Статья - Практика использования техник Кендо в условиях отечественных Клифов

Единоборства
Единоборства: Статья   Практика использования техник Кендо в условиях отечественных Клифовhttp://zhurnal.lib.ru/o/ogoblin/kendo.shtml

Благодаря стараниям средств массовой информации достаточно большую популярность у населения приобрели пришедшие из страны Восходящего Солнца техники боя с легким двуручным оружием, более известным в массах как "катана". Я не буду углубляться в область металлургии, дабы не вызывать набивших оскомину споров по поводу эффективности данного оружия в боевых условиях. Впрочем, некоторую оценку конструкции данного оружия в рамках рассматриваемой проблемы все же дать придется. Итак, кактана, не смотря на несколько преувеличенные слухи о ее эффективности, сочетает в себе два принципиально отличающихся качества. Как известно, при рассмотрении практики использования любого оружия существует два ключевых параметра оценки - удобство использования и эффективность. Эффективность оружия представленна прежде всего "заточенностью" оружия под используемую его владельцем технику/техники. Упращая, речь идет о универсализме и специализации оружия. Как правило, чем более универсально оружие (а значит, и удобно в использовании), тем менее оно специализированно. К примеру, каролинг, крайне эффективный при использовании некоторых техник ("Сокрушение", "Берсерк", и т. п.), весьма неудобен при использовании расширенного технического арсенала в силу своих ТТХ. Катана же в этом отношении представляет парадокс (или исключение, подтверждающее правило) - весьма удобное (особенно для новичков) оружие позаволяет использовать крайне специализированную технику Кендо. Таким образом, В какой-то мере катаны подтверждают ажиотаж вокруг них. Однако что хорошо для новичка, становится проблемой для бойцов, занимающих более высокую ступень в искусстве (если те, конечно, не используют техники Кендо). Однако любая специализированная техника, к каковым и относится Кендо, предъявляет ряд жестких требований к "пользователю" :) .
67 комментариев
avatar
Как показывает практика освоения данного исскуства на просторах нашей родины, уникумы, способные реализовать все преимущества данной техники встречаются хорошо если в пропорции один из десяти бойцов (такая же редкость, как и "природные" двумечники). Еще где-то двое из десяти просто способны использовать данную технику. И дело даже не столько в тренированности (хотя тренировки играют важную роль), сколько в природной предрасположенности. Основные требования техник кендо: Высокий уровень реакции, умение быстро перемещаться и держать твердую дистанцию, а также умение наносить короткий фиксированный не инерционный удар. Основа этого стиля - скорость и дистанция. Находясь вне пределов досягаемости противника, выявить подходящий момент, резко сблизится, нанести удар, и разорвать дистанцию до ответной атаки противника. Приведу пример из моей личной практики - мой противник обладал всеми вышеперечисленными качествами, и если на коротких клинках и обычных европейских мечах я его значительно превосходил, то в тот раз моим оружием являлся чужой каролинг (хоть я и специализируюсь на парных коротких клинках), мой же противник был вооружен катаной. Я так и не смог достать его каролингом, ибо он мастерски разрывал дистанцию. Затем он подловил меня на замахе и, сблизившись, нанес удар в запястье, после чего столь же быстро разорвал дистанцию. Мое чистое поражение. Несмотря на некоторую каррикатурность соотношения скоростных параметров выбранного оружия, сам по себе бой довольно показателен. Однако такая природная предрасположенность к кендо - большая редкость. Кроме того, основные преимущества техники кендо оборачиваются палкой о двух концах. Высокая скорость боя сказывается на малой вариативности действий практикующего техники кендо. Работа на рефлексах вообще характерна для фехтования, но в случае наращивания скорости в ряде техник осмысленное ведение боя практически не возможно. Таким образом, кендоисты менее гибки в выборе ответной реакции. Более того, в случае возникновения ситуаций, выпадающих из привычных рефлекторных алгоритмов, кендоист может растеряться и совершить ошибки. Также кендоисты по тем же причинам значительно хуже реагируют на ошибки своих противников. Таким образом, если средний боец в силу своей универсальности несколько проигрывает среднему кендошнику в скорости, оказывается в выигрыше на уровне тактики и использования ошибок противника. Кроме того, кендошники склонны теряться в тех случаях, когда их оппонент проводит массированную атаку на ближней и средней дистанции, не позволяя ее разорвать. Из выше перечисленного мы можем сделать следующие выводы: кендо, как одна из нескольких наиболее удачных скоростных техник, обладает рядом преимуществ и недостатков. В условиях ЭрЭфии эффективность использования данных техник затрудняется особенностями сложения, образа жизни, и природной предрасположенностью населяющих ее народов.
avatar
ИМХО, если говорить о настоящих кендоистах, а не тех людях которые пытаются воспроизводить оригинальную японскую технику самостоятельно, то автор не совсем прав.

1. "...уникумы, способные реализовать все преимущества данной техники встречаются хорошо если в пропорции один из десяти бойцов..." - не совсем так. Просто люди, которые занимаются кендо серьезно и успешно как правило не очень интересуются другими направлениями, особенно не традиционными.

2. "Основные требования техник кендо: Высокий уровень реакции, умение быстро перемещаться и держать твердую дистанцию, а также умение наносить короткий фиксированный не инерционный удар." - это не требования, это особенности, все это нарабатывается, кроме конечно скорости реакции, которая впрочем там вообще лишняя, кендо не обязательно требует высокой скорости реакции.

3. "Основа этого стиля - скорость и дистанция." Основа этого стиля контроль центра, контроль дистанции,однозначность техники и чистота ее исполнения. Скорость сама по себе, опять таки, не обязательна.

4. "Высокая скорость боя сказывается на малой вариативности действий практикующего техники кендо." - не так. Малая вариативность связана с требованиями квалификации удара.

5. "но в случае наращивания скорости в ряде техник осмысленное ведение боя практически не возможно" - не так. Вернее так не должно быть, хотя начинающие кендоисты часто действуют с более высокой скоростью, чем нужно.

6. "Таким образом, кендоисты менее гибки в выборе ответной реакции." - только в смысле исходной ограниченности технического арсенала, хотя тоже вопрос не столь уж однозначный.

7. "Более того, в случае возникновения ситуаций, выпадающих из привычных рефлекторных алгоритмов, кендоист может растеряться и совершить ошибки." - в каком-то смысле - да, но это на самом деле отдельный и очень сложный вопрос. Моя небогатая, увы, практика в этой области показала, что если у кендоиста в руках синай, а противник имеет надежную защиту головы, то таких проблем не возникает.

8. "Кроме того, кендошники склонны теряться в тех случаях, когда их оппонент проводит массированную атаку на ближней и средней дистанции, не позволяя ее разорвать." - опять таки - наденьте надежную защиту головы и корпуса и ситуация резко изменится. Еще тут должны сказываться все те же принципы квалификации удара. Кендоист теряется, поскольку с его точки зрения с такой дистанции нанести удар нельзя - он не будет эффективным.
avatar
По прочтении текста не очень понятно, почему автор так сосредоточился именно на кендо. Складывается впечатление (возможно, ошибочное), что кендо для автора олицетворяет все японское фехтование.
Кендо, насколько я понимаю, есть путь воспитания духа, с одной стороны, а с другой - весьма формализованный спорт, с соревнованиями и правилами.
Однако кроме кендо, есть же еще старые школы фехтования, такие как Катори Синто рю, Синкаге рю и подобные.
Другое дело, что их адепты, особенно высокого уровня, как правило, мало интересуются истфехом и вообще не склонны кому-то вне школы что-то показывать и доказывать ))
Ну и о частностях ))
"в случае возникновения ситуаций, выпадающих из привычных рефлекторных алгоритмов, кендоист может растеряться"
а не-кендоист - не растеряется? ;) правильно ли я понял, что теряться при разрыве шаблона - это уникальное свойство кендоистов?
avatar
Подозреваю, что автор не абстрактно сравнивает направления, а анализирует, что может взять истфех у тех направлений, которые относительно распространены в России.
avatar
Возможно, я не очень хорошо понимаю, что такое истфех...Имеется в виду воссоздание стилей и техник фехтования прежних эпох? Но если так, то в случае с японскими школами ничего воссоздавать и изобретать и не надо: там традиция и не прерывалась, иногда века так с шестнадцатого.
Стоит только захотеть...Не на каждой улице есть, конечно...да и всегда оговаривается право инструктора самому решать, кого учить... зато - традиция...
А на тему "что может взять истфех у тех направлений"... а что они захотят ему дать? Кендо и правда - наиболее распространенное и открытое японское фехтовальное направление, да и то - много ли серьезных практиков кендо заняты истфехом? Не уверен.. А начинающие ничего путного дать не могут.
И потом, если истфех ориентирован на европейскую традицию - зачем ему что-то заимствовать из японских стилей?
avatar
К сожалению, так уж исторически сложилось, что над воссозданием техник как таковых в России не очень заморачиваются и современный российский истфех выглядит (не имея в виду поголовно всех его представителей, но сложившуюся общую картину) дисциплиной еще более спортивной, чем кендо. А почему истфеховцы не занимаются ТБИ связанными с применением оружия - тема для отдельного большого обсуждения.
avatar
я успешно использую удар сверху вниз подсмотренный мной в кендо (не знаю как называется). в защите - отсекаю им практически все атаки оружия противника, и сразу в свою атаку перехожу. использую этот удар смещаясь и становясь под разными углами к противнику.
avatar
Андрей, в кендо нет такого удара. Может в кендо-ката...
avatar
вот видите. я о том же. я не разбираюсь в кендо. так видео+пару пролистанных книг :)
однако разве совсем нет. меч поднимается над головой, а потом рубишь вниз.
avatar
Полный бред, автор нуб(в кэндо) и кэндо никогда не занимался.
ИМХО чтобы научится владеть катаной одного кэндо недостаточно.

"Находясь вне пределов досягаемости противника, выявить подходящий момент, резко сблизится, нанести удар, и разорвать дистанцию до ответной атаки противника."
Это смешно, т.е. кэндо это подбежать-> ударить -> и убежать боясь получить удар. Это не дух кэндо. Тут нет шагов назад. Нет подходящих моментов которых ждут, есть моменты, которые создают для атаки.

Сразу видно человек знаком с кэндо только по сиай.
avatar
СМЭН-УТИ — УДАР ПРЯМОЙ МЭН
кажется так называется :)
avatar
Павел sindanar Деминов
хм.. а дух кендо - разрубить противника надвое?
avatar
Андрей, если бы кендоки старались разрубить один другого, то так бы оно и было )
Но поскольку они лишь стараются попасть в нужную точку с необходимой силой, траектория удара скорее сверху вперед, чем сверху вниз. Не думаю, что Вы используете семэн в таком виде.
avatar
Сергей Потапков
Нет.
avatar
покапался у себя. у Фьоре де Либери назвается такой удар fendente.
еще видел нечто подобное в фильме "Царство небесное" - удар сокола.

p.s. а вообще интересно. посмотрел имеющиеся материалы по европейскому фехтованию двуручным мечом и по японкому фехтованию катаной. некоторая схожесть по моему есть, если представить, что в обоих случаях конкретные удары и защиты соответствуют конкретным положениям тела и меча, и весь бой заключается в переходе из одного положения в другое. ох, сори, разыгралось воображение...
avatar
точно. не использую. но теперь буду использовать )
avatar
Павел sindanar Деминов
ну тогда опишите что происходит в поединках кендо..
своими словами и если можно без "концентрация духа в нашем мече".. :)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.