Виды оружия в ушу. Их характеристики, история.
Шест
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
От себя добавлю что гунь присутствует почти во всех стилях Ушу.
Лично мне очень нравятся,
Наньгунь - южный шест,резкими силовыми выбросами,
Цзуйгунь - шест опьяневшего
Хоугунь - шест обезьяны,очень интересная техника!!!
Тайцзигунь Ченьши,своими размерами :)))
Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой"). Японские мечи китайцы тоже называли дао.
Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао". (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится `дао', когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" разновидности меча-дао описаны так: "Есть меч четырех строев, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идет со времен династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом". Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твердого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.
Меч-дао - это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Алебардой-дадао ("большой меч") мог сражаться всадник, яодао ("поясной меч") - пехотинец, а алебарду-пудао ("простой меч") и шуаншоудай ("двуручную ленту") могли использовать и всадник, и пехотинец, причем более ловко чем копье. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.
При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса - ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идет от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5чи - вот и бьет на 1чжан 5чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трех ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперед. Ко времени династии Цин (1644--1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия".
Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 48кг весом, что свидетельствует о немалой силе!
Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы", "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.
При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.
При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность перемещений.
Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые.
Мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать.
Иероглифом "цзянь" в Китае обозначали прямой меч с двусторонней заточкой. Меч-цзянь - это один из древнейших видов оружия. В "Гуаньцзы" сказано: "Когда-то гора Гэлушань извергла металл. Чи Ю взял его и изготовил цзянь". Из археологических исследований известно, что бронзовый меч-цзянь существовал уже при династиях Шан и Чжоу. В эпохи "Весен и Осеней" и Воюющих Царств развитие искусства владения мечом шло впереди других видов оружия. В "Чжуанцзы" в главе "Отучил фехтовать" имеются такие слова о мече: "Фехтуя я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но нанося удар позже его опережаю его в попадании". Упоминаемая в ""Веснах и Осенях" княжеств У и Юэ" юэская дева является необычайным мастером владения мечом, не только знает технику меча, но и разбирается в законах действий мечом. Она говорит: "Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, еще содержит инь и ян, открываешь врата и затворяешь двери, инь бурлит - ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют цзин и шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение - как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам".
Искусство меча древнее, долго развивалось и искусство изготовления мечей. Вошли в историю оружейники Оу Ецзы, Гань Цзян, Моу Се, работавшие в эпоху "Весен и Осеней" на территории княжеств У и Юэ. В 60-е годы в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня, прояснивший уровень оружейного дела той эпохи. Меч имеет длину более полуметра, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, имеется также инкрустированный синей глазурью узор, что показывает высокий уровень развития тогдашнего металлургического и кузнечного искусства.
Древние мечи были трех видов. В "Чжоуских ритуалах" об этом сказано так: Меч длиной 3чи (ок. 1м) (с рукоятью) и весом 60лянов - это высший меч, использовался воинами высшего уровня. Меч длиной 2чи 5цуней (ок. 80см) и весом 45лянов - это средний меч, использовался воинами среднего уровня. Меч длиной 2 чи (66 см) и весом 35 лянов - низший меч, использовался воинами низшего уровня.
В многочисленных войнах меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и высокоэлегантность у гражданских лиц. Появилась мода на танцы с мечом. Во время войны между княжествами Чу и Хань некий Сян Чжуан танцевал с мечом во время Пира Лебединых Врат. При династии Тан за свои танцы с мечами Пэй Минь, каллиграф Чжан Сюй и поэт Ли Бо были прозваны "тремя непревзойденными".
Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая - это обращение с мечом с длинной кистью, еще называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Так тренировались аристократы, ученые-конфуцианцы, гражданские чиновники и т.п. Это было уже не искусство боя, а искусство танца. Вторая манера - это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, еще называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приемы многоизменчивые, движения резкие, это - реально-прикладное искусство обращения с мечом. Но меч-цзянь - легкий, короткий, утонченный, слабый, им трудно противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы.
Однако какой бы ни был меч-цзянь - с длинной кистью или с короткой - его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырех драгоценностей образованного человека, родилась поговорка "меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия".
В "Отборные жемчужины вещей и событий" есть такое место: "Копье - деревянное древко и металлический наконечник, идет от Хуан-ди, распространено Кунмином (прозвище знаменитого полководца Чжугэ Ляна, эпоха Троецарствия)". Копье-цян состоит из наконечника и древка, вспомогательными элементами являются кисть и бахрома. Копья бывали различными, наконечники могли быть разного веса, поэтому у них очень много названий. При династии Мин в различных школах ушу использовались разные копья. Копье семьи Ян имело длину около 6м, копье семьи Ма - 3м 16см, бамбуковый шест семьи Ша - от 6м до 8м, ханькоуское копье - 5м 30см, 5м 66см, 6м (из трактата У Шу "Записки о технике рук", династия Мин). Ко времени династии Цин длина копий постепенно уменьшилась. Копье длиной 1м 81см называлось бусяцян ("копье разового шага"), 2м 31см - хуацян ("цветочное копье"), 2м 71см - чжунпинцян ("среднее горизонтальное копье"). Кроме них еще имелось копье длиной в 4м, именуемое дацян ("большое копье"), 5м 66см - даганьцзы ("большая жердь"), 6м - мао. Так они и остались до наших дней.
Копье называют князем и пронырой из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьем, изобретенных и улучшенных мастерами разных эпох. Рассмотрим, к примеру, методы владения копьем времен династии Мин. В них входили копье семьи Ян, копье семьи Ма, бамбуковый шест семьи Ша, короткое копье семьи Ли, копье семьи Ши, эмэйское копье, шаолиньское копье, ханькоуское копье (согласно "Новая книга записей о достижениях", "Трактат о боевых порядках", "Записки о технике рук"), копье семьи Цзинь, волшебное копье Чжан Фэя, волшебное копье пяти знаменитостей, копье повернутого прорыва, копье повернутого лезвия, копье-шило, копье-челнок, копье-пестик, копье-кисточка великого спокойствия, копье отталкивания лошадей, прорывающее копье выковыривания лошади, фиолетово-золотой дротик, копье земляного языка (согласно "Краткое описание Южного Заречья", гл. 8 "Общее описание оружия"). В этих методах не только применяются различные копья, есть большие различия также в технике и манере, поэтому даже в одноименных приемах требования к движениям зачастую сильно различаются. Это многообразие методов естественно стимулировало развитие техники, что позволило копью стать главным из восемнадцати видов оружия.
Но если убрать у копья наконечник - будет шест. Поэтому в техниках копья и шеста есть много общих мест. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие все же шесту. У Шу (династия Мин) в "Записках о технике рук" описывает методы действий копьем семьи Ма: "в основе лежит (копье) семьи Ян, и использованы техники шеста". В той же книге описаны шаолиньские методы действий копьем, в которые также за основу взяты техники копья, и к ним добавлены техники шеста.
Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема выполняемые один за другим в быстрой последовательности создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов). При уколе передняя рука ослабляет хват и позволяет древку свободно скользить внутри, что дает возможность полностью использовать длину копья и колоть на очень большом расстоянии. В этом - одно из основных отличий китайских приемов действий копьем от европейских.
К этой категории можно отнести многосекционные стальные хлысты-бянь, а также люсинчуй ("молот-метеор" - груз на длинной веревке), кнут, шэнбяо ("дротик на веревке" - копейное острие на конце длинной веревки), фэйчжуа ("летающие когти") и т.п. Все их объединяет наличие длинной гибкой части.
Такое оружие, как многосекционный хлыст, популярно в ушу и сегодня. Они состоят из рукояти (длиной где-то в ширину ладони), нескольких стальных палочек соединенных друг с другом наподобие цепи, и конечной части (делалась либо в форме копейного острия, либо затачивалась на манер ножа). Самым стандартным является девятисекционный хлыст-цзюцзебянь, но используются также семисекционный и тринадцатисекционный. Атака осуществлялась хлещущими ударами, защита - отбивами в сторону с помощью хлеста по атакующему предмету, либо защитным вращением. Существует два типа школ боя с хлыстом: те, где большинство приемов выполняется стоя на ногах (в этом случае большинство вращений хлыстом выполняется в вертикальной плоскости), и те, где приемы проводятся в падении на землю (в этом случае большинство вращений хлыстом выполняется в горизонтальной плоскости).
Шэнбяо использовался охранниками караванов, которым требовалось (в случае нападения на охраняемый груз) быстро перебить побольше нападающих на как можно более дальней дистанции. Копейное острие металось как дротик, а с помощью веревки его возвращали обратно. При этом метание происходило не из руки, а с помощью предварительного раскручивания наконечника на веревке подобно праще.
Люсинчуй - это фактически кистень. Был особенно хорош для преследования убегающего противника.
Гибкое оружие считается наиболее трудным для освоения, и поэтому сегодня, когда холодное оружие утратило свое значение для самообороны, владение им тренируют немногие. Самым важным элементом в освоении гибкого оружия является искусство быстрого наматывания и сматывания его на различные вовремя подставленные части тела. Это дает возможность быстро изменять радиус поражения, скорость боевой части, неожиданно изменять направление движения.
Под тайным оружием понимается оружие, которое носится спрятанным и применяется неожиданно для противника. Классическим китайским тайным оружием является дротик-бяо. Это слово даже дало жизнь всем терминам, связанным с охраной: охранник каравана - бяокэ, бюро по охране караванов - бяоцзюй и т.п. Дротик делался из стали, имел острие треугольной формы, длиной был около 12см и весил 100г. Дротик весом в полкилограмма назывался "золотым дротиком". Существовало два способа метания дротика - с прямого, и с обратного хвата.
Другим видом тайного оружия являются рукавные стрелы-сюцзянь. Они заряжались в помещаемые в рукавах круглые трубки, в которых находился стреляющий механизм. Одно нажатие на кнопку - и стрела вылетала. Длина трубки - около 20см, длина стрелы - около 15см.
Хотя эти два вида тайного оружия во многом похожи, но для применения рукавных стрелок требуется гораздо меньше силы, дальность выстрела полностью зависит от мощности пружины. Дальность же метания дротика полностью зависит от величины усилия запястья. Оба вида оружия должны точно поражать цель, потому применение дротика гораздо труднее, чем использование рукавных стрелок. Оттого и родилась поговорка "сто дней на рукавные стрелы, тысяча дней на дротики-бяо".
Здесь имеются в виду булавы, молоты и палицы. В древности существовали каменные булавы, бронзовые, железные. В течение долгого исторического периода булава была одним из важнейших видов оружия, используемых в армейском строю. В "История династии Ляо" (династия Ляо была установлена племенем киданей (чжурчжэней))в разделе "Военные записи" говорится, что все кидани от 15 до 50 лет подлежали воинской повинности, были обязаны иметь боевого коня, железный доспех и комплект оружия, в который входила и булава. При династии Сун знаменитый полководец Юэ Фэй использовал булавы, "в каждом сражении сжимал в руках две булавы в восемьдесят цзиней" ("История династии Сун. Юэ Фэй"). В современных мерах сунские 80цзиней - это 95.5кг.
Помимо обычных для всего мира лука и стрел, в Китае довольно рано появился арбалет. Известно, что из арбалета стрелял еще Конфуций. В средние века многие тайные общества в свою боевую подготовку включали также и стрельбу из арбалета-ни.
Естественно, много видов оружия осталось неупомянутым: секиры, топоры, "когти", рогатины и еще много всякого, чему в привычных терминах просто нет эквивалентов. К примеру, Ци Цзигуан во время отражения японских набегов в XVI веке придумал новый вид оружия - гэньсянь, еще именуемый лянсянь. В отечественной литературе это оружие иногда именуют "волчехвостой метлой". Существовало две его разновидности - из железа и из бамбука. Представляло оно собой длинное древко, на которое насаживалось нечто типа рогатины. В применении требовалось "двигаться отрядной стеной, армия - единая створка двери". Оно использовалось против всадников, либо для прикрытия в атаке людей, вооруженных длинными копьями, секирами, алебардами.
А вы злодеи на смех подняли такое редкое таолу!!!
И вообще не забивай Толяновскую тему всякой ерундой!!!
Единственная нормальная тема,а вы сейчас и здесь начнете фигню всякую писать!!!
Или тебя пасодют в турму :)))
Ну ничего,мы тебя навещать будем,передачки приносить в камеру :)))