КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ ГО РИН НО СЕ Книга Миямото Мусаси Немного истории.
Миямото Мусаси.
"Го Рин Но Се"
Путь Стратегии представлен мною в "Го Рин Но Се" - "Книге Пяти Колец" . Она состоит из пяти отдельных книг, в которых я рассматриваю различные аспекты Пути , охватывающего Землю , Воду , Огонь, Традицию ( Ветер) и Пустоту . Тело Пути Стратегии, исходя из взглядов моей школы Ити , обрисовано в " Книге Земли ". Трудно постичь истинный смысл Пути только через фехтование. Постарайся познать самые малые и самые большие земные вещи , сравни самые мелкие из них с самыми глубокими . Перед тобой прямая дорога , ясно прочерченная на твердой почве. Что характерно для " Книги Воды"? Уподобим свой дух изменчивой животворной жидкости . Вода принимает формы любого сосуда . Иногда она - ручеек, иногда - бурное море. Ее признак - чистый голубой цвет. Исполнись чистоты . Ты освоил принципы фехтования . Ты свободно можешь победить одного бойца. Значит , ты можешь победить любого человека в мире . Дух победы над одиночкой подобен духу победы над десятью миллионами. Стратег через маленькую вещь постигает большую . Так скульптор создает большую статую будды по миниатюрной модели . Я не могу пояснить подробно, как это происходит, но цель такова : имея один предмет , понимать десять тысяч. Методы школы Ити описаны в " Книге Воды ". " Книга Огня " говорит о схватке. Дух огня - ярость , независимо от того, велик огонь или мал. То же самое - в сражении. Дух боя одинаков как для поединка, так и для сражения , где с каждой стороны - по десять тысяч бойцов . Ты должен принять положение, что дух может быть и мал и велик. Легко заметить великое , малое трудно различимо . Иначе говоря , большой массе людей труднее изменить позицию , их перемещения легко предсказать . Движения одиночки предугадать нелегко. Ты должен впитать это . Суть "Книги" в том , что ты должен тренироваться днем и ночью и научиться принимать быстрые решения . Тренировка - часть твоей нормальной жизни , укрепляющая дух. Таким образом , сражения на поле брани описаны в " Книге Огня ". Четвертая часть Труда - "Книга Ветра". Она не имеет отношения к моей школе Ити , она - о других школах стратегии. Под " ветром " я подразумеваю традиции старины , новые веяния и семейный уклад жизни воина. Я подробно описываю технику мировых школ боя . Это необходимо . Трудно познать себя, если не имеешь представления о других. У всех дорог есть свои ответвления . Ты можешь ежедневно изучать какое-либо направление, замечая , что твой дух отклоняется , но искренне считая , что стоишь на правильном пути . Однако объективно это не будет истиной. Даже следуя истинному Пути , устраняй малые погрешности , ибо в будущем они могут превратиться в большие отклонения . Ты должен усвоить это. Сейчас многие школы Стратегии пришли к тому , что их считают только школами техники схватки, и это произошло не без причины . Преимущество моей школы основано на ином принципе. В "Книге Ветра", я объясняю, что обычно понимают под Стратегией другие школы . Под пустотой я понимаю то, что не имеет начала и конца. Постижение этого принципа означает его непостижимость . Путь Стратегии - это Путь Природы . Когда ты почувствуешь силу природы , ощущая ритм каждой ситуации , ты будешь способен наносить удары и атаковать противника естественно . Вот - Путь Пустоты . Я намерен показать , как следовать ему , согласуясь с природой.
Миямото Мусаси.
Предисловие переводчика
Япония при жизни Мусаси
Миямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за возрождение единой империи после четырехвекового периода междоусобиц. Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за земли и власть. В XV и XVI веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали раст
"Го Рин Но Се"
Путь Стратегии представлен мною в "Го Рин Но Се" - "Книге Пяти Колец" . Она состоит из пяти отдельных книг, в которых я рассматриваю различные аспекты Пути , охватывающего Землю , Воду , Огонь, Традицию ( Ветер) и Пустоту . Тело Пути Стратегии, исходя из взглядов моей школы Ити , обрисовано в " Книге Земли ". Трудно постичь истинный смысл Пути только через фехтование. Постарайся познать самые малые и самые большие земные вещи , сравни самые мелкие из них с самыми глубокими . Перед тобой прямая дорога , ясно прочерченная на твердой почве. Что характерно для " Книги Воды"? Уподобим свой дух изменчивой животворной жидкости . Вода принимает формы любого сосуда . Иногда она - ручеек, иногда - бурное море. Ее признак - чистый голубой цвет. Исполнись чистоты . Ты освоил принципы фехтования . Ты свободно можешь победить одного бойца. Значит , ты можешь победить любого человека в мире . Дух победы над одиночкой подобен духу победы над десятью миллионами. Стратег через маленькую вещь постигает большую . Так скульптор создает большую статую будды по миниатюрной модели . Я не могу пояснить подробно, как это происходит, но цель такова : имея один предмет , понимать десять тысяч. Методы школы Ити описаны в " Книге Воды ". " Книга Огня " говорит о схватке. Дух огня - ярость , независимо от того, велик огонь или мал. То же самое - в сражении. Дух боя одинаков как для поединка, так и для сражения , где с каждой стороны - по десять тысяч бойцов . Ты должен принять положение, что дух может быть и мал и велик. Легко заметить великое , малое трудно различимо . Иначе говоря , большой массе людей труднее изменить позицию , их перемещения легко предсказать . Движения одиночки предугадать нелегко. Ты должен впитать это . Суть "Книги" в том , что ты должен тренироваться днем и ночью и научиться принимать быстрые решения . Тренировка - часть твоей нормальной жизни , укрепляющая дух. Таким образом , сражения на поле брани описаны в " Книге Огня ". Четвертая часть Труда - "Книга Ветра". Она не имеет отношения к моей школе Ити , она - о других школах стратегии. Под " ветром " я подразумеваю традиции старины , новые веяния и семейный уклад жизни воина. Я подробно описываю технику мировых школ боя . Это необходимо . Трудно познать себя, если не имеешь представления о других. У всех дорог есть свои ответвления . Ты можешь ежедневно изучать какое-либо направление, замечая , что твой дух отклоняется , но искренне считая , что стоишь на правильном пути . Однако объективно это не будет истиной. Даже следуя истинному Пути , устраняй малые погрешности , ибо в будущем они могут превратиться в большие отклонения . Ты должен усвоить это. Сейчас многие школы Стратегии пришли к тому , что их считают только школами техники схватки, и это произошло не без причины . Преимущество моей школы основано на ином принципе. В "Книге Ветра", я объясняю, что обычно понимают под Стратегией другие школы . Под пустотой я понимаю то, что не имеет начала и конца. Постижение этого принципа означает его непостижимость . Путь Стратегии - это Путь Природы . Когда ты почувствуешь силу природы , ощущая ритм каждой ситуации , ты будешь способен наносить удары и атаковать противника естественно . Вот - Путь Пустоты . Я намерен показать , как следовать ему , согласуясь с природой.
Миямото Мусаси.
Предисловие переводчика
Япония при жизни Мусаси
Миямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за возрождение единой империи после четырехвекового периода междоусобиц. Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за земли и власть. В XV и XVI веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали раст
"Уколоть в лицо" означает намерение поразить врага в лицо концом своего меча с линии клинков. Если ты собираешься нанести такой укол, значит, лицо и тело противника уязвимы. Когда противник становится доступен, он побежден. Сосредоточься на этой мысли. Не забывай об уколе в лицо. Ты поймешь ценность этой техники, упражняясь.
"Уколоть в сердце" означает следующее. Когда в бою возникают помехи сверху или с боков, и вообще, когда трудно применить рубящий удар, -- коли. Бей в грудь противника, не давая концу своего меча колебаться. Покажи врагу тыльную сторону гарды, отклоняя его меч. Применение этого способа полезно, когда мы устаем или когда наш меч по каким-то причинам не может рубить. Ты должен освоить эту технику.
"Отшить" означает следующее: когда противник пытается контратаковать, отвечая на твой выпад, ты тут же контратакуешь снизу, как бы нанося укол, стараясь сдержать натиск. В очень быстром темпе затем наноси рубящий удар, "отшивая" врага. Укол вверх: "Тат!" -- и рубящая атака: "ТАТ!" Такая связка снова и снова встречается при обмене ударами, Способ "отшить Тат-ТАТ!" состоит в том, чтобы соединить рубящую атаку с подъемом меча, когда ты симулируешь укол. Изучай этот способ посредством непрерывной практики.
Под "шлепающим парированием" понимается вот что: когда скрещиваешь оружие с врагом, ты принимаешь его рубящую атаку на свой меч в ритме "тии-дам, тии-дам", "шлепая" по его клинку и тут же рубя сам. Смысл не в том, чтобы парировать удар или стукнуть посильнее. Надо "шлепнуть" по мечу противника в ритме с его натиском, изначально намереваясь провести рубящую атаку. Если правильно уловишь ритм "шлепка", как бы сильно ни столкнулись мечи, конец твоего клинка не отклонится назад ни на йоту. Ты должен усердно заниматься, чтобы понять это.
Техника "много противников" применяется, когда ты дерешься один против многих. (Мусаси считается изобретателем стиля Двух Мечей. Его школу называют "Нито Рю" -- "школа двух мечей", а иногда -- "Нитэн Рю" -- "школа двух небес". Он пишет, что два меча применяются, когда противников много. Самураи же практиковали фехтование с мечом в каждой руке, чтобы получить реальное преимущество на дуэли. Сам Мусаси никогда не использовал двух мечей против одного, даже очень искусного, противника.) Обнажи длинный меч и меч- компаньон и прими широкую лево-правостороннюю стойку. Смысл в том, чтобы гонять врагов из стороны в сторону, даже если они нападают со всех четырех сторон. Наблюдай за последовательностью, в которой они нападают, и встречай сначала тех, что нападают первыми. Широко води глазами вокруг, тщательно изучай порядок нападения, руби попеременно левой и правой руками. Ожидание пагубно. Постоянно быстро восстанавливай свою позицию, наседай на врагов, по мере приближения отбрасывая их в том направлении, откуда они подходят. Что бы ты ни делал, прижимай противников друг к другу, как бы связывая кукан с рыбами, и, когда они оказываются в куче, мощно рази их, не давая им пространства для маневра.
Ты можешь принять на веру, что Стратегия длинного меча непобедима, но ее Путь не может быть ясно изложен на бумаге. Ты должен усердно тренироваться для того, чтобы понять, как побеждать.
Устный урок (в других школах Кендо тоже существуют устные уроки, как противоположность обучению формальной технике): "Истинный Путь Стратегии явлен в длинном мече".
Ты наверняка можешь победить в духе "одной атаки". (Что бы это ни означало, полезно вспомнить "хитоцу гачи" -- "одну победу", технику Кири Отоси школы Итто Рю, где один удар обеспечивает и атаку, и защиту, ломая меч и дух противника, и родственную технику "Ити но Тачи" -- "длинный меч Единого" стиля Синто.) Трудно обрести это, если ты не изучил стратегию как следует. Если ты будешь хорошо упражняться на истинном Пути, стратегия выйдет из твоего сердца и ты сможешь побеждать своей волей. Усердно тренируйся.
Смысл "прямой связи" в возникновении и восприятии истинного Пути школы Ни То Ити. Устный урок: "Обучи стратегии свое тело".
Описанное в настоящей книге есть очерк фехтования школы Ити.
Чтобы научиться побеждать в Стратегии длинного меча, сначала изучи пять положений тела и пять подходов к врагу и впитай естественным образом в свое существо Путь длинного меча. Ты должен понять настроение и темп схватки, естественно управляться с длинным мечом и двигать руками и ногами в гармонии со своим духом. Победив одного или двоих, ты поймешь, что главное в Стратегии.
Изучай содержание этой книги, тему за темой, и, сражаясь с противником, ты постепенно поймешь принципы Пути.
Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда бы ты ни скрестил меч с противником. Шаг за шагом иди по дороге в тысячу километров. Изучай Стратегию в течение многих лет и закали дух воина. Сегодня -- победи себя вчерашнего; завтра -- победишь низких людей. Далее, чтобы справляться с более умелыми, тренируйся согласно этой книге, не позволяя своему сердцу свернуть на боковую дорожку. Помни, если убьешь врага приемом, не основанным на том, чему ты научился, это не истинный Путь.
Если ты постигнешь наш Путь побеждать, ты будешь способен справиться с несколькими десятками человек. Что остается делать -- это шлифовать умение фехтовать, чего ты можешь достичь в сражениях и поединках.
Второй год Сехо, двенадцатый день пятого месяца (1645) Посвящается Тэруо Магонодзе Синмен Мусаси
В этой "Книге Огня" Стратегии школы Ни То Ити я уподобляю схватку огню.
Прежде всего, люди мыслят узко относительно возможностей Стратегии. Используя лишь кончики пальцев, они знают лишь возможности трех--пяти дюймов запястья, Они ставят исход поединка в зависимость от действий своих предплечий, как при складывании веера. Они специализируются в банальной ловкости, изучая такие мелочи, как движения рук и ног с учебным бамбуковым мечом. (На протяжении истории Кендо существовали различные виды учебных мечей: некоторые делались из расщепленного бамбука и покрывались тканью или кожей.).
В этой Стратегии обучение воина происходит в схватках, в сражениях за собственную жизнь, в поисках смысла жизни и смерти, в дальнейшем изучении Пути длинного меча, в правильном суждении о силе атак и в понимании Пути "острой и тупой сторон" меча.
Малые техники не приносят особенной выгоды, в частности, когда надет полный доспех, (Здесь использован термин "року гу" -- "шесть частей". Это комплект доспехов, состоящий из кирасы, латных рукавиц, наплечников, фартука и набедренников, или, иными словами, -- из панциря, шлема, маски, набедренников, рукавиц и поножей.) Мой Путь Стратегии -- верный метод побеждать, когда дерешься за свою жизнь один против пятерых или десятерых. Верен принцип: "один может одолеть десятерых, также как тысяча может победить десять тысяч". Вдумайся в это.
Конечно, ты не можешь для ежедневных тренировок организовать по тысяче или десятку тысяч человек. Но ты можешь стать мастером Стратегии, упражняясь в одиночестве с мечом. Ты станешь способен понимать замыслы противника, верно оценивать его силы и ресурсы и придешь к постижению того, как применить Стратегию, чтобы одержать верх над десятью тысячами врагов.
Любой, кто хочет овладеть сущностью моей Стратегии, должен тренироваться усердно день и ночь. Так он сможет отточить свое умение, стать свободным от своего эго и реализовать свои экстраординарные способности. Он придет к обладанию чудесной силой. Эти качества -- практический результат Стратегии.
Изучи окружающее пространство. Стой в солнце: то есть прими положение, при котором солнце находится позади тебя. Если ситуация не позволяет этого, держи солнце с правой стороны. В помещениях выход должен находиться за твоей спиной или справа. Убедись, что тыл твой защищен и слева свободно, -- справа тебя защищает меч. Ночью, если противника видно, держи источник света за спиной, а вход -- справа от себя, в противном случае прими вышеуказанное положение. Смотри на противника сверху вниз, занимай господствующую позицию, например, на "камидза". ("Камидза" -- обиталище духа-предка дома. Глава семьи садится ближе всех к нему. Часто это несколько приподнятый помост возле стены. Иногда там ставятся цветы или вешается свиток с текстами молитв. Там же хранится оружие и другие религиозные предметы.)
Когда начинается схватка, старайся отжать противника влево. Гони его к неудобным местам, поворачивай к ним спиной. Когда противник попадет в плохую позицию, не давай ему оглядеться, но добросовестно тесни и коли. В помещении толкай врага на пороги, косяки, двери, перила, колонны и так далее, опять же не давая ему оценить ситуацию.
Всегда загоняй противника в места с плохой опорой для ног, вбивай в углы и так далее, используя достоинства места для занятия доминирующей позиции. Обдумай сказанное и прилежно применяй на практике.
(Великие фехтовальщики и прочие художники меча развивают способность опережать противника. Мастер боя всегда "обгоняет" своих оппонентов. Это не означает преимущества в скорости. Великого фехтовальщика невозможно победить потому, что он подсознательно чувствует источник любого реального действия. До сих пор можно увидеть на тренировках Кендо пожилых джентльменов, небрежно наносящих неторопливые удары по головам юных чемпионов. Здесь работает способность мгновенно оценивать меняющуюся ситуацию.)
Первый способ -- опередить врага атакой. Он
называется "Кен Но Сен" -- "нападай".
Другой прием -- подловить соперника в момент его
атаки. Он называется "Тай Но Сен" - "жди инициативы".
Еще один способ -- хорош в обоюдной атаке. Это "Тай
Тай Но Сен" -- "присоединись и опереди".
Не существует других методов упреждения действий врага, кроме этих трех. Обладай инициативой. Это одна из самых важных заповедей в Стратегии, Извлекай максимальную выгоду из ситуации, ощущай настрой противника, чтобы ухватить его Стратегию и поразить. Невозможно описать принцип в деталях.
Атакуя, сохраняй спокойствие и стремительно бросайся вперед. Или подступай грозно, но сдерживая дух, опережая врага сдержанностью.
Или наоборот, подходи с возможно более крепким духом, а когда приблизишься к противнику, перемещай ноги несколько быстрее, чем обычно, сбивая врага с толку и стремительно одолевая его.
Или же со спокойным духом атакуй, ощущая, что ты непрерывно сокрушаешь противника, с начала и до конца. Суть в том, чтобы проникнуть в глубь обороны врага. Это все -- "Кен Но Сен".
Когда противник атакует, оставайся невозмутимым, но изобрази слабость. Когда враг приблизится к тебе, неожиданно сделай движение прочь, показывая, что ты собираешься отпрыгнуть в сторону, но бросайся вперед, мощно атакуя, как только увидишь, что противник "клюнул на удочку". Это один прием.
Или же, когда противник атакует, напади более мощно, используя преимущество неожиданности. Опрокинь замысел врага. Это -- принцип "Тай Но Сен",
Когда противник проводит стремительную атаку, ты должен атаковать мощно и спокойно, целя в его слабое место и по мере того, как он станет близок, мощно разя его.
Если же враг атакует спокойно, наблюдай за ним и, с телом, несколько плывущим, присоединись к его движениям, сблизившись. Тут двигайся стремительно и мощно руби его. Это "Тай Тай Но Сен".
Многие вещи невозможно полно объяснить словами. Изучай начертанное. Пользуясь методами опережения, решай ситуации. Не обязательно начинать первым; но если противник нападает, обводи его. В Стратегии ты побеждаешь тогда, когда опережаешь врага. Тренируйся.
"Придержать подушку" означает не дать противнику поднять голову. (Заметим, что самураи и японские дамы спали, положив голову на небольшие деревянные подушки особой формы, чтобы не повредить прически.)
В поединке Стратегий не давай противнику вести себя. Веди врага сам. Конечно, он будет пытаться навязать свою тактику, но не сможет опередить тебя, если ты не дашь ему такой возможности. Останови врага, когда он собирается атаковать тебя; погаси его порыв, сбрось захват. В этом смысл "придерживания подушки". Ухватив этот принцип, ты будешь видеть замыслы врага заблаговременно и подавлять их. Суть в том, чтобы сломить его атаку на слоге "а...", сбить прыжок на слоге "пры..." и поймать удар на "у...".
Важная вещь в Стратегии -- подавлять полезную активность противника, поощрять бесполезную. Однако это лишь оборонительная позиция. Прежде всего ты должен действовать сообразно Пути, гася приемы противника, нарушая его планы и, таким образом, прямо контролируя его. Овладев этим принципом, ты станешь мастером Стратегии. Хорошо тренируйся, изучай "придерживание подушки".
"Пересекать вброд" означает, например, пересечь море через пролив или же одолеть океанский простор кратчайшим курсом. Я думаю, такие ситуации часто встречаются в жизни человека. Случается, ты отправляешься в плавание, несмотря на то что твои друзья остаются в гавани. Ты знаешь дорогу, знаешь качества своего корабля и преимущества именно этого дня. Когда все благоприятные условия налицо и ветер попутный -- отплывай. Если ветер изменится, а ты уже недалек от пункта назначения, смело греби, не пользуясь парусом.
Если ты постигнешь этот принцип, знай, он приложим к повседневной жизни. Всегда думай о переправе в благоприятный момент.
В Стратегии тоже важно "переправляться вброд". Оцени возможности врага и, зная собственные сильные стороны, "проходи бродом" в выгодном месте, как опытный капитан идет по морским путям. Если переправишься наилучшим образом, можешь расслабиться. "Пересечь вброд" означает атаковать слабое место противника и занять господствующую позицию, Так побеждают в масштабной Стратегии. Дух "пересечения вброд" необходим для победы в больших и малых сражениях. Хорошо изучи его.
"Знать время" означает оценить диспозицию противника в сражении. Благоприятна она или невыгодна? Наблюдая дух воинов противника и занимая наилучшую позицию, ты можешь вычислить замысел неприятеля и двинуть свои войска соответственно. Ты можешь победить посредством этого принципа Стратегии, нападая из преимущественного положения.
В дуэли атакуй врага и опережай его сразу же, как только определишь его школу Стратегии, оценишь квалификацию, нащупаешь его слабые и сильные места. Атакуй внезапно, зная ритм врага, его тон и темп.
"Знание времени" означает: если твои возможности велики, ты смотришь прямо в корень вещей. Если ты хорошо знаком со Стратегией, ты опознаешь намерения врага и поэтому будешь иметь много возможностей победить. Глубоко изучи это.
"Задавить меч" -- принцип, часто используемый в Стратегии. Прежде всего, в масштабной Стратегии. Когда враг разрядил в тебя свои луки и ружья, сложно атаковать самому, если ты тоже занят засыпанием пороха или накладыванием стрел. Суть в том, чтобы атаковать, когда враг все еще стреляет из луков и ружей. Суть в том, чтобы победить, встретив и "задавив" атаку врага.
В поединке нельзя завоевать решительную победу, проводя атаки в ритме "тии-дам тии-дам", следуя за нападающим мечом противника. Мы должны нанести ему поражение в начале его броска, с ощущением затаптывания его ногами, так, чтобы он больше не смог подняться.
"Задавливание" не означает просто забивания ногами. Жми телом, дави духом и, естественно, коли и руби мечом. Ты должен быть уверен, что не позволишь противнику нанести удар во второй раз. Это и есть дух опережения во всех смыслах. Раз добравшись до врага, ты должен не только гореть желанием нанести ему удар, но "прилипнуть" к его атаке. Глубоко изучи это.
Все может пасть. Дома, тела и враги надламываются, когда их ритм приходит в беспорядок.
В масштабной Стратегии, когда противник надломился, ты должен преследовать его, не давая шанса уйти. Если ты упустишь эту возможность, враг может собраться с силами.
В поединке противник также иногда теряет ритм и надламывается. Не упускай удобной возможности, враг может оправиться и станет осторожнее. Улови момент упадка противника и гони его, нанося мощные удары, чтобы он не мог прийти в себя. Делай только так. Атаки преследования проводятся в жестком духе. Громи врага, чтобы он не мог подняться. Ты должен понять принцип окончательного разгрома.
"Стать противником" означает представить себя в положении противника. В быту люди имеют тенденцию думать о воре, обнаруженном и укрывшемся в доме, как о враге, запершемся в укреплении. Однако, представив себя на его месте, мы почувствуем, что весь мир против нас и что выхода нет. Он, запертый, -- фазан (дичь). Тот, кто входит арестовать его, -- ястреб. Осознай это.
В масштабной Стратегии люди всегда находятся под впечатлением, что противник силен, и поэтому становятся осторожны. Но если у тебя хорошие солдаты и ты понимаешь принципы Стратегии и знаешь, как бить врага, беспокоиться не о чем.
В поединке также ставь себя на место противника. Если ты думаешь: "Вот мастер Стратегии, знающий принципы Пути", то непременно проиграешь. Глубоко осознай это.
("Йотсу тэ о ханасу" -- выражение "йотсу тэ" означает положение хвата обеими руками, сцепленными с руками противника, или "мертвый замок". Это название также применяют для описания различных предметов, четыре угла которых соединены, например, рыболовных сетей или предмета женского туалета, состоящего из четырехугольного куска материи, концы которого охватывала плечи и пропускались под мышками, а потом завязывались на груди.) Этот принцип применяется, когда противники сражаются с одинаковым духом и исход поединка неясен. Откажись от своего стиля и побеждай посредством иного ресурса.
В крупномасштабной Стратегии не сдавайся, поступай, как обычный человек. Немедленно отбрось прежние повадки и побеждай иной техникой, которой противник не ждет.
Так же и в поединке. Попав в ситуацию "четырех рук", мы добиваемся победы, изменяя свою тактику и применяя подходящую технику в соответствии с состоянием врага. Ты должен быть способен определиться в бою.
"Движение тенью" применяется, когда дух противника тебе неясен.
В крупномасштабной Стратегии, когда не видишь позицию врага, покажи, что готовишься провести мощную атаку, чтобы обнаружить ресурсы неприятеля, Потом побеждай другим методом.
В поединке, если противник держит меч сзади или сбоку, так что ты не можешь понять его намерений, нанеси обманный удар, и противник покажет меч, решив, что понял тебя. Получив выгоду от того, что тебе открылось, ты сможешь победить наверняка. Если будешь небрежен -- потерешь ритм. Исследуй это положение как следует.
"Придерживание тени" применяется, когда неясен дух атаки врага.
В крупномасштабной Стратегии происходит вот что. Противник начинает атаку, но, если ты покажешь, что собираешься жестко подавить его маневр, он передумает. Ты же, изменив стиль, нанеси ему поражение, опережая в духе Пустоты.
Или же в одиночном бою: придержи сильный натиск противника соответствующим ритмом и побеждай его, опережая при помощи этого ритма. Хорошо изучи это.
О многих вещах говорят, что они могут быть переданы. Сонливость заражает, зевота тоже может заразить, Передается также и настроение.
В крупномасштабной Стратегии, когда противник возбужден и выказывает склонность к поспешности, не обращай на это никакого внимания. Продемонстрируй абсолютное спокойствие, и противник попадется на это, станет расслабленным. Когда ты увидишь, что твое настроение передалось врагу, накинься на него, мощно атакуй, опираясь на дух Пустоты.
В одиночном бою ты можешь победить, расслабив тело и дух. Уловив момент, когда противник также расслабится, атакуй быстро и мощно, опережая его. То, что называется "сделать пьяным другого", подобно способу "передачи". Ты можешь также заразить противника духом раздражения, небрежности или слабости. Изучи это хорошо.
Многое может вызвать потерю равновесия. Одна из таких причин -- опасность, другая -- напряжение, третья -- неожиданность. Исследуй это.
В Стратегии большого масштаба также важно вызвать потерю равновесия у противника. Атакуй без предупреждения в том месте, где противник не ожидает этого. Пока он не решил, что делать, пользуйся преимуществом и, владея инициативой, наноси ему поражение.
Или же в одиночном бою начни с демонстрации собственной медлительности, потом неожиданно резко атакуй. Не давай врагу вздохнуть, оправиться от смущения. Пользуйся удобным моментом, чтобы победить. Почувствуй это.