Сомнение - самая драгоценная вещь в жизни, потому что без сомнения никогда не сможешь открыть для себя ничего нового. Ты должен оттачивать мастерство сомневаться, пока не сможешь найти пути для очищения себя от всего ненужного, чем условности засоряют и душат твою самость. Сомнение и еще раз сомнение - единственный способ очищения разума от всего ненужного и наносного. Так ты возвращается в состояние невинного ребенка - того, что был еще до влияния родительских мнений, судей, политиков и учителей. Ты должен открыть в себе ребенка - и это станет исходной точкой.
(Osho)
Чтобы стать хорошим танцором какого-либо стиля, совершенно необходимо иметь отличную техническую базу. По крайней мере, нужно изучить хотя бы немного классики, несколько лет позаниматься джазом, приобрести легкость и гибкость тела, а также общую гармонию движений, и это позволит исполнить хореографию любой сложности.
Однако сальса - танец совершенно нетипичный, а потому и сальсеро - не обычный профессионал. Как уже много раз говорилось, этот танец родился на улице как средство освобождения тела, заряжающий энергией и освобождающий от всяких схем и правил. Именно поэтому сальсеро вовсе необязательно должен иметь солидную танцевально-техническую базу, ведь секрет всех афрокубинских танцев заключается в технике владения экспрессивностью собственного тела.
Однако начнем с того, что необходимо с самого начала осознать: хорошо танцевать и хорошо двигаться - понятия неравнозначные. Например, существует множество людей, которые прекрасно владеют техникой исполнения различных танцев (имеем в виду прежде всего латинистов), но в действительности абсолютно не способны интерпретировать музыку в танце; и наоборот, другие прекрасно двигаются, и в то же время не знают ничего из технической базы. Прекрасный тому пример - кубинские танцоры на гаванских дискотеках, которые в свободном танце блистают сексуальностью и очарованием, но становятся ужасно смущенными, когда им приходится общаться друг с другом в парном танце.
Уметь танцевать и уметь хорошо двигаться - в действительности два абсолютно различных навыка, которые следует развивать в себе параллельно. Чтобы стать хорошим танцором, недостаточно просто механически изучить последовательность шагов и фигур, нужно будет постараться двигаться в стиле свинг (swing), придавая своему танцу сабор (sabor).
Тот, кто сможет приблизиться к такому танцу, почувствует гораздо больше в разнице двух этих терминов. И что же такое свинг и сабор? Свинг и sabor - две вещи похожие, и в то же время разные. Понятие свинг пришло к нам из джаза, буквально его можно перевести как "колебание" или "раскачивание". Будем отталкиваться от значения "придавать движению плавность", создавать постоянную "волну", которая особенно заметна в развитии танца - благо, что в музыке существуют акценты, очень удобные для выражения их телом. Сабор же, наоборот, - это способность проникать в музыку, углубляться в нее; он, несомненно, дает гораздо больше для интерпретации, идет непосредственно от нашего бессознательного.
Tito Puente всегда утверждал, что музыканты-латиносы всегда свободно себя чувствуют в джазе, в то время как многим джазменам бывает очень трудно исполнять латинскую музыку. И этот пример наглядно показывает, что владеть свингом - не значит иметь сабор.
Как же перевести слово САБОР? Как объяснить читателям значение этого довольно сложного понятия? Что же в точности значит это давно устоявшееся со временем название явления, о котором все говорят, но только некоторые владеют ключами и магической формулой понимания?
Для того, чтобы попробовать ответить на этот вопрос, хотелось бы обратиться к некоторым определения сабора, приводимым на сайте it.arti.ballo.lat-americano (ресурс, популярный среди итальянских сальсеро).