Великий воин и великий боец Брюс Ли
Внимательное изучение биографии Брюса Ли позволяет понять, что его слава в значительной степени дутая. Вне всякого сомнения, Брюс Ли был хорошим киноактером, заслуги которого в деле популяризации \"китайского кунфу\" достаточно велики. Но представлять его великим воином и образцовым носителем традиции было бы ошибкой.
Начнем с того, что Брюс Ли никогда не участвовал в соревнованиях по воинским искусствам. Он устраивал показательные выступления, подбирая на них для себя несерьезных противников. Зато известен случай, когда уже незадолго до своей гибели Брюс Ли был побит двумя уличными хулиганами, не узнавшими кинозвезду. По этому поводу он даже обращался в суд, благодаря чему этот случай сохранился для истории.
Большинство его побед в \"поединках насмерть\" известно нам по книге его жены, в которой Брюс предстает эдаким рыцарем без страха и упрека. В действительности даже известная битва на крыше здания проходила несколько по-другому. Брюс сам послал вызов своему противнику Вонгу, и дело было вовсе не в том, что представители криминального кунфу возмутились против желания Брюса обучать белых китайскому боевому искусству. Такие поединки проходят по определенным правилам, и во время этой схватки Брюс периодически их нарушал, в то время как его противник старательно воздерживался от запрещенных приемов. Не желая опускаться до уровня Брюса и решать исход схватки таким образом, он прекратил поединок, формально признав свое поражение, но сохранил лицо и уважение окружающих, после чего длительное время преподавал кунфу в своем районе, имея достаточное количество продвинутых учеников.
Некоторые почему-то считают, что схватка Брюса Ли и Чака Норриса, случись она в реальной жизни, выглядела бы точно так же, как в фильме \"Приход Дракона\". В действительности высокие удары ногами появились в технике Брюса именно после знакомства с Чаком Норрисом, и пробовать биться с Чаком всерьез у Брюса желания не было. Обоим было ясно, что Брюс побеждает не де-факто, а в соответствии с сюжетом фильма.
То же самое можно сказать о его поединках в \"Игре смерти\" - с Чи Ханджэ и Дэном Иносанто. Первая попытка поработать с Иносанто палками против гибкого шеста завершилась тем, что мастер кали перебил шест Брюса, и пришлось изобретать бой с нунтяку. Чи Ханджэ поставил еще более жесткое условие - он остается в живых, сам признавая поражение, но побеждать его Брюс обязан именно техникой Хапкидо, так что присмотритесь к тому, насколько техника Брюса в поединке с ним отлична от его обычной манеры боя.
Последние годы Брюса Ли, если мы посмотрим внимательно, проходили в атмосфере полного бойкота его традиционными мастерами. Даже его первый учитель Е Мэнь (Ип Ман) отказался учить его дальше, когда в конце своей карьеры Брюс пожелал снова брать уроки винчун, обещая платить любые деньги.
Достаточно сложно говорить и о созданном Брюсом стиле. Брюс активно пытался противопоставить себя традиции и наплевать на старое. Разработанный им стиль представлял из себя нарезку из разных направлений, хорошо подходившую самому Брюсу, но малопригодную для передачи лицам с другими особенностями. Получилось \"лоскутное одеяло\", и каждый из продвинутых учеников Брюса создал на его базе что-то свое. Может быть, конечно, словами \"Мой стиль - это стиль без стиля\" именно это и подразумевал, но внутренние противоречия были и в системе тренировок. Брюс механически заимствовал то одно, то другое, не задумываясь о последствиях. В безумном желании быть первым он пробовал любые пути: допинги, стероиды, даже электромагнитный стимулятор сердечной деятельности.
Все это, естественно, более и более усугубляло энергетический дисбаланс в его организме и привело к тому, что произошло. Умереть от благоприобретенной аллергической реакции на таблетку от головной боли - жалкая смерть для человека, утверждавшего, что занимается боевыми искусствами как Путем гармонии духа и тела. Те же, для