ВЕРХОВАЯ ЕЗДА ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ. ВЫЕЗДКА ЛОШАДЕЙ И КОНЕРАЗВЕДЕНИЕ Барон Де-Во
(Le baron de Vaux)Перевод Б. Лопатина.МОСКВА. 1900
Оглавление
1. Изучение верховой езды. Положение всадника на лошади. Школа
верховой езды.
2. Современная верховая езда.
3. Верховая езда Де ля Гериньер.
4. Версальская школа Виконт д’Абзак.
5. Езда на свободе Граф д’Ор.
6. Научная верховая езда Ф. Боше.
7. Выездка по д’Ор и Боше.
8. Боше и граф д’Ор.
9. Движение лошади Капитан Рааб.
10. О всаднике, ездоке и наезднике.
11. Как нужно покупать лошадь.
12. Аллюры лошади.
13. Коневодство во Франции.
14. Французская лошадь легкого типа.
15. Англонорманы.
Оглавление
1. Изучение верховой езды. Положение всадника на лошади. Школа
верховой езды.
2. Современная верховая езда.
3. Верховая езда Де ля Гериньер.
4. Версальская школа Виконт д’Абзак.
5. Езда на свободе Граф д’Ор.
6. Научная верховая езда Ф. Боше.
7. Выездка по д’Ор и Боше.
8. Боше и граф д’Ор.
9. Движение лошади Капитан Рааб.
10. О всаднике, ездоке и наезднике.
11. Как нужно покупать лошадь.
12. Аллюры лошади.
13. Коневодство во Франции.
14. Французская лошадь легкого типа.
15. Англонорманы.
Изучение верховой езды.
Каждое искусство требует изучения. Искусство верховой езды приобретается только путем практики. Уметь ездить – это знать, теоретически и практически, средства, при помощи которых мы получаем от лошади все то, на что она способна, в упряжи или под седлом.
Рассматривая только последний случай, я определяю верховую езду таким
образом: искусство, которое дает и указывает такое положение человека на лошади, в котором он чувствует себя вполне уверенно и свободно; которое позволяет ему управлять лошадью наиболее простыми движениями, в то же время утомляя ее наименее; которым достигается полное повиновение лошади, насколько это ей позволяют ее силы.
Изучение этого искусства доступно только тем, кто способен подчинять
своей воле свои усилия и различать влияние их на лошадь. Изучение искусства ездить верхом с этой точки зрения дает возможность определить те качества, которыми должен обладать наездник с одной стороны и
выезженная лошадь – с другой. Наездником может называться тот, кто, сидя прочно и свободно на лошади, знает, что он может от нее требовать и умеет простейшим рациональным способом добиться ее послушания.
Всадник должен отождествить себя с лошадью и судить о ней в некотором
отношении по собственным ощущениям, которые должны давать ему
представление о том, что чувствует лошадь и что побуждает ее действовать именно таким образом. Наше собственное туловище двигается безостановочно только под влиянием продолжающегося усилия, которое постоянно возобновляется; наше сознание руководит нами и возбуждает усилия, направленные к достижению намеченной цели; также и лошадь, подчиненная воле сидящего на ней, имеет единственную цель – цель, которую преследует всадник, она остановится, если сообщенный ей
импульс, причина движения, прекратиться. Поэтому всадник должен давать себе отчет в степени усилия, которое он прилагает, будь то усилие побуждающее или сопротивляющееся. Выезженною лошадью называется та, которая, подчиняясь воле всадника, правильно, легко и энергично отвечает на получаемые указания. Эти два определения и составляют основы теории, долженствующей осветить практику верховой езды.
Прежде всего, наездник должен приобрести правильную посадку.
Без этого условия он не будет ни хозяином собственного корпуса, ни тех
средств управления, которыми он должен располагать, чтобы владычествоватьи руководить лошадью.
расположении членов корпуса всадника.Если какой-либо член функционирует неправильно или не способствует сохранению равновесия, то при каждом малейшем движении положение туловища и посадка всадника будут изменяться. Избежать же этих изменений или, по крайней мере, смягчить их можно лишь путем усилий, которые дадут возможность всаднику продержаться известное время в седле, но вместе с тем лишат возможности действовать, так как все члены корпуса будут напряжены.
В тех случаях, когда особенно необходимо правильное употребление ног и
рук, он будет пользоваться ими, исключительно с целью удержаться на лошади. Когда достигнуто правильное положение туловища, лошадь, если можно так выразиться, окружена «средствами управления» (les aides) всадника, и если их воздействие согласовано с требованиями необходимости они понудят лошадь идти надлежащим аллюром и по желанию урегулируют темп его. Употребление «средств управления» можно представить себе довольно точно при сравнении с известной забавой школьников, когда они становятся все вокруг намеченной жертвы и, отталкивая товарища постоянно от себя, играют им как мячиком. Не давая ему возможности ни на минуту остановиться.
Это сравнение не годится, когда всадник едет с болтающимся поводом и
далеко отставленными ногами, что не дает тесного единения.
Это единение легкое, мягкое или строгое, смотря по обстоятельствам,
никогда не должно отсутствовать, если всадник желает владеть лошадью.
Школьник, которым перебрасываются его товарищи, не может сам
руководить своими движениями или сохранить равновесие.
Также и лошадь, получив толчок ногой, настолько отставленной, как того
требовала сила толчка, отклоняется всем корпусом к другой ноге, также
отставленной, получает такой же толчок и снова отклоняется в сторону.
При езде с распущенными поводьями всадник не может ими воспользоваться в любой момент, так как у него не будет времени разобрать их и натянуть в надлежащей степени. Напротив, если школьник окружен товарищами настолько сближенными, что они его поддерживают со всех сторон, то он находится в равновесии. Если усилия товарищей направлены только к тому, чтобы их жертва не убежала, то ясно, что жертва останется неподвижна: их противоположные усилия будут равны. Но если часть общих усилий исчезнет, или товарищи, стоящие кругом в одном месте несколько раздвинутся, то злополучный школьник может собственною волею передвинуться в их сторону. Такое же взаимоотношение существует между всадником и лошадью.
Усилия повелевающие — первого и подчиняющиеся — второй должны
постоянно находиться в равновесии, соответствовать аллюру, скорости и
направлению движения. Но, сохраняя постоянно ощущение прикосновения к
Ноги должны действовать постепенно, никогда резко не оказывая
внезапного воздействия на лошадь; руки будут согласоваться с движением ног, действуя также постепенно, избегая совершенной отдачи повода или резкого осаживания назад.
Поводом и ногами нужно вести лошадь в равновесии, сохраняя положение, обусловленное аллюром и скоростью его, не теряя единения с лошадью.
Это то, что требуется от истинного наездника и что достигается путем
долгой практики.
Наездник, чтобы никогда не ошибаться, должен внести в эти упражнения значительную долю наблюдательности и внимательного размышления.
Это главные принципы, которые служат основным правилом для всех
наездников, достойных этого названия.
Положение всадника на лошади.
Наездником может быть только человек, особенно одаренный от природы,так как ему приходится различать ощущения лошади от собственных. Он должен иметь очень развитое, тонкое осязание.
Для верховой езды требуется сила и гибкость, — этими двумя качествами должен обладать наездник.
Очень важно, чтобы всадник сидел хорошо на лошади. Хорошая посадка позволяет легко и грациозно управлять лошадью. Прежде всего ученик должен приобрести посадку. Туловище всадника отнюдь не должно быть неподвижно или в напряженном состоянии, но каждый его член должен быть совершенно свободен, совершенно отдаваясь и отвечая малейшему движению лошади, сохраняя равновесие и уверенность, без чего он не будет хозяином ни самого себя, ни лошади; кроме того, всякая принужденная посадка всегда не изящна.
Всадник должен сидеть совершенно свободно, все авторы, высказывавшиеся по этому поводу, соглашаются в этом.
Различие мнений заключается в приложении этого принципа; требуют более или менее вертикального положения корпуса, различной изогнутости поясницы, различной точки опоры в седле, различного направления ляжек.
Как общее правило, — когда хотят указать положение одного члена, —
никогда не следует упускать из вида других: свободная и гибкая посадка возможна только при условии согласования всех членов туловища.
Военная школа грацию в посадке признает делом второстепенным и учит
только прочно сидеть и управлять лошадью. Вот правила, которые дал Д'Оръ:
«Нужно сидеть уверенно, несколько согнувшись в пояснице, чтобы отвечать каждому движению лошади; плечи опущены и не откинуты назад, голову держать прямо, стараясь не выставлять вперед подбородка, так как при этом движении плечи подаются назад и приподнимаются колени; ляжки плотно на своем месте, колени неподвижны и возможно ниже опущены, вся ногавытянута, и каблук несколько опущен, при этом мускулы ляжки будут несколько сокращены и тем удержат те части, кои должны быть неподвижны.
Только два усилия должны быть употребляемы: к сохранению равновесия и приданию устойчивости положению ноги до колена. Тогда посадка может быть прочна.
Бедренное сочленение должно быть очень подвижно, от этого зависит
сохранение равновесия; эта подвижность дает возможность корпусу принимать различные положения сообразно с движениями лошади, положения, которые сохраняли бы устойчивость.
Поэтому, пока лошадь стоит на месте или двигается прямо, следует держать корпус прямо, не наклоняясь вперед и не откидываясь назад, но всегда быть
сохранения равновесия. Таким образом, настоящая посадка достигается
гибкостью в соединении с устойчивостью положения ноги.
Но следует заметить, что главную роль играет гибкость, подвижность,
равновесие, так как усилие для удержания ноги на месте всегда понемногу уменьшается в силу утомления».
Согласно старинному учению туловище всадника разделяют на три части, из которых две подвижны и одна неподвижна.
Такое разделение было занесено к нам из Италии и принято как основной
принцип. Неподвижная часть — туловище от поясницы до колена, подвижные— верхняя и нижняя. Верхняя подвижная часть заключает все выше неподвижной части, нижняя подразумеваете ногу ниже колена и ступню.
Рассмотрим различные элементы, входящие в состав этих трех частей.
Голова и шея. Голова не должна быть наклонена, ни в какую сторону, но
держаться прямо и свободно. Очень часто ее держат высоко - недостаток, которого следует избегать, если он не является врожденным; в последнем
случае его можно возместить только соответственным изменением положения прочих частей туловища. Голову нужно держать свободно и уверенно, чтобы при наклонении головы туловище осталось в прежнем положении; ее движения также должны быть независимы от положения плеч и не влиять на весь корпус.
Плечи и грудь.
Грудь бывает широкая и узкая. Строение груди имеет громадное значение при сильных физических упражнениях.
Для верховой езды требуется в особенности сильная грудь и здоровые
внутренние органы, чтобы ездок был в состоянии переносить те сотрясения, которые передаются нашему телу лошадью. Совершенно невозможно, испытывая боль от этих сотрясений, в тоже время сохранять надлежащее соотношение членов и в особенности верхней части туловища.
Положение плеч изменяется сообразно с движением рук, которым они
служат точкой опоры. Эти изменения особенно заметны в месте соединения плеча с рукой, в оконечности плеча (pointe des epaules).
Авторы держатся различных взглядов: одни требуют, чтобы плечи были
покатые, опущенные, другие — ровные, поданные назад.
Все эти требования имеют свои основания, смотря к кому, они относятся; во всяком случае, необходимо справляться с индивидуальными качествами
всадника; предъявляя какие-либо требования необходимо иметь в виду
сложение объекта.
Грудь должна быть более или менее выставлена вперед в зависимости от положения других членов, но при этом существует разница между грудью
открытой и выпяченной. Насколько первое условие желательно, настолько второе вредно.
При открытой груди положена всех членов верхней части туловища
свободно и имеет естественную точку опоры; при выпячивании же груди спина и поясница неизбежно выгибаются, и весь корпус принимает напряженное положение и стеснен.