Что общего может быть у, казалось бы, таких разных вещей, как спортивная игра – настольный теннис, и боевые искусства, такие как каратэ, дзюдо, кунг-фу? На самом деле, у этих видов деятельности есть, немало общих черт, нужно только посмотреть под нужным углом и сделать правильные выводы.
Сразу хочу разочаровать вас, при помощи настольного тенниса нельзя научиться лихо бить кулаком в челюсть или пяткой в ухо, смысл в ином. Дело в том, что восточными единоборствами люди нередко занимаются не для того, чтобы освоить эффективную систему рукопашного боя и научиться защищаться от всяких недоброжелателей. Для многих боевые искусства – это некий способ духовного самосовершенствования, активной медитации, путь достижения состояния полной концентрации на собственных движениях и действиях противника. И вот именно в этом аспекте, как это ни парадоксально, настольный теннис имеет те же черты, что и восточные единоборства. Сейчас мы попытаемся вычленить эти черты, проанализировать их, а потом обобщить.
Для начала нужно отметить, что в классических боевых искусствах, как и в настольном теннисе, спарринги проводятся всегда один на один. Следовательно, весть груз ответственности за свои действия и результат поединк,а целиком ложится на плечи каждого из бойцов (теннисистов). Кроме того очень многое зависит не только от технического мастерства бойцов (спортсменов), но и от их личных качеств. От воли, терпения, крепости нервов, умения предугадывать действия противника. В настольном теннисе очень часто бывают ситуации, когда технически менее сильный спортсмен выигрывает за счет выдержки и контроля ситуации. Таким образом, можно сделать следующий вывод: боевые искусства, как и настольный теннис – это поединок психологий, а не только физических и технических качеств людей.
Настольный теннис – технически сложный вид спорта. Имеет место наличие некоторого количества атакующих (топ-спин, накат, плоскач…) и защитных приемов (подрезка, срезка, свеча…), многие из которых весьма непросты в освоении (например, топ-спин). Однако в настольном теннисе есть такой важный момент, как вращение шарика. Вращение может варьироваться от нулевого (на жаргоне называется “плоскач”), до сильного. В последнем случае после приземления на стол , мяч резко меняет свою траекторию. Кроме того вращение бывает нескольких видов: верхнее (используется для атаки), нижнее (предпочтительнее для защитных действий), боковое (применяется в комбинации с верхним или нижним). Изюминка заключается в том, что техника исполнения того или иного приема зависит от приходящего вращения. Правильное оценивание вращения, которое придает мячу противник и мгновенная корректировка техники выполнения удара являются одними из основных навыков теннисиста. Это добавляет настольному теннису особенное очарование, а заодно ощутимо приближает его по технической сложности к восточным боевым искусствам.
Важен тот факт, что, начиная с момента, когда теннисист в первый раз берет в руки ракетку, у него начинает формироваться свой собственный индивидуальный стиль, своя тактика игры. Это значит, что каждый игрок играет по-своему, имеет свое собственное видение игры, свои “коронные” приемы, свои сильные и слабые стороны. Из этого следует, что для каждого соперника нужно подбирать свой подход, искать его слабые стороны и использовать их. В боевых искусствах наблюдается примерно такая же ситуация.
И, наконец, главное. Настольный теннис – великолепная возможность заниматься динамической медитацией. Этот эффект достигается автоматически, за счет того, что скорость обмена ударами в этой игре весьма высока, и по сути дела на первый план выходят рефлексы, а не разум. Да, так и есть. Интеллект не успевает оценивать и обдумывать, как поступить с прилетающими мячами, волей-неволей “бразды правления организмом” переходят в руки инстинктов, разум не вмешивается, внутренний диалог отключается. Все это способствует просто зверской концентрации на процессе игры. В состоянии примерно такой же концентрации пребывают партнеры в процессе занятий боевыми искусствами.