Сомнение – самая драгоценная вещь в жизни, потому что без сомнения никогда не сможешь открыть для себя ничего нового. (Osho)
Чтобы стать хорошим танцором какого-либо стиля, совершенно необходимо иметь отличную техническую базу. По крайней мере, нужно изучить хотя бы немного классики, несколько лет позаниматься джазом, приобрести легкость и гибкость тела, а также общую гармонию движений, и это позволит исполнить хореографию любой сложности.
Однако сальса – танец совершенно нетипичный, а потому и сальсеро – не обычный профессионал. Как уже много раз говорилось, этот танец родился на улице как средство освобождения тела, заряжающий энергией и освобождающий от всяких схем и правил. Именно поэтому сальсеро вовсе необязательно должен иметь солидную танцевально-техническую базу, ведь секрет всех афрокубинских танцев заключается в технике владения экспрессивностью собственного тела.
Однако начнем с того, что необходимо с самого начала осознать: хорошо танцевать и хорошо двигаться – понятия неравнозначные. Например, существует множество людей, которые прекрасно владеют техникой исполнения различных танцев (имеем в виду прежде всего латинистов), но в действительности абсолютно не способны интерпретировать музыку в танце; и наоборот, другие прекрасно двигаются, и в то же время не знают ничего из технической базы. Прекрасный тому пример – кубинские танцоры на гаванских дискотеках, которые в свободном танце блистают сексуальностью и очарованием, но становятся ужасно смущенными, когда им приходится общаться друг с другом в парном танце.
Уметь танцевать и уметь хорошо двигаться – в действительности два абсолютно различных навыка, которые следует развивать в себе параллельно. Чтобы стать хорошим танцором, недостаточно просто механически изучить последовательность шагов и фигур, нужно будет постараться двигаться в стиле свинг (swing), придавая своему танцу сабор (sabor).
Тот, кто сможет приблизиться к такому танцу, почувствует гораздо больше в разнице двух этих терминов. И что же такое свинг и сабор? Свинг и sabor – две вещи похожие, и в то же время разные. Понятие свинг пришло к нам из джаза, буквально его можно перевести как "колебание" или "раскачивание". Будем отталкиваться от значения "придавать движению плавность", создавать постоянную "волну", которая особенно заметна в развитии танца – благо, что в музыке существуют акценты, очень удобные для выражения их телом. Сабор же, наоборот, – это способность проникать в музыку, углубляться в нее; он, несомненно, дает гораздо больше для интерпретации, идет непосредственно от нашего бессознательного.
Tito Puente всегда утверждал, что музыканты-латиносы всегда свободно себя чувствуют в джазе, в то время как многим джазменам бывает очень трудно исполнять латинскую музыку. И этот пример наглядно показывает, что владеть свингом – не значит иметь сабор.
Как же перевести слово «сабор»? Как объяснить читателям значение этого довольно сложного понятия? Что же в точности значит это давно устоявшееся со временем название явления, о котором все говорят, но только некоторые владеют ключами и магической формулой понимания?
Для того, чтобы попробовать ответить на этот вопрос, хотелось бы обратиться к некоторым определениям сабора, приводимым на сайте it.arti.ballo.lat-americano (ресурс, популярный среди итальянских сальсеро).
"Сабор – это когда интенсивность латиноамериканской музыки насквозь пронизывает твое тело, и тебе удается передать с помощью движения ощущение ее жара" (Мария)
"Это одновременно напористость и сексуальность. Возможность передать эмоции во время танца, пленительная гармония концентрации в одном концерте, в котором каждый мускул – это музыкальный инструмент" (Алекс)