Статья - Об импровизациях в сценическом бою.

Единоборства
Единоборства: Статья   Об импровизациях в сценическом бою(с) rencontre.ucoz.ru
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия артистического фехтования RENCONTRE

Прежде, чем выдвигать тезисы, анализировать и делать выводы, сначала разберемся с определениями. Итак:
«Сценический бой – это воссоздание на сцене боя, как с применением оружия (или любых предметов в качестве оружия), так и без, с обязательным использованием техники и тактики для выбранного стиля боя.»
«Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) - сценическая игра; произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки.»
Что ж, если объединить эти два понятия, становится понятным, почему существует распространенное суждение, что импровизация опасна в фехтовальной постановке. Но суждение это распространено лишь в среде актеров, изучающих (или преподающих) в театральных учебных заведениях, либо в среде актеров, имеющих опыт спортивного фехтования. И действительно, так как на кафедрах фехтования обучение идет всего несколько семестров, то за это время можно успеть лишь дать базовую технику и основные принципы сценбоя. Боевой практики не существует вовсе. То есть, студенты, попав в неожиданную ситуацию внутри фехтовальной постановки, не смогут правильно отреагировать, что может привести к срыву самой постановки и даже к травме.
У спортсменов иные принципы. Им важны очки, укол любой ценой пусть хоть на миллисекунды раньше противника. В результате чего редко когда увидишь на спортивной фехтовальной дорожке длинную красивую фразу. Оказавшись же на сцене, спортсменам приходится сдерживать рефлексы, что достигается выучиванием партитуры боя «от и до». Импровизация для них также травмоопасна.
Но если взглянуть на фехтовальную импровизацию глазами адепта классического фехтования? «Классика» с самого начала предполагает «фразовость» фехтования, включает в себя как колющую, так и рубящую технику, она не использует принцип «укол на миллисекунду раньше», в ней нет запрета на целый ряд эффектных (и эффективных) приемов (как-то: работа невооруженной левой рукой, «кор-а-кор»`ы и проч.). Однако, каким бы опытным не был «классик»-фехтовальщик, цель его будет та же, что и у спортсмена – поражение противника, т.е. работа в контакте. Причем, уколы его будут даже опаснее, так как за отсутствием электрофиксации их приходится наносить «в убедительной форме» – с прогибом клинка и фиксацией в точке укола. Значит, импровизация снова исключается?
123 комментария
avatar
Это суровые будни драматического театра))) Меня порадовал головной убор у Гамлета...
avatar
ОХ, ребята... пока читал - наступила ночь... я позже напишу про импровизацию))) хотя не думаю, что это окажется нечто совершенно новое)))
avatar
Евгений, ждем вашу точку зрения!)
avatar
Как говорил один великий человек: хорош только тот экспромт, что подготовлен заранее! На мой взгляд - этим все сказано!

Нужно ли уметь импровизировать? Несомненно! Но стоит ли импровизацией сознательно замещать добротно отрепетированный номер? Вряд ли... Поверьте, на сцене во время выступления есть еще много чего, помимо пусть даже и "осмысленной импровизации", куда стоит приложить свою сосредоточенность, и лично для меня отвлечение на "импровизацию" будет стоять всегда гораздо дальше, нежели "отыгрыши" своей роли.
Для меня отвлечение возможно только в условиях если что-то в фехтовании пошло не так и через импровизацию его надо вывести на промежуточную точку в композиции.
avatar
"хорош только тот экспромт, что подготовлен заранее!"

Золотые слова! :)
Но к импровизации готовятся годами, а хорошую фехтовальную партитуру можно подготовить-выучить за несколько часов. Что, кстати, частенько и происходит на киносъемочной площадке, когда экономят на репетициях. ;)
Впрочем, никто не говорил о ЗАМЕНЕ постановки импровизацией. Речь шла об их СИМБИОЗЕ!
И, как уже правильно отмечал Алексей Булавкин, в съемках или показательных выступлениях, порой случается так, что нужна не партитура с хореографией, а просто фехтование.
avatar
А чем же просто фехтование интереснее фехтовальной партитуры? Даже на самом заднем плане.Мне вчера дали 2 минуты на подготовку))) правда и более чем три удара не требовалось.Фехтовали девушки,одна из них левой рукой(хотя она правша) и попроси я их поимпровизировать-обе остались бы без глаз несмотря на то,что "шпаги" деревянные.Поэтому этот "экспромт" хоть и две минуты(которые я растянул на 10) мы готовили заранее.Реж.пост. СТРОГО-НАСТРОГО запретил им отступать от рисунка боя.Видать тоже знает чем это может закончится))) Повторюсь импровиз хорош во время тренировок для общего развития.В кино это выглядит неинтересно и пока никакие ссылки не убедили меня в обратном.(ИМХО).
avatar
Похоже пошли на второй круг...

"попроси я их поимпровизировать-обе остались бы без глаз"
О какой импровизации может идти речь, если исполнители неподготовленные?
avatar
Да пошли на второй круг))) Пора послушать мнения других участников,разумеется если кому интересно поболтать на эту тему.
avatar
А все-таки..."А чем же просто фехтование интереснее фехтовальной партитуры? " Тут пока первый забег)))
avatar
В партитуре всегда сквозит заученность, очень сложно отыграть ее натурально, даже при высоком уровне подготовки бойцов, хороший артистизм спасает, но не до конца, зритель нутром чует, что все слишком гладко.
Что бы натуралистично отыграть бой за счет полной или частичной импровизации, больше важна подготовка и слаженность бойцов, чем их артистические данные, хотя и тут они не помешают.
В ком живет артист, предпочитают первый способ, в ком боец второй.
Универсалам удается сочетать оба способа.
Условия выступления тоже накладывают свой отпечаток.
Как то давно по телеку видел репетицию Райкина скорее всего в "Сирано", он вытворял фокусы с реальностью имеющие мало общего, но замысел был в другом и смотрелось четко.
Все остальное зависит от исполнителей, слабых выступлений хватает и в заученном варианте и в попытках импровизации.
Тем ценнее люди и коллективы которые могут поддерживать качество на высоте.
Способы же выбирают по желанию и с оглядкой на условия и обстоятельства.
avatar
Спасибо Сергей! Все очень грамотно разложил:) Вот только если "В партитуре всегда сквозит заученность, очень сложно отыграть ее натурально, даже при высоком уровне подготовки бойцов..." То в импровизации даже не сквозит,а прям-таки песчаной бурей проходит отсутствие скорости,напрочь отсутствует ощущение опасности,нет фехтовальных фраз(как правило укол-ответ),темпо-ритм "боя" не меняется(не путать с темпом). Насчет натуральности,так если присутствует зритель,то действо уже само по себе подразумевает заученность))) Неужели кто-то ходит в театр в надежде увидеть,как Отелло по настоящему задушит Дездемону?))) Целиком соглашусь,что каждый выбирает путь который ему по душЕ.Боец свое,актер свое...Вот только в плане зрелищности проф. актеры,как правило работают интереснее,что собственно от них и требуется. http://vkontakte.ru/video14642670_140586188 Наверняка многие видели этот номер. http://vkontakte.ru/video11909087_144593571?noiphone или этот)))))
avatar
Универсалам удается сочетать оба способа.

Хотел бы я посмотреть на такого универсала!Я с огромным удовольствием пошел к нему на занятия.))Адресок никто не подскажет?)))
avatar
Эх жаль не смотрел эту передачу с К.Райкиным.Могу лишь предположить,что он репетировал самый финал пьесы,где Сирано бьется со своими врагами которые являются ему в смертном бреду,так там и по сюжету нет ничего общего с реальностью.
avatar
Я не очень согласен с тем что импровизация дает какую то натуралистичность. Натуралистичность создается качеством изображения движения. К спонтанности или заучиванию последовательности это мало относится. И даже более того - если последовательность не облегчает показ, не делает его более удобным, это говорит о том что и в импровизации есть косяки, которые скорее всего ускользают от исполнителя. Поэтому ему и не охота по схеме работать, что добится одинаковости стабильного показа одних и тех же движений он не может. Они банально не отработаны до такой степени чтобы быть идентичными и выразительными при каждом повторе. О чем тут вообще можно говорить?
avatar
А попытка смешивать бой и репетиции это путь к поражению. Чтобы "бойцу" стало интересно играть бой, он должен словить адреналин, азарт, настроение. Если схема известна, он их словить не может, не получается взвинтить себя до лихости и куража. Вот и приходится идти на поводу у эмоциональности, путаясь между своими ощущениями которые человек ощущает лично от процесса импровизации, похожего для участника на привычный бой, и эмоциями которые испытывает зритель, глядя со стороны. У бойца-"импровизатора" реальное чуство опасности потому что он работает не по схеме, а у зрителя - удивление от просмотра, потому что движения укорачиваются, теряют зрелищность, становятся угловатыми, зажатыми и игнорирующими зрительское восприятие. Вот что в результате получается.
avatar
Если работать тильки для себе,то это здорово))) А если для зрителя?
avatar
Олег Gladius
В этой теме отписался Михаил "Ворчун" Федоров, он Ваш земляк пообщайтесь, как я понимаю он в своей работе сочетает оба подхода.
avatar
Алексей,

Если почитать Станиславского, то актер как раз и должен обладать умением переживать это самое "реальное" чувство опасности и уметь передавать его зрителям - и тот факт, что бой поставлен на это влиять не должен ;-)
avatar
Зажатый человек тоже испытывает чуство опасности и передает его в виде суммы зажатостей и корявостей, что тоже не влияет на поставленность боя. Можно любую схему выполнить по порядку но косолапо. А в случае импровизации "бойцом" без создания выразительной культуры отыгрыша движений еще и травмы могут быть. Хотя движения вроде бы правдоподобно опасные, и эмоции натуральные.
avatar
Алексей Булавкин.
Описанный тобой в последних постах человек не сможет нормально отработать ни партитуру, ни экспромт. Да, таких людей много, но к чему их здесь поминать. Задача, уяснить место импровизации в постановочном бою. Неумелый человек запорет и то и это, шанс получить травму работая с таким одинаков и там и там. Способных добротно отработать заученный номер, больше, чем умеющих удачно использовать импровизацию.
Людей, которые заставят поверить зрителя в реальность происходящего у них на глазах боя, еще меньше. Кто то привык это делать за счет артистизма, кто то ищет иные пути. Нет предела совершенству, но не у всех хватает способности.
С одним согласен, народу не желающего заморачиваться на репетиции, а считающего, что можно просто выйти "по импровизировать", много, раньше смеялся глядя на их выступления, сейчас плакать хочется, а зрители по прежнему смеются. Справедливости ради можно заметить, что постановочных выступлений такого уровня тоже хватает, но тут люди хоть труд прикладывают в подготовке, рано или поздно он должен окупиться признательностью зрителей, хватило бы терпения.
avatar
"...постановочных выступлений такого уровня тоже хватает..." Может и хватает,но ведь попадаются и неплохие выступления))) А попадаются ли импровизации про которые можно сказать.что они интересны? Мне пока не попадалось,но я понимаю,что это только мое субъективное мнение.Но все таки...хорошее постановочное фехтование существует(я приводил ссылки театральных выступлений и могу привести кино-варианты),а интересную импровизацию я пока не видел и главное до сих пор не понимаю зачем она нужна на съемочной площадке или во время спектакля.
avatar
Прохор.
Я как человек не имеющий отношение к театру и кино, мыслю немного другими категориями, поэтому мои выкладки больше относятся к среде любительских "железных" клубов.
По сцене Михаил "Ворчун" Федоров писал и приводил примеры. Мне далеко не все нравиться, что у нас происходит на сцене и в кино, но думаю с импровизацией было бы печальнее. Все же люди которые там работают больше актеры.
Однако мне помниться рассказ Вестника, где он говорил, как они снимали сцену драки в детективе: каждому из актеров режиссер сказал: я другим ничего не говорил, бей первым. Может это конечно байка, и с фехтованием все гораздо сложнее, но выходит попытки добиться реалистичности за счет экспромта, все же в кино предпринимались.
avatar
Предпринимались.(читай пост 36).Я бы с удовольствием обсудил сцену боя из рассказа Вестника. Но не уверен,что мы нашли бы,что вообще там обсуждать.Если бы знать название фильма можно было бы поискать.А теперь давай представим,что в руках у актеров железное оружие,они без доспеха и реж.пост. каждому шепнул "я другим ничего не говорил, бей первым." Мотор,камера! Врачааааа!!!!!!!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.