Статья - Об импровизациях в сценическом бою.
(с) rencontre.ucoz.ru
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия артистического фехтования RENCONTRE
Прежде, чем выдвигать тезисы, анализировать и делать выводы, сначала разберемся с определениями. Итак:
«Сценический бой – это воссоздание на сцене боя, как с применением оружия (или любых предметов в качестве оружия), так и без, с обязательным использованием техники и тактики для выбранного стиля боя.»
«Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) - сценическая игра; произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки.»
Что ж, если объединить эти два понятия, становится понятным, почему существует распространенное суждение, что импровизация опасна в фехтовальной постановке. Но суждение это распространено лишь в среде актеров, изучающих (или преподающих) в театральных учебных заведениях, либо в среде актеров, имеющих опыт спортивного фехтования. И действительно, так как на кафедрах фехтования обучение идет всего несколько семестров, то за это время можно успеть лишь дать базовую технику и основные принципы сценбоя. Боевой практики не существует вовсе. То есть, студенты, попав в неожиданную ситуацию внутри фехтовальной постановки, не смогут правильно отреагировать, что может привести к срыву самой постановки и даже к травме.
У спортсменов иные принципы. Им важны очки, укол любой ценой пусть хоть на миллисекунды раньше противника. В результате чего редко когда увидишь на спортивной фехтовальной дорожке длинную красивую фразу. Оказавшись же на сцене, спортсменам приходится сдерживать рефлексы, что достигается выучиванием партитуры боя «от и до». Импровизация для них также травмоопасна.
Но если взглянуть на фехтовальную импровизацию глазами адепта классического фехтования? «Классика» с самого начала предполагает «фразовость» фехтования, включает в себя как колющую, так и рубящую технику, она не использует принцип «укол на миллисекунду раньше», в ней нет запрета на целый ряд эффектных (и эффективных) приемов (как-то: работа невооруженной левой рукой, «кор-а-кор»`ы и проч.). Однако, каким бы опытным не был «классик»-фехтовальщик, цель его будет та же, что и у спортсмена – поражение противника, т.е. работа в контакте. Причем, уколы его будут даже опаснее, так как за отсутствием электрофиксации их приходится наносить «в убедительной форме» – с прогибом клинка и фиксацией в точке укола. Значит, импровизация снова исключается?
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия артистического фехтования RENCONTRE
Прежде, чем выдвигать тезисы, анализировать и делать выводы, сначала разберемся с определениями. Итак:
«Сценический бой – это воссоздание на сцене боя, как с применением оружия (или любых предметов в качестве оружия), так и без, с обязательным использованием техники и тактики для выбранного стиля боя.»
«Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) - сценическая игра; произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки.»
Что ж, если объединить эти два понятия, становится понятным, почему существует распространенное суждение, что импровизация опасна в фехтовальной постановке. Но суждение это распространено лишь в среде актеров, изучающих (или преподающих) в театральных учебных заведениях, либо в среде актеров, имеющих опыт спортивного фехтования. И действительно, так как на кафедрах фехтования обучение идет всего несколько семестров, то за это время можно успеть лишь дать базовую технику и основные принципы сценбоя. Боевой практики не существует вовсе. То есть, студенты, попав в неожиданную ситуацию внутри фехтовальной постановки, не смогут правильно отреагировать, что может привести к срыву самой постановки и даже к травме.
У спортсменов иные принципы. Им важны очки, укол любой ценой пусть хоть на миллисекунды раньше противника. В результате чего редко когда увидишь на спортивной фехтовальной дорожке длинную красивую фразу. Оказавшись же на сцене, спортсменам приходится сдерживать рефлексы, что достигается выучиванием партитуры боя «от и до». Импровизация для них также травмоопасна.
Но если взглянуть на фехтовальную импровизацию глазами адепта классического фехтования? «Классика» с самого начала предполагает «фразовость» фехтования, включает в себя как колющую, так и рубящую технику, она не использует принцип «укол на миллисекунду раньше», в ней нет запрета на целый ряд эффектных (и эффективных) приемов (как-то: работа невооруженной левой рукой, «кор-а-кор»`ы и проч.). Однако, каким бы опытным не был «классик»-фехтовальщик, цель его будет та же, что и у спортсмена – поражение противника, т.е. работа в контакте. Причем, уколы его будут даже опаснее, так как за отсутствием электрофиксации их приходится наносить «в убедительной форме» – с прогибом клинка и фиксацией в точке укола. Значит, импровизация снова исключается?
Тут можно заметить, что импровизация в таком случае оказывается однообразна и скучна. Так и есть, но скучна и однообразна она лишь на первых этапах. С опытом приходит навык работы в разнотемповом режиме, умение корректно и эффектно разрывать любую фехтовальную фразу. На более поздних этапах можно подключать работу с переводами и переносами, и даже повторами.
Выходит, «классик»-фехтовальщик - единственный, кто может применить импровизацию в сценическом бою? До недавнего времени я считал именно так. Однако последние наши эксперименты в практике преподавания именно сценического фехтования показали эффективность введения в программу обучения основных принципов фехтовальной импровизации. О методах я пока по понятным причинам умолчу (все-таки «ноу-хау» ), результатом же стало умение студентов импровизировать (конечно, на уровне новичков) уже к концу второго этапа обучения (каждый этап – три месяца). И это – только промежуточный результат! А мы будем работать дальше.
Я считаю чтобы заниматься импровизацией, нужно уметь структурировать и разграничивать определенные объемы техник, а внутри одного объема элементы должны быть проработаны на одинаковом уровне. Скажем так, начальный уровень это умение выполнять удары в одном темпе, одиночные, размашисто сколько угодно долго, чтобы между любыми из ударов переход был одинаково легким. Один только защищается, прямыми блоками одного типа, другой только атакует, без ускорения и без укорачивания либо искривления траекторий. Бой так не построишь, но без данного уровня дальше импровизировать сложно. так как нет самой элементарной импровизации - ударов в одну калитку вразброс с отыгрышем и выразительностью. Грубо говоря это односторонний продолжительный натиск. Там есть еще при отработке такая фишка, что в форме упражнения надо приучатся думать за двоих - если наносите удар, должны точно знать насколько и куда приходится противнику отходить для удобства постановки примитивного прямого "блока". Ибо если вы будете долбить перекладывая на партнера обязанности следить и за помехами по движению (угол, стена. стул, соседи) и колбасить его со всех сторон. рано или поздно вы его заведете на помеху, так как он идет спиной вперед. что у него за спиной видите только вы. Поэтому элементарная культура в простейшей импровизации - это наносить такие последовательности ударов, при которых вы "перенаправляете" партнера от помех, выводите его из углов, специально нанося по два, по три удара с одной стороны, которые заставляют его обходить вас по кругу либо менять курс с направления куда нибудь "в стенку". В этом собственно первоначальная фишка и состоит, чтобы научиться обходить помехи при перемещениях в паре, думая за двоих. Так ваш партнер не наткнется на какую нибудь хрень которая видна только вам, и не запорет упражнение на простенькую одностороннюю импровизацию.
http://vkontakte.ru/video7527169_76178928
и его можно переделывать как угодно и упрощать либо усложнять.
суть не в этом, по данному комплексу однотипных ответов можно судить, что неоднотипных (но хорошо отработанных вариантов) может быть много. И суть вобщем то не в этом - идея условного рипоста заключается в создании наборов приемов перехода права атаки, а они могут называться рипостом условно, просто как принцип. Например "рипост" в уклонениях, что терминологически не совсем верно, но можно построить разучивательный комплекс и задр...ть до скорости, на каждый удар отвечая уклонением. А выходя из уклонения подавать удар на который партнер тоже перейдет в защиту уклонением с подготовкой ответного удара. Вариантов смены права атаки много, отрабатывать их трудновато, слишком дофига вариантов. Группы этих переходов права атаки я в каком то тексте пытался расписывать, но уже не помню где.
1. "рипост" основанный на разрывах дистанции, первый у кого ноги забуксовали вовремя отойти в нужную сторону, славливает плюху. Такими подход-отход упражнениями можно бесконечно прокачивать нижние лапы вообще не скрещивая клинки, но при этом вполне себе интересно проводя время и нарабатывая тайминг, точность и динамику перемещений с одновременным размахиванием.
2. "Рипост" в уклонениях. Защиты движением можно делать без разрыва дистанции, оставаясь на растоянии ответного удара, для этого надо из плоскости показанной вам атаки вытащить тушку тела, либо ее запчасти.
http://vkontakte.ru/video7527169_138947869
Это стоит делать так, чтобы одновременно с уводом тела из плоскости ( а удары для импровизации в уклонениях придется отыгрывать не искривляя и не укорачивая, как бы не просила душа) вы выполняли движение на замах без паузы, такие движения, скоординированные с общим движением тела - настоящая лебединая песня для инерционного оружия. Уклонения делать намного!!! сложнее чем простые подстановки оружия, так как работы маневрирования положением тела тут очень дофига.
3. Рипост почти классический - после защиты оружием. Вам шмякнули, вы подставили меч, он оказался в положении когда с парада вам становится шмякнуть на полкруга быстрее чем партнеру. Поэтому он готовится дальше по очереди к защите, а вы показываете ответный удар, после чего история повторяется.
4. Рипост с так называемыми "сливами", фактически на каждый удар можно выполнить подвешенную уступающую защиту, по которой удар ускользит мимо. Но эту тему редко доводят до академического маразма, так чтобы выполнять "сливы" не только от ударов сверху, но также и горизонтальных или даже восходящих, "сливая" их ... вверх. Вариантов перехода конечно будет как вы понимаете почти столько же как и во всех предыдущих случаях, так как на самом деле после скользящей защиты смертельной предопределенности выхода на только один какой либо удар нету. После любого слива можно методом фанатичной тренировки выполнять любой другой удар кроме напрашивающегося)
5. есть перехваты права атаки на которых "рипостную" игру выстроить сложнее, например при защите сокращением дистанции и использовании "мертвой зоны" Все помнят дуэли на пистолетах из эквилибриума? а ведь дистанция может быть и покороче, там где придется толкаться не предплечьями, а например плечами или бедром, как в хоккее)))
6.Сбивы (батманы), можно в них "рипоститься", как думаете? батман-контрбатман)))
7. "липкий меч" и техники работы в соединении, например режущие удары. там чтото есть, и оно нетривиально. И делают такого еще мало.
8. Наверное и еще что то есть, сразу не вспомню.
Одно точно понятно, что второй уровень опыта в импровизации в случае даже бодрого овладения каким то типом перехвата права атаки, задач композиции все равно не решает. Все равно будет несколько.. скучновато.
3 уровень импровизации это я думаю умение увидеть возможность сюжетного хода и подыграть друг другу актерскими навыками. чтобы смена стиля боя или некая интересная фишка- прием, трюк смотрелись как кульминация, после которой схемку можно плавно закруглять и помогать друг другу выходить на финал. Ну как, хвастайтесь, у кого это само собой получается? есть такие? 8)))
ну вот что то в духе импровизации.
На практике- оговариваем связку после которой переходим к кулминации/смерти, как пример два дуговых удара снизу вверх слева, справа, кульминация.
Уклоны - предлагаю на уклониста повесить броню и посмотреть как он наклоняться так будет. Ни в рукопашных боях ни в фехте такого "рака" я не видел. Вот приседал бы мгновенно, тогда - верю я как зритель.
Рипост - для таких тренировок использовали технику обучения палашу англичанина какого то 16в. Название не вспомню. Идея такая, 1 наносит удар в одно место, второй парирует и атакует в разные части тела, после меняются местами. Одному человеку это занятие позволило привыкнуть к "сливам". Тренирует ритм и очередность. Для тренировки ритма можно использовать атака-защита, или две атаки две защиты.
З.Ы. Очень заинтересован в теме ибо это моя цель, выступления с боями/шоу
И поскольку вы тоже затронули вопрос про кульминацию, уточните, что это в вашем понимании? Связка из двух ударов? Или это что то более глобальное?
"в доспехах необходимы там где удар оружием выполняет приложение силы, направленное на сбивание бойца из равновесия" - щитом? Мечом не представлю.
На данном этапе кульминация совпадает с развязкой - отыгрышь реалистичной смерти. В дальнейшем надеюсь мы расширим репертуар.
http://vkontakte.ru/video-10082397_150897195
http://vkontakte.ru/video-10082397_144508822
http://vkontakte.ru/video-10082397_140482141
http://vkontakte.ru/video-10082397_110851906
http://vkontakte.ru/video2693388_110231480
http://vkontakte.ru/video2693388_30827052
Кульминация - это логическое развитие сюжета, а не летальное завершение двух минут боданий.
Не будем голословны, наименования китайских боивых искуств с такими уходами. Деревянный? Ну ну. Мой опыт боя не так богат как мне бы этого хотелось, но за плечами ушу-саньдо, и син-и-цуань.