1. О ритме в танце.
Кубинская сальса (сон или тимба) – это музыка 8/4 (восемь четвертей). Некубинская сальса – это музыка 4/4 (четыре четверти). То есть музыкальный счет в кубинской сальсе – это 1234-5678-1234-5678, в некубинской – 1234-1234-1234…
В скучной сальсе сильные доли музыки нечетные (1-3-5-7). В хорошей сальсе сильные доли любые и меняются по ходу темы. А в привычной для нас западной музыке сильные доли четные – 2 и 4.
*
2. О клаве.
Клаве – это не только музыкальный инструмент, это еще и ритм, на который ориентируются другие инструменты. Иногда ритм клаве создают другие исполнители: барабанщик – постукиванием по корпусу барабана, музыкант, играющий на конгах или бонгоc; ритм клаве может задавать даже певец, пианино или другой инструмент.
В сальсе, как правило, могут быть 2 варианта ритма клаве 2/3 (2-3 5-6,5-8) и 3/2 (1-2,5-4 6-7). В современной музыке ориентация клаве не меняется в течение песни. То есть, если песня началась с ритмом клаве 2/3, то она так и закончится.
*
3. О счете.
Счет 123-567 не самый удачный. Так считают шаги, но не музыку. Например, счет 4 может стать очень важным, и во время него может произойти много интересных событий – можно вести девушек на тройной поворот и украшать основной шаг дополнительными движениями ног. Luis Vazquez и Melissa на своих мастер-классах считают 1234567.
*
4. О восприятии ритма.
Есть люди с врожденным восприятием ритма сальсы. Как правило, эти люди являются очень хорошими танцорами или преподавателями. Они думают, что остальные тоже имеют этот дар, но ошибаются. Есть много людей, которые лишены такого дара от природы, и им нужно совершенствоваться в музыкальном плане. Но если их будут вместо настоящего совершенствования пичкать бейсиками, они с самого начала пойдут в неправильном направлении.
*
5. О смещении ритма.
В сальсе существует прием смещения одной партии ритма относительно другой. Если вы в сальсе слушаете мелодию, то наверняка замечали, что иногда выбивались из ритма. То есть ритм, под который вы танцуете, смещается относительно ритма самой мелодии, а потом возвращается, но уже на другой счет, и вы сбиваетесь. Это не случайно. Музыканты очень изобретательный народ. Так они разнообразят и создают хорошую музыку. Чтобы не сбиваться, учитесь слушать.
*
6. Совет: расходитесь на футворк во время соло-секции песни.
В каждой песне существует отдельная секция для соло ударных инструментов. Как правило, в такой секции достаточно сложно удержать ритм, танцуя в паре. Разойдитесь на футворк. Совершенно непринципиально, сколько футворков вы знаете. Просто танцуйте под музыку, а еще лучше – под конкретный инструмент. После окончания соло-секции вы сможете вернуться к парному танцу.
*
7. О ведении.
Наши шаги обычно совпадают с ритмом, под который мы танцуем, но наше ведение должно немного опережать его (это для посредственных танцоров, у хороших они должны идти в контратьемпо к имеющимся ритмам – не постоянно, понятно, но большую часть темы). Девушка должна почувствовать сигнал и отреагировать на него. Все это занимает какое-то время, и если это делать строго в ритм, то девушка вынуждена будет опаздывать.
Контратьемпо – отход от ритма музыкального произведения в альтернативный (воображаемый) ритм.
*
8. На какой счет танцевать?
Ритм мелодии меняется в зависимости от того, на какой счет вы танцуете. Начав учиться танцевать на 2, вы заметите, что знакомая музыка изменилась. Танцуя на 2 или 3, музыка воспринимается по-другому и песня меняется. А если танцевать то на 2, то на 3, то на 8, то на 6 и т.д., изменится вообще мир вокруг тебя.