Статья - Фехтование в фэнтезишпаргалка для писателей - 2
Тема посвящается сочинителям. Но не тем, кто сидят в группочках, смотрят друг на друга умильными глазками и друг дружке стишки читают. А тем, кто ищет, учится и стремиться создать текст, за который придется отвечать. Я знаю, вас здесь лазит серьезный процент. Описание фехтовальных сцен после постельных самые тяжелые. Так что возьмем себе в качестве пристанища одну темку.
Предлагаю несколько советов в помощь автору фэнтези, кторый неизбежно затронет тему фехтования.
Эта статья является доплнением одноименной. Автор, начавший тему, выбрал фехтовально-техническую направленность темы. Я же обращусь к художественно-технической. Надеюсь, обе они удачно осветят вопрос с двух сторон.
Начинающий автор может ничего и не знать о законе жанра, но знает, что читателю вынь да положь "эти самые боевки". Делай что хочешь, хоть за уши их притягивай. Читатель их ждет и обманывать его нельзя.
Итак, тема настоящей статьи:
КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ БОЕВКА БЫЛА, И ЧТОБЫ ВАМ ЗА НЕЕ НЕ БЫЛО НАРЕКАНИЙ -
-от знатоков фехтования, и ведения боя,
-от знатоков законов литературы
1). СТАРАЙСЯ КОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ ВПЛОТЬ ДО МЕЛОЧЕЙ
Все, а особенно представители мужского пола не хотят казаться несведущими, но тут приходится обращаться к знающим людям и задавать вопросы, порой даже сознавая их наивность. Для примера собственной бестлоковости автор может сослаться на здешнюю тему "Меч и клевец". Один из участников этой темы справедливо упрекнул меня в неудачной организованности темы и посоветовал отредактировать. Я бы это сделала из обязанностей перед собаседниками, но, пожалуй, оставлю как есть. Этакий памятник как ищется материал вслепую.
Кстати, господа пишущие, угадайте, что оказалось важнее для меня как для художника, то о ЧЕМ говорили собеседники в этой теме или то, КАК они говорили?
Да, приходится много копать литературы, смотреть видео, лазить в инете, но ничто не заменит нам беседы с живыми людьми, которые знакомы с "каково это" лучше нас.
Бальзак не стеснялся красться за крестьянским семейством, идущем по Парижу и смотреть на их ссоры -разговоры. Знаменитый художник, написавший "Меньшиков в Березове" гнался за нужной ему натурщицей через весь город, рискуя прослыть маньяком. Что же по сравнению с этим прослыть незнающим и нуждающимся в постоянной консультации? Для того, кто собрался работать с литературой - малая жертва.
Предлагаю несколько советов в помощь автору фэнтези, кторый неизбежно затронет тему фехтования.
Эта статья является доплнением одноименной. Автор, начавший тему, выбрал фехтовально-техническую направленность темы. Я же обращусь к художественно-технической. Надеюсь, обе они удачно осветят вопрос с двух сторон.
Начинающий автор может ничего и не знать о законе жанра, но знает, что читателю вынь да положь "эти самые боевки". Делай что хочешь, хоть за уши их притягивай. Читатель их ждет и обманывать его нельзя.
Итак, тема настоящей статьи:
КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ БОЕВКА БЫЛА, И ЧТОБЫ ВАМ ЗА НЕЕ НЕ БЫЛО НАРЕКАНИЙ -
-от знатоков фехтования, и ведения боя,
-от знатоков законов литературы
1). СТАРАЙСЯ КОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ ВПЛОТЬ ДО МЕЛОЧЕЙ
Все, а особенно представители мужского пола не хотят казаться несведущими, но тут приходится обращаться к знающим людям и задавать вопросы, порой даже сознавая их наивность. Для примера собственной бестлоковости автор может сослаться на здешнюю тему "Меч и клевец". Один из участников этой темы справедливо упрекнул меня в неудачной организованности темы и посоветовал отредактировать. Я бы это сделала из обязанностей перед собаседниками, но, пожалуй, оставлю как есть. Этакий памятник как ищется материал вслепую.
Кстати, господа пишущие, угадайте, что оказалось важнее для меня как для художника, то о ЧЕМ говорили собеседники в этой теме или то, КАК они говорили?
Да, приходится много копать литературы, смотреть видео, лазить в инете, но ничто не заменит нам беседы с живыми людьми, которые знакомы с "каково это" лучше нас.
Бальзак не стеснялся красться за крестьянским семейством, идущем по Парижу и смотреть на их ссоры -разговоры. Знаменитый художник, написавший "Меньшиков в Березове" гнался за нужной ему натурщицей через весь город, рискуя прослыть маньяком. Что же по сравнению с этим прослыть незнающим и нуждающимся в постоянной консультации? Для того, кто собрался работать с литературой - малая жертва.
Чаще всего для описания боя не нужно прописывать тонкости фехтовального поединка, даже если в нем сходятся два суперфехтовальщика. Главное - указать во время боя саму, композиционную цель боя.
Многие слепо описывают по всех форме поединки как репортажи по фехтованию на соревнованиях. Но читателю это не нужно. Сыпанье терминами покажет вашу осведомленность, но не скажет правду о вашем герое.
Многих сбивает с толку Сапковский со своими синистрами, квартами и декстерами. Мало кто может себе представиь бой ведьмака во всех тонкостях, разве что только дотошные знатоки. Но Сапковский и не расчитывает на понимаие читателя. Он вспечатляет своей недоступностью и невообразимостью боя для простого читателя. В этом, скорее всего, его цель. Иначе бы его книги пеестрели сносками.
А что ты хочешь от своего читателя? Чтобы он жил твоем героем во время боев, как в герое Даггена "Деус вульт"? Испытывал напряжение, как в битве за Чердынь в "Сердце Пармы" Иванова?
ТОгда добейся, чтобы все увидели КАК это делают твои герои, а не ЧТО они делают. В конце концов, на какой вопрос о твечает хорошее описание?
А при чем здесь фехтование, если не репортажить приемы вплоть до тонкостей? Зачем дотошно расспрашивать народ? Стоит ли? Стоит. И нырять придется глубоко. Глубже, чем просто фехтовальщику. Описывать придется не форму. Описывать придется суть.
КОНЕЦ.
Выскажитесь точнее, пожалуйста. Вы имели в виду неоправданную натуралистичность или пропоганду садизма?
Как мы говорили выше- описание боя дело неблагодарное. Как и любого описания его следует избегать.
А тут ваш друг застанет вас за рукописью и задаст традиционный дурацкий вопрос "а боевки там есть?" и попросит почитать именно эпизод "боевки". Дайте ему хорошего пинка. Описание боя в литературе эпизод второстепенный, вырванный из контекста он может ничего не сказать читателю. Опытный литературовед, конечно, смекнт, что вы хотели им сказать и какую смысловую нагрузку в него вкладывали, и какое место в композиции он занимает. А любителей эффектного зрелищного махача надо попросут отсылать к фильмам. Пусть там и зырит боевки ради боевок.
Задача эпизода боя в литературе иная, чем сцены боя в фильме.
Поговорим о некоторых особенностях построения фехтовального эпизода, который имеет свои особенности от других боевых сцен. Конкретно - о фехтовальном поединке. Впрочем, о чем еще начинать разговор, когда речь идет о фехтовании, как не о поединке? Самый традиционный и выигрышный с художественной точки зрения поединок - это фехтовальный, в то время как самый выигрышный с художественной точки зрения коллективный бой - это центробежный мордобой, в который вовлекается все больше народу... Таковы законы жанра.
Идеальным пособием нам станет пример знаменитого поединка трех мушкетеров с дАртаньяном против гвардейцев кардинала. (А ну нос не воротить, сама не люблю Дюма, но раз собрались быть сочинителем фентези, будьте добры штудировать все, что полезно, а не вкусно).
Ни один фехтовальщик не назовет этот поединок наглядным пособием техники, никто не скажет, что она эффектно-зрелищна. Иное делает ее одной из самых знаменитых фехтовальных сцен в мировой литературе.
Об этом романе говорят, что он подобен четырехлистнику клевера. Удачное выражение. Соединены четыре персонажа, один из которых может существовать сам по себе, а три других составляют едиое целое несмотря на самобытность каждого.
А вот ты попробуй соедини грамотно три сюжетные линии в одну и приставь к четвертой.
Линия сюжета о провинциале, который не имеет никаких предпосылок вписаться в нужные ему круги ( ни денег, ни связей, рекомендательное письмо и то сперли).
Линия сюжета о трех товарищах, живущих по законам дружбы и мушкетерского братства, которые потрепели пусть и славное, но все же поражение от гвардейцев кардинала на улице Феру.
Что такого должно случиться, чтобы три мушкетера приняли бедного гасконца в свой тесный круг как равного? Чем он может завоевать их расположение? Только шпагой.
Для сведения воедино сюжетных линий поединок неизбежен. Не важно как, с кем, при каких обстоятельствах, но фехтовальный поединок должен соединить по замыслу автора четырех товарищей, а эпизод боя понесет в себе функцию сведения сюжетных линий и отправную точку сюжетного паоворота.
Все. От описания боя не отвертеться.
Подобно фехтовальщику, скрывающего истинные намерения ложными движениями, Дюма под ложным мотивом скрывает истинный и по-настоящему разящий.
Читатель на верит в то, что трехкратный вызов дАртаньяна окончится трехкратной дуэлью с героями, завоевавшими его симпатию. Поскольку поединок не может не состояться (это подлый обман читателя), то ожидается применение мотива "Незавершенного поединка", который свяжет героев дружбой.
(Наиболее наглядно этот мотив представлен в аниме-версии "Семи самураев", настолько наглядно, что не имеет смысла уточнать с кем и как).
И читателя готовят к этому: дАртаньян завоевывает расположение Атоса. Обнаруживается трехкратный вызов на дуэль, ставящий всех присутствующих в курьезную ситуацию.
Но мотива "незавершенного полединка" не состоится. Появление гвардейцев кардинала вскрывает истинный мотив поединка, обусловленного сюжетом: "Бой-испытание новичка, к которому было предвзятое отношение".
В литературе в каждом поединке есть интрига боя. Не кто кого, как в жизни. В приключенческой литературе и так понятно, что всех сделает герой. Вопрос в том, как он это сделает.
Участники поединка могут быть неравны по возможностям. Герой может быть слабее противника. Тогда играет большую роль эффект случайности. Например, в порцессе борьбы герой оглушает пративника случайно подползшей черепахой. Банальный мордобой нуждается в неожиданных завершениях.
Но к фехтовальному поединку это не относится. Интрига фехтовального поединка в том, что противники приблизительно равны по возможностям или внешне выглядит, будто противник сильнее героя. Например, дАртаньяну на поединке достается опытный титулованный фехтовальщик де Жюссак. Верх может взять опыт или бешеная энергия молодого фехтовальщика? Преимущества у каждого разные, но друг друга уравнивающие. В этом и есть острота поединка. На вопрос "как?" мы можем ответить, что дАртаньян победил, вложив в поединок весь свой пыл и потратив на него вдвое сил, чем требовалось.
Эффект случайности в фехтовальный поединок вносить не желательно, если по вашему замыслу герой должен одержать полноценную победу, а не просто спастись от портивника, который ему не по зубам (это будет уже не поединок, а история о том, как герой чудом спасся.
Помощь герою в фехтовальном поединке должна быть такова, при которой уравниваются шансы с пртивником. Например, дАртаньян выбивает шпагу у Каузака, противника Атоса и дает раненому перевести дух. В результате Атос сам расправляется со своим противником. Друг героя может подать ему оружие, подвести коня, предупредить криком, что позади лужа - но победу герой должен одержать сам.
В результате, когда сочинитель садится за описание поединка, то он должен ответить на вопрос кто будет адекватным противником героя (не слабее, не сильнее), какие сильные стороны он противопостаит герою и за счет чего выиграет герой. Как победит герой. Таким образом создание поединка и его описание не составит труда.
Выкладывайте сюда. Любой. Желательно регион и период, когда происходил поединок или с которого списан контекст событий. Напр. пан Сапковский очень любит Европу 14-15 веков.
КОНЕЦ
1. ЕЩЕ РАЗ ОБ ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ПОЕДИНКА.
Можно впечатлить читателя знаниями о том, что рыцари перед боем в качестве талисмана клали под шлем волосы своих возлюбленных. Пардон, не с головы.
Можно еще больше поразить читателя тем, что древние германцы перед боем, дабы сохранить возможность иметь потомство, закрепляли эту самую возможность за пирсингованное кольцо в недоступном врагу месте.
Читатель впечатлится и, скорее всего, поржет вместе с вами, если вы хотели это представить как пикантную подробность и вставили момент удачно. Или над вами, если вы хотели передать через это колорит эпохи, но сделали это поверхностно. Или отнесется к этому серьезно, если вы заставите читателя смотреть на физиологию эпохи глазами героев.( Вряд ли древним германцам было весело во время этой процедуры).
Честь вам , слава и хвала, если вам удалось заставить читателя через подобное проникнуться в дух эпохи. Только не дай бог такой книженции попасть маниакально настроенному мастеру, который проверяет задоспешенность бойцов на предмет историчности. ..
В общем, стиль и тон повествования должны вам подсказать, как решать в книге натуралистичные подробности. Это касается и фехтовальных поединков. Описание фехтовального поединка чаще всего и становится жертвой эксперимента начинающего сочинителя, который не знает сколько крови допустимо в его случае изображать.
Своеобразие описания фехтовального поединка в том, что акцент делается на противоборстве, а не на результате.
2. СТИЛЬ. НО НЕ ФЕХТОВАНИЯ, А ЛИТЕРАТУРНЫЙ.
Если вы взяли простой стиль приключенческой литературы, пытаетесь заинтересовать читателя ситуациями, в которые попали герои, то достаточно лишь упомянуть, что в конце поединка один проткнул другого и читатель будет удовлетворен.
(N.B!).Обращаю внимание на отличия мотива гибели во время поединка от мотивов расправы, казни и различных способов убийств.
Если вы взяли мрачный тон, примером которого может послужить Гаррисон «Молот и крест», то вы можете прорисовывать натуралистические подробности казней, пыток и прочих зверств. Можете придать оттенок натуралистичности концам фехтовальных поединков . Стиль свое потребует. Но учтите, что тяжелый колорит будет застить изображение фехтовального поединка. Не столь важна будет интрига боя, образы поединщиков и других нюансов, которые всечет за собой единоборство. Никуда не денешься от этих «Трех мушкетеров», где три мушкетера и гасконец всех протыкают шпагами, но это не выглядит зверским убийством, за которые можно героев от души осудить. Чем внимательнее я смотрю на эту книгу, тем больше убеждаюсь, что она настоящее пособие для авторов, которые решили затронуть мотив фехтовального поединка.
Впрочем сага Сапковского о Геральте и Цири тоже является своего рода пособием натуралистичного подхода к последствиям фехтовальных поединков. При виде побоища, устроенных ведьмаком, всегда будет кто-то блюющий над разрубленными телами.
Убедителен Дюма в своей точечной, словно укол шпаги, описательности. Убедителен Сапковский, который заставляет поверить не столько в умелые замахи ведьмачьего меча, сколько постичь поединок через наваленное мясо и кровь. Каждый описывает своим стилем свой вымышленный мир. Для этого и выбирает свои способы описания боя.
3. А ЧТО ДЕЛАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ СОЧИНИТЕЛЮ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПОЕДИНКА?
А начинающий сочинитель пусть тщательно взвесит, насколько будет натуралистичен его поединок. Бывает, новичок-сочинитель тужится и пытается выдавить на страницу фехтовального поединка хоть одну каплю крови «как у Сапковского или в японских фильмах», хотя стиль и идея требуют, чтобы читатель больше впечатлился от изящной проработки моментов фехтования. Когда описываешь поединок, проверь, на чем акцент – если на самом описании фехтовального искусства бойцов и их характера, стоит ли затмевать поединок загромождением мяса?
Только показать ты должен не вонючий гной и не разлагающуюся кровь, а ЧЕРЕЗ плоть и кровь колорит эпохи. И если поединок будет прилизанным, продуманным по всем тонким правилам – читатель почувствует себя обманутым.
И опять вернемся к тем двум моментам подготовки к бою средневекового воина, с которых начали. Если показать САМИ моменты – то они вызовут смех. Если в произведении, стиль которого завязан на натуралистичности, показать ЧЕРЕЗ подготовку к бою средневекового воина, то они могут иметь обратный эффект: заставить читателя проникнуться страхом героя перед боем. Обратите внимание на момент в романе Даггена «Деус ле Вульт!», когда герой совершает одну из ошибок кавалериста – забывает помочиться перед боем, и как ту же ошибку совершает комический персонаж Сапковского Зывик…
В любом случае натурализм должен быть оправдан – для комизма или прорисовки колорита. Но неоправданный натурализм марает одни из самых выигрышных сцен, на которых выруливает сочинитель – на фехтовальных поединках - более эффектных, чем диалоги...
Такова уж природа человека, что ему очень нравится читать в мягких тапочках и за кофейком повествования о том, как кому-то дали в морду, а то и вовсе убили. Порой повествование не дает ему даже испугаться и попереживать из-за того, сколько народу полегло на страницах, чтобы поддержать его интерес.
Поскольку жанр классической фэнтези накладывает на нас определенные ограничения, то такие разновидности уничтожения ближнего нашего как перестрелка, дуэль на огнестреле, бомбардировка для нас лишние. Потому рассмотрим только три вида литературного описания мордобоя: битва, драка и поединок (который в фентези в обязательном порядке фехтовальный). Даже если два волшебника обстреливают друг друга смертоносными лучами из посохов, в конце поединка высока вероятность того, что придется скрестить эти посохи, если вы, конечно, пишете не комическую фентези, в которой они должны схватить друг дружку за волосы или защипнуться за плешь.
Битва подразумевает сражение войск. Поединок – сражение двух фехтовальщиков. Драка … она и есть драка. Итак, рассмотрим, как и в чем эти три вида увлекательного членовредительства отличаются по ключевым признакам.
А. Н а ч а л о. (Причины).
В основе любого столкновения лежит конфликт. Чем больше народу в нем участвует, тем он ,конечно, глобальней. Для битвы конфликт должен назревать продолжительно. Пример – битва пяти армий в «Хоббите» Толкиена. Предпосылки для этой битвы стали назревать еще с той поры, как Торин Дубощит решил организовать поход на Одинокую гору, а орки потеряли благодаря Гендальфу своего предводителя в Туманных горах. Одинокая гора без Смога нужна всем. В том числе и людям с эльфами. Орки жаждут мстить гномам… Все сюжетные линии ведут к большой битве.
В противоположность битве драка – вещь спонтанная. Конфликт, организующий драку, лежит на поверхности. Чаще всего предельно прост. «Сначала собака не любит кошку, а аргументы подыскивает потом». Часто драка изображена комически. Конфликта, как правило, не разрешает. Начаться может запросто как лесной пожар. Хоть к ней и бывают предпосылки (например, герои долго друг друга терпят, наносят по ходу повествования взаимные оскорбления, а потом из-за мелкой поддевки один дает плюху другому), она должна восприниматься окружающим персонажам неожиданностью.
Фехтовальный поединок иное. Здесь имеет место конфликт межличностный. И его можно возвести на высоту, которую не знала ни одна битва (бой сверхгероев за высокие цели), его можно выставить комически (пример найдите в теме «Забавные ситуации»#7), где даже суть конфликта не важна настолько, что даже излишне упомянуть. Он не может быть спонтанен, и происходит в условиях, при которых читатель ожидает поединка. И эти ожидания обманывать нельзя. Если Питер Блад , герой Сабатини, во время нападения испанцев на Барбадос захватил у убитого испанца шпагу, то он неминуемо совершит как минимум один важный поединок (спасет Мери Трейл). Отрицательный пример – слабое место в романе Дюма и Маке«Три мушкетера», когда гасконец провожает Бекингема и Констанцию по опасной улице как охранник и ничего не происходит. Такой косяк этот хмырь Дюма компенсирует иными поединками, но все же… В фильме по книге сценаристы предпочли это исправить.
Так как спонтанность поединка исключена, к нему нужна прелюдия. Образцом прелюдии является блестящая сцена Сабатини, в которой Блад спорит с Левасером и одерживает над ним моральный верх.
Предпосылки к межличностному конфликту видны едва Блад и Левасер знакомятся. Разрешится этот конфликт мог бы по-иному. Это мог быть и морской бой между «Арабеллой» Блада и «Ла Фудр» Левасера. Это могла быть кабацкая драка между командами пиратов на острове Тортуга. Поводов для обострения конфликта можно было найти достаточно. «Сначала собака не любит кошку, а аргументы подыскивает потом».
Но в силу многих закономерностей жанра конфликт разрешается фехтовальным поединком. Потому, что в прелюдия фехтовального поединка может быть эффектна и сфокусировать в себе сразу
Битва может начаться внезапно, неожиданно для читателя и главных героев. С неожиданного нападения. Пример – та же битва пяти армий в «Хоббите». При своей закономерности, она все же неожиданна.
В драку герой может ввязаться импульсивно, без прелюдий и переговоров с противником. Пример – в «Похождении бравого солдата Швейка». Там драку с почтенным венгром затевает сапер Водичка. Драка разрастается так, что никто не может остаться в стороне, в том числе и Швейк. И хотя причина разросшейся драки лежит на поверхности – национальная рознь, - драка так же является неожиданным исходом событий. Начинается же все вещей совершенно далеких от драки – Швейк идет улаживать любовные шашни своего офицера, и к нему присоединяется по пути сапер Водичка. Но ситуация в лоскутной империи Габсбургов взрывоопасна: насильственно объединенные народы, разделение наций на сорта, в которых славяне относятся к третьему – серьезная предпосылка для конфликта. Сапер Водичка ищет повод, чтоб набить морду мадьярам, и он его находит. У Швейка нет причин для ненависти к дерущимся, но он чех и будет помогать в драке чешским пехотинцам против венгерских гонведов.
Итак, для любого вида боя нужны КОНФЛИКТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ. Но для поединка нужна большая ли, малая, но прелюдия. Особенность собственно фехтовального поединка в том, что эту прелюдию МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭФФЕКТНОЙ и тем самым оттенить фехтовальный поединок, придать ему колоритную особенность, не свойственную иным видам боя.
Б. О технической победе в бою, или при каких условиях должен свалиться шлем врага, а тот подставить лысину под удар. (Случайность)
Изображение драки хорошо тем, что в ней можно использовать любые приемы и подручные средства. На любой стадии драки. В критический момент всегда можно подсунуть в руку персонажа кирпич или коровью лепешку. Смотря где дерутся.
В битве арсенал подручных средств ограничен. Зато неожиданностей больше. Потеря и обретение оружия, вовлечение или выход из битвы, повреждение доспехов, перемещение по полю боя.
В фехтовальном поединке «техническая победа» положительного героя над врагом может случиться только при одном условии: если противник превосходит героя по всем статям и только счастливый случай поможет ему выиграть. Добровольное вступление в поединок с таким героем должно расцениваться по здравому смыслу как самоубийство и должно быть обусловлено теми же причинами, что и самоубийство (самопожертвование, «нечего терять», дурость, безысходность). Пример – эпизод из новелл Сабатини. Шкипер Блада по влюбленной глупости ввязывается в поединок с сильным фехтовальщиком. Чтобы спасти своего шкипера, Блад ослепляет его противника солнечным бликом от подсвечника.
Принудительное вступление в поединок должно быть обусловлено теми же причинами, что и убийство. К принудительному поединку должна вести интрига. Подобный поединок относится к разряду покушения и положительный герой не потеряет лицо, если не станет дожидаться, когда его потенциальный убийца встанет из лужи. Кто-то даже отнесет это не к поединку, а к мотиву самообороны. И все равно будьте в таком случае осторожны, чтобы герой не потерял лицо. Не психологический роман пишете, а приключенческую литературу. Больше одного раза по закону жанра лица ему терять не положено… Хотя если вам нужно, чтобы один-единственный раз герой потерял лицо, то фехтовальный поединок для этого очень удачная идея.
Случайные победы в поединках без риска потерять лицо одерживают комические персонажи, плутовские и авантюристские.(Герой Белянина в «Мече без имени», принц Корвин у Желязны в поединке против старшего брата).
Итак, случайность в битве или драке добавляет ей соли. Случайность в фехтовальном поединке – тема скользкая. Ее лучше избегать. Чаще используется случайность против героя, если герой классический. Или же за героя, если он комический. Или же случайности нет, «техническая» неувязка произошла, подстроенная злодеем или плутовским героем.
В. П о с л е д с т в и я.
Драка лишь иллюстрация конфликта. Лишь частичная разрядка для участников, если они остались живы. Глобальных конфликтов в драке не решишь. Но она полезна, если надо кого-то убить низкой смертью, обезвредить на время по части нездоровья, испортить репутацию. А главное – ОБНАЖИТЬ конфликт.
Битва является кульминацией конфликта. Как правило, последствия битв значимы для его разрешения. Пример – битва пяти армий в «Хоббите», разрубающая гордиев узел межличностных конфликтов (между Торином и Бильбо), между народами (гномами и людьми), вечными врагами (орками и остальными расами).
Поединок разрешает прежде всего конфликт между личностями, а потом уж между силами, стоящими за ними. (Дарт Вейдер и Люк Скайвокер). Не будь напряженно личностного противостояния между отцом и сыном, поединок рисковал стать голой идейной битвой с малым количеством участников. И тогда ее надо было бы обогащать общим побоищем. Второстепенные герои на заднем плане дрались бы со штурмовиками.
Итак, поединок прежде решение между личностями, а уж потом между идеями. Битва – решение между идеями, а уж потом между личностями. Драка – чаще не решение, а иллюстрация накала конфликта, если у нее нет летального исхода.
Г. Место в композиции.
Если битва дана в завязке, то дальнейшее повествование посвящено последствиям этой битвы. Кстати, в этом случае потребуется емкая задержанная экспозиция и придется постараться разбросать ее части по всему повествованию. Заранее вам сочувствую, если вы решите так запариться. (Хотя это обогатит книгу). Самый удобный вариант для помещения битвы это кульминация. Причем она может не совпасть с кризисом повествования. Пример – в «Хоббите» кризис наступает при осаде людьми Одинокой горы. Ложное разрешение кризиса – передача Бильбо Бэрду Оркенстона, сердца горы и сердца Торина. Казалось бы, теперь гномы и люди пойдут на переговоры и повествование завершится. Но Толкин копил предпосылки для битвы пяти армий на протяжении всей истории… Что толку в договоренности между людьми и гномами, если орки, тоже заинтересованные в сокровищах горы, не сказали своего слова? С помощью битвы окончательно завершаются все конфликты в «Хоббите». И между людьми и гномами, и между светлыми расами и орками. Кризис принадлежит к одной сюжетной линии, кульминация другой. Но она окончательно ставит жирную точку. Далее – ненапряжная развязка.
А вот драку удобно ставить в кризис эпизода. Она обнажает конфликт, а уж кульминация – это принятие решения что с этим конфликтом делать. (Герои решают мириться и стать друзьями на всю жизнь, \ становятся заклятыми врагами, \учителя принимают решение не сажать их за одну парту). Удобно ставить ее в завязку – драка может дать толчок развитию повествования. Мобильная вещь драка.
Место изображения поединка всегда в кульминации! Всегда, хоть вы тресните. Кризис чаще всего идет отдельно от кульминации и принадлежит одной с ней сюжетной линии. Пример – кризис в главе о поединке Блада и Левасера (Блад перетягивает на свою сторону пиратов Левасера, выкупает детей губернатора и тем самым выводит Левасера из себя). Кульминация – поединщики хватаются за шпаги. Кризис – причина. Кульминация – следствие.
Д. Предотвращение.
Битву может предотвратить или прервать нечто глобальное(угроза большей армии двум малым враждующим, стихийное бедствие).Просто так битву прерывать нельзя. Только если нужно спасти армии для дальнейшего повествования. (И битва не должна быть помещена в кульминации)
Особенности поединка таковы, что его участники либо должны уединиться, либо не иметь среди присутствующих свидетелей желающих их разнять. Поэтому сочинитель должен позаботиться об удалении или нейтрализации всех, кто хочет предотвратить поединок. Или же, если он хочет его прервать – своевременное появление предотвратителей. Тогда поединок считается неоконченным, что не разрешает конфликт и продолжает повествование по восходящей дальше.
Е. Особенности разрастания.
В битве к армии может подойти подкрепление, что может стать одним из сюжетных решений.
В драке по кличу «наших бьют!» можно увеличить количество участников и поменять значение драки.
Поединок расширить нельзя. Если помощь одной из сторон будет слишком активна, то это будет не поединок и смысловой нагрузки поединка бой лишится. Помощь герою должна быть– минимальна. Если, конечно, герой главный. В рассказе, где Блад ослепил соперника своего шкипера бликом от серебряного подсвечника главным героем остается Блад, хоть и основное содержание посвящено любовной истории шкипера и соперничеству.
Итак – изображение фехтовального поединка штука тонкая. Оно загнано в жесткую композиционную схему и подчиняется непререкаемым законам. Поэтому именно этому виду боя необходимо придавать оттенок самобытности, чтобы избежать шаблона. Часто изображение поединка занимает несколько строк, но именно в них сочинитель может так напортачить, что хоть святых вон выноси. Изображение фехтовального поединка – это маленький алмазик в три карата, который надо еще огранить и достойно оправить . А нет – так он станет для вас камнем преткновения, не осилив который можно развалить жанровость приключенческого произведения.
Перумова и Сапковского почитайте...