Статья - Об импровизациях в сценическом бою.
(с) rencontre.ucoz.ru
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия артистического фехтования RENCONTRE
Прежде, чем выдвигать тезисы, анализировать и делать выводы, сначала разберемся с определениями. Итак:
«Сценический бой – это воссоздание на сцене боя, как с применением оружия (или любых предметов в качестве оружия), так и без, с обязательным использованием техники и тактики для выбранного стиля боя.»
«Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) - сценическая игра; произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки.»
Что ж, если объединить эти два понятия, становится понятным, почему существует распространенное суждение, что импровизация опасна в фехтовальной постановке. Но суждение это распространено лишь в среде актеров, изучающих (или преподающих) в театральных учебных заведениях, либо в среде актеров, имеющих опыт спортивного фехтования. И действительно, так как на кафедрах фехтования обучение идет всего несколько семестров, то за это время можно успеть лишь дать базовую технику и основные принципы сценбоя. Боевой практики не существует вовсе. То есть, студенты, попав в неожиданную ситуацию внутри фехтовальной постановки, не смогут правильно отреагировать, что может привести к срыву самой постановки и даже к травме.
У спортсменов иные принципы. Им важны очки, укол любой ценой пусть хоть на миллисекунды раньше противника. В результате чего редко когда увидишь на спортивной фехтовальной дорожке длинную красивую фразу. Оказавшись же на сцене, спортсменам приходится сдерживать рефлексы, что достигается выучиванием партитуры боя «от и до». Импровизация для них также травмоопасна.
Но если взглянуть на фехтовальную импровизацию глазами адепта классического фехтования? «Классика» с самого начала предполагает «фразовость» фехтования, включает в себя как колющую, так и рубящую технику, она не использует принцип «укол на миллисекунду раньше», в ней нет запрета на целый ряд эффектных (и эффективных) приемов (как-то: работа невооруженной левой рукой, «кор-а-кор»`ы и проч.). Однако, каким бы опытным не был «классик»-фехтовальщик, цель его будет та же, что и у спортсмена – поражение противника, т.е. работа в контакте. Причем, уколы его будут даже опаснее, так как за отсутствием электрофиксации их приходится наносить «в убедительной форме» – с прогибом клинка и фиксацией в точке укола. Значит, импровизация снова исключается?
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия артистического фехтования RENCONTRE
Прежде, чем выдвигать тезисы, анализировать и делать выводы, сначала разберемся с определениями. Итак:
«Сценический бой – это воссоздание на сцене боя, как с применением оружия (или любых предметов в качестве оружия), так и без, с обязательным использованием техники и тактики для выбранного стиля боя.»
«Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) - сценическая игра; произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки.»
Что ж, если объединить эти два понятия, становится понятным, почему существует распространенное суждение, что импровизация опасна в фехтовальной постановке. Но суждение это распространено лишь в среде актеров, изучающих (или преподающих) в театральных учебных заведениях, либо в среде актеров, имеющих опыт спортивного фехтования. И действительно, так как на кафедрах фехтования обучение идет всего несколько семестров, то за это время можно успеть лишь дать базовую технику и основные принципы сценбоя. Боевой практики не существует вовсе. То есть, студенты, попав в неожиданную ситуацию внутри фехтовальной постановки, не смогут правильно отреагировать, что может привести к срыву самой постановки и даже к травме.
У спортсменов иные принципы. Им важны очки, укол любой ценой пусть хоть на миллисекунды раньше противника. В результате чего редко когда увидишь на спортивной фехтовальной дорожке длинную красивую фразу. Оказавшись же на сцене, спортсменам приходится сдерживать рефлексы, что достигается выучиванием партитуры боя «от и до». Импровизация для них также травмоопасна.
Но если взглянуть на фехтовальную импровизацию глазами адепта классического фехтования? «Классика» с самого начала предполагает «фразовость» фехтования, включает в себя как колющую, так и рубящую технику, она не использует принцип «укол на миллисекунду раньше», в ней нет запрета на целый ряд эффектных (и эффективных) приемов (как-то: работа невооруженной левой рукой, «кор-а-кор»`ы и проч.). Однако, каким бы опытным не был «классик»-фехтовальщик, цель его будет та же, что и у спортсмена – поражение противника, т.е. работа в контакте. Причем, уколы его будут даже опаснее, так как за отсутствием электрофиксации их приходится наносить «в убедительной форме» – с прогибом клинка и фиксацией в точке укола. Значит, импровизация снова исключается?
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия ART фехтования "RENCONTRE"
В статье «Об импровизациях в сценическом бою» были рассмотрены вопросы, что же такое фехтовальная импровизация и кто и как должен являться ее исполнителем.
Теперь попробуем выяснить, зачем же вообще нужна (и нужна ли) импровизация, что принесла она разумного, доброго, вечного? И чем же она лучше старого доброго, целиком постановочного боя?
Ответ на последний вопрос дать сложно, так как сам вопрос поставлен некорректно. На самом деле импровизация не лучше и не хуже постановочного боя, и то, и другое являются лишь разными подходами к решению одной проблемы – проблемы воссоздания на театральной сцене или киносъемочной площадке боя с применением холодного оружия. И то, и другое имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. Постановочный бой хорош тем, что может быть исполнен даже неопытными фехтовальщиками, более того – даже людьми, совершенно далекими от фехтования. Подобная практика часто имеет место быть в киноиндустрии, когда актеры-не-фехтовальщики вынуждены участвовать в боевой сцене, и нет возможности заменить их дублерами. В таком случае фехтовальная сцена разрабатывается специалистом-постановщиком по принципу «просто и эффектно», актеры заучивают необходимые движения, а монтаж и спецэффекты позволяют исправить огрехи. Опытным же фехтовальщикам постановочный бой позволяет включать в партитуру сложные приемы (вплоть до акробатических трюков), а также многотемповые композиции. Однако никто не создает бой исключительно из сложных приемов. Обилие последних перегружает всю фехтовальную сцену, делает ее надуманной, сложной для восприятия. Поэтому при постановке сложные композиции «разбавляются» простыми действиями. Но для чего, спрашивается, опытному фехтовальщику запоминать такие элементарные действия, как, например «из шестого соединения атака выпадом прямо, партнер с шагом назад берет защиту в шестой позиции, отвечает завязыванием в седьмую позицию с последующей атакой в первый сектор; требуется с уходом с выпада поставить защиту кругом-восемь и ответить с переводом в корпус…»? Такие вещи опытный фехтовальщик должен делать, не задумываясь. И что будет плохого, если партнер поставит не прямую «шестерку», а «защиту кругом четыре»? И ответит уже завязыванием в «восьмерку» или «двойку»? А то и вовсе прямо? «А вдруг попадет?!» - возмущенно спросит кто-то. Но тут следует помнить, что исполнители боя должны не понаслышке знать о фехтовальных приемах и уметь как парировать в любом секторе, так и ответно атаковать самыми разнообразными способами из любой защиты. Следует при этом помнить, конечно, об основных принципах фехтовальной импровизации, рассмотренных в предыдущей статье.
Разумеется, травмоопасность сохраняется, но она присуща и постановочному бою. Причем, в случае ошибки партнера в постановочном бою, эта опасность выше, так как ошибочные действия идут вразрез с четко определенной последовательностью, которая к тому же (как это часто бывает) отрепетирована до автоматизма. В импровизации же партнеры заранее готовы к неожиданностям и не скованы рамками партитуры. Кроме того, в импровизации гораздо меньше вероятность «косяков» типа: «защита, поставленная еще до атаки» и т.п.
Таким образом, импровизация привносит в боевую сцену особую энергетику – фехтовальщики сами не знают, что случится в следующее мгновение, что добавляет сцене живости и реализма. И бойцы маневрируют, обмениваясь в импровизационной манере ударами и уколами до тех пор, пока не придет время для чего-то действительно сложного, заранее поставленного и отрепетированного, требующего четкой последовательности действий. Здесь главное - не обозначить резко границы между импровизацией и постановкой, так как это может пагубно сказаться на рисунке боя. В результате из-за отказа от большей части элементарных действий и замене их на импровизацию можно упростить работу исполнителей без потери техники, сложности и красоты фехтовальной композиции.
Более того, как показывают исследования, проводимые нашей студией в лаборатории Петра Немого (ЦКИ «Сад» СПб), фехтовальная импровизация строится и развивается по тем же законам, что и импровизация актерская. Следовательно, на нее распространяется так называемая теория игровых структур, что позволяет создавать различные комбинации актерского мастерства и мастерства фехтовального, лишь частным случаем которых является сценический бой.
Все вышесказанное касалось сценического применения фехтовальной импровизации. Теперь рассмотрим тренировочный аспект.
Оказывается, фехтовальная импровизация является мощным инструментом для обучения и самообучения как сценическому бою, так и бою реальному. Приучает работать «фразово», служит хорошим тренажом для отработки элементарных действий и адекватного реагирования, учит «чувствовать» противника и следить за дистанцией. Можно работать импровизационно как без защитного снаряжения, так и с использованием такового – например, в тренировочном бою ставить задачей не "укол любой ценой", а «игру» с противником, навязывая свою инициативу, заставляя поступать так, как хочется вам, а не ему.
В заключение можно сказать, что фехтовальная импровизация раскрыла далеко еще не все свои возможности и по сей день оставляет большой простор для деятельности. Воистину, это неисчерпаемое дно, полное «открытий чудных», как сказал поэт. И неудивительно, ведь само слово Импровизация происходит от слова «неожиданность».
http://rencontre-studio.ru/index/0-9
..."А,то сымпровизируешь так удар в голову,а партнер сымпровизируют защиту от удара в колено...вот блин смеху то зрителю будет...)))"
Если исполнитель не может отличить удар в голову от удара в колено, то, конечно, ни о какой импровизации не может идти речи. ;)
Пусть учит партитуру.
Вполне себе хиляет и неоднократно. ;)
Да, соглашусь, что для профессиональных актеров, для которых фехтование - лишь дополнительный (а порой и второ- или даже третьестепенный инструмент актерского мастерства), фехтовальная импровизация не нужна. Но вот каскадер-фехтовальщик, имхо, просто обязан владеть импровизацией. Чтобы быть готовым к любым неожиданностям и не зависеть от партитуры.
Разумеется, я не имею в виду полный отказ от постановочного боя за счет импровизации. Но вот, когда они дополняют друг друга, получается очень неплохо. ;)
И кстати, если "не заниматься фехтованием", то импровизация вообще нвозможно и опасна.
В первую очередь, ОБА (если речь идет о поединке) исполнителя ОБЯЗАНЫ иметь очень высокие навыки фехтовальной импровизации, во вторую - они должны быть сработавшимися. Импровизация не должна быть спонтанной, я уже писал о об этом. Она должна быть осознанной и подготовленной, и подготовка эта занимает годы. Что уж говорить об актерах, чей курс фехтования в ВУЗе два семестра? Я уж молчу о массовке...
Понятное дело, с актерами мы и не пытаемся импровизировать - совсем не тот случай.
На вашей странице увидел лишь треньки показухи и бодания железячников. А самого фехтования с Вашей "гибкостью" так и не нашел.
если есть интерес в разнице уровня, можно сравнить это:
http://vkontakte.ru/video63332618_139686787#comments
и это:
http://vkontakte.ru/video7527169_76179242
Но все же повторюсь, что бывает Импровизация, а бывает отсебятина. И если вторую всеми способами надо искоренять и не допускать, то первая является отличным инструментом как в плане обучения, так в и плане осуществления творческих проектов (см. мои статьи).
А "смотрибельность" - вещь субъективная. :)
Что же касается "дублей", то тут все зависит от задач. Далеко не всегда есть необходимость повторять конкретный рисунок боя. Бывает, нужно просто фехтовать. А для монтажа, "ранений", трюков вставлять постановочные элементы и связки.
Травмоопасность - это, конечно, аргумент. Но!
Травмы, как правило, происходят по трем причинам:
1) Глупость
2) Недостаток специальных навыков
3) Случайность.
"Глупость", как и "отсебятину", нельзя допускать; недостаток навыков необходимо восполнять тренировками и репетициями (хорошо бы заранее, а не в последний момент, как это часто бывает), а вот от случайностей, увы, никто не застрахован. Однако, как показывает практика, именно навыки фехтовальной импровизации позволяют снизить риск получения травмы, причем во всех трех случаях.
http://vkontakte.ru/video7527169_76179242
ошибку выдает. Но судя по названию там трюки. Я .и не говорил что у нас профессионалы, для многих это было первое выступление. Я ничего не провоцировал, это триггер в вашей голове, я лишь высказал мнение о низких уклонах в броне. При том считаю в фехт на шпагах низкую стойку самой рациональной. А понты посыпались исключительно с вашей стороны.