Родился: VI в до н.э., Цзюйжэнь, царство Чу.
Умер: согласно собственно даосской традиции, Лао-цзы – один из бессмертных. Другие считают, что
Лао-цзы покинул Китая, и место и время его смерти неизвестны. Третьи полагают, что он умер и похоронен
в самом Китае.
Основные труды: «Дао дэ цзин» («Канон Пути и Добродетели»).
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ:
Развитие Космоса происходит в соответствии с определенными образцами и принципами, которые
невозможно определить четко. Можно, однако, назвать их – хотя и не совсем точно – Дао, или Путь.
Что касается дэ (добродетели, или силы), то к ней нельзя стремиться, она возникает спонтанно,
естественно.
Лучшим способом реализации Дао во внешнем мире является принцип увэй – непреднамеренной активности.
Не следует стремиться к чрезмерной образованности, повышению эрудиции или изощренности - напротив,
следует вернуться к состоянию «необработанного дерева», или к состоянию «младенца».
Все противоположности неразделимы, комплементарны, взаимодействуют друг с другом. Это относится и
к таким противоположностям, как жизнь и смерть.
Жизнь – это «мягкое» и «гибкое». Смерть – это «жесткое» и «твердое».
Лучший принцип разрешения проблем в соответствии с Дао – это отказ от агрессии, уступка. Это не
следует понимать как призыв к сдаче и подчинению – нужно стремиться овладеть ситуацией, не прилагая
слишком больших усилий.
Наличие в обществе жестких нормативных этических систем – например, конфуцианства – свидетельствует
о том, что в нем есть проблемы, которые такая система усиливает, будучи не в силах их разрешить.
На Западе Лао-цзы известен в основном как автор «Дао дэ цзина» (Иногда даже само это произведение
называют его именем – «Лао-цзы»), однако в Китае сохранилось множество связанных с ним легенд – его
считают одним из бессмертных, святым, приписывают ему многие священные тексты, полагают, что он
был учителем Будды в Индии. И все же самая важная легенда касается авторства «Дао дэ цзин». Многие
ученые как на Западе, так и на Востоке высказывают сомнения в том, что у «Дао дэ цзина» был только
один автор, и в том, что этот текст был создан в период, когда предположительно жил Лао-цзы, и иногда
даже в самом существовании Лао-цзы как исторической личности.
Но поскольку точных сведений на этот счет нет, мы будем считать, что «Дао дэ цзин» все-таки
принадлежит кисти Лао-цзы, хотя расскажем и легендарные истории, связанные с его личностью и весьма
популярные в Китае.
Легенды о Лао-цзы
В соответствии с даосской и конфуцианской традициями Лао-цзы был старшим современником Конфуция.
Считается, что они даже встречались несколько раз. В обеих традициях признается, что Конфуций не
только испытывал почтение к Лао-цзы, но был потрясен его личностью. Однако содержание их бесед эти
легенды не пересказывают. Согласно такому источнику, как «Чжуан-цзы», Конфуций якобы пытался узнать
у Лао-цзы о сути ритуала (ли), однако этот источник вряд ли надежен.
Полагают, что Лао-цзы родился в деревне Цзюйжэнь в древнем царстве Чу и впоследствии работал в
государственной библиотеке (архиве) царства Чжоу. Тогда Чжоу находилось в упадке, но именно оно, в эпоху
своего расцвета, было для Конфуция образцом идеального государства. Постепенно Лао-цзы все меньше
удовлетворяло окружающее, и он решил покинуть Китай. Он отправился на Запад, однако начальник
пограничной стражи узнал мудреца и отказался пропустить его через границу, пока тот не изложит суть
своего учения в письменной форме. Лао-цзы ничего не оставалось, как написать «Дао дэ цзин» - небольшой
текст, состоящий из 81 главы, 5000 знаков, что он и сделал за две или три недели. Передав рукопись
начальнику заставы, мудрец сел на своего вола и удалился в западном направлении. В странах Дальнего
Востока очень популярны изображения Лао-цзы, уезжающего верхом на воле.
Все изложенное кажется специалистам весьма сомнительным, однако китайцы на протяжении тысячелетий