КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ ГО РИН НО СЕ Книга Миямото Мусаси Немного истории.

Остальные виды спорта
Остальные виды спорта: КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ  ГО РИН НО СЕ Книга Миямото Мусаси Немного историиМиямото Мусаси.
"Го Рин Но Се"
Путь Стратегии представлен мною в "Го Рин Но Се" - "Книге Пяти Колец" . Она состоит из пяти отдельных книг, в которых я рассматриваю различные аспекты Пути , охватывающего Землю , Воду , Огонь, Традицию ( Ветер) и Пустоту . Тело Пути Стратегии, исходя из взглядов моей школы Ити , обрисовано в " Книге Земли ". Трудно постичь истинный смысл Пути только через фехтование. Постарайся познать самые малые и самые большие земные вещи , сравни самые мелкие из них с самыми глубокими . Перед тобой прямая дорога , ясно прочерченная на твердой почве. Что характерно для " Книги Воды"? Уподобим свой дух изменчивой животворной жидкости . Вода принимает формы любого сосуда . Иногда она - ручеек, иногда - бурное море. Ее признак - чистый голубой цвет. Исполнись чистоты . Ты освоил принципы фехтования . Ты свободно можешь победить одного бойца. Значит , ты можешь победить любого человека в мире . Дух победы над одиночкой подобен духу победы над десятью миллионами. Стратег через маленькую вещь постигает большую . Так скульптор создает большую статую будды по миниатюрной модели . Я не могу пояснить подробно, как это происходит, но цель такова : имея один предмет , понимать десять тысяч. Методы школы Ити описаны в " Книге Воды ". " Книга Огня " говорит о схватке. Дух огня - ярость , независимо от того, велик огонь или мал. То же самое - в сражении. Дух боя одинаков как для поединка, так и для сражения , где с каждой стороны - по десять тысяч бойцов . Ты должен принять положение, что дух может быть и мал и велик. Легко заметить великое , малое трудно различимо . Иначе говоря , большой массе людей труднее изменить позицию , их перемещения легко предсказать . Движения одиночки предугадать нелегко. Ты должен впитать это . Суть "Книги" в том , что ты должен тренироваться днем и ночью и научиться принимать быстрые решения . Тренировка - часть твоей нормальной жизни , укрепляющая дух. Таким образом , сражения на поле брани описаны в " Книге Огня ". Четвертая часть Труда - "Книга Ветра". Она не имеет отношения к моей школе Ити , она - о других школах стратегии. Под " ветром " я подразумеваю традиции старины , новые веяния и семейный уклад жизни воина. Я подробно описываю технику мировых школ боя . Это необходимо . Трудно познать себя, если не имеешь представления о других. У всех дорог есть свои ответвления . Ты можешь ежедневно изучать какое-либо направление, замечая , что твой дух отклоняется , но искренне считая , что стоишь на правильном пути . Однако объективно это не будет истиной. Даже следуя истинному Пути , устраняй малые погрешности , ибо в будущем они могут превратиться в большие отклонения . Ты должен усвоить это. Сейчас многие школы Стратегии пришли к тому , что их считают только школами техники схватки, и это произошло не без причины . Преимущество моей школы основано на ином принципе. В "Книге Ветра", я объясняю, что обычно понимают под Стратегией другие школы . Под пустотой я понимаю то, что не имеет начала и конца. Постижение этого принципа означает его непостижимость . Путь Стратегии - это Путь Природы . Когда ты почувствуешь силу природы , ощущая ритм каждой ситуации , ты будешь способен наносить удары и атаковать противника естественно . Вот - Путь Пустоты . Я намерен показать , как следовать ему , согласуясь с природой.
Миямото Мусаси.

Предисловие переводчика

Япония при жизни Мусаси

Миямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за возрождение единой империи после четырехвекового периода междоусобиц. Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за земли и власть. В XV и XVI веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали раст
100 комментариев
avatar
Испугать

Испуг часто бывает вызван неожиданными вещами. В Стратегии крупного масштаба ты можешь испугать противника не только тем, что ты показываешь ему, но и криками, делая малые силы выглядящими как большие или создавая неожиданную угрозу с флангов. Все это пугает. Ты можешь победить, извлекая выгоду из испуганного ритма врага.
В поединке ты также должен неожиданно пугать противника телом, мечом или голосом, чтобы победить его. Хорошо изучи этот принцип.
avatar
Просачивание

Когда вы с противником дошли до захватов и боретесь и ты понимаешь, что не можешь продвинуться вперед, "просочись" и стань одним целым с врагом. Ты сможешь победить, применив подходящий прием, пока вы обоюдно связаны.
В больших сражениях, так же как и в малых боях, ты часто можешь повернуть дело в свою пользу, "просачиваясь" в ряды войск противника, в то время как, разойдясь, ты можешь потерять шанс на победу. Исследуй это хорошо.
avatar
Шатать углы

Трудно двигать тяжелые вещи, толкая их "в лоб", поэтому ты должен "шатать углы".
В большой Стратегии полезно бить по флангам неприятеля. Если фланги повреждены, поврежден дух всего войска. Поражай врага, атакуй, когда фланги пали.
В поединке легко победить, когда враг теряет сознание. Бей "углы" тела врага, ослабляй его. Важно знать, как достичь этого. Проведи глубокие исследования.
avatar
Привести в смущение

Это означает заставить врага потерять уверенность в себе.
В крупномасштабной Стратегии мы можем использовать свои части, чтобы сбить врага с толку на поле боя. Наблюдая за духом противника, мы можем заставить его думать: "Здесь? Там? Так? Этак? Медленно? Быстро?" Победа обеспечена, когда враг пойман в ритм, который озадачивает его дух.
В поединке мы можем сбить врага с толку, атакуя разнообразными приемами, когда представляется возможность. Проведи ложный выпад или атаку, заставь врага подумать, что ты хочешь подойти ближе, и, когда он придет в смущение, рази. Это -- суть схватки. Хорошо обдумай сказанное.
avatar
Три крика

Три крика различаются так: до, во время и после. Кричи в соответствии с ситуацией. Голос -- живая вещь. Мы кричим на пожарах и так далее, против ветра и волн. Голос демонстрирует энергию.
В Стратегии большого масштаба в начале боя мы кричим громко, как только можем. Во время схватки голос низок, мы кричим, атакуя. После схватки мы кричим в знак победы. Вот три крика.
В поединке мы притворяемся, что сейчас нанесем удар, и кричим "Эй!", чем выводим врага из равновесия, затем в момент крика мы атакуем. Мы кричим после того, как зарубили врага, -- это чтобы объявить о победе. Это называется "сен но го кое" ("голос до и после"). Мы не кричим непрерывно, размахивая мечом. Мы кричим во время схватки, чтобы войти в ритм. Исследуй это глубоко.
avatar
Гибкость

Когда армии встречаются в сражении, атакуй сильное место противника и, когда видишь, что он отброшен назад, быстро отходи и атакуй следующее сильное место на периферии его рядов. Дух этого принципа похож на извивающуюся горную тропу.
Это -- важный метод борьбы одного против нескольких. Руби противников в одном секторе, отгоняй их назад, потом ухватывай ритм и атакуй следующие сильные точки справа и слева, двигаясь будто по извилистой горной тропе, отмечая перемещения противника, Когда оценишь силы врага, атакуй мощно, без признаков намерения отступить.
В поединке тоже используй этот дух, чтобы поразить сильные места противника.
То, что подразумевается под "гибкостью", -- является сутью сложного комплекса движений. Подходи, рази, не отступай. Ты должен понять этот метод.
avatar
Сокрушить

Круши врага, если сочтешь его слабым. В крупномасштабной Стратегии, когда видишь, что у противника мало людей или людей у него много, но дух их слаб и смущен, закидывай врага шапками, буквально совершенно сокрушай. Не расслабляйся, противник может оправиться. Учись духу сокрушения, собирая энергию в кулак.
В одиночном бою, если противник менее умел, чем ты, если его ритм беспорядочен, если он обороняется или отступает, ты должен крушить его напрямую, не обращая внимания на его действия, не давая ему вздохнуть. Главное -- сокрушить врага в один момент. Помни: нельзя дать ему восстановить позицию. Глубоко исследуй этот принцип.
avatar
Переход "гора--море"

Дух "гора--море" означает, что в бою плохо повторять один и тот же прием несколько раз. Иногда нельзя не повторить чего-то дважды, но не повторяй этого в третий. Если ты провел атаку и потерпел неудачу, мало надежды, что точно такая же атака на следующий раз увенчается успехом. Если ты неудачно применишь прием дважды, меняй метод нападения.
Если враг думает о горах, атакуй как море: если он думает о море, атакуй как гора. Исследуй это глубоко.
avatar
Проникнуть в глубины

Порой в бою мы видим, что превосходим врага в технике и стратегии, обладая преимуществом Пути, но ощущаем, что его дух крепок. Противник может быть поражен на поверхности, но не побежден глубоко внутри себя. Благодаря принципу "проникновения в глубины" мы можем разрушать дух врага, деморализовать его, изменив наше душевное состояние. Такое часто случается.
"Проникновение в глубины" означает проникновение длинным мечом, проникновение телом и проникновение духом. Этот принцип непонятен в общем виде.
Как только враг сокрушен в глубине, нет нужды оставаться воодушевленным. В противном случае мы вновь должны напрячь энергию духа. Если враг крепок душой, сразить его трудно. Ты должен уметь проникать в глубину и в крупномасштабной схватке и в одиночном бою.
avatar
Обновление

"Обновление" применяется, когда в бою возникает ощущение связанности, когда невозможно обычное разрешение ситуации. Ты должен оставить прежние усилия и подумать о ситуации в новом духе, чтобы победить в новом ритме. "Обновление", когда ты сцепился с противником в "мертвом замке", означает, что без изменения внешних обстоятельств ты изменяешь свой дух и побеждаешь посредством другой техники.
Необходимо рассмотреть, как "обновление" применяется и к Стратегии большого сражения. Усердно изучи это.
avatar
Голова крысы, шея быка

"Голова крысы, шея быка" применяется, когда в схватке одолевают мелочи, когда бой идет в несколько связанном духе. Тут мы должны подумать о Пути Стратегии, либо являющемся крысиной головой, либо бычьей шеей. От мелочей мы должны неожиданно переходить к большим вещам, чередуя большое и малое.
Этот принцип -- один из главнейших в Стратегии. Необходимо, чтобы воин применял его и в своей повседневной жизни. Не забывай о нем ни в большом сражении, ни в поединке.
avatar
Командир знает солдат

Принцип "командир знает солдат" применяется в любых сражениях согласно моему Пути Стратегии.
Используя мудрость Стратегии, думай о войсках неприятеля, как о своих собственных солдатах. Когда ты смотришь на врага так, ты можешь двигать им по своему желанию, можешь вести его. Ты -- генерал, твой враг -- твой солдат. Овладей этим.
avatar
Отпустить рукоять

Существует много видов маневра, которым отпускают рукоять.
Есть дух побеждать без меча. Есть также манера держать меч, но не побеждать. Разнообразные методы не могут быть изложены на бумаге. Ты должен прилежно упражняться.
avatar
Тело камня

(Существует запись в "Тэрао Ка Ки", хрониках дома Тэрао. Однажды некий князь спросил Мусаси: "Что есть "тело камня"?" Мусаси ответил: "Пригласите, пожалуйста, моего ученика Тэрао Риума Сукэ". Когда появился Тэрао, Мусаси приказал ему убить себя, вспоров себе живот. Когда Тэрао уже собрался зарезаться, Мусаси остановил его и сказал князю: "Вот -- "тело камня"".)
Когда ты овладеешь Путем Стратегии, ты неожиданно сможешь сделать свое тело похожим на камень и 10 000 вещей не смогут коснуться тебя. Это -- тело камня. Будь неподвижен. Устный урок.
То, что записано выше относительно школы фехтования Ити, было у меня на уме постоянно и записано так, как пришло ко мне. Я впервые пишу о своих приемах, Порядок вещей несколько нарушен. Трудно выразить это ясно.
Эта книга -- духовный водитель для того, кто хочет изучать Путь.
Мое сердце склонилось к Пути Стратегии с юности. Я посвятил себя тренировке рук, закаливанию тела и постижению многих духовных положений фехтования на мечах. Посмотрим на людей других школ, обсуждающих Теорию и сосредоточенных на технике рук. На вид они умелы, но не обладают истинным духом ни в малейшей степени.
Конечно, те, кто обучается подобным образом, думают, что они тренируют тело и дух, но эти школы препятствуют постижению истинного Пути, их дурное влияние остается в человеке навсегда. Истинный Путь Стратегии остается без носителей и вымирает.
Истинный Путь Боя на мечах есть искусство поражения врага в схватке и ничто более. Если ты постигнешь это и станешь придерживаться мудрости моей стратегии, тебе никогда не придется сомневаться в том, что ты победишь.
Второй год Сехо, пятый месяц, двенадцатый день (1645) Посвящается Тэруо Магонодзе Синмен Мусаси
avatar
* КНИГА ВЕТРА *

В стратегии ты должен знать Пути других школ, так что я написал о нескольких других традициях в этой "Книге Ветра".
Без знания Путей других школ трудно понять сущность моей школы Ити. Глядя на другие школы, мы находим некоторые, специализирующиеся в техниках силы, применяющие сверхдлинные мечи. Некоторые додзе изучают Путь короткого меча, известного как "кодачи". Некоторые учат ловкости и большому числу приемов, называя положение меча "внешним", а Путь -- "внутренним".
Они не на истинном Пути, я покажу это в книге -- исчислю все их грехи и добродетели, укажу, что правильно и что неправильно. Школа Ити не такова. Взгляните -- другие додзе превращают свое умение в средство заработка. Их ученики выращивают цветы, ярко расписывают вещи, чтобы продавать их. Определенно, это не Путь Стратегии. Некоторые из крупных Стратегов заняты только фехтованием на мечах. Они ограничивают свои тренировки упражнениями с длинным мечом и отработкой боевых стоек. Но достаточно ли лишь одного умения, чтобы победить? Такова ли сущность Пути?
Я изложил ошибки других школ в этой книге. Изучи их, чтобы осознать достоинства моей школы Ити.
avatar
Школы, использующие сверхдлинный меч

Некоторые школы предпочитают сверхдлинные мечи. С точки зрения моей Стратегии -- это слабые школы. Они не принимают принципа "рубить врага любыми средствами". Они предпочитают особо длинный меч. Полагаясь на его длину, они думают нанести поражение противнику с расстояния.
В мире говорят: "Один дюйм дает преимущество в руку". Это -- глупые слова человека, который не понимает Стратегию. Они отражают примитивную Стратегию слабого духа. Человек не должен зависеть от длины своего меча.
Думаю, такие школы имеют право на существование, но в реальной жизни их установка неразумна. Мы не должны проигрывать, если деремся коротким мечом, не имея длинного.
Мастерам этих школ сложно поразить врага в ближнем бою. Траектория клинка велика, длинный меч становится обузой, они попадают в невыгодное положение по сравнению с воином, имеющим короткий меч-компаньон.
С давних времен говорится: "Большое и малое -- вместе". Так что не испытывайте беспричинной неприязни к особо длинному мечу. Мне не нравится лишь абсолютная приверженность этому виду оружия. Рассмотрим крупномасштабную Стратегию. Представим крупные силы как сверхдлинный меч, а малые -- как короткий. Разве не может малый отряд дать бой крупным силам? Существует много примеров тому, как малые силы одолевали большие.
Твоя Стратегия ни к чему, если, будучи вызванным на бой в ограниченном пространстве, ты сердцем будешь привязан к сверхдлинному мечу или тебе придется драться в доме, вооружившись лишь мечом-компаньоном. Кроме того, некоторые люди не обладают достаточной силой.
В своем рассуждении я отрицаю заданность, узкий настрой. Хорошо понимай это.
avatar
Твердый дух длинного меча в других школах

Ты не должен говорить о слабости или силе длинного меча. Если ты просто вращаешь длинным мечом с твердым духом, твой удар будет груб. Используя меч грубо, победить трудно.
Если тебя заботит сила твоего меча, ты будешь стараться рубить неоправданно сильно и вообще не сможешь поразить врага. Также нехорошо пытаться нанести сильный рубящий удар, когда испытываешь меч. Скрещивая меч с мечом противника, не заботься о том, рубишь ты сильно или слабо; просто руби и убей врага. Всегда стремись убить врага. Не пытайся рубить сильно и, конечно, не думай о том, чтобы рубить слабо. Ты должен быть озабочен лишь тем, чтобы убить врага.
Если делаешь ставку на силу, когда бьешь по мечу противника, неизбежно ударишь слишком сильно. В результате твой меч будет "проносить". Поговорка "Побеждает сильнейший" не имеет смысла.
В Стратегии крупного сражения произойдет следующее. У тебя сильная армия. У противника тоже сильная армия. Битва будет яростной и ужасной. Для обеих сторон.
Без верного принципа никакая схватка не может быть выиграна.
Дух моей школы -- побеждать посредством мудрости Стратегии, не обращая внимания на мелочи. Изучи это хорошо.
avatar
Использование более короткого "длинного меча" в других школах

Использование более короткого "длинного меча" не есть истинный Путь побеждать.
В старые времена слова "тачи" и "катана" означали длинный и короткий мечи. Мужи превосходной силы могут с легкостью управляться даже с очень длинным мечом, так что им незачем любить короткий меч. Они также используют преимущество длины копий и алебард. Некоторые бойцы пользуются более коротким мечом с намерением подскочить и заколоть противника неожиданно, когда он размахивает длинным мечом. Эта склонность дурна.
Нацеливание на момент, когда противник не защищен, носит совершенно оборонительный характер и нежелательно в бою на близкой дистанции. К тому же ты не можешь использовать метод "запрыгивания" внутрь обороны врага, когда противников много. Некоторые полагают, что, сражаясь против нескольких противников более коротким мечом, они смогут без помех сновать, проводя циркулярные (с "проносом"), но им придется непрерывно парировать удары и наконец сцепиться с противником. Это несовместимо с истинным Путем Стратегии.
Путь победить наверняка таков -- "води" противника в сбивающей с толку манере, заставляй его отпрыгивать, держа свое тело мощно и прямо. Тот же принцип приложим к Стратегии больших сражений. Сущность Стратегии -- обрушиться на противника большим количеством и быстро смять его. Изучая стратегию других школ, люди относятся к противостоянию, маневру и отступлению как к обычным вещам. Они привыкают к ним, и враг может легко провести их. Истинный Путь Стратегии прям и честен. Ты должен вести противника и подчинить его своему Духу.
avatar
Школы со множеством методов использования длинного меча

Думаю, в этих школах принято считать, что существует множество методов использования длинного меча для того, чтобы завоевать восхищение новичков. Это -- торговля Путем. Это недостойный дух в Стратегии.
Обсуждать различные способы зарубить человека ошибочно. Убийство -- не Путь человечества. Убийство -- одинаково для тех, кто имеет навык в единоборстве, и для тех, кто не имеет. Оно -- одно и для женщины и для ребенка, и не существует множества способов убить. Мы можем говорить лишь о таких различных приемах, как укол и движение вниз, но не более.
Поражение противника есть Путь Стратегии. Нет необходимости во множестве тонкостей.
Конечно, в соответствии с обстоятельствами твой меч может встретить помеху сверху или сбоку, и ты иногда вынужден держать клинок так, чтобы его можно было использовать. Существует пять способов действия мечом в пяти направлениях.
Методы Других школ -- скручивание руки, сгибание туловища, подпрыгивание и т.п.--не на истинном Пути Стратегии. Чтобы зарубить противника, не нужно вихлять кистью или сгибаться в три погибели. Это совершенно бесполезно. В моей Стратегии я держу свои тело и дух прямыми и заставляю сгибаться и скручиваться. Врага необходимо побеждать, атакуя противника, когда его дух смущен. Хорошо понимай это.
avatar
Использование положений длинного меча в других школах

Придавать большую важность положениям меча -- ошибочно. То, что известно миру как "положение", применяется, когда нет противника. В дуэли нет и не может быть такой вещи, как "вот вам новый способ делать то-то и то-то". Хочешь, не хочешь -- загоняй противника в неудобную ситуацию.
Положения меча предназначены для тех ситуаций, когда ты не собираешься двигаться. То есть -- при обороне замков, в начале битвы и т. д., или когда ты демонстрируешь намерение не двинуться с места даже при мощной атаке. На Пути Боя, однако, ты всегда должен стремиться захватить инициативу и атаковать. Положение (позиция, увертка) есть дух выжидания. Осознай это.
В дуэлях Стратегии ты должен сбить противника с места. Атакуй, когда его дух распущен, вводи в смущение, раздражай, пугай его. Воспользуйся его неустойчивым ритмом и побеждай.
Я не люблю оборонительного духа того, известного как "положение". Поэтому на моем Пути есть нечто, называемое "положение--неположение".
В крупномасштабной Стратегии мы выстраиваем свои войска, держа в уме свои силы, наблюдая за численностью неприятеля и примечая детали поля боя. Это в начале сражения.
Настроение атаковать первым в корне отличается от настроения быть атакованным. Хорошо принять атаку и хорошо отразить ее -- все равно что поставить стену из алебард и копий. Когда ты атакуешь, твой дух должен дойти до такого состояния, чтобы ты был готов рвать из заборов колья и использовать их вместо копий и алебард. Исследуй это.
avatar
Фиксирование глаз в других школах

Некоторые додзе утверждают, что глаза должны быть фиксированы на длинном мече противника. Некоторые школы фиксируют глаза на руках. Некоторые фиксируют глаза на лице, некоторые -- на ногах, и так далее. Если ты будешь фиксировать глаза на этих местах, твой дух может смешаться и твоя Стратегия будет испорчена.
Объясню подробно. Футболисты (игра в мяч была придворной игрой древней Японии, она упоминается в "Гэндзи -- Моногатари") не фиксируют глаза на мяче, но хорошей игрой добиваются успеха. Когда привыкаешь к чему-либо, перестаешь быть привязанным к правилам. Мастера -- музыканты, выводящие мелодии, или воины, освоившие Путь, описывающие сложнейшие фигуры своим мечом во всех направлениях, не фиксируют специально взгляда на каких- либо предметах. Это означает, что они могут смотреть естественно.
На Пути Стратегии, сразившись множество раз, ты сможешь с легкостью оценивать скорость и положение меча противника, а овладев Путем, ты будешь видеть вес его духа, В Стратегии "фиксирование глаз" означает взгляд в самое сердце человека,
В крупномасштабной Стратегии зоной, куда необходимо направлять свой взгляд, является потенция врага. "Восприятие" и "Взгляд" -- вот два метода. "Восприятие" заключается в мощной концентрации внутреннего и внешнего зрения на состоянии духа врага. Наблюдай одновременно за полем боя, следи за развитием сражения, за перемещением войск. Вот верный способ победить.
В поединке не останавливай глаза на деталях. Как я уже указал раньше, фиксированный взгляд пренебрегает важными вещами, твой дух будет смущен, и победа ускользнет от тебя. Исследуй хорошо этот принцип и прилежно тренируйся.
avatar
Использование ног в других школах

Существует множество методов использования ног: "плывущая нога", "прыгающая нога", "пружинящая нога", "ступающая нога", "нога ворона" и подобные этим методы перемещения. С точки зрения моей Стратегии, все это неудовлетворительно. Я не люблю "плывущую ногу" потому, что ноги всегда имеют тенденцию "плыть" во время схватки. Ступай твердо.
Я также не люблю "прыгающую ногу", так как она поощряет подпрыгивать и дух. Выше головы не прыгнешь. Подпрыгивать -- плохо. "Пружинящие ноги" будят нерешительность. "Ступающая нога" -- "выжидающий" стиль, и я особенно не люблю его.
Кроме этих, существуют и другие методы передвижения, такие, как "нога ворона" и т. д.. Иногда встречаешь противника на торфянике, болотистой почве, в речной долине, на каменистом грунте или на узкой дороге. Там ты не сможешь прыгать или быстро двигать ногами.
В моей Стратегии работа ног неизменна. Я передвигаюсь так же, как обычно хожу по улице. Никогда не теряй контроль над ногами. Двигайся быстро или медленно, в зависимости от ритма противника, приспосабливай к нему свое тело не слишком прилежно, не слишком небрежно.
Следить за "ногами" важно и в Стратегии крупного боя. Если атакуешь быстро и бездумно, не зная состояния духа врага, твой ритм будет нарушен и ты не сможешь победить. Если, наоборот, наступаешь слишком медленно, то не сможешь воспользоваться паникой противника и благоприятный случай будет упущен. Ты должен побеждать, в удобный момент настигая неприятеля, не давая ему ни малейшей надежды на восстановление сил. Практикуй это хорошо.
avatar
Скорость в других школах

Скорость не является частью истинного Пути Стратегии. Скорость предполагает, что вещи становятся быстрыми или медленными, в зависимости от того, попадают они в ритм или нет. Мастер любого Пути Стратегии не выглядит быстрым.
Некоторые люди могут проходить в день огромные расстояния, но это не означает, что они бегут с утра до вечера. Неопытные бегуны могут казаться бегущими целый день, но достижения их жалки.
На Пути танца умелый танцор может петь, танцуя, но, когда новичок пытается делать то же самое, он сбивается и его дух вянет. Мелодия "Старая сосна" ("Комацу Буси", старинная мелодия для флейты или лиры), отбиваемая на кожаном барабане, спокойна, но, когда за дело берется дилетант, он теряется, его дух становится озадаченным. Искусные музыканты могут исполнять очень быстрый ритм, но плохо выстукивать его поспешно. Если заторопишься, собьешься с темпа. Конечно, медлительность тоже плоха. По-настоящему умелые люди везде успевают и никогда не кажутся торопливыми. На этих примерах делай выводы.
То, что известно как скорость, особенно плохо на Пути Стратегии. В зависимости от места схватки, ты можешь оказаться на площадке, где невозможно двигаться быстро. Положение твое усугубится, если в этой ситуации ты будешь вооружен длинным мечом. Ты сможешь попытаться рубить им стремительно, как веером или коротким клинком, но не сумеешь в действительности нанести никакого удара. Осознай это.
В широкомасштабной стратегии также нежелателен суетливый настрой. Имей настроение как при "придержании подушки", тогда ты успеешь везде.
Когда твой противник носится без оглядки, не обращай на него внимания и сохраняй спокойствие. Враг не должен влиять на тебя. Настойчиво тренируйся.
avatar
"Закрытое" и "открытое" в других школах

В истинной Стратегии нет ни "открытого", ни "закрытого".
Достижение в каком-либо роде искусства обыкновенно подразумевает наличие тайного смысла и секретной традиции. В некоторых додзе существует "закрытое" и так называемые "врата". (Ученик, принятый в школу, проходил через ворота додзе. "Войти в ворота учителя" означало начать курс обучения.) Я намеренно не называю эти школы. Различные ответвления школ представляют различные интерпретации различных доктрин. Поскольку взгляды людей несхожи, вокруг одного и того же явления или предмета существует множество идей. Поэтому ни одно мнение отдельного человека не годится для оценки деятельности какой-либо школы.
Я показал основные тенденции во взглядах других школ по девяти пунктам. Посмотрев на них непредвзято, мы поймем, что людям свойственно отдавать предпочтение длинным или коротким мечам и увлекаться силой. Надеюсь, ты осознаешь, почему мне не интересны "врата" других школ.
В моей школе длинного меча Ити нет ни "врат", ни "закрытого". В положениях меча нет тайного смысла. Чтобы уяснить достоинство Стратегии, держи свой дух в истине.
Двенадцатый день пятого месяца, второй год Сехо (1645) Посвящается Тэруо Магонодзе Синмен Мусаси
avatar
КНИГА ПУСТОТЫ

Путь Стратегии Ни То Ити записан в этой "Книге Пустоты".
То, что зовут духом Пустоты, находится там, где нет ничего. Этот тезис не укладывается в человеческое понимание. Пустота -- это ничто. Только познав то, что существует, ты сможешь узнать то, что не существует. Это Пустота.
Люди в нашем мире ошибочно смотрят на вещи, полагая, что все, чего они не понимают, должно быть пустотой. Это не истинная пустота. Это заблуждение. И на Пути Стратегии воины, обучающиеся военному делу, считают, что все, чего они не понимают в своем ремесле, -- пустота. Это не истинная пустота.
Чтобы обрести Путь Стратегии в качестве воина, ты должен полностью изучить прочие боевые искусства, ни на йоту не отклоняясь от истинного Пути. С установившимся духом, накапливай опыт день за днем, час за часом. Полируй обоюдоострые сердце и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей степени, когда последние тени заблуждений исчезнут, тебе откроется истинная Пустота.
Пока ты не осознаешь истинный Путь -- в буддизме или в здравом рассуждении, -- ты можешь полагать, что все вещи правильны и находятся в гармонии. Однако, если взглянешь на вещи объективно, с точки зрения законов мироздания, ты увидишь различные течения, отклоняющиеся от истинного Пути. Постарайся впитать этот дух, с прямотой в качестве основания и истиной в качестве Пути. Применяй Стратегию широко, корректно и открыто.
Тогда ты начнешь думать о вещах в широкой перспективе и, принв Пустоту как Путь, увидишь Путь как Пустоту.
В пустоте -- достоинство, и никакого зла. Мудрость обладает существованием, принцип имеет существование. Путь обладает существованием, дух есть ничто.

Двенадцатый день пятого месяца, второй год Сехо (1645) Посвящается Тэруо Магонодзе Синмен Мусаси
____________________________________________

Я пологаю, что данный труд Миямото Мусаси будет интерестно почитать.
Очень много полезного.

ОСУ.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.