Интересная дискуссия...;)) Мне во многом близки мысли Вадима Иванова,была даже пара "золотых" фраз просто,очень глубоких, для себя запомню...;)) И вот что хочу сказать-все,каждый по своему прав... Но в ком то говорят амбиции,в ком то личные переживания и душевный опыт, в ком то зрелый рационализм...А истина,она всегда где-то посередине... Хочу привести выдержки из одной замечательной книги,в частности о "даре" и духовности.И ссылку на нее,мне она очень помогла найти ответы практически на все свои вопросы. И понять,что все в руках самого человека,потому что вместе с даром Бог дает человеку и полную свободу,как этим даром распоряжаться...Человек всегда обладает свободной волей,поэтому Бог никогда не обижается и не наказывает,если человек не использует его Дар,плохо от этого бывает только самому человеку!... А почему?...Читайте ;)
«Творчеству научить нельзя, – говорю я. – Зато научить людей позволять себе творить можно вполне». «Вы что, хотите сказать, что на это способен каждый?» «Да». «Вы и правда в это верите?» «Да».
Опыт – мой собственный и тех, кого я могла наблюдать, – заставил меня поверить в то, что творчество – это наша истинная сущность, а все, что заводит нас в творческий тупик, неестественно и лишь мешает процессу, который когда-то был так же обычен и так же чудесен, как и тот, что дарит жизнь цветку на конце тонкого зеленого стебля.
Как узнать, насколько сильно у вас заблокирована способность творческого самовыражения? Зависть – вот безошибочный симптом. Завидуете ли вы каким-нибудь творческим людям?
Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке. Тех, кто лишь начинает пробовать себя в искусстве, нужно поощрять не только за успехи и достижения, но и за пробы и усилия.
Помните: для того чтобы разбудить в себе художника, мы сначала должны приготовиться к роли плохого художника. Разрешите себе побыть новичком. Соглашаясь быть плохим художником, вы обретаете шанс БЫТЬ художником вообще, а со временем, возможно, и очень хорошим.
Слишком часто именно смелость, а не талант проталкивает человека на середину сцены.
Творчество – это воля Творца, направленная через нас.Наши творческие мечты и желания зарождаются из священного источника. Идя им навстречу, мы приближаемся к священному в самих себе.
Пожалуй, главный барьер на пути к более полноценной жизни – наш собственный скептицизм. Его можно назвать также тайным сомнением. Совершенно неважно, кем мы себя считаем – верующими людьми или нет, все равно сомнения относительно Творца и творчества живут в каждом из нас, причем они сильнее, чем нам кажется.
Я не раз убеждалась: мы гораздо больше боимся того, что Бог есть, чем того, что Его нет.Некоторые говорят о том, как было бы страшно, если бы Бога не было. По-моему, подобные разговоры – чепуха. Большинству намного легче дышится, когда никто за ними не наблюдает слишком пристально. Если Бога – под которым я подразумеваю вовсе не то, что вкладывают в это понятие верующие христиане, а скорее всемогущую и всезнающую силу – не существует, тогда все мы просто плывем по течению, не так ли? Нет ни небесной кары, ни святого утешения. Жаль, если все из рук валится и жизнь течет безрадостно, но чего вы еще ожидали? Меня очень интересует этот самый вопрос ожидания. Если Бога нет или этому Богу не очень-то интересны все наши приземленные делишки, то пусть все катится непонятно куда, как и раньше, и мы можем спокойно оправдываться перед собой, говоря о несвершенном как о невозможном, а о себе как о жертве несправедливости. Если Бог или его отсутствие ответственны за беспорядок в мире, то мы вправе объявить себя циниками и залечь на дно. Зачем пытаться что-то менять? Кому это нужно? А нужно это именно нам. Жизнь может быть только тем, чем мы сами ее делаем.
Нам нравится делать вид, что воплотить в жизнь заветную мечту трудно. На самом же деле гораздо труднее пройти мимо множества дверей, которые начнут открываться перед вами. Отвернитесь от мечты – и она все равно напомнит вам о себе. Согласитесь снова следовать за ней – и распахнется новая таинственная дверь. Вселенная творит чудеса, поддерживая нас. Это мы очень скупо принимаем ее поддержку: заглядываем в рот каждому дареному коню и отсылаем его обратно. Говорим, что боимся потерпеть неудачу, хотя гораздо больше нас пугает возможность успеха.
Гете.Государственный деятель, ученый, писатель, мыслитель, естествоиспытатель, великий человек. Вот что он сказал о помощи Провидения: «Если вы думаете или верите, что на что-то способны, начните делать это. В действии – волшебство, добродетель и сила».
Очень важно отличать полезную критику от всей прочей. Часто приходится делать это только для себя, не надеясь на публичное оправдание. Нам, художникам, это дается намного проще, чем кому-то кажется. Конкретная и точная критика по делу приносит автору только облегчение: «Ах да! Вот что здесь не так!». Полезная критика в конечном счете добавляет еще одно стеклышко нужной формы в мозаику нашего произведения. От бесполезной критики, напротив, чувствуешь себя как побитый. Как правило, тон ее ядовито уничтожающий, содержание двусмысленное, упреки субъективные, неточные и неконкретные. Безответственная критика ничему не учит.
Многие из тех, кто попал в тупик, вообще-то очень сильные творческие личности. Просто их вынудили чувствовать вину за самобытность и одаренность. Близкие и друзья непризнанных художников частенько пользуются ими как батарейкой, с легкостью растрачивая чужую творческую энергию. Когда переживающие кризис художники пытаются вырваться из своего потребительского окружения, их уговаривают взяться за ум, хотя им это совершенно ни к чему. Чувствуя вину за свои таланты, они зарывают их в землю в страхе причинить боль другим. И вместо этого причиняют боль самим себе.
Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении. Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности – особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной.
Отправляясь на поиски создателя внутри нас и принимая дар творчества, мы учимся быть духовными в мире, верить в то, что Бог – это добро, как и мы сами, как и все, что связано с творчеством.
Бог может устроить нас на работу? Да еще на такую, которая принесет нам удовлетворение? Бог, который всесилен и несметно богат, у которого миллионы возможностей и ключи к любой двери? Рассказы о таком Боге слишком смахивают на дешевую выдумку. И потому, когда перед нами встает выбор между заветной мечтой и ненавистной нудной работой, которая у нас уже есть, мы часто оставляем по боку мечту, а в наших неубывающих несчастьях обвиняем Бога. И обставляем дело так, будто это Бог виноват, что мы не поехали в Европу, не записались в художественную школу, не занялись фотографией. А ведь если честно, именно мы, а не Бог решили всего этого не делать. Мы пытались оставаться практичными – словно доказали себе, что Бог тоже практичен, – вместо того чтобы испытать, не поддержит ли Вселенная здоровое сумасбродство.
По-настоящему мы хотели бы заниматься именно тем, чем нам предназначено. И когда мы начинаем это делать, сразу находятся деньги, открываются нужные двери, мы чувствуем себя полезными, а работа кажется игрой.
Обычно, говоря, что мы не можем что-либо сделать, мы имеем в виду, что мы даже не возьмемся за дело, если не будем уверены, что все у нас получится идеально. Во время творческого застоя мы безосновательно ожидаем и даже требуем успеха от себя и признания этого успеха от других. При таком невысказанном требовании очень многое остается за пределами возможного. Актеры позволяют себе играть однотипные роли, вместо того чтобы работать над расширением амплуа. Певцы остаются верны накатанному репертуару. Авторы песен полагаются на испытанную схему. Таким образом, даже те, кто, как кажется постороннему наблюдателю, и не слыхал о творческом кризисе, все-таки скрывают его в глубине души, не в силах рискнуть и освоить новое, более соответствующее их амбициям творческое пространство. Как только мы соглашаемся с тем, что все стоящие дела остаются таковыми, даже если мы делаем их плохо, наш выбор расширяется.
Да, похоже, что все так. А по поводу истины, которая посередине, хочется сказать следующее: истина вообще вне границ нашего простого человеческого разума.
Зависть всегда таит за собой страх: что мы не способны добиться того, чего нам хочется; что кто-то другой добивается того, что, кажется, по праву принадлежит нам, даже если мы слишком испуганы, чтобы попытаться до этого дотянуться. По своей природе зависть очень ограниченная эмоция. Она не признает изобилия и многообразия Вселенной, предполагая, что в мире есть место только для одного – поэта, художника или кем еще вы мечтаете стать. А как только мы делаем шаг в сторону мечты, становится очевидной истина: места во Вселенной хватит на всех.Как ни странно, зависть отнимает у нас желание действовать, в то время как действие и есть ключ к свободе.Даже самые грандиозные перемены начинаются с малого.
«Наверное, чтобы быть творческим человеком, требуется железная дисциплина», – часто говорят люди, расположенные к нам, но совсем нетворческие, хотя в душе желающие ими быть. Какое искушение! Даже соблазн! Они предлагают нам прихорашиваться перед толпой поклонников, играя роль героя-спартанца – совершенно несвойственную нам. Нам, художникам, очень опасно ориентироваться на образ, основанный на армейской дисциплине. На первых порах он может показаться эффективным, но только на первых порах. По своей природе дисциплина предполагает восхищение собой. (Представляйте ее как батарейку – работает, но хватает ее ненадолго.) Мы восхищаемся тем, как замечательно себя ведем. Целью становится сама дисциплина, а не поток творчества. Та наша часть, у которой лучше всего получается творить, совсем не безотказный автомат, управляемый силой воли и дополнительным движком гордости, на всякий случай. Дело не в том, чтобы упрямо принуждать себя к режиму. Вы знаете, о чем я говорю: подниматься на рассвете с армейской точностью, отдавать честь письменному столу, мольберту, гончарному кругу… Нет, продолжительная творческая жизнь требует от художника большего, чем дисциплина, – она требует энтузиазма. А это не эмоциональное состояние и не настроение. Это духовная самоотдача и вместе с тем радостное подчинение творческому процессу; а также признание того факта, что творчество повсюду вокруг нас. Энтузиазм (в буквальном переводе с греческого «наполненный богом») – неиссякаемый источник энергии, который заряжается от потока самой жизни. Энтузиазм вызывает игра, а не труд.
Помните, что искусство – процесс, который должен доставлять удовольствие.
Слава заставляет нас поверить, что если этого еще не произошло, значит, уже и не произойдет. Конечно, это же слава. Это не то же самое, что успех, и в глубине души все мы об этом знаем. Мы знаем – и чувствовали – успех в конце удачного рабочего дня. Но слава? Это зависимость, которая всегда оставляет нас неудовлетворенными. Слава – духовный наркотик. Часто она бывает побочным продуктом нашего творчества, причем, как ядерные отходы, очень опасным. Слава, желание ее достичь, удержать может спровоцировать синдром: «Как у меня дела?». Это совсем не то же, что и «Как продвигается работа?», скорее «Как это выглядит?». Цель работы – работа. Слава мешает такому восприятию.
Соперничество – это еще один духовный наркотик. Когда мы уделяем ему слишком много внимания, то отравляем собственный колодец, препятствуем собственному прогрессу. Когда вглядываемся в достижения других, то отводим глаза от собственного прямого пути. Мы задаем себе неправильные вопросы и получаем неправильные ответы. «Почему мне так не везет? Почему он опубликовал свою статью/сценарий/пьесу раньше меня? Потому что женщина – существо второго сорта? Какая разница? Что я могу предложить?» Задавая эти вопросы, мы отговариваем себя от попыток что-то созидать. Раздумья такого рода позволяют нам отвлечься от более продуктивных: «Работала ли я сегодня над своей пьесой? Успела ли отправить ее куда нужно? Позаботилась ли о том, чтобы о ней узнали?». Это настоящие вопросы, и уделять им внимание непросто. Неудивительно, что гораздо легче выпить первую рюмку эмоций. Неудивительно, что столь многие из нас читают в журналах и газетах об известных людях (авторах нашумевших книг, фильмов, театральных постановок), чтобы потом упиваться горькой завистью. Ища повод самим не браться за дело, мы находим кучу отговорок: «Наверняка кто-то уже сказал, сделал, подумал об этом… И лучше, чем я… Кроме того, у них были связи, богатый отец, они принадлежали к узкому кругу знаменитостей и спокойно почивали на пути к вершине…». Соперничество лежит в основе многих творческих тупиков. Как художники, мы должны устремляться внутрь самих себя. Должны внимательно прислушиваться к тому, куда именно подталкивает нас внутреннее чутье. Мы не можем позволить себе заботиться о том, что модно, а что нет. Если произведение написано слишком рано или слишком поздно – придет время, когда оно снова будет актуальным. Как творческие люди, мы не можем позволить себе думать о том, кто нас опережает и как это несправедливо. Желание быть лучше кого-то способно подавить простое желание быть. Как художники, мы не можем позволить себе такой образ мыслей.
Соперничество лежит в основе многих творческих тупиков. Как художники, мы должны устремляться внутрь самих себя. Должны внимательно прислушиваться к тому, куда именно подталкивает нас внутреннее чутье.
Творчество – кислород для наших душ. Перекрыв к нему доступ, мы начинаем «лезть на стену». Реагируем на мелочи бурно, будто нас душат. Взрываемся негодованием, если кто-нибудь пытается смахнуть с нас пылинку или что-то поправить. Когда исполненные благих намерений родители и друзья принуждают нас выйти замуж, устроиться на работу, куда надо ходить с девяти до пяти, или еще что-нибудь в этом роде, что может помешать нашим творческим планам, мы мобилизуемся, словно боремся за выживание. Так оно и есть. Быть творческим человеком – значит постигать тонкости. Ценить необыкновенное. Позволять себе легкомыслие по отношению к принятым нормам. Задавать вопрос «Почему?». Быть творческим человеком – значит отважно признаться себе в том, что стремиться к деньгам, собственности и престижу кажется нам довольно глупым. Быть творческим человеком – значит осознавать удивительное.
Творец создал нас творческими людьми. Наше творческое начало – подарок, данный нам Богом. Пользуясь им, мы дарим в ответ. Признать такую сделку – уже первый шаг к тому, чтобы признать самого себя.
Творчество – это духовная практика. Его невозможно сделать идеальным, закончить или отложить. Беспощадная правда заключается в том, что если мы не продолжаем продвигаться вперед, то идем ко дну и погибаем. Выбор прост: либо почивать на лаврах, либо начинать каждый раз снова. Строгое требование для продолжительной творческой жизни – быть достаточно скромным, чтобы начинать все сначала.Творческое терпение прямым образом связано с умением ощутить творчество целой Вселенной.
Творчество-то процесс,а не конечный результат.
Скачать книгу можно здесь- koob. ru/ cameron_julia/ way_ of_ artist Желаю всем успехов!;))
Все так и не так. Как быть с человеком, полным гордыни и прочих пороков, но невероятно одаренным? Как это назвать? Или вариант талантливого ленивца? Не ударил палец о палец, а каков мастер!
Мне неясны критерии дачи Богом дара таким натурам. Понятно, что Создатель видит нас лучше, чем мы себя, но все же. Для меня это вопрос.
Есть и варианты правильного, вроде, отношения к делу. А никак.
Вот я думал-думал, да так ничего и не придумал. Просто не знаю.
Вадим, по поводу поста 172 согласна с вами...;)) Вообще,думаю,человеку открывается только то,что ему необходимо знать,и то,только тогда,когда он проявит к этому искреннее желание...
А по поводу вопросов?... Я думаю,у каждого свои уроки. Ведь в конечном счете,важнее всего быть просто Человеком,живя на земле.Кому то для этого надо умерить свои амбиции,кому-то стать смелее,а кто ленив, да пожалуйста,раз ему так хочется...Может,так надо,пока он не поймет,что сам в ответе за свою жизнь.Может,ему надо научиться быть серьезнее и ответственнее. В том то и парадокс,что вместе с Даром человеку дается Свобода...И если человек не хочет использовать божий Дар и чувствует себя и без этого счастливым-это его право.А если просто не может реализовать-это другое дело!...На это есть причины... Вот об этом и книга,как их найти и устранить! ;)
А насчет критериев...;))) Не знаю. Мне кажется,лучше заниматься собственным развитием,а не посматривать на других.Ну,разве что на тех,у кого есть чему поучиться...;))
Ну,скажу,что ее зовут Джулия Кэмерон,и она сценарист,по-моему...Не помню.А лично я с ней не знакома,чтобы делать какие то выводы...;)) Но мне нравится ее взгляд на мир!..Конечно,это ее личный пережитый опыт,но мне все так близко,о чем она пишет!... И знаю,что ее книга очень популярна и используется арттерапевтами в своей работе...
Она в самом начале книги об этом рассказывает,и по ходу ее примеры разные приводит из собственной жизни...Интересно довольно таки. И еще она сумела вывести себя из алкоголизма,осознав всю серьезность своей проблемы,и после этого она стала помогать другим раскрыть свое творческое начало,а спустя несколько лет друзья уговорили ее обо всем этом написать книгу,чтоб помочь тем,кто живет далеко,и не может посещать ее семинары... Полное название книги-"The way of artist",т.е - Путь художника.Но вообще там о творчестве в целом,и о танце в том числе,в частности ;))
Да Вы лучше прочтите сами!...;)) Это того стоит ;))
Пришла в голову замечательная ассоциация-если содержание книги,ее основную идею выразить одной картинкой,то она стоит в этой Группе на аватарке ;)) Идеальное отображение!...
Да!!! Очень,по-моему,это вообще,гениальнейшая фоторабота!.. Восхищаюсь ее автором,и автором этой идеи собственно... Если это один и тот же человек-определенно,он одарен свыше...
Этика и мораль к танцеванию никакого отношения не имеют. Предметом этики и морали может стать содержание номера, его идея, образ, костюм, актерская игра. Ну какое отношение может иметь батман тандю к Распятию? - правильно никакого. А вот изображение Божьей Матери в балете, или Святых и к этике и к морали отношение могут иметь. вообщем говорить надо не о танцах в общем,а о постановках и конкретных вещах.
Лидия, а если люди в паре танцуют? Или танцует коллектив? Мораль и этика тут тоже неуместны?
О постановках и конкретных вещах давайте разговаривать. Для этого, видимо, стоит создать отдельную тему или даже две. Как новую тему лучше сформулировать, Лидия?
а что аморального что люди стоят или танцуют в паре? или в количестве 5-8человек? и потом что значит в паре? парный танец? какой? менуэт? па - деде, танго, румба, кадриль, рок-н-ролл? что мы конкретно обсуждаем? то что они танцуют в паре? или что именно они при этом изображают? и потом опять же какая пара? в паре ведь можно быть и с однополым существом ...вообщем вариантов масса... стоит обсуждать конкретику а из конкретики делать какие-то общие выводы. Отдельная тема? Не знаю, может лучше сначала разобраться как вообще сочетаются религия и танец, этика и мораль и вообще сочетаются ли...
Вот я и говорю конкретно - встретились больше, чем один человек. Теперь они вместе что-то будут делать. Неважно что. Работать, танцевать, читать стихи. Делая что-то совместно, как мне кажеся, необходимо выработать приемлимые всеми сторонами правила. С этим вы согласны?
Отлично, давайте разберемся как сочетается религия и танец, этика и мораль и все вместе.
Какие правила, вы куда ведете? Непонятна ваша мысль. Т.е если я приглашаю своего приятеля прибить мне гвоздь или иду на репетицию– я должна сначала оговорить правила взаимодействия? Обычно это происходит по умолчанию. Ну, допустим это так, тогда как это соотносится к этике и религии? По-вашему?
Мне думается, сначала нужно определиться с терминологией заявленной темы. Потом определить систему координат. Т.е. из какой религии мы исходим, потому как их не одна и даже не две. А потом уже аспекты. Иначе мы рискуем погрязнуть в недопонимании друг другу имея каждый что-то свое «личное».
Лидия, погодите, все в кучу не надо. Давайте двигаться по чуть-чуть. Просто ответьте на мой вопрос в посте no189, а я потом поясню что хочу сказать. Потому что если мы будем засыпать друг-друга кучей лишних слов и встречными вопросами, то никогда ни в чем не разберемся, скорее наоборот - запутаем друг-друга и будем считать, что самые умные, а собеседник дурак и ничго не может осмыслить.
Простите, но я не понимаю о каких правилах идет речь.Что вы имеете ввиду, извольте уточнить. Я ведь могу нафантазировать и приписать вам те мысли которые вы не думали. Это раз. Я отвечу, когда правильно вас пойму, а то ответ не совпадет с вопросом. Нет, тема интересная, нужно разобраться. Умничать не собираюсь, торопиться тоже. Просто хочется расставить хоть что-нибудь по местам.
:))))))))) Ну, Лидия, вы даете. Я ведь как раз собираюсь уточнить. А мы уже с вами опять убежали куда-то далеко. Придется идти сначала.
Правила, правила... 1. Встретились два человека, поздоровались. Что это? Вежливость. Вежливость результат чего? Норм этики. Или так: встретились двое, плюнули друг на друга. Неэтично. Невежливо. Вывод: понятие этика применима ко всему, в этом ракурсе возможно рассматривать любое совместное человеческое действие/творчество.
Вы знаете, есть племя, в котором неэтично, если шаман, выходя из жилища больного, над которым колдовал, не плюнул на него. Не плюнул - скандал страшный. Вывод: нормы этики в разных обществах разные и вырабатываются большинством.
С этикой разобрались?
Говоря в этой теме об этике имеется в виду поведенческие нормы между партнером и партнершей, между учеником и учителем, между родителями и тренером... В общем, любые возможные сочетания.
2. Религия и танец. Что тут сказать. Вы почитали эту тему? Буквально с самого первого поста идет интереснейшая дискуссия. Была затронута даже тема отношения церкви в лице ее представителей к нашим теперешним танцам. Это был пост no89 о Владимира Метельского. Посмотрите, что он пишет про "бесовские танцы". Да-да, именно так церковь трактует то, чем мы занимаемся.
Какой лично я могу сделать вывод из всего сказанного и из всей темы в целом? Обсуждать есть чего, поскольку вопросы поднимаются фундаментальные.
И вот что хочу сказать-все,каждый по своему прав...
Но в ком то говорят амбиции,в ком то личные переживания и душевный опыт, в ком то зрелый рационализм...А истина,она всегда где-то посередине...
Хочу привести выдержки из одной замечательной книги,в частности о "даре" и духовности.И ссылку на нее,мне она очень помогла найти ответы практически на все свои вопросы.
И понять,что все в руках самого человека,потому что вместе с даром Бог дает человеку и полную свободу,как этим даром распоряжаться...Человек всегда обладает свободной волей,поэтому Бог никогда не обижается и не наказывает,если человек не использует его Дар,плохо от этого бывает только самому человеку!...
А почему?...Читайте ;)
«Вы что, хотите сказать, что на это способен каждый?»
«Да».
«Вы и правда в это верите?»
«Да».
Опыт – мой собственный и тех, кого я могла наблюдать, – заставил меня поверить в то, что творчество – это наша истинная сущность, а все, что заводит нас в творческий тупик, неестественно и лишь мешает процессу, который когда-то был так же обычен и так же чудесен, как и тот, что дарит жизнь цветку на конце тонкого зеленого стебля.
Как узнать, насколько сильно у вас заблокирована способность творческого самовыражения? Зависть – вот безошибочный симптом. Завидуете ли вы каким-нибудь творческим людям?
Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке. Тех, кто лишь начинает пробовать себя в искусстве, нужно поощрять не только за успехи и достижения, но и за пробы и усилия.
Помните: для того чтобы разбудить в себе художника, мы сначала должны приготовиться к роли плохого художника. Разрешите себе побыть новичком. Соглашаясь быть плохим художником, вы обретаете шанс БЫТЬ художником вообще, а со временем, возможно, и очень хорошим.
Слишком часто именно смелость, а не талант проталкивает человека на середину сцены.
Творчество – это воля Творца, направленная через нас.Наши творческие мечты и желания зарождаются из священного источника. Идя им навстречу, мы приближаемся к священному в самих себе.
Пожалуй, главный барьер на пути к более полноценной жизни – наш собственный скептицизм. Его можно назвать также тайным сомнением. Совершенно неважно, кем мы себя считаем – верующими людьми или нет, все равно сомнения относительно Творца и творчества живут в каждом из нас, причем они сильнее, чем нам кажется.
Я не раз убеждалась: мы гораздо больше боимся того, что Бог есть, чем того, что Его нет.Некоторые говорят о том, как было бы страшно, если бы Бога не было. По-моему, подобные разговоры – чепуха. Большинству намного легче дышится, когда никто за ними не наблюдает слишком пристально.
Если Бога – под которым я подразумеваю вовсе не то, что вкладывают в это понятие верующие христиане, а скорее всемогущую и всезнающую силу – не существует, тогда все мы просто плывем по течению, не так ли? Нет ни небесной кары, ни святого утешения. Жаль, если все из рук валится и жизнь течет безрадостно, но чего вы еще ожидали?
Меня очень интересует этот самый вопрос ожидания. Если Бога нет или этому Богу не очень-то интересны все наши приземленные делишки, то пусть все катится непонятно куда, как и раньше, и мы можем спокойно оправдываться перед собой, говоря о несвершенном как о невозможном, а о себе как о жертве несправедливости. Если Бог или его отсутствие ответственны за беспорядок в мире, то мы вправе объявить себя циниками и залечь на дно. Зачем пытаться что-то менять? Кому это нужно?
А нужно это именно нам. Жизнь может быть только тем, чем мы сами ее делаем.
Нам нравится делать вид, что воплотить в жизнь заветную мечту трудно. На самом же деле гораздо труднее пройти мимо множества дверей, которые начнут открываться перед вами. Отвернитесь от мечты – и она все равно напомнит вам о себе. Согласитесь снова следовать за ней – и распахнется новая таинственная дверь.
Вселенная творит чудеса, поддерживая нас. Это мы очень скупо принимаем ее поддержку: заглядываем в рот каждому дареному коню и отсылаем его обратно. Говорим, что боимся потерпеть неудачу, хотя гораздо больше нас пугает возможность успеха.
Гете.Государственный деятель, ученый, писатель, мыслитель, естествоиспытатель, великий человек. Вот что он сказал о помощи Провидения:
«Если вы думаете или верите, что на что-то способны, начните делать это. В действии – волшебство, добродетель и сила».
От бесполезной критики, напротив, чувствуешь себя как побитый. Как правило, тон ее ядовито уничтожающий, содержание двусмысленное, упреки субъективные, неточные и неконкретные. Безответственная критика ничему не учит.
Многие из тех, кто попал в тупик, вообще-то очень сильные творческие личности. Просто их вынудили чувствовать вину за самобытность и одаренность. Близкие и друзья непризнанных художников частенько пользуются ими как батарейкой, с легкостью растрачивая чужую творческую энергию. Когда переживающие кризис художники пытаются вырваться из своего потребительского окружения, их уговаривают взяться за ум, хотя им это совершенно ни к чему. Чувствуя вину за свои таланты, они зарывают их в землю в страхе причинить боль другим. И вместо этого причиняют боль самим себе.
Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении. Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности – особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной.
Отправляясь на поиски создателя внутри нас и принимая дар творчества, мы учимся быть духовными в мире, верить в то, что Бог – это добро, как и мы сами, как и все, что связано с творчеством.
Бог может устроить нас на работу? Да еще на такую, которая принесет нам удовлетворение? Бог, который всесилен и несметно богат, у которого миллионы возможностей и ключи к любой двери? Рассказы о таком Боге слишком смахивают на дешевую выдумку.
И потому, когда перед нами встает выбор между заветной мечтой и ненавистной нудной работой, которая у нас уже есть, мы часто оставляем по боку мечту, а в наших неубывающих несчастьях обвиняем Бога. И обставляем дело так, будто это Бог виноват, что мы не поехали в Европу, не записались в художественную школу, не занялись фотографией. А ведь если честно, именно мы, а не Бог решили всего этого не делать. Мы пытались оставаться практичными – словно доказали себе, что Бог тоже практичен, – вместо того чтобы испытать, не поддержит ли Вселенная здоровое сумасбродство.
По-настоящему мы хотели бы заниматься именно тем, чем нам предназначено. И когда мы начинаем это делать, сразу находятся деньги, открываются нужные двери, мы чувствуем себя полезными, а работа кажется игрой.
Обычно, говоря, что мы не можем что-либо сделать, мы имеем в виду, что мы даже не возьмемся за дело, если не будем уверены, что все у нас получится идеально.
Во время творческого застоя мы безосновательно ожидаем и даже требуем успеха от себя и признания этого успеха от других. При таком невысказанном требовании очень многое остается за пределами возможного. Актеры позволяют себе играть однотипные роли, вместо того чтобы работать над расширением амплуа. Певцы остаются верны накатанному репертуару. Авторы песен полагаются на испытанную схему. Таким образом, даже те, кто, как кажется постороннему наблюдателю, и не слыхал о творческом кризисе, все-таки скрывают его в глубине души, не в силах рискнуть и освоить новое, более соответствующее их амбициям творческое пространство.
Как только мы соглашаемся с тем, что все стоящие дела остаются таковыми, даже если мы делаем их плохо, наш выбор расширяется.
А по поводу истины, которая посередине, хочется сказать следующее: истина вообще вне границ нашего простого человеческого разума.
А как только мы делаем шаг в сторону мечты, становится очевидной истина: места во Вселенной хватит на всех.Как ни странно, зависть отнимает у нас желание действовать, в то время как действие и есть ключ к свободе.Даже самые грандиозные перемены начинаются с малого.
«Наверное, чтобы быть творческим человеком, требуется железная дисциплина», – часто говорят люди, расположенные к нам, но совсем нетворческие, хотя в душе желающие ими быть. Какое искушение! Даже соблазн! Они предлагают нам прихорашиваться перед толпой поклонников, играя роль героя-спартанца – совершенно несвойственную нам.
Нам, художникам, очень опасно ориентироваться на образ, основанный на армейской дисциплине. На первых порах он может показаться эффективным, но только на первых порах. По своей природе дисциплина предполагает восхищение собой. (Представляйте ее как батарейку – работает, но хватает ее ненадолго.) Мы восхищаемся тем, как замечательно себя ведем. Целью становится сама дисциплина, а не поток творчества.
Та наша часть, у которой лучше всего получается творить, совсем не безотказный автомат, управляемый силой воли и дополнительным движком гордости, на всякий случай. Дело не в том, чтобы упрямо принуждать себя к режиму. Вы знаете, о чем я говорю: подниматься на рассвете с армейской точностью, отдавать честь письменному столу, мольберту, гончарному кругу…
Нет, продолжительная творческая жизнь требует от художника большего, чем дисциплина, – она требует энтузиазма. А это не эмоциональное состояние и не настроение. Это духовная самоотдача и вместе с тем радостное подчинение творческому процессу; а также признание того факта, что творчество повсюду вокруг нас.
Энтузиазм (в буквальном переводе с греческого «наполненный богом») – неиссякаемый источник энергии, который заряжается от потока самой жизни. Энтузиазм вызывает игра, а не труд.
Помните, что искусство – процесс, который должен доставлять удовольствие.
Слава заставляет нас поверить, что если этого еще не произошло, значит, уже и не произойдет. Конечно, это же слава. Это не то же самое, что успех, и в глубине души все мы об этом знаем. Мы знаем – и чувствовали – успех в конце удачного рабочего дня. Но слава? Это зависимость, которая всегда оставляет нас неудовлетворенными.
Слава – духовный наркотик. Часто она бывает побочным продуктом нашего творчества, причем, как ядерные отходы, очень опасным. Слава, желание ее достичь, удержать может спровоцировать синдром: «Как у меня дела?». Это совсем не то же, что и «Как продвигается работа?», скорее «Как это выглядит?».
Цель работы – работа. Слава мешает такому восприятию.
«Почему мне так не везет? Почему он опубликовал свою статью/сценарий/пьесу раньше меня? Потому что женщина – существо второго сорта? Какая разница? Что я могу предложить?» Задавая эти вопросы, мы отговариваем себя от попыток что-то созидать.
Раздумья такого рода позволяют нам отвлечься от более продуктивных: «Работала ли я сегодня над своей пьесой? Успела ли отправить ее куда нужно? Позаботилась ли о том, чтобы о ней узнали?».
Это настоящие вопросы, и уделять им внимание непросто. Неудивительно, что гораздо легче выпить первую рюмку эмоций. Неудивительно, что столь многие из нас читают в журналах и газетах об известных людях (авторах нашумевших книг, фильмов, театральных постановок), чтобы потом упиваться горькой завистью.
Ища повод самим не браться за дело, мы находим кучу отговорок: «Наверняка кто-то уже сказал, сделал, подумал об этом… И лучше, чем я… Кроме того, у них были связи, богатый отец, они принадлежали к узкому кругу знаменитостей и спокойно почивали на пути к вершине…».
Соперничество лежит в основе многих творческих тупиков. Как художники, мы должны устремляться внутрь самих себя. Должны внимательно прислушиваться к тому, куда именно подталкивает нас внутреннее чутье. Мы не можем позволить себе заботиться о том, что модно, а что нет. Если произведение написано слишком рано или слишком поздно – придет время, когда оно снова будет актуальным.
Как творческие люди, мы не можем позволить себе думать о том, кто нас опережает и как это несправедливо. Желание быть лучше кого-то способно подавить простое желание быть. Как художники, мы не можем позволить себе такой образ мыслей.
Соперничество лежит в основе многих творческих тупиков. Как художники, мы должны устремляться внутрь самих себя. Должны внимательно прислушиваться к тому, куда именно подталкивает нас внутреннее чутье.
Творчество – кислород для наших душ. Перекрыв к нему доступ, мы начинаем «лезть на стену». Реагируем на мелочи бурно, будто нас душат. Взрываемся негодованием, если кто-нибудь пытается смахнуть с нас пылинку или что-то поправить. Когда исполненные благих намерений родители и друзья принуждают нас выйти замуж, устроиться на работу, куда надо ходить с девяти до пяти, или еще что-нибудь в этом роде, что может помешать нашим творческим планам, мы мобилизуемся, словно боремся за выживание. Так оно и есть.
Быть творческим человеком – значит постигать тонкости. Ценить необыкновенное. Позволять себе легкомыслие по отношению к принятым нормам. Задавать вопрос «Почему?». Быть творческим человеком – значит отважно признаться себе в том, что стремиться к деньгам, собственности и престижу кажется нам довольно глупым.
Быть творческим человеком – значит осознавать удивительное.
Творец создал нас творческими людьми. Наше творческое начало – подарок, данный нам Богом. Пользуясь им, мы дарим в ответ. Признать такую сделку – уже первый шаг к тому, чтобы признать самого себя.
Творчество – это духовная практика. Его невозможно сделать идеальным, закончить или отложить. Беспощадная правда заключается в том, что если мы не продолжаем продвигаться вперед, то идем ко дну и погибаем. Выбор прост: либо почивать на лаврах, либо начинать каждый раз снова. Строгое требование для продолжительной творческой жизни – быть достаточно скромным, чтобы начинать все сначала.Творческое терпение прямым образом связано с умением ощутить творчество целой Вселенной.
Творчество-то процесс,а не конечный результат.
Скачать книгу можно здесь- koob. ru/ cameron_julia/ way_ of_ artist
Желаю всем успехов!;))
Или вариант талантливого ленивца? Не ударил палец о палец, а каков мастер!
Мне неясны критерии дачи Богом дара таким натурам. Понятно, что Создатель видит нас лучше, чем мы себя, но все же. Для меня это вопрос.
Есть и варианты правильного, вроде, отношения к делу. А никак.
Вот я думал-думал, да так ничего и не придумал. Просто не знаю.
А по поводу вопросов?... Я думаю,у каждого свои уроки. Ведь в конечном счете,важнее всего быть просто Человеком,живя на земле.Кому то для этого надо умерить свои амбиции,кому-то стать смелее,а кто ленив, да пожалуйста,раз ему так хочется...Может,так надо,пока он не поймет,что сам в ответе за свою жизнь.Может,ему надо научиться быть серьезнее и ответственнее.
В том то и парадокс,что вместе с Даром человеку дается Свобода...И если человек не хочет использовать божий Дар и чувствует себя и без этого счастливым-это его право.А если просто не может реализовать-это другое дело!...На это есть причины...
Вот об этом и книга,как их найти и устранить! ;)
Мне кажется,лучше заниматься собственным развитием,а не посматривать на других.Ну,разве что на тех,у кого есть чему поучиться...;))
Но мне нравится ее взгляд на мир!..Конечно,это ее личный пережитый опыт,но мне все так близко,о чем она пишет!...
И знаю,что ее книга очень популярна и используется арттерапевтами в своей работе...
И еще она сумела вывести себя из алкоголизма,осознав всю серьезность своей проблемы,и после этого она стала помогать другим раскрыть свое творческое начало,а спустя несколько лет друзья уговорили ее обо всем этом написать книгу,чтоб помочь тем,кто живет далеко,и не может посещать ее семинары...
Полное название книги-"The way of artist",т.е - Путь художника.Но вообще там о творчестве в целом,и о танце в том числе,в частности ;))
Да Вы лучше прочтите сами!...;)) Это того стоит ;))
Если это один и тот же человек-определенно,он одарен свыше...
О постановках и конкретных вещах давайте разговаривать. Для этого, видимо, стоит создать отдельную тему или даже две. Как новую тему лучше сформулировать, Лидия?
Отдельная тема? Не знаю, может лучше сначала разобраться как вообще сочетаются религия и танец, этика и мораль и вообще сочетаются ли...
Отлично, давайте разберемся как сочетается религия и танец, этика и мораль и все вместе.
Мне думается, сначала нужно определиться с терминологией заявленной темы. Потом определить систему координат. Т.е. из какой религии мы исходим, потому как их не одна и даже не две. А потом уже аспекты. Иначе мы рискуем погрязнуть в недопонимании друг другу имея каждый что-то свое «личное».
Потому что если мы будем засыпать друг-друга кучей лишних слов и встречными вопросами, то никогда ни в чем не разберемся, скорее наоборот - запутаем друг-друга и будем считать, что самые умные, а собеседник дурак и ничго не может осмыслить.
Нет, тема интересная, нужно разобраться. Умничать не собираюсь, торопиться тоже. Просто хочется расставить хоть что-нибудь по местам.
Правила, правила...
1. Встретились два человека, поздоровались. Что это? Вежливость. Вежливость результат чего? Норм этики.
Или так: встретились двое, плюнули друг на друга. Неэтично. Невежливо.
Вывод: понятие этика применима ко всему, в этом ракурсе возможно рассматривать любое совместное человеческое действие/творчество.
Вы знаете, есть племя, в котором неэтично, если шаман, выходя из жилища больного, над которым колдовал, не плюнул на него. Не плюнул - скандал страшный.
Вывод: нормы этики в разных обществах разные и вырабатываются большинством.
С этикой разобрались?
Говоря в этой теме об этике имеется в виду поведенческие нормы между партнером и партнершей, между учеником и учителем, между родителями и тренером... В общем, любые возможные сочетания.
2. Религия и танец. Что тут сказать. Вы почитали эту тему? Буквально с самого первого поста идет интереснейшая дискуссия.
Была затронута даже тема отношения церкви в лице ее представителей к нашим теперешним танцам. Это был пост no89 о Владимира Метельского.
Посмотрите, что он пишет про "бесовские танцы". Да-да, именно так церковь трактует то, чем мы занимаемся.
Какой лично я могу сделать вывод из всего сказанного и из всей темы в целом? Обсуждать есть чего, поскольку вопросы поднимаются фундаментальные.