Статья - О ката, движке и не только. Часть 2
http://www.fecht.ru/statji/kata2?utm_source=subscrib... (с) Александр Зелендинов, Юрий Сенчуков
Предназначение набора ката того или иного стиля – передача системы, движка стиля в, так сказать, заархивированном виде.
Самбистские схемы и классификации может понять любой образованный человек. Пускай он не умеет бороться – но понять как устроено самбо по этим классификациям и схемам можно. Это – разархивированная, открытая информация. Конечно, чтобы впитать ее полностью должным образом нужно не один год потеть в зале. Но передать ее можно и на бумаге. Эту информацию сможет воспринять любой человек и, найдя себе партнера, с той или иной степенью успешности осваивать ее даже без тренера.
Конечно, без тренера процесс будет долгим и мучительным, но при должном старании человек сможет переместить движок самбо с бумаги себе в мышцы и подсознание. Но для того, чтобы передавать информацию на бумажных носителях, человеку нужно иметь бумагу, уметь читать и писать, уметь работать не только с текстом, но и со схемами и графиками. Да и то, без рисунков все равно сложно.
А как передать информацию без бумаги? Для этого и служат ката.
Но ката – это информация заархивированная. Для того, чтобы ее разархивировать, расшифровать, нужно долго и упорно их делать. Просто выучить их – мало.
В принципе, возможно взять ката и расшифровать их. Понять, какие принципы в них содержатся. Но для этого, опять же, надо быть весьма образованным (чтобы создавать схемы которые получаются при расшифровке ката, если не на бумаге, то хотя бы в уме), и вдобавок иметь значительный опыт в различных «рукомашествах».
То есть, таким образом можно расшифровать информацию, содержащуюся в ката, и перенести ее в сознание. Правда, драться таким образом не научишься – для этого эту информацию потом еще нужно в подсознание запихать.
А что делать неграмотному и не умеющему драться?
Ответ: делать ката.
Не выучить и продемонстрировать комиссии при сдаче экзамена на очередной ранг и забыть как страшный сон, а – делать!
В смысле делать, и делать, и делать, постоянно ища в ней боевой смысл. Изо дня в день, из месяца в месяц, год за годом. Именно таким образом информация, зашифрованная в ката, будет, минуя сознание, напрямую перенесена в подсознание и уже там разархивирована и усвоена.
Предназначение набора ката того или иного стиля – передача системы, движка стиля в, так сказать, заархивированном виде.
Самбистские схемы и классификации может понять любой образованный человек. Пускай он не умеет бороться – но понять как устроено самбо по этим классификациям и схемам можно. Это – разархивированная, открытая информация. Конечно, чтобы впитать ее полностью должным образом нужно не один год потеть в зале. Но передать ее можно и на бумаге. Эту информацию сможет воспринять любой человек и, найдя себе партнера, с той или иной степенью успешности осваивать ее даже без тренера.
Конечно, без тренера процесс будет долгим и мучительным, но при должном старании человек сможет переместить движок самбо с бумаги себе в мышцы и подсознание. Но для того, чтобы передавать информацию на бумажных носителях, человеку нужно иметь бумагу, уметь читать и писать, уметь работать не только с текстом, но и со схемами и графиками. Да и то, без рисунков все равно сложно.
А как передать информацию без бумаги? Для этого и служат ката.
Но ката – это информация заархивированная. Для того, чтобы ее разархивировать, расшифровать, нужно долго и упорно их делать. Просто выучить их – мало.
В принципе, возможно взять ката и расшифровать их. Понять, какие принципы в них содержатся. Но для этого, опять же, надо быть весьма образованным (чтобы создавать схемы которые получаются при расшифровке ката, если не на бумаге, то хотя бы в уме), и вдобавок иметь значительный опыт в различных «рукомашествах».
То есть, таким образом можно расшифровать информацию, содержащуюся в ката, и перенести ее в сознание. Правда, драться таким образом не научишься – для этого эту информацию потом еще нужно в подсознание запихать.
А что делать неграмотному и не умеющему драться?
Ответ: делать ката.
Не выучить и продемонстрировать комиссии при сдаче экзамена на очередной ранг и забыть как страшный сон, а – делать!
В смысле делать, и делать, и делать, постоянно ища в ней боевой смысл. Изо дня в день, из месяца в месяц, год за годом. Именно таким образом информация, зашифрованная в ката, будет, минуя сознание, напрямую перенесена в подсознание и уже там разархивирована и усвоена.
Не случайно же старые мастера поощряли своих самых лучших учеников на дополнительное обучение у других мастеров. Дело в том, что твой мастер может сам специализироваться на одном аспекте расшифровок, и поэтому не сможет эффективно продемонстрировать тебе другие варианты. Вот это ты и должен увидеть в другом зале.
Сегодня такая проблема стоит менее остро. Все школы раскрыты, все наперебой стараются показать свои приемы, убедить в их эффективности. Если кто-то этого не делает, то скорее всего, он просто не умеет сделать это достаточно убедительно. Наличие видео и СиДи делают необязательными походы по другим залам: сиди и смотри. Практикуй свой стиль, учи свои ката, но покупай чужие кассеты, смотри на чужие варианты. И, получив достаточный опыт таких просмотров, ты научишься читать ката. Все гораздо проще чем вам кажется – или чем очень многим хотелось бы, чтобы казалось.
***
То есть, набор стилевых ката – это заархивированный движок стиля.
С их помощью можно изучить стиль даже без помощи тренера. А с тренером, в принципе, можно обойтись и без ката. Тренер может передать систему напрямую.
Другое дело, для того, чтобы действительно понять стиль, нужно заниматься много. И ката – это способ индивидуального изучения стиля в промежутках между тренировками с тренером. Или способ работы тренера с большой группой.
Именно не упражнение, не качка, не набивка, не постановка удара, не отжимания какие-нибудь, а ката – способ изучения и постижения стиля. То есть, когда нет ни времени ни условий для полноценной тренировки – можно разок-другой сделать ката. И если этих разков-других будет каждый день по несколько штук, наряду с нормальными тренировками, то получится постоянный, регулярный процесс изучения стиля. Планомерная «инсталляция» его движка в подсознание и мышечную память.
А главное – именно это. Прочувствовать движок. Все остальное – качка, набивка, постановка удара, спарринги – конечно же, важны. Без них хорошим бойцом не стать. Но стиль таким образом изучить нельзя. Можно стать сильным, быстрым, гибким, выносливым – но не каратистом или боксером, а просто сильным, быстрым, гибким, выносливым. А делая ката и только ката можно стать каратистом.
Хотя, конечно, если наряду с ката не заниматься другими упражнениями, то может получиться так, что, имея движок, реализовать его в противоборстве с противником не получится.
Создание ката – очень трудное дело и большая ответственность. Исполнить подряд самые применимые технические элементы – это еще не ката. Это просто шпаргалка по техникам. Тоже, конечно, полезная вещь, чтобы потом не забыть чего-нибудь. Скажем, шпаргалка для тренера, чтобы он не забыл единожды установленный порядок изучения техник. Или для ученика, который, один раз заучив шпаргалку, сможет потом заниматься самостоятельно, вспоминая «ага, после этого упражнения идет вот это».
Но это – не ката. Правильные ката – это нечто большее. В одной из статей Сенчукова написано в том смысле, что ката – это не шпаргалка по техникам, а шпаргалка по тому, что эти техники соединяет. По методам соединения элементов между собой (не дословно).
Это уже ближе, хотя, думаю, что на самом деле и этого мало.
Мое упражнение «Простройка» – это самая примитивная ката. То есть, уже ката, но еще примитивная. Там действительно главное не в том, какие человек делает удары (удары нужно ставить отдельно), а в том, как переходить из одного удара в другой, а также в том, что он и сознанием, и мышцами, и подсознанием понимает, что, по сути, все эти удары являются одним и тем же (ну в крайнем случае, вариациями двух кругов: по часовой стрелке и против).
В результате, раз это все одно и тоже, ему становится все равно, какой удар наносить – они же все равно одинаковые! Точнее, это все, один и тот же удар. Так что, все зависит от того, что в это время делает противник. Причем, еще смешнее, что противник то тоже, на самом деле, как бы не изгалялся, все время одно и тоже делает! То есть, чтобы не вытворял своим клинком противник, и чтобы не делал в ответ боец – по большому счету, в своей глубинной сути, делают они все время одно и тоже. С незначительными вариациями.
И это работает!
Получается, что человек, который практически только начал заниматься, превращается в этакую мельницу, которая крутится с неплохой скоростью по любым траекториям и выдает удары один за другим в любых произвольных сочетаниях.
То есть, куда бы у него не летел клинок – это все равно для него знакомая траектория. Он видит, куда ему в данный момент нужно доставить клинок, и по какой бы траектории не летел клинок – эта траектория ему знакома, по фигу, на какую траекторию ему надо клинок перевести – это тоже знакомая траектория. И – главное! – все равно из какой траекторию в какую ему надо перевести клинок – это все равно знакомый переход. Об этом ему думать не надо.
И второе следствие: по какой бы самой непредсказуемой траектории его бы не били – для него эта траектория все равно знакома. Как бы неожиданно не переходил противник из одной траектории в другую – для него тут нет ничего неожиданного! *
***
Подчеркиваю – это не значит, что человек, занимающийся только «Простройкой», уже благодаря этому становится мега-крут. Может найтись куча способов с ним справиться. Но все эти способы – сила, скорость, хитрость, продвинутая обработка клинка противника… То есть, то, что выходит за рамки движка, заложенного в эту примитивную ката.
Почему ката примитивная – потому, что включает в себя только одну группу элементов движка – а именно, переходы с одной траектории на другую. При этом, уже переход из удара лезвием в удар острием там отражен весьма слабо. Волна там есть, а уже рикошеты и всякие импульсы – очень опосредованно, без дополнительных упражнений тут не обойтись.
Перемещения туда вставляются без проблем, а вот перехваты руками, попутные действия ногами (зацепы, подломы, наступы, подсечки), – почти на нуле.
То есть, при перемещениях, перехватах, захватах, борьбе и даже при ударах кулаками и ногами все равно эти переходы между траекториями используются. Они – универсальны. Но в «Простройку» заложены только переходы между траекториями, все остальное нужно изучать отдельно. Впрочем, и это не так уж мало.
Поэтому в стиле должна быть не одна ката, а набор стилевых кат (что мы и наблюдаем в большинстве стилей). И только изучив (не заучив– а РАЗОБРАВ! – ЮЮ) весь набор, можно будет говорить о понимании стилевого движка.
Опять же, поскольку достичь абсолютного идеала невозможно, судя по всему некоторые действия в ката будут повторяться. Так вот, нужно сделать так, чтобы не получилось, что каких-то типов действий в этом наборе ката будет в разы больше, чем других. Последствия такого перекоса очевидны.
Потом этот набор ката нужно расположить в правильном порядке, чтобы изучать их последовательно. Потом еще раз пересмотреть и «доделать», потому что окажется, что какой-то элемент, необходимый в начале занятий, есть только в наиболее сложных ката. Ну и т.д. и т.п.
Если в создающемся наборе ката не будет соблюден должный баланс всего со всем, то результат может получиться непредсказуемым.
Пока ученик постоянно взаимодействует с учителем и ката выполняют вспомогательную роль – все может быть нормально. Но как только контактов с учителем становится меньше, чем самостоятельных занятий – все перекосы, допущенные при создании ката, вылезут наружу. Причем эта «наружа» будет в подсознании ученика. И выбивать оттуда уже плотно усвоенные стереотипы будет очень трудно. Как известно, научить проще, чем переучивать.
Это все о «научном» (системном) подходе к созданию ката.
Судя по всему, в большинстве случаев создатели ката использовали не «научный» подход, а «гениальные озарения». Гениальные озарения – это когда человек досконально чувствует свою систему, и в один прекрасный день из подсознания у него неожиданно вылезает цельная ката (как таблица Менделеева). Потом он еще некоторое время над ней работает, думает, шлифует. Ну а потом показывает ученикам и заставляет учить наизусть, игнорируя их недоумение по поводу того, что их заставляют учить какие-то абстрактные танцы.
То есть, чтобы кому-то в голову пришло нечто такое вот «гениальное», должна наличествовать некая ТРАДИЦИЯ, в которой уже существует либо практика ката, либо какой-то другой сходный вид практики – и сам «гений» должен в этой традиции быть отнюдь не неофитом. В этом случае и ученики, и сам автор будут готовы к такой форме работы и воспримут ее не так уж недоуменно.
В конце концов, периодическая таблица пришла в голову Дмитрию Иванычу Менделееву после почти двадцатилетней возни с попытками систематизации. А вовсе не мещанину Ваньке Крякину, прилегшему под стог поспать после бутылочки «беленькой» – пусть даже означенный г-н Крякин и являлся приказчиком в лавчонке «Всякая химия», или даже лакеем у того же Дмитрия Иваныча.
АЗ: В общем-то, я это и имел в виду, говоря: «человек ДОСКОНАЛЬНО ЧУВСТВУЕТ СВОЮ СИСТЕМУ, и в один прекрасный день из подсознания у него неожиданно вылезает цельная ката».
***
И еще один аспект.
Если ставить себе задачу не по созданию стиля, а по созданию методики, с помощью которой можно будет развивать индивидуальность каждого человека, то с ката нужно быть вообще очень осторожным. (О том, насколько такой подход оправдан, я сейчас не говорю. Это тема для отдельной дискуссии).
Одно дело, когда у нас есть стиль. У стиля есть движок. Этот движок надо записать в мышечную память и подсознание ученика. Мы архивируем движок в ката, потом ученик изучает ката и постепенно распаковывает заархивированную информацию. Тут хоть понятно, с какой стороны за дело браться. Правда, для этого нужно иметь более или менее ясное и законченное понимание стиля и суметь правильно заархивировать движок.
Другое дело, если мы хотим научить ученика эффективно использовать тот индивидуальный уникальный движок, который у него уже есть.
Девушка хочет получить навыки самообороны. Выясняется, что она занимается настольным теннисом. Конечно, можно долго и мучительно ставить ей с нуля движок какого-нибудь стиля. А можно использовать уже существующий – пусть даже это будет движок пинг-понга. В результате, буквально через несколько минут девушка обладает очень неслабым, практически нокаутирующим ударом ладонью на основе того движения, которым она привыкла мощно «гасить» в пинг-понге (а если дать ей в руку легкий меч, то она тем же движением, ударом задним лезвием клинка начинает пробивать щиты).
Дальше, на основе техники все того же пинг-понга, можно поставить ей пускай не слишком разнообразную, но зато оригинальную и − главное − абсолютно органичную для нее технику хоть рукопашки, хоть фехтования. А раз уж она привыкла бегать с ракеткой вокруг стола, то и с перемещениями у нее проблем не будет − если ставить их не с нуля, а на основе того, что она и так уже умеет.
После этого, при желании, можно надстраивать получившийся индивидуальный стиль не противоречащими ему элементами, смотреть, какие действия ногами хорошо на него ложатся, как подключать вторую руку и т.д.
Понятно, что при прочих равных, движок, специально заточенный под рукопашку, будет эффективнее, но ведь девушка не собирается становиться чемпионкой по кикбоксингу! А для получения навыков самообороны вышеописанный путь будет куда короче и эффективнее, чем обучение ее с нуля движку, вступающему в противоречие с тем, которым она уже обладает.
Конечно, если человек ведет сидячий образ жизни, и весь его движок ограничивается умением подносить чашку ко рту и стучать по клавиатуре, такой подход бесперспективен. Но если человек к началу занятий обладает какими-то двигательными навыками, стоит ли ими пренебрегать?
Скажем, у альпиниста очень сильные и цепкие пальцы – целесообразно ли сжимать их в кулаки? Танцор умеет перемещаться – надо ли сажать его в киба-дачи или переучивать на тэквондистский степ?
Потому обучение «трудных подростков» боевому искусству весьма перспективно с технической стороны – они действительно все схватывают на лету. Но оттуда же вытекают и неразрывно связанные с этим проблемы этического и социального плана – поскольку обученным таким способом людям необходимо предоставить приемлемую для них возможность работать (то есть действовать на пользу обществу), используя полученные навыки. Иначе они их используют сами – на улице, в драках, грабежах и убийствах. В той среде, из которой вышли, в согласии с теми понятиями, на которых выросли.
Но возвращаясь к теме – далеко не каждый ученик обладает ИНДИВИДУАЛЬНЫМ движком изначально. Бесталанным придется его прививать, причем с большим трудом. И не только с помощью ката – чтобы научиться только по ката, необходим не просто талант, а ТАЛАНТИЩЕ.(Никто и не говорил об обучении ТОЛЬКО с помощью ката. Наоборот, я неоднократно подчеркивал, что одних ката для полноценного обучения недостаточно − АЗ). Нужны будут и спарринги, и манекены, и попутные упражнения. Нужна четкая систематизация этих упражнений – которые, кстати, в огромном количестве входят в те же ката (иной расшифровки многих движений просто нет). Вот так-то.
Конечно, ката, искусственно выдвинутое на первый план, как показатель мастерства, для многих создает иллюзию «равенства» и «тоже совершенствования». Но безо всех остальных мероприятий, без понимания сути, даже очень упорное повторение ката на протяжении всей жизни остается не более чем «танцем в шелковой пижаме» – причем это касается не только боевого эффекта, но и оздоровительного. Даже если вы ну самый настоящий китаец, прямой потомок какого-то патриарха, и вас за эти ката уважает весь Китай. Или вы не видели мастеров, не умеющих драться, мастеров пузатых, мастеров с одышкой, насквозь больных? Мастеров-пьяниц, мастеров-дураков? Представьте себе – их огромное количество. И на этом фоне мастера-бандиты, которых тоже, представьте себе, огромное количество – с технической стороны смотрятся даже как меньшее из зол.
Они-то по крайней мере, своим искусством пользуются.
Тут надо о другом думать – о том, как вытянуть из человека уже имеющийся у него движок, как его понять, и как потом развивать.
Причем, вопрос даже не в том, как это делать в каждом конкретном случае – это, в конце концов, в принципе можно делать интуитивно, а в том, как создать методику такого разбора индивидуальных движков. И вот как к этому подступиться – вообще не понятно. Да и нужно ли?
***
И еще один момент.
«Высшая техника – это до блеска отточенная база».
«Боец не сможет использовать ту технику, которой не было в базе, то есть, ту которую он не изучает с самого начала».
То есть, никаких сложных техник не должно быть в принципе. Все самые сложные сложности и секретные секретности должны прямо и непосредственно вытекать из базы. Иначе получится, как это бывает сплошь и рядом, «этот прием у нас ТОЖЕ ЕСТЬ, только изучают его на четвертом дане». В результате те, кто не дорос, его вообще не знают, а те, кто доросли, конечно, заучат, и даже показать, наверное, смогут – но применять не будут, потому что за много лет уже привыкли без него обходиться. И если кто против них его применит, то правильно отреагировать им будет сложно.
В общем, за любым внешним разнообразием должна скрываться единая суть, которая вся растет из самой базовой базы. То есть и в ката должна быть самая базовая база. И весь «скрытый потенциал» ката заключается не в особо хитрой расшифровке, и не в секретных элементах, которые изучаются особо посвященными, а в том, что одни и те же ката делает и ученик первого года, и мастер с двадцатилетним стажем. И именно изучая одни и те же формы год за годом, человек будет раскрывать все новый и новый потенциал той самой базы, которую он и так знает с самого начала обучения.
А движок должен быть один и тот же. И прогресс бойца в понимании стиля достигается не за счет изменения движка, а за счет все более полного и глубокого усвоения одного и того же движка. Ну и отдельно стоят другие упражнения, которые в движок не входят. Хотя, совсем идеально, это если стилевые ката устроены так, что, если их делать – то других упражнений, кроме спарринга и постановки удара вообще делать не придется. Причем, если делать ката с оружием, то этого достичь куда проще, поскольку, за счет оружия и мышцы развивать, и слитность движений, и перемещения ставить, и все остальное получается куда проще.
И еще, если работать исключительно с сознанием, то вместо базы и общих принципов получается именно набор приемов. Человеку объясняется, что «если он вот так – то ты вот этак». И вот таких рецептов-шпаргалок приходится давать десятки и сотни, на все случаи жизни, а потом еще хрен получится из такого вороха оперативно выбрать нужный для конкретного случая.
А вот когда многое (но не все!) в мышечную память и подсознание закладывается, то потом, при необходимости, само оттуда без проблем выскакивает.
ЮЮ: А мы лишь контролируем возможные изменения ситуации – добавил бы я.
Тем не менее, вот такая статья, в которой я вполне четко вижу основную суть, определенную модель восприятия ката.
Я считаю, что чем больше будет таких статей и мыслей, тем лучше мы все сможем прийти к наиболее верному пониманию того, чем занимаемся.
Я когда каратэ занимался тоже запаривался как руку повернуть чтоб как у Конадзавы на видео было! А потом в вольное плавание пустился, стал на занятия в разные школы ходить и делать как удобно мне, а не правильно и через пол года помесил на пирожки всех кто сомной до этого занимался.
Формальные комплексы (в моем представлении) - это не способ заучить связки (и соответственно отработка связок - не формальные комплексы), это способ показать общие принципы ведения боя. Ну грубо говоря, для примера:
В первом разделе нашей школы пять форм с длинным мечом против длинного меча. Первая иллюстрирует работу ног, вторая работу корпуса, третья работу с дистанцией, четвертая контроль центра и пятая работу мечом, вложеным в ножны. Разумеется первая не включает всех возможных перемещений, вторая всех действий от корпуса, третья всех приемов работы с дистанцией, четвертая всех способов захвата центра, а пятая всех возможностей использования вложенного в ножны меча, но изучив их ученик начинает понимать, что с помощью каждого из этих аспектов техники и тактики можно одержать победу и привыкает оценивать, в каком случае противника можно например переиграть на перемещениях.
Любое боевое исскуство или военное единоборство учит прежде всего сражатся против всего!!!
И когда окучиваешь типа саблей, а он возмущается что типа не честно его учили бится против другого оружия - это наводит на мысли о обычном спорте.
И я считаю прежде всего важным определить по поводу чего мы сейчас общаемся.
Я со своей саблей могу бится - начиная от клинков, заканчивая древковыми(алебарды, бердыши).
То с чем занимаетесь вы, в кованом эквиваленте , позволит вам одинаковой успешностью сражатся против шпаги или того же бердыша??? Сомневаюсь.
У меня есть знакомые - сиречь друзья которые реконструируют японию, у меня они уважение вызывают только потому что в отличие от всех кедоистов или других каких японофилов не ссут сражатся против парней в готике. Конечно получают. Но как говорится если встретились 2 равных бойца и у одного вооружение и доспех лучше то у другого шанса нет.