КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ ГО РИН НО СЕ Книга Миямото Мусаси Немного истории.

Остальные виды спорта
Остальные виды спорта: КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ  ГО РИН НО СЕ Книга Миямото Мусаси Немного историиМиямото Мусаси.
"Го Рин Но Се"
Путь Стратегии представлен мною в "Го Рин Но Се" - "Книге Пяти Колец" . Она состоит из пяти отдельных книг, в которых я рассматриваю различные аспекты Пути , охватывающего Землю , Воду , Огонь, Традицию ( Ветер) и Пустоту . Тело Пути Стратегии, исходя из взглядов моей школы Ити , обрисовано в " Книге Земли ". Трудно постичь истинный смысл Пути только через фехтование. Постарайся познать самые малые и самые большие земные вещи , сравни самые мелкие из них с самыми глубокими . Перед тобой прямая дорога , ясно прочерченная на твердой почве. Что характерно для " Книги Воды"? Уподобим свой дух изменчивой животворной жидкости . Вода принимает формы любого сосуда . Иногда она - ручеек, иногда - бурное море. Ее признак - чистый голубой цвет. Исполнись чистоты . Ты освоил принципы фехтования . Ты свободно можешь победить одного бойца. Значит , ты можешь победить любого человека в мире . Дух победы над одиночкой подобен духу победы над десятью миллионами. Стратег через маленькую вещь постигает большую . Так скульптор создает большую статую будды по миниатюрной модели . Я не могу пояснить подробно, как это происходит, но цель такова : имея один предмет , понимать десять тысяч. Методы школы Ити описаны в " Книге Воды ". " Книга Огня " говорит о схватке. Дух огня - ярость , независимо от того, велик огонь или мал. То же самое - в сражении. Дух боя одинаков как для поединка, так и для сражения , где с каждой стороны - по десять тысяч бойцов . Ты должен принять положение, что дух может быть и мал и велик. Легко заметить великое , малое трудно различимо . Иначе говоря , большой массе людей труднее изменить позицию , их перемещения легко предсказать . Движения одиночки предугадать нелегко. Ты должен впитать это . Суть "Книги" в том , что ты должен тренироваться днем и ночью и научиться принимать быстрые решения . Тренировка - часть твоей нормальной жизни , укрепляющая дух. Таким образом , сражения на поле брани описаны в " Книге Огня ". Четвертая часть Труда - "Книга Ветра". Она не имеет отношения к моей школе Ити , она - о других школах стратегии. Под " ветром " я подразумеваю традиции старины , новые веяния и семейный уклад жизни воина. Я подробно описываю технику мировых школ боя . Это необходимо . Трудно познать себя, если не имеешь представления о других. У всех дорог есть свои ответвления . Ты можешь ежедневно изучать какое-либо направление, замечая , что твой дух отклоняется , но искренне считая , что стоишь на правильном пути . Однако объективно это не будет истиной. Даже следуя истинному Пути , устраняй малые погрешности , ибо в будущем они могут превратиться в большие отклонения . Ты должен усвоить это. Сейчас многие школы Стратегии пришли к тому , что их считают только школами техники схватки, и это произошло не без причины . Преимущество моей школы основано на ином принципе. В "Книге Ветра", я объясняю, что обычно понимают под Стратегией другие школы . Под пустотой я понимаю то, что не имеет начала и конца. Постижение этого принципа означает его непостижимость . Путь Стратегии - это Путь Природы . Когда ты почувствуешь силу природы , ощущая ритм каждой ситуации , ты будешь способен наносить удары и атаковать противника естественно . Вот - Путь Пустоты . Я намерен показать , как следовать ему , согласуясь с природой.
Миямото Мусаси.

Предисловие переводчика

Япония при жизни Мусаси

Миямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за возрождение единой империи после четырехвекового периода междоусобиц. Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за земли и власть. В XV и XVI веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали раст
100 комментариев
avatar
Состояние духа

В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновленным, ни вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние.
Низкие ростом люди должны быть знакомы с духом крупных людей, а крупные -- с духом маленьких. Каким бы ты ни был (по размеру), не позволяй себе идти на поводу у собственного тела. С духом открытым и несвязанным, смотри на вещи с высокой точки зрения. Ты должен взращивать свои мудрость и дух. Оттачивай свой ум: понимай меру общественной справедливости, различай добро и зло, изучай Пути различных искусств один за другим. Когда люди не смогут обмануть тебя, ты осознаешь мудрость Стратегии.
Мудрость Стратегии отлична от прочих вещей. На поле боя, даже подвергаясь опасности, ты должен неустанно следовать принципам Стратегии, укрепляя Дух.
avatar
Стойка в Стратегии

Прими стойку с прямой головой, не опущенной и не поднятой, не повернутой в сторону. Твой лоб и брови не должны быть наморщены. Не вращай глазами и не позволяй им мигать, но слегка прикрой их.
Контролируя выражение лица, держи линию носа прямо, ощущая, как ноздри слегка раздуваются. Держи затылочную часть шеи прямо: введи энергию в линию волос и затем спусти ее от плеч вниз по всему телу. Опусти плечи, но не выпячивай ягодицы, помести силу в ноги от коленей до кончиков пальцев. Поддерживай внутренности, напрягай пресс, не вихляй бедрами. Расположи свой меч-компаньон вдоль живота, затяни пояс -- это называется "заклиниванием".
Поддерживай боевую стойку во всех случаях жизни, сделай ее повседневной. Ты должен хорошо понять это.
avatar
Взгляд в Стратегии

Взгляд должен быть объемным и широким. У него двойная функция -- "восприятия и осмотра". Воспринимай сильно, смотри не напрягаясь.
В Стратегии важно видеть дальние вещи как бы вблизи и близкие -- словно издалека. В Стратегии важно чувствовать меч врага, но не отвлекаться его незначительными движениями. Ты должен постичь это. Взгляд един и для дуэли и для массовой битвы. В стратегии важно уметь смотреть в обе стороны, не двигая глазными яблоками. Ты не сможешь развить эту способность быстро. Изучи то, что сказано здесь; используй боевой взгляд в повседневной жизни и не меняй его, что бы ни случилось.
avatar
Как держать длинный меч

Ухвати длинный меч с несколько "плавающим" ощущениям в большом и указательном пальцах, средний палец не должен быть ни напряжен, ни расслаблен, а оставшиеся два пальца -- сжаты крепко. Плохо, если руки дрожат.
Поднимая меч, имей намерение зарубить противника. Нанося удар, не изменяй хватки, руки твои не должны "скрючиваться". Отводя меч противника в сторону, или отбивая его, или прижимая вниз, слегка меняй ощущение в большом и указательном пальцах. Ты должен быть всегда устремлен поразить противника, не меняя боевой хватки.
Хватка для боя и для испытаний клинка одна. (Мечи в свое время испытывались высокопрофессиональными мастерами боя. Лезвие зажималось в специальную установку, им производились тестовые удары по трупам, жгутам травы, доспехам, металлическим пластинам и т. д. Порой на языках старых боевых клинков делались похвальные надписи о проведенных испытаниях.) Не существует такой позиции, как "хватка для удара по человеку".
Вообще, я не люблю фиксированности ни в мече, ни в кисти. Фиксация означает мертвую руку. Подвижность -- это жизнь. Держи это в уме.
avatar
Работа ног

(В разных школах используют различные методы перемещений. "Инь-Ян", или "Инь-Йо", по-японски, -- это взаимодополняющие движения женского--мужского, темного--светлого, правого--левого характеров. Мусаси ниже отстаивает свой метод передвижения -- метод "ровного ума", хотя и делает акцент на важности других параметров -- тема правой и левой ног возникает в "Книге Ветра". Старые школы Дзюдзюцу предлагали начинать атаку левым выпадом вперед.)
С несколько "плавающими" кончиками пальцев, твердо ступай на пятки. Быстро ли движешься, медленно ли, большими шагами или короткими, ноги должны двигаться как при нормальной ходьбе. Я не люблю методы передвижения, известные как "прыгающая нога", "плавающая нога" и "фиксированный шаг".
Так называемая "нога Инь-Ян" важна для Пути, Не двигай только одной ногой. Спокойно работай левой--правой и правой--левой, нанося удары, отражая их или отступая. Не отдавай какой-либо ноге преимущества.
avatar
Пять положений тела

Существует Пять положений тела: Верхнее, Среднее, Нижнее, Правостороннее и Левостороннее. Несмотря на различия, единственное предназначение их -- атаковать противника. Кроме этих -- других положений не существует.
В каком бы положении ты ни пребывал, не старайся фиксировать его: думай лишь об атаке.
Твоя поза может быть широкой или узкой соответственно ситуации. Верхнее, Среднее и Нижнее положения -- твердые (устойчивые), Лево- и Правосторонние позы -- текучие. Лево- и Правостороннее положения используют, когда существует препятствие над головой или сбоку. Решение, какую позицию принять, зависит от места.
Сущность Пути в следующем. Ты должен глубоко понять вот что. Среднее положение -- сердце всех положений. Если рассматривать Стратегию в широком масштабе, Среднее положение занимает в ней место командующего. Прочие стойки ему подчиняются. Пойми это.
avatar
Путь длинного меча

("Путь" понимается здесь как дорога судьбы и как лезвие клинка. Естественные движения меча ассоциируются с естественным поведением самурая согласно этике Кендо.) Стратегия длинного меча означает, что мы способны двумя пальцами вращать оружие, которое обычно носим. Если мы хорошо поймем дорогу меча, мы сможем вращать его легко.
Если ты попытаешься вести большой меч быстро, ты уклонишься с Пути. Чтобы меч шел хорошо, ты должен вести его спокойно. Если ты попробуешь двигать им, словно складным веером или мечом-компаньоном, ты совершишь ошибку. Ты не сможешь атаковать человека длинным мечом, применяя прием "шинковки коротким клинком". Когда ты провел удар длинным мечом вниз, подними его прямо вверх; когда атакуешь вбок, возвращай меч по боковой траектории. Возвращай меч разумным путем, всегда широко отставляя локти. Веди меч мощно. Таков Путь длинного меча.
Если ты тщательно изучишь пять правил моей стратегии, ты хорошо поведешь меч. Ты должен постоянно тренироваться.
avatar
Пять подходов к врагу...

(Кто может понять методы Мусаси? Для этого необходимо изучать приемы традиционных школ и практиковаться в базовых атаках. Нужно помнить, что боевой прием может начинаться с гораздо большего расстояния, чем это кажется возможным на первый взгляд. Говорят, что человек, повидавший смерть на конце меча, обладает повышенным пониманием боя.)
1. Первый подход -- начинается со Среднего положения твоего тела. Встречай противника концом меча против его лица. Когда он атакует, отведи его меч вправо и "оседлай" его. Или же отрази нападение, отклонив лезвие его клинка ударом сверху. Задержи свой меч там, где он есть, и, когда противник возобновит атаку, нанеси режущий удар снизу. Это -- первый совет.
Ты должен упорно тренироваться, используя длинный меч, чтобы изучить пять подходов. Когда ты овладеешь моим Путем, ты сможешь контролировать любую атаку противника. Уверяю тебя, нет других подходов к врагу, кроме подходов Ни То.
2. При втором подходе из Верхнего положения атакуй противника длинным мечом в тот же момент, когда он нападает на тебя. Если противник ушел от твоего удара, задержи свой меч там, где он есть, и, "подгребая" снизу, рази врага, когда он возобновит атаку. Повтори выпад.
Тут существуют разнообразные вариации, зависящие от темпоритма и настроения схватки. Ты сможешь понять их, тренируясь в школе Ити. Ты будешь непобедим при помощи моих пяти методов длинного меча. Тренируйся снова и снова.
3. В третьем подходе прими Нижнее положение, подготовившись к "подгребанию" (удару снизу). Когда противник пойдет в атаку, ударь по его рукам. Он может попытаться отбить твой меч вниз. В этом случае полосни по его верхней руке горизонтально с ощущением "пересечения". Это означает, что ты разишь противника из нижнего положения в тот самый момент, когда он атакует тебя.
Ты будешь часто использовать этот прием -- и как начинающий, и в более поздней Стратегии. Ты должен тренироваться держать длинный меч.
4. Четвертый подход. Прими Левостороннее положение. Когда противник атаковал, полосни по его рукам снизу. Если в этот момент он попытается придавить твой меч, уклонись с траектории его клинка и с ощущением первого удара проведи секущую атаку наискосок сверху от своего плеча.
Таков Путь длинного меча. Этим способом ты побеждаешь, уходя с траектории атаки противника. Ты должен изучить его.
5. В пятом подходе меч находится в Правостороннем положении. В соответствии с ритмом атаки противника переведи свой клинок косым движением в Верхнее положение. Затем атакуй прямо сверху.
Этот метод существен для полного познания Пути длинного меча. Если ты овладеешь этим способом, ты сможешь свободно вращать тяжелое оружие.
avatar
Я не могу подробно описать все варианты применения этих пяти подходов. Ты должен хорошо познакомиться с моим Путем "гармонии длинного меча", затем, изучив широкомасштабное понимание темпоритма, понять ритм перемещений клинка противника и с самого начала привыкнуть к пяти способам атаки. Ты всегда будешь побеждать, варьируя эти методы в соответствии с настроением противника. Ты должен тщательно проработать сказанное.
avatar
Изучение "положения-не-положения"

"Положение-не-положение" ("стойка-не-стойка") отрицает необходимость пользоваться в бою известными положениями длинного меча.
Этот принцип называется "существующим-несуществующим".
Помни, когда в твоих руках меч -- ты должен поразить противника, чего бы тебе это ни стоило. Когда ты парируешь удар, наносишь его, делаешь выпад, отбиваешь клинок или касаешься атакующего меча противника, ты должен сразить противника тем же движением. Достигай цели. Если ты будешь думать только о блокировании ударов, выпадах и касаниях, ты не сможешь действительно достать врага. Более, чем о чем бы то ни было, ты должен беспокоиться о том, как провести свой удар сквозь его защиту и достичь цели. Тщательно изучи сказанное.
Это направление в Стратегии большого масштаба называется "боевой порядок". Такие устремления -- залог победы в битвах, фиксированные положения нехороши. Помни об этом.
avatar
Наносить удар "синхронно" "одним махом"

Понятие "синхронно" означает: когда ты сблизился с противником, атакуй его так быстро и резко, как только возможно, не двигая телом, не устанавливая дух, пока ты видишь, что враг еще в нерешительности. Атаковать до того, как противник решил, что делать, и есть поразить "одним махом".
Неустанно тренируйся, чтобы уметь наносить удар в мгновение ока.
avatar
"Двойная абдоминальная согласованность"

Ты атакуешь, и противник быстро отходит. Увидев, что он напрягся, симулируй секущую атаку. Затем, когда он расслабится, сокращай дистанцию и нападай вновь. Это "двойная абдоминальная согласованность".
Трудно постичь суть приема, склоняясь над книгой, но ты скоро все поймешь, руководствуясь краткими наставлениями.
avatar
Не имей никаких намерений, не строй никаких замыслов

("Мунэн Мусо" -- означает способность действовать спокойно и естественно даже перед лицом смертельной опасности. Здесь проявляется высочайшая гармония воина с бытием, когда мысли человека и его действия спонтанно едины.)
Когда противник нападает, а ты сам решаешь атаковать, ударь своим телом, ударь своим духом, ударь из Пустоты своими руками, мощно увеличивая скорость. Это -- атака "Никаких намерений, никаких концепций".
Это -- наиболее действенный способ проведения атаки. Он часто используется. Ты должен упорно тренироваться, чтобы понять его.
avatar
Атака "Текущей Воды"

Атака "Текущей Воды" используется, когда ты схватился с противником клинок к клинку вплотную. Когда он разрывает контакт и быстро отходит, стараясь нанести стремительный удар своим длинным мечом, расширь свое тело и дух насколько возможно и бей по врагу, но медленно, повторяя его движения, как прибывающая вода. Если ты научишься этому, ты сможешь атаковать наверняка. Тут важно ясно видеть уровень квалификации противника.
avatar
Продолжительная атака

Когда ты атакуешь и противник нападает тоже, когда ваши клинки устремились навстречу друг другу, одним движением старайся поразить его голову, руки и ноги. Когда бьешь в несколько точек тела врага одним взмахом меча, этот выпад называется "продолжительной атакой". Ты должен отработать этот прием; его используют часто. Непрестанно упражняясь, ты добьешься успеха.
avatar
Атака "Огня и Камней"

Атака "Огня и Камней" означает вот что. Когда твой длинный меч и меч противника столкнулись, ты наносишь удар так мощно, как только можешь, не поднимая меча ни на йоту. Это означает атаковать стремительно руками, торсом и ногами -- все эти части тела участвуют в броске. Если будешь тренироваться достаточно упорно, сможешь добиться сокрушительной мощи удара.
avatar
Атака "Красных Листьев"

Атака "Красных Листьев" означают намерения: сбить вниз меч противника. Когда враг стоит перед тобой, держа меч в одном из положений, готовый атаковать, наносить удары и парировать их, обрушь на его клинок атаку "Огня и Камней", действуя в духе "никаких намерений, никаких концепций". Если ты собьешь вниз конец его меча с неким "прилипающим" ощущением, он непременно выронит оружие.
Длительные тренировки помогут тебе в будущем. Ты сумеешь обезоружить любого врага, тренируйся непрерывно.
avatar
Тело вместо длинного меча

А также "меч вместо тела". Обычно мы приводим в движение тело и меч одновременно, чтобы поразить противника. Однако, в зависимости от метода нападения врага, ты можешь сперва броситься на него голым телом, а потом пустить в дело клинок. Если его корпус неподвижен, можешь сначала ударить мечом, но лучше бей телом. Ты должен хорошо изучить практику этой атаки.
avatar
Рубящий и режущий удары

Рубить и полосовать -- две разные вещи. Рубящий удар, каким бы он ни был, -- решителен, его наносят с твердым намерением завершить схватку. Режущий удар -- лишь касается противника. Даже если ты полоснул сильно, и даже если враг мгновенно умер, это "полосование". Когда рубишь, твой дух решителен. Ты должен принять это. Если ты сначала полоснул по ногам или рукам противника, сразу же наноси мощный рубящий удар. Дух режущего удара -- тот же, что и у касания. Когда ты поймешь это, они станут неразличимы. Хорошо изучи сказанное.
avatar
Тело китайской обезьяны

"Тело китайской обезьяны" (имеется в виду короткорукая обезьяна) -- это настроение не-вытягивания своих рук. Это решимость проникнуть за линию обороны противника, нисколько не распрямляя рук до того, как противник пойдет в атаку. Если ты внимателен к тому, чтобы не вытягивать руки, ты находишься на достаточно большом расстоянии от врага. Настраивайся "войти" всем телом. Когда проникнешь в зону поражения рукой, за ней легко потянется тело. Хорошо изучи этот прием.
avatar
Атака "клея и лаковой эмульсии"

Прием "клея и лаковой эмульсии" состоит в том, чтобы срастись с противником и не отделяться от него. Сблизившись с врагом, прочно "прилипни" к нему головой, телом и ногами. Люди склонны быстро продвигать вперед конечности, тело же остается позади. Ты должен прилипнуть к врагу намертво, так, чтобы не оставалось ни малейшего зазора между твоим и его телом. Обдумай это положение.
avatar
Борьба за высоту

Под "борьбой за высоту" понимается следующее: когда ты сблизился с противником, борись с ним за господствующее положение без страха. Распрями ноги, бедра, втяни шею -- надвигайся на него лицом. Когда решишь, что выиграл, мощно "ломай" врага. Подумай о сказанном.
avatar
Ощущения липкости

Когда противник атакует, атакуй и ты, бей с ощущением липкости и фиксируй свой меч на лезвии клинка врага, гася его атаку. Дух липкости -- не в том, чтобы нанести мощный удар, а в том, чтобы мечи ваши трудно разъединялись. Тут лучше всего действовать возможно более спокойно. Различие между "липкостью" и "сцеплением" в том, что прилипание прочно, а сцепление слабо. Ты должен понять это.
avatar
Удар телом

Удар телом означает: достать противника сквозь брешь в его защите. Намерение состоит в том, чтобы ударить его своим корпусом. Слегка отверни лицо и ударь противника в грудь выставленным левым плечом. Подходи с намерением отбросить врага прочь, бей так мощно, как только сможешь, согласовав удар с дыханием. Если ты освоишь такой метод сближения с противником, ты сможешь отшвырнуть его на 3--6 метров. Можно бить врага, пока он не умрет. Тренируйся тщательно.
avatar
Три способа отразить атаку

Вот три метода парировать атаку: Во-первых, отбивать меч противника вправо от себя, как бы целясь в его глаза, когда он наносит удар.
Или парировать нападение, отбивая меч противника к его правому глазу, с ощущением отсекания его шеи.
Или, когда у тебя короткий "длинный меч", не беспокоясь о том, чтобы отвести клинок врага, быстро сближаться с ним, ударяя его в лицо левой рукой.
Вот три метода отражения наскока. Ты должен помнить, что всегда можешь сжать левую руку в кулак и ударить противника в лицо. Поэтому необходимо хорошо тренироваться.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.