Есть люди, которые при словах “Русский рукопашный бой”, делают недоуменное выражение лица. Складывается впечатление, что у нас нет среднего образования и, стало быть, многим недоступно знание истории. Хотя люди, которые так удивлены, подчас имеют высшее образование и ученые степени. Вот где, действительно, “Иваны не помнящие родства”. А ведь в школе еще изучали : “Никиту Кожемяку”, ”Евпатия Коловрата”, “Василия Буслаева”. На слуху у всех слова Суворова “Пуля-дура, штык-молодец”, “Я пришел не считать противника, а бить”. Опять же проходили “Азовское сидение донских казаков”, 7590 казаков против 250 000 отборного турецкого войска. После многочисленных приступов басурман, 1000 раненных казаков вышло из-за разрушенных стен города и стала гнать и добивать турецких янычар, которых на каждого казака приходилось по 200 человек. Некогда блистательное и грозное войско турецкого паши с позором закончило свой поход, а казаки покрыли себя неувядаемой славой.
Надо заметить, что беспрерывные войны и многочисленные победы русского воинства были нормой для того времени. Позднее также бесславно закончили свои походы на русскую землю и Наполеон, и Гитлер, и многие другие.
Россия, страна с огромной территорией и враждебно настроенными, воинственными соседями - без боевого искусства , без системы рукопашного боя и навыков выживания, - разве мы выдержали бы натиски и с востока, и с юга, и с запада врагов, пытавшиеся покорить нас раз и навсегда ?
Приходил к нам турок - и мы били турка, приходил швед- били и шведа, приходил француз - били француза ... и немца, и поляка, и японца, и многих других с мечом и огнем к нам приходивших.
Вот, что пишет иностранец Гваньини (побывавший в России в 16 в.) о русском воинском умении: “Сражающиеся с московитянами должны весьма умеючи действовать оружием, чтобы не попасть в руки их, ибо они весьма крепки плечами, руками и всем телом. Они столь сильны, что без всякого оружия, надеясь на одну силу свою, часто отваживаются сражаться со свирепыми и неукротимыми медведями и, схвативши их за уши, дотоле утомляют их, доколе сии последнии не упадут на землю”.
А что же рукопашный бой, чем жил он, на чем основывался в быту, в повседневной жизни, пока не было войны ? Как “выковывали” воина , где училось своему искусству пешее ополчение, которое в средневековые времена решало исход битв ? Народ славянский - вольный народ, не терпевший от природы своей рабства, не любивший муштры, воспитывал детей своих через игру.
Рукопашные состязания и игры были распространены повсеместно и насчитывали тысячи вариантов. Обряды, праздники, народные гуляния не обходились без кулачного боя и борьбы. Рукопашные состязания в кулачном бое известны у русских к началу XX века в четырех видах и имели большее распространение, чем виды борьбы. Самый древний вид кулачного боя, известный в это время “Свалка-сцеплялка” - противоборство двух партий бойцов, без каких либо построений, или иначе это бой, где в толпе каждый бьется сам за себя. Вид кулачного боя “Один на один” или “Сам на сам” - это единоборство двух бойцов по оговоренным правилам. Еще одно название этого вида - “Охотницкий бой”, где бойцы выходили по “охоте”(по своему желанию), помериться силой. Зачастую это был бой сильнейших, “заправских” бойцов. Вид “Раз за раз” был распространен в Поволжье. Это бой - поединок, где бойцы наносили удары в строгой очередности. Пример - “Песня про купца Калашникова”.
Самый же любимый вид кулачного боя, в основе которого лежат древние военные пешие построения славян - “Стена на стену ”. У М.Ю.Лермонтова есть известные строки:
“Что тут хитрить, пожалуй к бою,
Уж мы пойдем ломить стеною
Уж постоим мы головою
За Родину свою !” (поэма “Бородино”)
Стеношный бой начинался по обычаю с “зачина” утром праздничного дня. Мальчики 7-9 лет “мальцы”, с противоположных сторон сходятся без всякого строя и затевают перебранку, “брань”. Кидают друг в друга снежки, летом - шишки, задирают словами и телодвижениями. Беспорядочно вступают в кулачные поединки.