Истории, притчи, афоризмы
Однажды в монастырь Шаолинь пришел ученик, чтобы обучаться боевому искусству. Его учитель приказал ему налить огромный чан с водой и начать хлопать по нему ладонями. Ученик был разочарован тем, что вместо обучения его заставляют заниматься всякой ерундой. Однако он молча подчинился. Ученик хлопал ладонями по воде, пока она не кончалась в чане и тогда он наливал воду снова и продолжал хлопать по ней. Так продолжалось два года. Спустя это время его отпустили из монастыря повидаться с семьей. Когда он пришел домой, то родственники стали просить его показать свое искусство. Ученик огорченно отвечал им, что он не научился никаким боевым искусствам. Однако родственники не поверили, и продолжали его упрашивать. В это время пришли соседи и тоже стали уговаривать показать мастерство. Парень повторил, что он ничему не научился и с досады хлопнул ладонью по столу. Удар был настолько силен, что крепкий деревянный стол разлетелся на несколько кусков. Тогда все убедились, что слава боевого искусства Шаолиня не приукрашена, а ученик понял, что два года были потрачены не впустую.
Равняясь на первых, один мальчишка упал на асфальт, кувыркнулся через голову, и заплакал. Остальные восемь, услышав плач, замедлили бег, оглянулись. А потом - остановились и побежали обратно... каждый! Одна из девушек, больная синдромом Дауна, присела возле парнишки и начала целовать, приговаривая: "Сейчас лучше?" И все девять обнялись и двинулись вместе по направлению к финишной черте. Зрители на стадионе аплодировали стоя.
До сих пор эта история находит отклик в сердцах... Почему? Потому что в глубине души мы знаем Великую Истину: самое важное в жизни - не выиграть для самих себя. Самое важное - помочь другим выиграть, даже если для этого необходимо остановиться или пойти в другую сторону... сторону, не предусмотренную правилами системы.
Когда Миямото Мусаси, один из самых известных мастеров фехтования, был еще ребенком, некий Гэнрю Сасаки, известный боец и управляющий рода Мори из провинции Аки вызвал на поединок его отца и проиграл. Сасаки не смог перенести позора, который заключался в том, что противник оставил ему жизнь, и позже предательски убил его. Месть на долгие годы стала главной мыслью, занявшей все существо юного Мусаси. Ради осуществления своей мести молодой самурай тренировался в искусстве владения мечом с необычайным упорством, а затем долгое время искал своего противника по всей стране. Он нашел его на Кюсю и они встретились в поединке на пляже Ганрюдзима. Поединок происходил ночью, в кромешной тьме от песка, поднятого с пляжа тайфуном. Мусаси сражался двумя мечами и одержал победу.
Рассказывают, что однажды Миямото Мусаси путешествовал в провинции Ига. В дороге он встретил незнакомого самурая. Мощь исходящая от его попутчика не оставляли места для сомнения. Перед ним стоял Ягю Дзюбэи известный как боец не знающий поражений. Для Ягю Дзюбеи тоже стало ясно, что перед ним известный всей Японии мастер меча. Проверить свои силы в поединке с таким противником было вопросом чести для каждого из них. Пройдя несколько метров, Мусаси повернулся, одновременно, то же сделал и Дзюбэи. "Я прошу прощения, - произнес Миамото Мусаси - Я полагаю, что вы Ягю Дзюбэи". "Да, это так, - ответил Дзюбэи, - А вы, я полагаю, Миамото Мусаси?" Мастера молча смотрели друг на друга некоторое время. Поединок, который должен был закончиться гибелью одного из мастеров, не мог удовлетворить обоих. Оба самурая отправились в ближайшую корчму и приказали принести им чай и доску для игры в "го". В течение трех чесов непрерывной игры ни одному из мастеров не удалось достичь преимущества над противником. Когда не осталось сомнения, что силы равны, оба одновременно встали, поклонились и вышли в темноту ночи. Мусаси свернул на дорогу вправо, Дзеюбэи влево. Больше в жизни они никогда не встречались.
В другой раз, путешествуя, Мусаси забрел на постоялый двор. Усевшись в углу, он положил рядом меч и заказал обед. Вскоре в комнату ввалилась подвыпившая компания. Пришельцы были с ног до головы увешаны оружием и выглядели разбойниками с большой дороги. Приметив одинокого посетителя и его великолепный меч в драгоценных ножнах, бродяги сбились в кучу и принялись шептаться. Тогда Мусаси спокойно взял палочки для еды и четырьмя уверенными движениями поймал четырех жужжавших над столиком мух. Бродяги, видевшие эту сцену, бросились наутек, отвешивая низкие поклоны.
Ученик с радостью отправился в путь. С нетерпением он ожидал встречи с легендарным Миамото, надеясь на комплименты и похвалы в свой адрес. Но прием оказался неожиданно холодным. Новый учитель молча протянул ему меч и отправил рубить дрова.
Так прошел год. Терпение молодого фехтовальщика подошло к концу, и, не выдержав, он набрался храбрости и подошел к Мусаси: "Мастер, когда вы будете учить меня пути меча?"
Мусаси с деланным удивлением посмотрел на него: "А, это ты... Ну, пойдем..." И, приведя его в зал, заставил ходить по узкой кромке татами.
Так прошел еще год. И вконец отчаявшийся молодой человек снова обратил на себя внимание учителя. И снова Мусаси сделал вид, что забыл о нем. Но на этот раз сказал: "Собирайся. Завтра пойдем в горы, и я научу тебя пути меча..."
Они долго карабкались вверх по камням и наконец присели передохнуть на краю расселины. "Принеси воды", - сказал Мусаси, указывая на текущий на другой стороне расселины ручей. Ученик подошел к краю, ступил на перекинутое через пропасть бревно, но, когда взглянул вниз, у него закружилась голова, и он через силу вымолвил: "Я боюсь".
"Боишься? - переспросил Мусаси.- Ну что ж, тогда послушай меня. Главный принцип всех боевых искусств кроется в одной формуле: "син - вадза - тай" (разум - техника - тело). Когда встречаются развитое тело и развитая техника, побеждает развитая техника, а когда встречаются развитый разум и развитая техника, то побеждает разум. Так вот, когда ты пришел ко мне, ты уже был мастером, но у тебя был недостаточно мощный удар, тебе не хватало силы - это я определил с первого взгляда, и поэтому целый год ты рубил тонким мечом толстые дрова. Потом я увидел, что у тебя есть ошибки в технике передвижения, и ты год ходил по узкой кромке. А сейчас не можешь пройти по бревну". Ученик прошел на другой берег и постиг путь меча.
"Какая же у вас школа", - заносчиво спросил юный фанфарон.
"Школа побеждающих не прикладая рук", - спокойно ответил Бокудэн.
Чтобы не причинять вреда другим пассажирам, он предложил драться на маленьком островке посреди озера. Когда лодка подошла к островку, любитель дуэлей первым спрыгнул на берег. А Бокудэн взял весло и оттолкнулся от камня. Лодка поплыла прочь от острова.
"Такова школа побеждающих не прикладая рук", - резюмировал Бокудэн, не пожелавший зря лить кровь неразумного человека.
Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим, пустым. Быть воином означает быть легким и текучим. (К.Кастанеда)
В этот момент каждый ученик задает вопрос о том, как он должен использовать эти эмоции, однако на такой неизбежный вопрос невозможно ответить. С тем же успехом ученик мог бы спросить, как ему использовать легкие для дыхания или ноги для ходьбы.
Подобные вопросы не имеют никакого смысла по той простой причине, что если вы не будете дышать, то умрете, а если не подниметесь на ноги, то не сможете ни стоять, ни ходить. Достаточно вспомнить, что никого из нас не учили тому, как дышать или ходить. Эти действия - как и все остальное, что мы делаем, - представляют собой просто проявления намерения, и в этом отношении использование эмоций ничем не отличается от дыхания и ходьбы.
Однако многие люди никогда не осваивают глубокого и полного дыхания, подобно этому, большинство людей не умеют правильно распределять вес своего тела и добиваться максимального использования своей системы мышц. Любой оперный певец подтвердит, что правильное дыхание представляет собой особое искусство, а каждый гимнаст признает, что перед тем, как он обрел гимнастическую ловкость, он провел долгие часы, долгие годы, упражняясь в правильном распределении веса тела и умении выделять и контролировать каждую мышцу в отдельности. Ученик Пути Воина проходит аналогичную программу подготовки, изучая правильное использование эмоций. Этим я хочу подчеркнуть, что все мы дышим, используем свое тело и свои эмоции, но одни люди делают это лучше, чем другие.
В мире очень мало людей, которые могут с полным правом утверждать, что контролируют свои эмоции. Большую часть времени эмоции человека частично или полностью подавляются и в той или иной степени не поддаются его сознательному контролю. И все же, искусство высвобождать и использовать эмоции совсем не сложно, хотя и требует определенного тщательного обдумывания при необходимости избежать неприятных ситуаций или нежелательных обстоятельств.
В зависимости от индивидуального уровня осознанности, эмоции являются либо чистыми и простыми, либо смешанными и сложными. Чтобы понять это, необходимо упомянуть, что существует всего четыре вида чистых эмоций: гнев, страх, радость и уныние. Все остальные эмоции являются смесью двух и более основных эмоций и потому называются смешанными. Все четыре чистых эмоции представляют собой выражения желания - физического проявления единой всеобщей силы, намерения. Гнев является желанием сражаться, страх - желанием отступить, радость - желанием жить, а уныние - желанием измениться.
Из сказанного выше должно быть понятно, почему ученику так важно учиться распознавать в своих эмоциях то, чем они являются на самом деле, поскольку только при этом условии он способен использовать их мудро и с пользой для себя. Единственный способ добиться этого - развивать тот уровень осознания, который называется полной пробужденностью, это самое первое требование Пути Воина. Стать воином в состоянии полусна просто невозможно. Воин полностью осознает, какие эмоции возникают у него в процессе восприятия, что является их причиной, а также то, каковы их цель и потенциальные возможности.
Оценивая задачу Леона, представим себе, что однажды он заметил, как сосед выбрасывает мусор под ограду его сада. Нет необходимости говорить, что Леон мгновенно приходит в ярость, однако, если он просто разобьет соседу нос, это ему ничем не поможет. Хотя в данный момент Леон с огромным удовольствием избил бы своего соседа, он понимает, что не должен этого делать. В то же время он не может просто не обращать внимания на этот случай. Леон разрабатывает план действий. Взяв с собой сумку, он аккуратно прибирает мусор, затем подходит к дому соседа и звонит.
Когда сосед открывает дверь, Леона все еще трясет от злости, но он заставляет себя успокоиться, вежливо вручает соседу пакет с мусором и говорит: "Мне кажется, вы потерли это в моем саду".
Покраснев от стыда, сосед Леона покорно берет протянутый ему пакет и бормочет какие-то извинения. Леон просто усмехается и, заверив соседа в том, что ему было очень приятно вернуть потерянные вещи, разворачивается и уходит.
В этом случае Леон не подавляет свой гнев, но действует совершенно безупречно, позволяя ярости стать движущей силой его действий. В завершение инцидента Леон остается довольным собой и понимает, что использовать эмоции таким образом на самом деле довольно весело. Кроме того, Леон осознает, что, контролируя свой гнев, он избежал того, что могло бы оказаться достаточно неприятной историей.
Если бы Леон был не агрессивным, а робким, он мог бы справиться с ситуацией точно так же - позволить гневу наполнить его смелостью. С другой стороны, если бы ему показалось не очень разумным встречаться с соседом лично, он мог бы просто положить пакет на его крыльцо, приложить к нему вежливую записку и мягко предложить соседу воздерживаться в будущем от подобных поступков. Результат был бы тем же, и так или иначе Леон смог бы выполнить свою задачу.
Однажды к ней в гости приходит ее сестра и, вовсе не собираясь обидеть Лидию, подшучивает над ее весом. Лидия мгновенно чувствует себя обиженной и начинает стесняться своей фигуры, но вместо того, чтобы вести себя по обыкновению тихо, она реагирует так, что застает сестру врасплох.
Быстро обдумав ситуацию, Лидия упирается руками в бедра, широко расставляет локти и, демонстрируя возмущение, которого на самом деле не испытывает, смело заявляет сестре, парируя колкость: "Добро пожаловать, милая сестрица. И даже если я толстая, то, по крайней мере, достаточно вежлива, чтобы моя сестра чувствовала себя у меня в гостях как дома".
Ошеломленная неожиданной для нее реакцией Лидии, сестра спешно пытается исправить свою необдуманную шутку, но Лидия вновь выводит ее из равновесия, сердечно рассмеявшись и отмахиваясь от извинений сестры. Не зная, как вести себя в дальнейшем, сестра Лидии тщательно воздерживается от замечаний в адрес Лидии в течение всего визита.
Лидия победила в битве по той простой причине, что отказалась реагировать на пренебрежение в свойственной ей манере, вместо того чтобы подчиниться своему страху, Лидия использовала его для остроумного ответа. Иными словами, хотя в прошлом Лидия замыкалась в себе из страха, что ее тело, возможно, не такое стройное, каким оно могло бы быть, то теперь она позволила своему страху перед новыми насмешками помочь ей дать сдачи.
В это мгновение спонтанной реакции первым оружием, которое подвернулось Лидии под руку, стало ее чувство юмора, и с его помощью она поменялась с сестрой ролями.
Осознав это, Уильям понимает, что у него есть два выбора: во-первых, он может попытаться подавить свою печаль, а во-вторых, он может следовать за ней и посмотреть, какой дар силы она ему принесет. Очевидно, Уильяму очень нелегко расстаться с женщиной, которую он любит, и с которой прожил больше десятка лет, и все же он понимает, что она не подавала бы на развод, если бы действительно хотела, чтобы их брак продолжался.
Решив не подавлять свою печаль, Уильям позволяет себе погрузиться в нее целиком и, к своему удивлению, обнаруживает, что грусть очищает его от какого-либо чувства обиды на жену. В это мгновение ясности Уильяму становится совершенно понятно, что его жена не столько хочет развестись, сколько отчаянно пытается избавиться от тех шаблонов поведения, которые появились у него за время их брака. Вспоминая, как его жена несколько раз заявляла, что он уже совсем не тот человек, за которого она выходила замуж, Уильям с неожиданной ясностью осознает, что развод ничего не изменит. На самом деле ему необходимо изменить те шаблоны поведения, которые вызвали раскол его супружеской жизни. Внезапно почувствовав прилив сил, а не депрессию, Уильям решает сражаться за сохранение семьи.
Благодаря рассмотренным примерам должно быть ясно, какого поведения ожидают от ученика в отношении, во-первых, его понимания эмоций и, во-вторых, умения использовать их в свою пользу.
Впрочем, следует осознать, что, хотя использовать эмоции совсем не трудно, их сознательное и эффективное применение все же остается сложной игрой. Использование эмоций в свою пользу представляет собой особое искусство, которое можно освоить только путем постоянной практики. (Теун Марез "Возвращение воинов")
Акбар представил их своим придворным, требуя определить различия.
Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких внешних и внутренних отличий не было найдено.
Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь Бирбал еще не сдавался. Обнаружив в ушах маленькие отверстия, он просунул в них тоненькую золотую проволочку и определил, что у первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок.
Подумав немного, он сказал:
- Ваше Величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка похожа на людей, у которых в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Вторая фигурка напоминает человека, который едва дослушав какую-нибудь новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя подумать. Третья же фигурка во многом схожа с теми, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через свое собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.
Однажды он беседовал с девятью своими лучшими друзьями. Это были девять самых талантливых творческих людей. А у Акбара были некоторые причуды; он неожиданно мог сделать что-нибудь такое... И, конечно, у царя не спросишь: "Почему?"
Неожиданно он ударил по лицу человека, стоявшего рядом. Это был самый умный человек при дворе. Его звали Бирбал. Бирбал подождал секунду, наверное, думая, что делать; однако, делать что-то было нужно! Он развернулся и дал пощечину человеку, стоящему рядом с ним. Это был один из министров.
Хорошенькое дело! Этот человек не мог понять: "Что происходит? Что это за шутки?".
Но теперь не о чем было волноваться. Ведь Бирбал "открыл дверь"! Недолго думая, министр влепил по уху следующему. Говорят, что эта пощечина обошла всю столицу. А ночью Акбара внезапно ударила его собственная жена. Он спросил:
- Что ты делаешь?
Она ответила: - Я не знаю в чем дело, но это происходит по всей столице. Меня тоже сегодня ударила твоя старшая жена. Она старше меня, поэтому я не смогла ответить ей тем же. Кроме тебя мне некого ударить.
- Надо же, - сказал Акбар. - Моя собственная пощечина вернулась ко мне.
явление в мире - это его персона, он никогда не сможет
по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь,
он не видит в нем ничего, кроме самого себя.
Воин должен сосредоточить внимание на связующем звене
между ним и его смертью, отбросив сожаление, печаль и тревогу.
Сосредоточить внимание на том факте, что у него нет времени. И
действовать соответственно этому знанию. Каждое из его действий
становится его последней битвой на земле. Только в этом случае
каждый его поступок будет обладать силой. А иначе все, что
человек делает в своей жизни, так и останется действиями
глупца. (К.Кастанеда)
В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.
После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:
— Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.
— Почему? Чего ты стыдишься?
— В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, — удрученно сказал горшок.
Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку, и, будучи сострадательным, он сказал:
— Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.
Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это успокоило его немного. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилась половина его воды, и поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности.
Тут водонос сказал горшку:
— Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя.
Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!
— Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб — мы победим, выпадет цифра — проиграем сражение.
Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.
— Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, — сказал ему адъютант после сражения.
— Верно, не изменить, — подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с гербами на обеих сторонах.