛЕНСКУЮ ТРАГЕДИЮ! Обязательно отпразднуйте ЛЮБОЙ результат.

Помните:

• турниры проходят каждую неделю
• Дети гораздо спокойнее относятся к неудачам, чем родители.
• Тренер воспринимает неудачи тоже всерьез.
• Каждый турнир по тренировочному эффекту равен месяцу тренировок. И в этом его основная польза.
• Межклубный турнир - это репетиция, проверка готовности и характера, психологической устойчивости к предстартовым волнениям. О реальном уровне детей можно судить на Чемпионатах города, области и России при условии независимого судейства.
• Каждый «крест» обозначает, что данный судья ХОЧЕТ видеть вашу пару в следующем туре.
• Соперники ваших детей тоже тренируются и хотят выигрывать. Танцоров много, а первое место одно.
• Успех ваших детей зависит только от того, как они работают на тренировках, и как вы их поддерживаете, тренер может только помочь.
свернуть ветку
Анжелика Лештанова, Психолог, Гештальт-терапевт.
г. Одесса, тел. (048) 758-18-18, 8-050-501-92-30
НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ МАСТЕРСТВЕ

Одним из основных критериев, по которому судья на соревновании оценивает танцоров (пары), является ТЕХНИКА или ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. Среди прочего: подлинность стиля танца, ритм, качество, - судья определяет выразительность и контролируемость движения или степень осознанного управления движением .
Со стороны танцора – это насколько он ощущает себя в танце каждую секунду, что в психологии называют степенью присутствия или личностного включения. Насколько он может комфортно и уверенно чувствовать себя на паркете.
Определить танцору самому, насколько он может управлять тем или иным движением - просто, если обратить внимание на собственные ощущения во время танца. Думаю, в вашем репертуаре найдутся движения или фигуры, которые вы не понимаете, не чувствуете или считаете, что они у вас получаются не очень хорошо. Часто вы тратите много часов на их отработку перед зеркалом, спорите с тренером или партнером, отказываетесь их выполнять…
Это и есть те моменты, где степень осознанного управления движением крайне низкая.
Что делать в таких случаях?
Прежде всего, необходимо знать, что любая хореография, которую вы заучиваете, является результатом «чьего-то» опыта. И чтобы движение стало «вашим», помогающим выразить вашу индивидуальность, его необходимо пережить, присвоить. Особенно это необходимо учитывать тем, кто предпочитает получать информацию из учебных кассет или путем копирования модных элементов и связок.
Прежде, чем танцевальные движения стали регламентированными, они были способом выражения души человеческой, пройдя долгий путь изменений как по форме, так и по смыслу. Танцовщица Мери Уигмен так сформулировала представление о танце как средстве самовыражения: «Танец отражает самые глубокие человеческие переживания и потребности. Человек в танце является и носителем содержания, и средством его выражения; а инструментом выражения эмоций становится человеческое тело, чьи естественные движения создают сам материал танца – единственный материал, который принадлежит только исполнителю и которым только он один может пользоваться».
Еще на заре истории танец стал способом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством общения задолго до того, как появилась человеческая речь в ее современном виде.
В западной культуре один из путей эволюции танца привел к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В 1924 году Имперское Общество учителей танца решило стандартизировать танцы, известные в то время. Постепенно все танцы были подробно описаны и включены в конкурсную программу. К примеру, венский вальс, рожденный в эпоху романтических идеалов, является танцем любви и по нормам того времени – открытым и эротичным, танцем индивидуальных чувств и самовыражения, приобретая на рубеже XIX столетия исключительную популярность, с 1924 года подвергается описанию и добавляется к списку ballroom, или европейских танцев. Сегодня принято рассматривать соревновательные танцы как «артистический вид спорта».
И все же вернемся к танцорам, желающим достичь вершин совершенства в исполнительском мастерстве, углубив и расширив собственный танцевальный репертуар. Как им научиться осознанно управлять движениями, чтобы танец являлся гармоничным и индивидуальным?
На этот счет есть несколько рекомендаций.
1. Сконцентрируйтесь на движении, задав себе следующие вопросы:
• Что оно напоминает? Какие фантазии приходят на ум?
• Какие чувства оно вызывает? Как вы относитесь к тому, как исполняете его?
• Какое чувство останавливает желание выполнять данное движение?
Вы можете с удивлением обнаружить у себя другое желание, например, спать или есть, быть сейчас не на р
свернуть ветку
...репетиции, а где-нибудь в другом более «увлекательном или менее скучном, отвратительном…» месте, может вы устали и вам нужна небольшая пауза.
Осознание отвлекающих моментов нисколько не отвлечет вас от тренировки, а скорее продвинет вас, так как вы начнете заботиться о себе и, соответственно, о других (партнере). А затем с большей энергией и желанием приметесь за выполнение прерванного задания.
2. Продолжайте концентрироваться на выполнении данного движения. Здесь существует соблазн пуститься в подробное разбирательство: «какая мышца на спине должна сократиться в момент приближения ко мне моего партнера, который должен положить мне руку на спину и погладить меня?…»
Утомительно сухо, не правда ли?
В результате ты начинаешь «что-то делать со своим телом», оценивая и контролируя себя как бы со стороны. Танец тогда превращается в непрекращающуюся борьбу с самим собою и забирает массу энергии.
Почему так происходит? От недоверия к себе. Очень хочется соответствовать, сделать как надо, как правильно, как должно быть. Тогда мы и встречаем в прессе следующие замечания: «Отдельные пары хорошо обучены, показывают стиль, но тут же и много хаоса в технической базе. Ведь техника нужна не для того, чтобы на нее молиться, а для того, чтобы передавать музыку через пластику».
Ю.Пин дает свою трактовку происходящему: «Многие взрослые пытаются станцевать интересную хореографию, не развив свое тело до уровня, когда посредством его можно вытанцевать в идеале то, что хочешь. Когда тело не развивается, то пары пытаются это перекрыть мимикой, размахиванием руками и ногами. Многие пары хорошо причесаны, аккуратно одеты, находятся в хорошей атмосфере, но выглядят неадекватно тому, что придумано изначально в бальном танце».
3. Если вы готовы довериться себе и рискнуть, то… продолжая выполнять данное движение, определите возникающее чувство (иногда для этого необходимо на мгновение приостановиться) и запомните его.
Это может быть удовлетворение, радость, возмущение, страх, стыд, смущение, грусть и другие. Не бойтесь их и не гоните прочь. Постарайтесь исследовать и выразить в танце.
Чувства и движения неразрывно связаны между собой. Наиболее характерные для вас движения и способы телесного реагирования – результат вашего жизненного опыта. Готовы ли вы расширить свой опыт, изменить застоявшиеся паттерны? Ведь многие чувства в своей жизни человек привыкает не чувствовать, сдерживать, не проявлять, и на это найдутся вполне конкретные причины. Кто-то привык замирать от страха, кто-то не позволяет себе плакать, кто-то никогда не чувствует зависти, у кого-то улыбка превратилась в оскал. «Маски» чувств вопреки обстоятельствам заранее отстраняют человека от их проживания, обедняя тем самым танец.
Адекватной реакцией на страх является осторожность и исследование уровня опасности; на смущение – возбуждение; на грусть - плач; на отвращение – отстранение или отвержение; на зависть – собственная активность. Возникающие чувства принадлежат именно вам и рождают собственно вашу индивидуальность. Присваивая чувства движениям, переживая их и реагируя телесно соответствующим образом, вы творите собственный индивидуальный танец, где вы – хозяева. Танец становится многообразным и живым, как сама жизнь и отношения между людьми.
4. Доверяйте собственным чувствам и реагируйте сообразно сложившейся ситуации, следуя за своим интересом. Где интерес – там возбуждение и энергия, так необходимая танцору для выразительного исполнения. Когда вам нравится, что и как вы делаете, тогда это обязательно будет интересно и другим.
5. Если же в результате вы захотите исключить данное движение или фигуру из собственного репертуара, то делайте это с чистой совестью, признавая, что чего-то вы не можете.
Необходимо также помнить, что открыт новому и дальнейшему развитию тот, кто знает о собственной ограниченности (границы возможного), и с чистой совестью может сказать «это я могу, а это – не могу», ибо тогда у него появляется энергия на достижение чего-то большего.
свернуть ветку
Нина Рубштейн, психолог, гештальт-терапевт.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОСТЬ В ТАНЦЕ

Когда вы уверены в том, что ваши слова и действия верны, что именно это вы хотели сказать и сделать, что именно этими словами и действиями вы добьетесь нужного вам результата, что никто не в праве их осудить или подвергнуть критике – вы чувствуете себя уверенно.
Когда вас не гложут сомнения о том или ином выборе в сложной ситуации, и вы хорошо понимаете, куда дальше идти – вы чувствуете себя уверенно.
Когда вы умеете сказать «нет» навязчивости, грубости или нетерпению, когда у вас хватает выносливости устоять перед чужой настойчивостью – вы чувствуете себя уверенно.
Когда у вас есть смелость настаивать на своем – вы уверенны.
Когда вы вовремя видите выгодную для вас возможность и умеете ее использовать – вы чувствуете себя уверенно.
Когда вы знаете, что вы – уникальный, особенный, единственный в своем роде человек, не подлежащий никаким сравнениям – вы чувствуете себя вне критики и конкуренции. И это делает вас уверенным.
И когда вы чувствуете себя уверенным – это дает вам свободу в действиях, смелость рисковать и выигрывать, силу отстаивать себя, свое мнение и свой образ жизни.
Человек так устроен, что если он не позволяет делать себе что-то, что хочется, он гасит свою Энергию – с большой красной буквы «Э». А Энергия – это то, что определяет энергичность и четкость ваших действий, силу вашего стремления и утверждения, целеустремленность и успешность, и, конечно, уверенность.
Таким образом, неуверенность опирается, прежде всего, на страх: страх высунуться, сделать или сказать что-то, что осудят, осмеют, презреют, сделать или сказать то, что навлечет на вас гнев или отвержение других людей, или создаст вам репутацию, которая вам неприятна.
А уверенность опирается на смелость быть собой, знания о своих целях и способах их достижения, знание своих сильных и слабых сторон, умение развить слабые стороны, изменить неэффективные* способы действия на эффективные**, и, конечно – умение приложить к делу свои достоинства, с тем, чтобы они приносили свои дивиденды.
Уверенность существует тогда, когда вы точно знаете, на что вам опереться:
1. Насколько честно и точно вы видите реальную ситуацию, в которой вы находитесь и способны распознать, что именно вправду делает ваш партнер \ противник, с которым связана эта ситуация?
2. Насколько полно и недвусмысленно вы умеете дать другому понять то, что вам нужно, с тем, чтобы это получить?
3. Умете ли вы быть гибким в отношениях, поддерживая то, что вам подходит и отвергая то, что вам не подходит, при это не разрушая отношения и не оказываясь в подчиненной позиции?
4. Насколько вы способны планировать свои жизненные задачи и последовательно их реализовывать?
5. Насколько гибким вы можете быть в решении задач, отвергая неудачные решения и находя новые, более подходящие?
6. Насколько вы стабильны в своих решениях и действиях?
7. Насколько вы конкретны в действиях и договоренностях?
8. Какова ваша картина мира, знаете ли вы закономерности отношений и решения жизненных задач?
9. Умеете ли вы конфронтировать, не унижая другого и не разрывая отношений?
10. Насколько вы сами чувствуете свою собственную ответственность за события вашей жизни и конкретные действия?
Ваше тело тоже влияет на то, чувствуете ли вы себя уверенным, поскольку неуверенность – это не просто знание, что вы в чем-то неуверенны, а еще и телесное чувство дискомфорта, возникающее в определенных ситуациях. Это телесное чувство выражается как сдавленное дыхание, дрожь, потеря чувства опоры.
Самое простое действие, которое вы можете сделать в такой ситуации, чтобы чувствовать себя увереннее – это обратить внимание на свое тело. Встаньте на обе ноги как можно тверже – обретите опору в физическом смысле. Дышите свободнее и полнее – это снимет тревожность, поскольку чувство тревоги в физиологическом смысле – это ни что иное, как угнетение дыхания. Позвольте вашему телу движение, поскольку дрожь –
свернуть ветку
– это ни что иное, как реакция тела на сдерживание движения, сдерживание энергии. Позвольте телу двигаться так, как оно этого хочет, а не так, как это правильно или прилично.
Вы можете почувствовать, что вам хочется взмахнуть руками или топать ногами, или бежать, или драться, или кричать и нецензурно выражаться. Если для вас нет возможности выразить эти действия прямо здесь – отойдите в укромное место и сделайте это. Худший способ – это заблокировать свои телесные проявления, таким образом вы лишите себя своей Энергии, вашего горючего. Борьба с телом и импульсами отнимает много энергии и в результате вы становитесь неспособными делать что-то энергичное во внешнем мире.
Когда вы находитесь на турнире – используйте энергию ваших телесных реакций для разминки. Когда вы на тренировке – вложите эту энергию в танец.

Вопросы и ответы.

Говорят, что у танцоров должна быть завышенная самооценка, для того, чтобы они чувствовали себя уверенными и могли побеждать. Но я слышала, что от этого они делают много ошибок, и что нужна наоборот, заниженная самооценка для того, чтобы они лучше тренировались. Так как же на самом деле: какая нужна самооценка?

Ответ: Завышенная и заниженная самооценка – это две стороны одной медали, и то и другое не является ни здоровым, ни полезным для того, чтобы выигрывать и тренироваться. У человека, который занимается достижением какой-то цели, должно быть реалистичное представление о своих способностях и своих возможностях – только тогда он может рационально ими пользоваться для достижения своих целей. При завышенной самооценке человек отказывается видеть свои слабые стороны, тем самым лишая себя возможности их растить и совершенствовать. При этом он очень хорошо разглядывает недостатки других, и жестко и безжалостно их критикует.
Человек с заниженной самооценкой пытается совершенствовать и растить из своих недостатков сильные стороны, поливая себя беспрестанно самокритикой, в том числе, уничижающей. Однако это бессмысленно. Ни одно растение не расцветет, если его поливать ядом. Обычно, люди, страдающие заниженной самооценкой, как раз этим и занимаются – поливают себя ядом. Не должно быть критики, должно быть знание своих слабых мест и терпеливая работа над ними.
Заниженная самооценка в одну секунду превращается в завышенную, если человек достигает результата – тогда его яд обращается на не состоявшихся соперников. И точно также завышенная самооценка моментально становится заниженной, стоит человеку проиграть – весь его яд, направленный на других, обращается внутрь.

Как преодолеть скованность и научиться шарму?

Ответ: Скованность – это страх показать себя, таким, какой я есть. Страх что-то сделать не так «меня не поймут… обсмеют… что обо мне подумают?» делает невозможным выброс наружу самых разных импульсов – от агрессивных до творческих. Кажется, что если огородить себя «броней» не пропускающей наружу импульсы, которые кажутся вам ненужными, плохо влияющими на ваш имидж, то это никак не повлияет на творчество. Однако, так не бывает. Запрещая себе что-то одно, вы автоматически настраиваете свой организм на то, чтобы для него было запрещено все. Таким образом, вам будет очень трудно быть искренним в ваших творческих проявлениях, в актерской роли, в харизме, и убедительным в этом, если вы запрещаете себе быть собой.
Шарму можно научиться, только если позволить себе выглядеть как угодно, «позволить» другим думать о вас что угодно, и на этом фоне просто пробовать проявлять себя в разных ролях – романтичных, сексуальных, дерзких, эмоционально открытых.
Самостоятельно преодолеть трудности, связанные со скованностью, довольно сложно и долго. На психологических тренингах или в индивидуальном консультировании у психолога вы можете сделать это намного быстрее.

продолжение - в след. коммент.
свернуть ветку
НИНА РУБШТЕЙН, ПСИХОЛОГ, ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТ.
ФИЛОСОФИЯ ВЕДЕНИЯ В ТАНЦЕ.

Партнерша очень зависима от партнера:
1. Он начальник по музыке и определяет, когда что танцевать. И тогда партнерша может сильно беспокоиться, если то, что делает партнер с музыкой, не совпадает с ее знанием своей партии относительно музыки.
2. Партнер ведет партнершу, определяя движением своего тела, когда, куда и как пойдет партнерша. И здесь опять партнерша может очень сильно беспокоиться, если его ведение, ракурс, направление, скорость, степень поворота, ритм, которые задает партнер не совпадают с тем, что знает она о своей партии.
3. Партнер определяет давление и натяжение в паре, с помощью которых он может ускорять движение или достигать рискованных, трюковых точек. И здесь для партнерши тоже есть много беспокойства, если партнер не заботиться о том, достойно ли выглядит его партнерша в том или ином элементе, в той или иной позе, в которую он ее поставил. Здесь он отвечает за ее равновесие, баланс, которые, если она их не находит, могут сильно мешать ее старанию сделать тот или иной элемент технично, грамотно, красиво.
В связи со всем этим партнерша может сильно страдать, что она много чего знает и умеет в танце, но у нее нет возможности это сделать, поскольку партнер здесь о ней не заботится. И она боится выглядеть «коровой на льду», «благодаря» его ведению.
В то же время, в связи с этим, у партнера возникает много ответственности за танец партнерши. Он является носителем инициативы. И поэтому здесь есть всегда очень благодатная почва для конфликтов, если партнер не осознает величины своей ответственности или если партнерша не уважает ту трудную работу, огромное количество задач, с которыми должен справляться партнер.
По сути, перед партнером стоит две задачи: быть хорошо технически подготовленным, спортивным и заботиться о танце своей партнерши. И обе эти задачи равноценны по весу, значимости и объему тренировочной работы, тогда как партнерша должна быть просто хорошо технически подготовлена и спортивна.
Конфликты в этой области возникают чаще всего по инициативе партнерши потому, что партнерша часто не осознает объема работы партнера, поскольку ей из позиции своей роли бывает совершенно очевидно, что должен делать партнер, чтобы та или иная фигура удалась, куда и как ему нужно ее вести.
Грубой ошибкой здесь будет пытаться указывать партнеру, что именно он должен делать. Этот прием не бывает продуктивным, поскольку умение вести партнершу партнер обретает только, если она дает ему себя вести, не делая всю работу за него, чутко реагируя на малейшие изменения в его движении. Здесь тоже есть риск для конфликта в том случае, если партнерша делает это демонстративно: вот смотри, какой ты неумеха, в какую позу ты меня поставил.
Ведение – работа сложнокоординационная и быстро утомляющая.
В связи со всей этой информацией представляется возможным определить стратегические моменты, которые могут помочь выстроить грамотное ведение в паре с минимальными эмоциональными затратами и потерями.
Задание для партнера.
Помнить про партнершу, про ее баланс и желание выглядеть красиво. Уважать это ее желание и поддерживать. Учитывать ее нетерпение и уметь его выносить. Осознавать, что своим требованием что-то сделать по ее желанию, она требует не подчинения, не унижения, а внимания к ее трудностям. Осознавать, что ее тело работает не так же, как его и она не подчиняется мысленным приказам, а только лишь способна реагировать на то, что он делает. И способна это делать ровно так, как действительно умеет.
Продолжение см. в след. коммент.
свернуть ветку
Почему на одном турнире я волнуюсь и нервничаю, а на другом абсолютно спокоен?

Ответ: Как правило, это зависит не от самого турнира (хотя и этот фактор тоже важен), а от того, насколько уверенно вы чувствовали себя на тренировках перед турниром, насколько вы уверенны в своем партнере (партнерше), насколько у вас с ней (с ним) поддерживающие отношения. Это так же может зависеть от того, нравится ли вам ваш костюм, обувь, прическа, макияж. Любая мелочь может снизить ваш боевой дух, поэтому такие моменты важно научиться готовить к турниру профессионально – то есть, натренироваться готовить их хорошо вне зависимости от настроения и состояния.
Любые конфликтные отношения, которые предшествовали турниру, трудности в общении с тренером, недотренированная композиция – все это может вызвать много волнения.

Что делать с предстартовыми волнениями, чтобы они не мешали тренироваться перед турниром?

Ответ: Прежде всего, их не нужно тормозить, избегать и подавлять. Волнения – это всегда мобилизация сил, энергии, ресурсов для турнира. Зачем их подавлять? Они могут пригодиться.
Если вы сильно беспокоитесь за что-то, переживаете, боитесь чего-то – непременно поделитесь с партнером, с тренером, с друзьями. Одно только лишь проговаривание проблемы снижает ее значимость и как следствие – излишнее напряжение. А если вы еще и получите от партнера поддержку, или совет, или сопереживание, или реальную помощь – будет вообще здорово. Если же вы оба «трясетесь» - тоже поделитесь друг с другом и поддержите друг друга: «Мы справимся. У нас получится. Мы сделаем все, что сумеем. И сколько сумеем – все наше».
Самое лучшее – если вы сможете пообещать друг другу, что каждый из вас будет уважать другого, даже если вы проиграете или сделаете ошибку. Безопасность в паре – лучшая поддержка. Сделайте психологическое пространство в вашей паре безопасным, поддерживающим. От этого вы только выиграете. Надежность партнера, уверенность в его позитивном отношении к вам всегда прибавляет много сил, активизирует ваши способности.

Как собраться после провала на турнире?

Ответ: Разрешите себе иногда быть несовершенными.
Поделитесь своими переживаниями с партнером и расскажите, что для вас в этом турнире было самым трудным. Расскажите ему о том, что бы вас поддержало теперь, чего бы вы хотели от него получить. И так же поинтересуйтесь его состоянием, его переживаниями и нуждами. Найдите тот аспект в танце, в вашей совместной работе, который у вас получается лучше всего и занимайтесь какое-то время им, пока не почувствуете себя достаточно уверенно, чтобы заниматься более сложными вещами. Тренируйтесь столько времени, сколько вы чувствуете себя комфортно. Не критикуйте друг друга ни в коем случае! Только поддержка и подчеркивание хороших сторон. В этот период не общайтесь с теми людьми, кто влияет на снижение вашей самооценки, и больше общайтесь с теми, кто поддерживает вас. Не стесняйтесь запрашивать у тренера той поддержки, которая вам действительно необходима. Вы можете сказать своему тренеру «скажите, что вы нас любите, сейчас нам это очень нужно». И, я уверена, что, если тренер у вас хороший, он непременно поддержит вас и проявит свою нежность и заботу. Вы можете попросить тренера не делать с вами чего-то, или не говорить что-то, что вам сейчас трудно воспринимать. Найдите все возможные способы поддержать себя, согреться, поднять свою самооценку. Но не за счет других, и ни в коем случае – за счет унижения партнера и обвинения его в вашем провале!!!

//http://rubstein.ru
свернуть ветку
ФИЛОСОФИЯ ВЕДЕНИЯ В ТАНЦЕ. Продолжение
Задание для партнерши.
Помнить про то, что партнер решает две задачи одновременно – своего движения, и ее движения, пытаясь их скоординировать. Учитывать способность партнера уставать от этой работы. Учитывать его собственное желание выглядеть красиво. Учитывать его нетерпение и уметь его выносить. Учитывать, что у него своя собственная скорость понимания и осознавания процесса взаимодействия в паре и знания партнерши о себе и своем чувстве в танце не передаются ему телепатически. Он способен делать только то, что умеет на данном этапе.
Если ваш партнер или партнерша делают что-то не так, как вам хочется, это вовсе не значит, что:
1. он(а) делает это назло вам, демонстративно, чтобы подчеркнуть ваши недостатки.
2. он(а) ничего не понимает или не хочет понимать.
3. вы лучше знаете, как нужно (это прерогатива тренера)
4. вы имеете право диктовать ему (ей), что он(а) должен(а) делать
5. ваше раздражение исправит его (ее) недостатки
6. у вас есть только один выбор – страдать от этого.
Если для вас следование данным рекомендациям кажется трудным в отношении вашего партнера, если вам невыносимы его особенности учиться, тренироваться, взаимодействовать с вами – ищите другого. Но и в другой паре вам придется этому учиться. Долго существующие пары хороши тем, что есть время изучить друг друга и приноровиться. Идеального варианта нет вообще, в каждой новой паре приходится учиться взаимодействовать, в связи с уникальностью и индивидуальностью каждого человека. Никто не говорит, что это легко – это просто еще одна тренировочная задача. Командный спорт и отличается от индивидуального тем, что, кроме спортивных и технических задач есть еще и эта – тренироваться делать что-то в команде, согласованно. Если вы по натуре не командный человек – займитесь индивидуальным видом спорта.

//http://rubstein.ru
свернуть ветку

...5. Осознавание тела.
Чтобы танцор мог понимать, что именно лучше всего делать для разрядки и перенаправления энергии в нужное русло, ему важно сознавать свое тело, поскольку именно оно дает наилучшую информацию о том, что именно с ним происходит и что нужно делать для того, чтобы восстановить равновесие.
Осознавание тела – это точное знание и на уровне чувственного опыта (а не мыслей и интеллектуальных конструкций), что именно прямо сейчас происходит с моим телом в каждой его части.
Осознавание тела напрямую связано с осознаванием эмоций и чувств, поскольку чувства, наравне с моторикой, являются неотъемлемой составляющей двигательного паттерна. Поясню на примере животных реакций: когда животное испытывает страх, в его кровь поступает адреналин и другие вещества, мобилизуя двигательный аппарат животного и с этого момента животное готово либо бороться, либо бежать, и его моторика, его двигательные реакции и напряжения мышц свидетельствуют об этом. В отличие же от животного у человека есть социальные установки, в связи с которыми он произвольно останавливает моторные реакции своего организма и в связи с этим испытывает напряжение и заблокировку тела.
Когда произвольное сдерживание моторных реакций закрепляется многократными повторениями, образуется некий двигательный портрет человека, характеризуемый особенностями осанки, походки, координации, которые, в свою очередь, связаны с индивидуальными способами удерживания моторных реакций: у кого-то зажаты руки, у кого-то ноги, у кого-то шея, у кого-то спина. В то же время у такого человека сильно заблокирован доступ к различного рода эмоциональным переживаниям. Эта блокировка тесно взаимосвязана и являет собой единое целое – эмоционально-двигательный паттерн.
Бывшее ранее произвольным, сдерживание моторных реакций становится автоматическим и неосознаваемым и практически не поддается коррекции до тех пор, пока не начинается работа по осознаванию чувств и тела.
При длительном сдерживании эмоциональных и телесных реакций внутренняя энергетика обретает свойства сдавливаемой пружины: стоит появиться обстоятельству, глубоко задевающему эмоциональный слой человека (например, такому, как стрессовая ситуация турнира, где велик риск быть униженным или наоборот, возвышенным своим результатом), как до сих пор сдерживаемые мышечные действия и эмоции в один момент неконтролируемо выплескиваются, и человек и правда ничего не может с этим поделать.
И те, и другие проявления вы, уважаемые коллеги, можете наблюдать у своих учеников, как в ситуации тренировки, так и в ситуации турнира, когда ваши ученики либо слишком скованны, либо выдают такие «номера» на паркете, что волосы встают дыбом J.
Ошибкой многих тренеров при работе с этой проблемой является попытка каким-то образом уговорить или убедить танцора танцевать свободно, раскованно и контролируемо. Это неэффективно постольку, поскольку затрагивает только интеллектуальный слой танцора в лучшем случае, а в худшем, если сам тренер при этом излишне близко к сердцу воспринимает его неудачи или удачи, танцор еще и бессознательно сопротивляется действиям тренера, и это может выражаться как в невнимательности, так и в прямом неуважении к тренеру.
Для того, чтобы эффективно работать с этой проблемой у танцоров, важно понимать несколько вещей:
1. Танцор не виноват в том, что он зажат или излишне импульсивен на паркете, он и правда сам плохо понимает, как это с ним получается. Поэтому призывы к благоразумию здесь неполезны, они скорее дают обратный эффект, поскольку часто воспринимаются как унижение.
2. Мышечные действия танцора напрямую связаны с его чувствами, и исключать их из внимания при работе с телом – значит двигаться по пути наибольшего сопротивления.
продолжение см. в след. коммент.
свернуть ветку
4. Физиологические аспекты "мандража" и их эффективное использование в подготовке к турниру
Существует заблуждение, что танцоров нужно успокаивать перед турниром. Подчеркиваю – это заблуждение.
Природа «мандража» заключена в природе человеческой психофизиологии. Волнение и напряжение перед выходом на площадку возникают как реакция на стрессовую ситуацию и представляют собой мобилизацию огромного количества энергии, требующей выхода.
Если рассматривать, как это устроено в природе, то можно увидеть, что ситуация опасности (а турнир является ситуацией опасности – можно проиграть и потерять имидж, это опасность повреждения образа себя, что является для современного человека не менее серьезной травмой, чем физическая) мобилизует в живом существе все ресурсы для бегства или отражения нападения. Таким образом, предстартовые волнения – это накопление энергии, которая должна быть выплеснута в турнирной борьбе. Отсюда понятно, что как раз в этой ситуации эта энергия крайне необходима для того, чтобы выиграть.
Однако очень многие танцоры и тренеры ведут себя нерационально с этой энергией, в результате чего не только не используют ее по назначению, но и создают дополнительные психофизиологические трудности.
Самый простой способ направить мобилизованную энергию не в то русло – это пытаться успокоить волнующегося танцора. Вы когда-нибудь видели, чтобы успокаивали рвущегося в бой боксера? Или футболиста? И дело вовсе не в культуре данных видов спорта, а в многолетней практике эффективного использования ресурсов спортсмена.
Проблемы с координацией, расфокусировкой внимания на площадке и прочие трудности, вызванные предстартовым волнением, возникают как раз тогда, когда танцор пытается удержать себя равнодушным и спокойным. Рвущаяся наружу энергия насильно тормозится и удерживается, и это удержание отвлекает на себя огромную долю сил и внимания. Кроме того, длительное и привычное сдерживание провоцирует неконтролируемые взрывы энергии вовремя танца – и тогда танцор танцует что-то «не по композиции», дергает свою партнершу (или партнера), сбивается с музыки, теряет равновесие.
Что можно делать для того, чтобы направить мобилизованную энергию в «то русло»?
В первую очередь, важно выражать ее телесно еще до выхода на площадку – тогда можно сбросить лишнее напряжение – двигаться, прыгать, махать руками или сжимать кулаки, может быть, покричать – для этого здорово можно использовать ситуацию, когда кроме вашей категории танцуют другие, и можно сделать вид, что болеешь за кого-то из танцоров.
Самым подходящим действием для сброса лишнего напряжения может стать то, которое само просится наружу – понаблюдайте за телом. Возможно, появляется какой-то намек на гримасу – усильте ее, попробуйте понять, что за эмоцию она выражает, что хочется делать в связи с этой эмоцией. Возможно, вы вдруг заметите злобу – позлитесь вволю на соперников, попробуйте «заводить» себя, как это делают боксеры. А может это будет страх – сожмитесь в комок крепко-накрепко, обхватив себя руками, и покричите, выражая страх. Даже плакат полезно. Выраженная через тело эмоция всегда снижает напряжение и дает свободу действиям и легкость мыслям. Важно только предостережение: данные эмоции не должны быть «всерьез», к ним нужно относиться как к упражнению, а не как к реальной злости на соперников, например, или к реальному страху. На моих тренингах я учу грамотно обращаться с негативными эмоциям с тем, чтобы и танцоры, и тренеры не разрушали своего имиджа и своих реальных отношений. Здесь я отталкиваюсь от того, что автором чувств и эмоциональных состояний на самом деле является сам человек, их испытывающий, а не внешние факторы, на которые он только лишь привычно реагирует в соответствии с тем, как он научен реагировать.
Кроме перечисленного, проблемы с выступлением на турнирах связаны с так называемым «образом себя» - как его не потерять, приобрести, удержать. И если есть такие установки (не потерять, приобрести, удержать), тогда вместо занятости танцем на поверхность выходит занятость имиджем. А это обычно создает мандраж и неуверенность..
свернуть ветку
2. Систематическая, предварительная подготовка к турниру
Если говорить об этом долгом и постоянном периоде психологической работы над спортсменом, который сопутствует его тренировкам, то в нем есть нехитрые правила, позволяющие проделывать эту работу без особых временнЫх затрат со стороны тренера. Эта работа сводится к тому, что изучение техники строится с использованием приемов, которые базируются на любви к музыке и умению ее слушать, анализировать, находить в ней артистические образы, чувства. Акцент в этой работе ставится на воплощении, реализации в танец тех образных, чувственных моментов, которые танцор находит в музыке. Под словом «чувственный» я здесь подразумеваю «обусловленный чувствами». Если изучение техники опирается на подчеркивание музыкальных феноменов средствами техники – это так же дает возможность танцору быть более вовлеченным в сам танец, а не в стремление победить любой ценой.
Я подозреваю, что многие тренеры не согласятся со мной в том, что танцору не так уж важно думать о самой победе, однако я хочу привести сюда психологические основания, аргументирующие мою позицию.
Как психологический феномен, потребность в победе является попыткой компенсировать унижение, испытанное ранее в других ситуациях. Как следствие этого унижения, появляется повышенный самоконтроль, подавляющий всякое спонтанное проявление чувств и действий. При этом грация, сила, артистизм, гибкость восприятия становятся невозможными. Таким образом, любая концентрация тренера на концепции «победи или умри» провоцирует новые унижения танцора, закрепощения тела, попытки сдержать свои натуральные импульсы, и, как следствие – скованность, безынициативность, холодность, инертность танца и «торможение» при восприятии информации. Внимание такого танцора слишком занято контролем над своими чувствами, и тогда на танец ничего не остается.
3. Краткосрочная подготовка к турниру: что именно нужно и можно делать перед турниром и после турнира, а что категорически нельзя.
Таким образом, выявляются аспекты, о которых имеет смысл говорить танцору перед турниром, и о которых говорить бессмысленно. Например, бессмысленно концентрировать внимание танцора на тех аспектах, которые он не натренировал. Бесполезно пытаться заставить его прыгнуть выше головы в технических аспектах или требовать, чтобы он сделал лучше какую-то фигуру, чем на тренировке, или заниматься его осанкой на тренировке. Тренироваться нужно в своем зале, а на паркете нужно уже просто танцевать – эмоционально, сильно, зажигательно. И здесь поможет внимание к его чувствам, помощь в том, чтобы перевести предстартовый «мандраж» в энергетику. Бывает, после захода танцоры подходят и спрашивают: ну как? В этот момент неполезно вестись на их любопытство, и рассказывать им, с чем они справились, а с чем нет – этим можно заняться на следующей тренировке. Но, учитывая, что им предстоит еще несколько выходов, важно говорить только то, что будет поддерживать их тонус – подчеркнуть, что удалось, поддержать боевой дух какими-то эмоциональными поддерживающими фразами, типа: «не расслабляйтесь, главное еще впереди, сделайте это на всю катушку, покажите соперникам, как нужно танцевать!». По окончании турнира так же не имеет смысла корить или ругать танцоров, поскольку это то последнее впечатление, которое они унесут с турнира и которое будет влиять на их настрой на следующем турнире. Анализ выступления лучше делать на холодную голову на следующий день или на следующей тренировке.
продолжение см. в след. коммент.
свернуть ветку
НИНА РУБШТЕЙН, ПСИХОЛОГ, ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТ.
ЛЕКЦИЯ " ПОДГОТОВКА ТАНЦОРОВ К ТУРНИРАМ"

1. Родители и танцоры: кого и как готовить к турниру.
Определяющим в настрое танцора на турнир является то, как именно он относится к танцу. Если для него самое главное в танце – это возможность победить, скорее всего, он очень сильно будет зависеть психологически от своего результата и с этой зависимостью подходить к каждому своему выступлению.
Пример.
Успешный танцор, рассчитывая на определенное место в турнире (на финал, например), если он занимается танцем в основном ради результата, выходя на отборочные туры, скорее всего, будет не очень стараться, танцевать в пол-ноги, и тем самым может получить гораздо худший результат, чем мог бы получить, если бы танцевал честно, стараясь, как все.
Менее успешный танцор, у которого средний или низкий результат обычно на соревнованиях, наоборот, будет очень сильно волноваться, нервничать, сдерживать себя и в результате его напряжение либо вымотает его и он будет танцевать слабо, либо будет выплескиваться на паркете, нарушая координацию, ритм, схему.
Если же танцор мотивирован самим танцем, если он любит музыку, сам процесс танцевания, любит просто выкладываться на паркете, просто танцевать, то, если это успешный танцор, он может показать плюс к своей технике хорошую харизму и энергетику, а менее успешный, менее техничный и подготовленный может выглядеть за счет этого аспекта намного более выигрышно, чем даже более подготовленные, но сдержанные конкуренты. Это мы и наблюдаем на крупных турнирах: энергичные ребята с «грязной» техникой проходят в следующий тур, а скромные чистюли остаются за бортом. Нужно отдать должное еще и нашим судьям в том, что энергия для них является более значимым аспектом, чем техника. И так же важно, что действительно, в толпе, где танцует 17 пар в одном заходе, заметны только яркие, энергичные танцоры. Но опять же, ведь судьи на то и судьи, чтобы фильтровать свое человеческое отношение и исходить только из задач, обуславливающих приоритеты танцевального спорта.
Но, пока ситуация такова, заинтересованность танцора в самом танце, в возможности выйти на паркет и сплясать на всю катушку для зрителя, играет более значительную роль для его выигрыша, чем его интерес к технике танца.
Таким образом, один из самых главных моментов психологического настроя – это ориентир не на сам результат, а на вовлеченность танцора в танец. Такой подход дает множество возможностей для переработки, трансформации предстартового волнения в эффективные действия на паркете, о приемах которой я расскажу дальше.
Сейчас немного отступлю от этой темы и добавлю, что очень важно, как родители ведут себя на турнире, от этого тоже очень сильно зависит психологический настрой танцора на выступление.
Главная роль родителей на турнире – это поддержка, которая должна выражаться только в положительных эмоциях. Задача родителей – говорить только позитивные слова: «какой замечательный зал! какой хороший паркет! как ты хорошо выглядишь! как хороша твоя партнерша! Какие у нее замечательные родители! Какие у вас классные костюмы и прически! Ой, как хорошо, что вы 40 заходе! Ой, как замечательно, что в самбе всего три креста!» И так далее
Если родители так не поступают, а сочатся ядом или тревожностью на турнире – пусть отдыхают, пока не научатся этому искусству – психологической поддержке танцоров на турнире. Они должны источать мед, заботиться, ухаживать - и больше ничего. Нельзя так же суетиться – ни в коем случае. Все это тот же час отражается на состоянии танцора. И так же важно, повторюсь, пресекать любые указания родителей к тому, как и что именно должны делать танцоры на паркете. Лучше, если они совсем не знают ни названий танцев, ни композиций, ни особенностей техники исполнения. Потому что чем больше родители закапываются в знание техники, тем больше у них становится претензий к качеству исполнения танца их детьми. И это губительно для танцора.
продолжение см. в след. коммент.
свернуть ветку
3. Работа по разблокировке тела – процесс очень длительный и требует постоянного внимания, а не разовых «вливаний» танцору в уши различного рода указаний. Осознавание тела и чувств – процесс очень кропотливый и нудный и долго тренируемый. Учитывая все то время, которое танцор потратил на блокировку своего тела (а это вся его жизнь) важно понимать, что на разблокировку уходит тоже очень много времени, и здесь не имеет смысла ждать скорых результатов.
4. Восприятие танцора уже набито самой разной информацией о движении, о которой он даже не подозревает. У него уже есть представления о том, что красиво, а что нелепо, что круто, а что смешно. И первый этап – помочь танцору отложить в сторону многие старые представления, чтобы было место, куда впитывать новые.
5. Если тренер объясняет что-то даже очень доходчиво, это еще не гарантия, что танцор его поймет правильно и более того – выполнит задание правильно. Поскольку понимание материала сильно зависит от скорости обмена информацией внутри мышления танцора. Восприятие, анализ, сравнение, принятие, координация мысли и действия, воплощение – ряд этих последовательных действий у каждого танцора выполняется с разной скоростью.
Смысл любого обучения или тренировки сводится к тому, чтобы приобрести новые навыки, которых не было раньше. В первую очередь важна разница - между тем, какие навыки есть уже сейчас и тем, чего хочется достичь. Для этого необходимо определить, что и как я делаю сейчас, и в чем будет заключаться усовершенствование, в чем разница между действительным и желаемым. Причем определить не теоретически (размышляя об этом), а практически, через свои ощущения. Этот процесс сводится к отслеживанию себя: что у меня есть? что я делаю? как я это делаю? каким образом? что я при этом ощущаю? как я не делаю то, что я хочу? что мне мешает? и так далее.
«Понял головой» – не значит «понял телом». Вы можете видеть, как ваш ученик усердно кивает головой и соглашается с вами, но на следующей тренировке вы не видите и половины того, что вы давали. Это значит, что он только лишь увидел, как нужно делать, его образное мышление осознало картинку, но это не значит, что его мозг уже готов сформировать ряд действий, отражающих эту картинку. Особенно наглядно это явление можно наблюдать у начинающих танцоров, у детей. Они, бывает, смотрят на тренера очень внимательно и преданно, следя за каждым его движением, но делают не то же, что делает тренер.
5. Как учить злиться и использовать агрессию в турнирной борьбе
Некоторые тренеры для того, чтобы пробудить в танцоре спортивную злость, прибегают к разным способам, мобилизуя его самолюбие через унижение. В результате, в лучшем случае, танцор покажет вам кратковременный подъем, а затем будет долговременная депрессия, которая, возможно перейдет в психосоматические расстройства, болезни как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов. Мало того, что такого спортсмена долго в строю не удержать, так еще и родители есть, которые точно не скажут вам спасибо за болезни детей.
Поэтому важно находить другие варианты мобилизации адреналина для турнира или тренировки. Вы можете сказать менее активному партнеру в паре: ты видишь, какой шустрый твой партнер. Ты тоже так можешь, если захочешь. Перетанцуй его!
Другой вариант: доколе вы будете позволять другим обходить вас на турнирах! Покажите им, как нужно танцевать, вы все умеете и все знаете для этого! Все зависит только от вашего желания победить!
Вы можете спросить, нравится ли им проигрывать. Вы можете быть болельщиком на тренировках и на турнирах, крича и подзадоривая танцоров своей поддержкой. Здесь можно многому учиться у болельщиков и тренеров других, более азартных видов спорта – футбола, например, или бокса.
продолжение см. в след. коммент.
свернуть ветку
6. Цивилизованное и нецивилизованное выражение агрессии в турнирной борьбе.
Ролевые игры, как способ настраиваться на турнир
Когда спортивная агрессия мобилизована, важно научиться теперь на площадке выражать ее цивилизованно. Цивилизованность выражения агрессии определяется направлением этой агрессии. Если она направлена на партнера – это разрушает танец. Если она направлена на соперников – это портит артистическую роль и добавляет танцу суеты и неуверенности. Если правильно трактовать термин «агрессия», он означает «нарушение границ». В ситуации турнира нарушение границ партнера или другой пары ни к чему красивому не приводит. Но можно нарушить границы того поля, где живет зритель: заставить его замечать пару, захватить его внимание откровенностью, неожиданностью, заразительностью танца. Это, в свою очередь, становится возможным, если танцор нарушает границы своего привычного образа, становится дерзким, превышая свою обычную, каждодневную роль. Этой дерзости можно учиться у малышей во дворе, которые спорят, у кого папа больший супермен. Ясно, что все врут, но с каким азартом! И этот азарт и заражает, и заставляет отступать и верить. Для этого важно, чтобы танцор был уверен, что он имеет право нарушать границы своего привычного образа себя, что это его не испортит, а придаст ему больше убедительности. Можно искать любимого киногероя или актера кино и просто играть его роль: представь, что ты прошел кастинг и теперь нужно сыграть эту роль, и ты станешь знаменитым на весь мир! Важно только, что бы эту роль танцор потом не переносил в жизнь – в моей практике есть такие печальные истории, когда жизнь танцора разрушалась из-за того, что он заигрался не на площадке.
Т.е., в тренировочном процессе важно использовать любые ролевые игры, разыгрывания различных персонажей и их убедительности. Для этого в летнем лагере или на сборах во время досуга можно играть, например, в игру «Пантомима».
8. Проверка готовности – как платформа для стабильного самоощущения: как учить танцоров создавать себе эту платформу.
При анализе плохого выступления танцора часто оказывается, что танцор просто не чувствовал себя готовым к турниру по той или иной причине. И здесь важно выделить несколько обязательных аспектов, которые точно влияют на боевой настрой танцора.
• Готов ли к турниру его костюм и нравится ли он ему. Нравится ли ему костюм его партнера/партнерши.
• Выучены ли полностью композиции, уверен ли танцор в музыке и в шагах, в трюках.
• Есть ли в паре взаимная поддержка, чувство команды, уверены ли партнеры в том, что если кто-то из них совершит ошибку, то другой его поддержит. Этот фактор может вовсе не зависеть от уровня отношений в паре, ведь профессионализм, это когда дружба – дружбой, а служба – службой. Если кто-то один ошибся, то страдают оба, поэтому партнеров важно учить спасать друг друга в трудные моменты.
• Подготовлены ли перед турниром все мелочи, от которых зависит комфорт танцора: начиная от еды, напитков, салфеток и полотенец, заканчивая средствами против скольжения.
• Успел ли танцор перед турниром завершить конфликтные для себя ситуации со значимыми людьми так, чтобы его это не беспокоило во время турнира. Это особая тема, которой танцоров необходимо обучать: можно сильно злиться на кого-то из родственников или очень страдать от измены любимой, но точно есть способы, как помочь себе на время отложить эти проблемы. Например, это специальные диалоги со значимыми людьми, завершающие конфликтную ситуацию на период турнира. Такое перемирие на время важного дела.
Анализируя результаты турниров вместе с танцорами, вы можете узнать, что еще являлось для них помехой в том, что бы сосредоточиться и полно выступить на турнире. И тогда вы можете составить с танцорами список тех важных моментов, которые он должен обязательно подготовить перед турниром, чтобы ничто его не отвлекало. Но кроме создания этого списка важно еще и контролировать какое-то время процесс подготовки танцора до тех пор, пока он не стал для него автоматическим.
//http://rubstein.ru
свернуть ветку
Дальше планирую выкладывать книгу Нины Рубштейн "Как стать чемпионом". Люди, только один вопрос - вам это интересно? Или не стоит на это тратить время?
свернуть ветку
Спасибо огромное за статьи!!! Очень интересно как психологу и как танцору. Жду дальнейшей полезной информации
свернуть ветку
Нина Рубштейн, психолог, гештальт-терапевт.
Книга "Что нужно знать,чтобы стать первым. Психология танцевального спорта" - и дальше будет приведен полный текст этой книги, так что сообщений будет много ))) За раз все выложить точно не получится, но я буду стараться.
Итак, поехали!
Предисловия книги:
Мир - это твоя ученическая тетрадь, на страницах которой ты решаешь свои задачи. Он - не есть реальность,
но ты можешь выразить реальность через него,
если хочешь. Ты так же волен написать чепуху или ложь, или вырвать страницу.

Твоя совесть есть мера искренности твоего желания быть самим собой.

Поступай с другими так, как тебе поистине хочется поступать с другими.

Для того, что бы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой, а это не всегда легкая жертва.

Мерой твоего невежества служит глубина твоего верования
в несправедливость и человеческую трагедию.

То, что гусеница называет Концом Света,
Учитель называет Бабочкой.

МЫ. ВСЕ. СВОБОДНЫ. ДЕЛАТЬ. ВСЕ. ЧТО. МЫ. ХОТИМ. ДЕЛАТЬ.

Кто хочет –
Тот ищет возможности,
Кто не хочет –
Тот ищет причины

Тебе никогда не дается желание без того,
что бы не давались силы осуществить его.
Возможно, однако, для этого тебе придется потрудиться.
Ричард Бах

Чемпионами не рождаются, ими становятся.

Все возможно.
свернуть ветку
Для чего нужна психология танца

 Во-первых, психология танца – это решение проблем с волнением перед турниром и связанными с ним ошибками в исполнении.
 Во-вторых, это обучение способности настраивать на тренировку или выступление себя и своего партнера (партнершу).
 В-третьих, это обучение способности танцевать не просто, выполняя технические элементы, а эмоционально, артистически.
 В-четвертых, это постановка образа как каждого из партнеров в отдельности, так и пары в целом, развитие понимания смысла исполняемых ими вариаций.
 В-пятых, это актерское мастерство.
 В-шестых, это решение проблем с усвоением танцевальной информации.
 В-седьмых, это обучение разрешению конфликтов в паре.
 И в-последних, это обучение искусству создания секвея.

Как работать с книгой

Книги, предназначенные для практического использования, сами по себе ничего в вашей жизни изменить не могут, они предназначены для того, что бы по ним учиться, т. е., самостоятельно воплощать в жизнь информацию, предоставленную в них, путем анализирования своих индивидуальных ситуаций, проблем, позиций по предложенным в книгах понятиям, системам, схемам, принципам.
Поэтому для того, что бы получить практическую пользу от прочтения этой книги, не ленитесь вспоминать ситуации и проблемы, похожие на описанные здесь Это могут быть моменты из вашей жизни или ваших близких, знакомых и незнакомых людей. Анализируйте их по предложенным здесь принципам и схемам, как бы можно было разрешить ту или иную, известную вам, ситуацию.
Некоторые родители танцоров, читая первое издание книги, задавали мне вопрос о том, как все это объяснить ребенку, потому что, на их взгляд, книга рассчитана на высоко психологически организованного человека.
Во-первых, она вполне доступна и 12-летним детям, родители слегка недооценивают умственное развитие своих детей.
Во-вторых, все можно объяснить на примерах из своего личного опыта, и не важно, что он не был никак связан с танцами, важно, что в любой сфере взаимоотношения человека с его деятельностью складываются по одним и тем же законам. Другой вопрос, что взрослые почему-то очень не любят рассказывать своим детям о своем опыте проб и ошибок. И напрасно, теряют массу положительного опыта общения с детьми и их доверие.
В-третьих, для того, что бы работа психолога была эффективной, необходима обратная связь от того человека, на которого психолог пытается воздействовать, то есть его реакция. Например, психолог спрашивает своего клиента: «Вы понимаете, о чем я вам говорю?» Один отвечает, что понимает, другой – нет. Конечно, продолжать говорить на заданную тему с каждым из них психолог будет по-разному. Вот это и есть работа с обратной связью.
Понятно, что книга – это не психолог, а носитель зафиксированной информации, и не может вам подсказать ответы на вопросы, которые возникают у вас при прочтении книги, поэтому самый эффективный способ работы - это, конечно, живой тренинг.
Ведь это тоже самое, что и обучение танцу: вы же не учитесь танцевать по учебнику Алекса Мура, у вас есть тренер, который в живую объясняет вам, как и что делать.
Обратите внимание: что вы делаете для того, чтобы овладеть иностранным языком? Тренируете свою память, речь, слух и внимание. Что вы делаете, когда хотите добиться лучших результатов в спорте? Тренируете свое тело. А что вы делаете тогда, когда ваши жизненные ситуации вас не удовлетворяют? Как правило, ищите виноватых. Как, почему, за что со мной такое случилось? Кто посмел такое сделать со мной?

свернуть ветку
Боги продают все
каждому за справедливую цену

Ральф Уолдо Эмерсон

А надо бы тренировать свою психику на отслеживание в вас самих ваших внутренних провокаторов, создающих вам проблемы и препятствия, и тренировать способности к решению задач. А главное – тренировать свое внутреннее зрение, позволяющее вам видеть, где вы создаете себе «круговую оборону» для несуществующих опасностей, а где сами нападаете на других людей, которые не должны, не обязаны и не могут вести себя так, как вам нравится, потому что они живут свою жизнь. А не вашу.
Главное правило по изменению своей жизни заключается в следующем: ваши проблемы будут решены благодаря упражнениям и правилам внутри- и межличностного поведения только при трех условиях.
1. Если вы будете выполнять эти правила и упражнения.
2. Если вы поймете, что эти правила направлены не на изменение внешнего мира, окружающего вас, а на изменение вас самих
3. Если вы дадите самому себе добровольное согласие изменить себя, а не мир вокруг себя.

В глубине каждого из нас есть сгусток, ком понятий, ценностей, суждений о жизни, людях и о себе, который формирует наше поведение и испытываемые нами эмоции. Из-за этого узла мы не понимаем мир, не можем его предсказать и не можем уберечься от боли, которая приходит в ответ на наши действия, не сбалансированные с окружающим миром. Каждый день мы натыкаемся на «пятые углы», думая, что это неожиданности и превратности судьбы, удивляясь и обреченно взмахивая рукой. И этот жест означает, что мы чувствуем себя не хозяевами своей жизни, а рабами, жертвами неизвестно кого и чего. Мы не видим взаимосвязи и логики между отрицательными событиями, не зная, что это – многоглавый дракон того узла негативных убеждений, что живет в нас с детства. И, пытаясь решать каждую проблему в отдельности, мы попросту отрубаем эти головы, и на месте каждой из них вырастает еще две. А решить эти проблемы можно, только лишь развязав этот узел.

свернуть ветку
Рецепт Чемпионства

Листая журналы и книги, многие пытаются понять, каким образом знаменитые люди достигли успеха, ищут рецепт их счастья и удачи. Потому что легче последовать чьему-то готовому рецепту, чем трудно искать свой собственный, опираясь лишь на брезжащую в дали цель и собственное нетерпение ее достичь.
И мало кому приходит в голову, что только свой индивидуальный рецепт может принести свою собственную реальную удачу, в отличие от той стратегии, которую вы услышите из уст своего кумира, и которая может сделать из вас и вашей жизни лишь пародию на кумира и его жизнь.
На самом деле, не существует готовых рецептов, существуют лишь законы жизни, любви, отношений с людьми и с миром, следуя которым мы можем выстроить свою жизнь такой, какой мы хотим ее видеть, и, нарушая которые, мы получаем боль, обиды, разочарования и неудачи.
На самом деле все те, которым пытаются подражать, с кого пытаются копировать образ жизни, чаще всего интуитивно следуют этим же законам, воплощая их каждый по-своему, и именно поэтому достигают успеха.
Нам всем известны эти законы: откройте Библию, и вы прочтете их там.
Они известны большинству из нас по форме, но мало кто действительно понимает существо этих законов и использует их в жизни. Даже не из невежества или нежелания им следовать, а лишь потому, что этот, один из немногих источников так необходимых человечеству сведений, написан тем аллегорическим языком, который был не вполне понятен и самим современникам, и даже авторам библейских строк, писавших их со слов очевидцев. Что уж тогда говорить о современном человеке, которому Библия преподносится, чуть ли не как литературное произведение, сборник сказок, имеющих лишь культурно-историческое значение и художественную ценность.
На самом же деле, там написано обо всем: кто мы? Что мы делаем на Земле? Зачем мы живем? Почему мы разделены на мужчин и женщин, бедных и богатых, несчастных и счастливых? Зачем мужчина и женщина нужны друг другу? Почему их взаимоотношения так трудны, и что же нужно делать, как жить, для того, что бы жизнь в этом мире, в этих условиях, с этими людьми, конкретно с тем человеком, который рядом, приносила радость, полноту чувств, удовольствие, несла с собой творческую энергию, способную изменять людей и мир в лучшую сторону.
Люди были всегда горды собой и преисполнены собственной значимости: всеобъемлющий и всезнающий мозг и умелые руки способны покорить мир и превзойти самого Бога! Так считали, и по сей день считают они.
Они решили, что они могущественнее Бога и могут выстроить Вавилонскую башню, что бы достать до Бога, похлопать его дружески по плечу и посоветовать, как же ему на самом деле необходимо устроить наш мир.
Господь же знает, что ум и руки – это еще не все, что пока душа человека преисполнена гордыней, чувством превосходства над другими, уверенностью в собственной праведности и осуждением других, и, хуже того, уверенностью в том, что Бог неправильно устроил этот мир, до тех пор, пока это так, человек лишен Всемогущества. И Господь задал человечеству задачки, только лишь решив которые, люди могут быть счастливыми и реализованными по-настоящему в своем земном мире. Одним из условий этих задач было уже известное решение лишить нас единого языка, что бы мы искали пути взаимопонимания, дорогу к сердцам друг друга. Это тот самый общий язык, который мы почему-то забываем, когда хотим сказать близкому человеку о том, что у нас в душе происходит.

свернуть ветку
Кто такой психолог и чем он занимается

Путь поиска взаимопонимания с другими людьми облагораживает и совершенствует, и делает его действительно гуманным, что буквально означает в переводе с латинского «человечным», то есть этот путь делает человека таким, каким Господь создал его, по своему образу и подобию, и поселил его в своем саду. Ведь для того, что бы понять другого человека, нужно представить себе образ его мыслей, увидеть, что он так же логичен, как и ваш, прочувствовать ценности другого человека, прочувствовать их глубину и ценность для него, как для себя.
Все это было лирическое отступление для того, что бы назвать главную задачу психолога. Психолог знает все языки, и даже если и не знает какого-то наречия, то, пообщавшись немного, прислушавшись к человеку, он начинает его понимать. Это помогает ему быть переводчиком между людьми.
Бывает,
что и человек делится
на зоны оккупации различных сил.

Станислав Ежи Лец

В каждом из нас живут не только наши умы и души, выразившиеся в определенных системах ценностей, привязанностей и приоритетов, но и части душ и умов наших родителей и других людей, оказавших на формирование наших личностей наибольшее влияние. Случается так, что все эти люди внутри нас начинают ссориться, противоречить друг другу, требуя от нас тех или иных поступков, разрывая нас изнутри. И вот тогда на помощь приходит психолог и мирит субличности между собой, как переводчик, парламентер, дипломат.
На самом деле, каждый может обучиться этому искусству – но не в институте, а в жизни, наблюдая за людьми, стремясь понять природу их поступков, те цели и ценности, те приоритеты в жизни, которые заставляют их вести себя так или иначе в каких-то конкретных ситуациях. Однако, одних наблюдений, конечно же, мало, поэтому, как и в любой другой области, в психологии существует масса литературы, в которой такие же вот наблюдатели изложили те закономерности поведения и реакций людей на ту или иную информацию самого различного плана, которые им удалось вывести. Эта литература делится на несколько областей: прикладная психология (вроде той, которую вы сейчас держите в руках), медицинская психология (та, что позволяет отслеживать психофизиологические изменения в организме человека и влиять на них медицинскими средствами), эзотерическая психология (подход к психике человека с позиций религий, верований, различных культов, психо-религиозных практик), аналитическая психология (та, которую изобрел Фрейд, позволяющая делать выводы об убеждениях человека, влияющих на его судьбу и здоровье на основе анализа процесса его воспитания, становления его личности) и прочие.
Каждая из них имеет свой взгляд на психику человека, но во многом они пересекаются и даже дополняют друг друга, а вовсе не противоречат друг другу.
В спорте есть хорошая поговорка: не каждый тренер сам был чемпионом. И это действительно так. Задача любого настоящего учителя, специалиста или инструктора заключается в том, чтобы показать, объяснить, аргументировать методы и приемы работы в данной конкретной области, и достичь с помощью этих методов и приемов задуманного результата. При этом сам специалист может и не заниматься точно такой же деятельностью, как его подопечный, но он должен знать сами методы и приемы, коли уж взялся учить.

свернуть ветку
Достигать цели – дело того, кто ставит ее перед собой, у специалиста же по методам и приемам другая цель – знать методы и приемы и уметь научить кого-то ими пользоваться. В этом основное отличие между учителем и учеником, тренером и спортсменом, психологом и клиентом. При этом каждый в этой паре сам по себе – живой человек, который в силу своих личных психологических установок может соблюдать или не соблюдать те или иные методы и приемы, пользоваться ими или нет. Поэтому существует и другая поговорка – сапожник без сапог. То есть, специалист, знающий методы и приемы, но не пользующийся ими в собственной жизни (работе), а только обучающий им других. Понятно, что уровень личной непричастности, невлияния личных проблем на работу – это уровень профессионализма, то есть показатель того, как специалист может эффективно работать, но не показатель того, что он знает или чего он не знает.
Разумеется, что инструктор, использующий в собственной жизни свои знания, добивается результата в той области, которой он занимается и потому несет в себе живой пример, подтверждающий истинность своих знаний. И потому страждущие знаний (умений) охотнее пойдет к тому, кто собой иллюстрирует то, о чем говорит.
Однако частенько сами страждущие подменяют собственно приемы и методы, их основной принцип, индивидуальными особенностями жизни и деятельности своего учителя, вынося при этом для себя не принцип действия, а внешние проявления этих действий, которые могут принимать самую причудливую форму. Отчасти это происходит потому, что просящая душа хочет необычного решения своей проблемы больше, чем просто решения своей проблемы. Необычное становится более привлекательным, чем собственно решение. Или авторитетное мнение становится важнее, чем верное мнение.
А на самом деле все принципы, методы, приемы давно известны, и ища нового решения старой проблемы, мы лишь находим новую форму, оболочку, слова, для уже давно известного принципа. И каждый учитель, инструктор, тренер, по сути, учит одному и тому же, используя для обучения различные внешние формы, образы и слова.
Для того же, чтобы не уцепиться за внешнее, пропустив мимо себя содержание, важно уметь увидеть все то, что находится под личной шелухой учителя. Умение же отличить внешнее от внутреннего базируется, прежде всего, на расстановке приоритетов самого индивидуума, ищущего истину. Что для него важнее: личный авторитет и престиж учителя или собственно истина, которой он обладает? Личная безгрешность учителя или его умение отличить прогрессивное от деструктивного? А так же: хочет ли ищущий учиться или он хочет, чтобы его научили, хочет ли он решить свои проблемы, или он хочет, чтобы кто-то решил его проблемы.
Вообще, любой человек, решивший проявить себя на поприще решения чужих проблем, в первую очередь, должен помнить о том, что своим позиционированием, демонстрацией своего Я, он не решает проблемы своего реципиента, а, скорее вторгается в его частную жизнь, осложненную недоразумениями, которые он (реципиент) таки решился высказать публично с целью отыскать причину этих недоразумений и средства к их решению.
Берясь решать чью-то проблему, кандидату в психологи следует задать себе вопросы: «Обратились ли ко мне за помощью или я навязываю ее, удовлетворяя потребности своего Эго?», и: «Действительно ли совет, который я ему дам, может решить его проблему?», и «Совет ли может решить проблему?». А лучше: «Чью проблему я решаю, берясь давать совет: свою или его?»
Каждый видит только то, что дух его позволяет ему видеть
Конкордия Антарова
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.