Статья - Фехтование катаной
http://derrty.do.am/publ/4-1-0-46 (с)
Бой с участием катаны
Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.
Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.
В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.
Фехтование катаной – искусство
Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.
Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
Бой с участием катаны
Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.
Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.
В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему, известный как «Синкагэ-рю», в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.
Фехтование катаной – искусство
Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо. Данное искусство стало очень популярным и известным благодаря кинематографу, особенно благодаря фильмам про бессмертного Горца. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны. При этом считалось «хорошим тоном» за это краткое время еще и успеть отряхнуть с меча кровь противника.
Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.
Сейчас возможности, которыми обладают мастера, занимающиеся фехтованием на катанах, нам – не посвященным людям – кажутся просто уникальными. К примеру, человек, отменно владеющий катаной, может разрубить летящую в воздухе каплю воды на две части, и еще до того, как частички капли упадут на пол, успеет спрятать катану в ножны.
В прошлом слава мастеров, которые прекрасно владели катаной, «гремела» на всю Японию. Таких людей ставили в пример каждому самураю, ведь один известный мастер в бою мог принести столько же пользы, сколько несколько десятков бойцов более низкого класса мастерства.
Одним из самых известных воинов, великолепно фехтовавших на катанах, имя которого помнят и сегодня, был Такэда Синген, живший в шестнадцатом веке. Однажды этот человек с помощью всего десяти самураев три месяца оборонялся от вражеских воинов, численность которых достигала полторы тысячи. Вражеский отряд так и не смог победить Такэда Сингена с его соратниками, и отступил. В истории Японии есть имена еще многих людей, настолько же хорошо владевших знаменитым японским мечом.
Самурайское воинское искусство
Начало искусству владения мечом самураев было положено еще в десятом-одиннадцатом веках. Между искусством фехтования у японцев и у европейцев существовала огромная разница.
Японское фехтование содержит в себе достаточно мало элементов, при помощи которых принято сражаться в европейском фехтовании. Обычно боец в начале поединка занимал определенную стойку, при этом в руках он держал поднятую катану. После перемещения на исходную позицию, боец стоял, не шевелясь и ничего не делая. Он просто ждал, пока его соперник не выдержит и откроется. Когда это происходило, боец наносил молниеносный удар, иногда таких ударов было сразу несколько, но в большинстве случаев даже одного из них хватало для того, чтобы убить противника.
В десятом-одиннадцатом веках в Японии существовало около 1700 школ, в которых изучали боевое искусство кэн-дзюцу, то есть фехтования на катанах. И в каждой из этих школ бои проводили именно описанным выше способом. При этом меч зачастую держали сразу обеими руками, хотя его вес вполне позволял орудовать лишь одной рукой.
Современное фехтование на катанах
Начало современному фехтованию на катанах было положено в двенадцатом веке, после объединения Японии под властью дома Токугава. Именно тогда кэндзюцу преобразилось в кэндо, и стало не просто боевым искусством, а настоящей школой по самоусовершенствованию личности, и не только с физической, но и с нравственной стороны. В настоящее время кэндо является одним из самых популярных видов спорта в Японии, в котором используется не настоящее оружие, а его спортивные муляжи из дерева и бамбука.
Самые первые деревянные мечи, носившие названия боккэн или боку-то и по своему внешнему виду ничем не отличавшиеся от настоящих, были сделаны в Японии в семнадцатом веке. Эта идея пришла в голову одному из известнейших тогдашних мастеров меча – Миямото Мусаси. Правда, стоит отметить, что этот меч был весьма опасным оружием, так как при помощи него можно было без особого труда проломить голову противника, либо переломать ему руки или ноги. Именно поэтому многие самураи хранили их у себя в изголовье, так как в случае внезапного нападения они могли обезоружить и захватить своего противника без лишнего кровопролития, просто сломав ему что-либо.
Самураи могли вызывать на бой другого самурая, не произнося не слова. Для этого достаточно было сделать определенный жест или поступок. К примеру, если к катане одного самурая прикоснулась катана другого самурая, он мог воспринять этот как вызов на бой.
Когда самурай замечал, что его собеседник прикасается к ручке своей катаны, или что он ее осторожно поглаживает, он немедленно вынимал свою катану из ножен. Так же поступал самурай и в том случае, когда кто-либо случайно (или специально) отталкивал его ножны.
Такое поведение считалось оскорбительным, и воин обязан был немедленно защитить свою честь и честь своей главной святыни – катаны.
Также вызовом на бой для самурая было клацанье об ножны гардой. И если самурай не замечал этого, и не успевал подготовиться к защите, то он мог быть даже убит на месте. Поэтому самурай всегда должен был быть чрезвычайно внимательным, чтобы заметить опасность, ведь очень часто, невнимательность могла стоить ему жизни.
Катана «для всех случаев жизни»
Известно, что фехтование при помощи катаны состоит из немногих движений, но это не всегда так. К примеру, самураям нужно было уметь при помощи катаны сбивать летящие со всех сторон стрелы, при этом не забывая уклоняться от них. Для этого нужно было уметь очень быстро вращать мечом, описывая круги и восьмерки. В идеале самурай должен был создать вокруг себя практически невидимую, стремительно вращающуюся «веерную защиту». И это нужно было сделать мечом, весящим 4-5 кг!
Однако если сейчас вы возьмете в руки гантелю, которая весит четыре килограмма, и попытаетесь размахивать ею в воздухе, для того, чтобы понять, насколько тяжело было самураям, то вы получите совершенно не те ощущения. На самом деле катана очень хорошо сбалансирована, ее вес точно распределен, благодаря чему во время ее использования кажется, что она весит гораздо меньше, чем на самом деле.
И в завершение хочется вспомнить о принципе, которому следовал известный Миямото Мусаси – один из лучших фехтовальщиков Японии. Миямото однажды сказал, что боец среднего уровня добывает победу мечом, находящимся в его руке, хороший боец добывает победу мечом, находящимся в его сердце, а самый лучший боец добывает победу вообще без использования меча.
Хотя вес катаны сравним с весом прямого европейского меча, техники боя, тем не менее, у этих двух видов холодного оружия абсолютно различны. Так, при работе с европейским мечом, предполагается использование его инерции движения, а сам удар наносится с «проносом», таким образом, получается, что человек движется за своим мечом, что создает значительные проблемы воину при попадании по цели.
В противоположность этому, при использовании катаны, все происходит с точностью до наоборот, то есть человек имеет полную власть над своим мечом. Удар катаной также наносится с использованием массы тела, но не с привычного обыкновенного шага, а с приставного, при котором тело получает значительно больший толчок в сторону движения, чем даже при развороте тела. Сам удар при этом наносится фиксированно, на необходимый вам уровень, а лезвие меча при ударе останавливается строго в том месте, где необходимо мастеру.
Таким образом, даже если удар не попадет в цель, меч не тянет за собой своего владельца, как в случае использования европейского меча, а позволяет ему мгновенно изменить направление движения для защиты, либо для последующего удара.
Особенности фехтования катаной
Одной из главных особенностей ведения боя катаной можно считать практически полное отсутствие разделения техники боя на привычные в европейском фехтовании «блок-удар». Дело в том, что даже защита при помощи катаны сводится к уходу с линии атаки и нанесению мечом по оружию своего противника ударов, известных под названием «слив» (или «сбив»). Уход от атаки противника при этом происходит не назад, а вперед и в сторону, с последующим нанесением атакующего удара.
Также стоит не забывать о том, что при нанесении прямого удара катаной, можно разрубить практически все, и в этом случае японский доспех, впрочем, как и европейский, не является надежной защитой. А значит, результат поединка при разнице умений противников определяется буквально в течение первых ударов. Другое дело – поединок двух равных по силе мастеров, которые могут долго завораживать зрителей своим «танцем».
Интересно, что в современном «кэндо» существует особый вид поединка, так называемый, «поединок сердец», при котором мастера просто без движения стоят либо сидят и смотрят друг на друга. При этом проигравшим считается тот, кто первый не выдержит и потянется к оружию. Это еще одно подтверждение тому, что кэн-до – искусство не только физического, но и нравственного совершенствования.