Заглянувший в Москву на огонек изобретатель стиля электро и один из отцов хип-хопа рассказал об истинном знании и своем видении мировых проблем.
- Каково себя ощущать одним из отцов хип-хопа? На вас многие смотрят чуть ли не как на божество.
- Я чувствую себя лишь ничтожным творением Божьим. Называете ли вы его Яхве, или Аллахом, или каким-либо другим именем, все равно. Но на мне благословление его, потому что я все еще двигаюсь через пространство и время в новое тысячелетие. Его благословление и в том, что я играю музыку, путешествую по разным странам и ловлю позитивные вибрации, исходящие от людей. Вот уже третье десятилетие.
- А сколько вам лет?
- Я старше, чем свет самых древних галактик, и моложе распустившегося цветка в глазах Господних.
-Должно быть, вы встречали немало интересных людей за такую долгую жизнь..
- Многих. Кто-то делился со мною мудростью, кто-то весельем.
- Вы никогда не ограничивали себя рамками традиционного хип-хопа – сотрудничали с Джоном Лайдоном, другими музыкантами, не особо ассоциирующимися с рэп-культурой. Это принципиальная творческая позиция?
- Мне интересно работать с разными людьми, интересно пробовать неожиданные сочетание стилей, звуков, а коммерческий успех – это не главное. К тому же хип-хоп стал универсальным музыкальным языком, способным объединить в одно целое и рок, и джаз и фолк… что угодно.
- Что вы думаете о состоянии дел в современном хип-хопе в целом? Не слишком ли он коммерциализирован?
- Хип-хоп как река с несколькими руслами – одни текут быстрее, другие медленнее. Коммерциализация хип-хопа в основном зависит не от музыкантов, а от людей в компаниях грамзаписи, которые по большей части ни черта не соображают в культуре. Потому что хип-хоп – это больше чем музыка, это чувство, настоящая отдельная культура. Когда я начинал свой путь в этой культуре, многие из современных хип-хоперов даже не родились. А теперь они создают новые течения в этой реке. Многое, конечно, мешает тому, чтобы донести до людей наше послание, - возьмите хоть радиостанции, которые якобы крутят хип-хоп. Вы не услышите на их волнах ни современного драм-н-бейса и брейк-бита, ни старого фанка и соула.
- А что вы можете сказать о международной популярности хип-хопа? Как эта культура, всегда считавшийся достоянием чернокожих американцев, завоевала такую огромную популярность по всему миру?
- Все мы одна семья, и неправильно думать, что хип-хоп – это исключительно «черная» культура. Когда я впервые приехал в Швецию, на самый север Европы, в середине восьмидесятых, был поражен, как тамошняя молодежь прониклась фильмами про хип-хоп, брейк-дансом. Стиль электро был тогда очень популярен, как в общем-то, и теперь, с него началось мирное завоевание хип-хопом всей Земли.
- Вы записали Planet Rock – самую первую композицию в этом стиле. С 1982 года, когда она вышла, ее много раз ремикшировали. Вам нравится, когда другие люди делают ремиксы на ваши песни?
- Какие-то не очень, а за какие-то я по-настоящему благодарен людям, которые, их сделали. Я сам диджей и прекрасно понимаю это чувство, когда тебе в руки попадает новая пластинка и ты ощущаешь все вибрации, которые от нее исходят. И садишься за аппаратуру делать ремикс, потому что хочешь вложить и свои чувства в эту музыку.
- А кто пердложил использовать в Planet Rock мелодию Kraftwerk – вы или продюсер Артур Бейкер?
- Это была полностью моя идея.
- В то время слушать такую музыку было, наверное, довольно необычно для парня из Бронкса?