Статья - Фехтование в фэнтезишпаргалка для писателей - 2

Единоборства
Единоборства: Статья   Фехтование в фэнтезишпаргалка для писателей   2Тема посвящается сочинителям. Но не тем, кто сидят в группочках, смотрят друг на друга умильными глазками и друг дружке стишки читают. А тем, кто ищет, учится и стремиться создать текст, за который придется отвечать. Я знаю, вас здесь лазит серьезный процент. Описание фехтовальных сцен после постельных самые тяжелые. Так что возьмем себе в качестве пристанища одну темку.

Предлагаю несколько советов в помощь автору фэнтези, кторый неизбежно затронет тему фехтования.
Эта статья является доплнением одноименной. Автор, начавший тему, выбрал фехтовально-техническую направленность темы. Я же обращусь к художественно-технической. Надеюсь, обе они удачно осветят вопрос с двух сторон.
Начинающий автор может ничего и не знать о законе жанра, но знает, что читателю вынь да положь "эти самые боевки". Делай что хочешь, хоть за уши их притягивай. Читатель их ждет и обманывать его нельзя.
Итак, тема настоящей статьи:
КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ БОЕВКА БЫЛА, И ЧТОБЫ ВАМ ЗА НЕЕ НЕ БЫЛО НАРЕКАНИЙ -
-от знатоков фехтования, и ведения боя,
-от знатоков законов литературы

1). СТАРАЙСЯ КОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ ВПЛОТЬ ДО МЕЛОЧЕЙ
Все, а особенно представители мужского пола не хотят казаться несведущими, но тут приходится обращаться к знающим людям и задавать вопросы, порой даже сознавая их наивность. Для примера собственной бестлоковости автор может сослаться на здешнюю тему "Меч и клевец". Один из участников этой темы справедливо упрекнул меня в неудачной организованности темы и посоветовал отредактировать. Я бы это сделала из обязанностей перед собаседниками, но, пожалуй, оставлю как есть. Этакий памятник как ищется материал вслепую.
Кстати, господа пишущие, угадайте, что оказалось важнее для меня как для художника, то о ЧЕМ говорили собеседники в этой теме или то, КАК они говорили?
Да, приходится много копать литературы, смотреть видео, лазить в инете, но ничто не заменит нам беседы с живыми людьми, которые знакомы с "каково это" лучше нас.
Бальзак не стеснялся красться за крестьянским семейством, идущем по Парижу и смотреть на их ссоры -разговоры. Знаменитый художник, написавший "Меньшиков в Березове" гнался за нужной ему натурщицей через весь город, рискуя прослыть маньяком. Что же по сравнению с этим прослыть незнающим и нуждающимся в постоянной консультации? Для того, кто собрался работать с литературой - малая жертва.
52 комментария
avatar
2) НЕ БОЙСЯ СДЕЛАТЬ ЛЯП ПРОТИВ ИСТОИЧНОСТИ, ЕСЛИ ОН ОПРАВДАН ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ЗАМЫСЛОМ.
Бойся сломать композицию.
Бойся нарушить целостность образа.
Бойся не выдержать стиль.
Бойся сделать ЛЯП (фактическую ошибку против историчности).
Но...
Геральт из Ривии носил меч за спиной и непонятно как выкручивался, чтоб его достать.
Поп правде Черную Мамбу должны должны были задавить мясом в чайном доме эти самые 88 бешеных.
Но все эти небылицы оправданы. Убедителен образ Геральта с мечом за спиной, образ необычного воина - преждевременно седого, с вертикальными зрачками и другими раздражающими странностями.
Убедителен образ Черной Мамбы. Воина, котрый стал на путь мести и ни здравые доводы, ни христианская мораль, ни сам Будда, ни в тем более 88 бешенных не могут ее остановить.
Сапковский может игарть архетипом, а Тарантино забавляться со штампами. И оба берут на себя право грешить против реализма.
Убери меч за спиной Гералта - и Геральта нет. Убери битву Черной Мамбы с 88 бешенными и нет Черной Мамбы.
Но...
Напиши варяга варягом и надели его двуручником. И все вправе сказать, что автор -несведущий дурак.
"Хорошая книга говорит првду о своем герое, плохая - о своем авторе"...
Смотрела я два фильма "Следопыт". Старый и новый голивудский. И не страшно мне было во врекмя новой эффектной голливудской погони за главным героем, убегающим от них разннообразными трюками. А пересмотришь старый и боишься во время погони, когда этот парень натурально барахтается в сугробе. И единственная эффектная сцена - это как он съезжает на одной лыже по малой круче. И впечатляет это больше. Намного больше, чем вся сцена в чайном доме в "Убить Билла". Реализм все равно впечатляет сильнее.
avatar
3. КУДА ВСТАВИТЬ СЦЕНУ С БОЕМ.
Бой в литературе - это прежде всего описание, а описание - не самый выигрышный прием в литературе. Книга не фильм, где боевка смотрится зрелищно и за это можно все простить.
Если описание неопрадвнно вставленно в композицию - автор дурак. И не важно, описание чего : нарядных платьев, природы, обихода, эротических сцен.
У каждого описания своя функция. У описания боя тоже. Бой, батальная сцена, поединок - описание действа. В сценах боя делается полно ошибок, свойственных описанию вообще. Мы сойдем с ума, читая одну за другой бесконечные зарисовки, однообразное затянутое описание эротической сцены отбъет у нас охоту от всего на свете. Бесконечные, длящиеся друг за другом бои толкнут на мысли пришибить самого автора.
В качестве противоядия рекомендую индийский фильм "Решма и Шера". После полутора часа, за которые героев убивают-убивают, а все добить никак не могут, истерика начнется даже у самых сентиментальных.
Описаний надо избегать Описаний боя - вдвойне. ПРинимайте бой только тогда, когда его не избежать.
А "не избежать" его очень выигрышно в основных композиционных узлах.(Завязка, кульминация или развязка - на выбор).
Пример:
Действие "Ведьмака" начинается с того, что Геральт устраивает резню в "пивбаре", чтобы сделать себе "рекламу". А заодно представиться читателю. Описание внешности+описание боя=эффектное введение персонажа.
Функция боя в завязке - эффектное введение персонажа в повествование.

В "Хоббите" многие сюжетные линии сходятся во время кульминации, которая знаменуется битвой у Одинокой Горы, куда в силу разных причин стягиваются силы орков, людей, гномов...
Функция боя в кульминации - разрешение напряжения, вскрытие тайных конфликтов, которые становятся явными. После сюжет развивается по нисходящей - последствия боя.

В основе развязки чаще всего бывают поединки героя с антагонистом до полной победы. ПРимеры и так найдете. Простое правило - чем меньше народу участвует в боевой сцене, тем она психологичней. Завершающему бою предшествует целое повествование, растянутое в поединок между героем и злодеем только иными, нежели фехтование, средствами.
Функция боя в развязке- разрешение конфликта.

Все три функции разом и на своих местах можно увидеть в самом лучшем на свете фильме "Семь самураев".

А удачные эксперементы со вторичными функциями боя - в аниме "Семь самураев". Здесь второстепенные "бои местного для композиции значения" представленны едва ли не во всех распространенных классических мотивах:
1. Испытание молодого героя(провалившееся).
2.Незаконченный поединок.
3.Провалившееся покушение.
4. Мотив ухода от погони /прорыв с боем.
5. Враг проверяет силу героев.
6. Бой-испытание новичка, к которому до этого было предвзятое отношение.
Эти мотивы призваны "толкать" емкий сюжет. В кинематографе - у сериалов, в литературе - в романах.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.