Виды оружия в ушу. Их характеристики, история.
Шест
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
P.S.Кстати, "низкопоклонство перед южными школами ушу" - продукт именно западных мифов о китайских боевых искусствах, так как в XX веке информация об ушу поступала на запад через китайских политэмигрантов, основной поток которых был из южного Китая. В самом Китае южные школы особо не ценились. Особо показательным является эпизод 1930-х годов, когда пять мастеров с севера приехали на юг, вломили всем местным монстрам, открыли на юге свои школы и начали там преподавать северные стили. Никаких подобных историй с экспансией южных школ на север истории ушу неизвестно ;-)
Насчет "смертельного касания" тоже не надо "южного национализма" разводить - про него еще в средневековых шаолиньских трактатах писалось, когда этих "южных школ" и в помине не было. А Хуан Фэйхун сам с горя умер в конце 1920-х - когда его аптечный бизнес прогорел в буквальном смысле слова, а сына, занявшегося наркоторговлей, солдаты подстрелили. Вот такая вот грубая проза жизни.
P.S.Кстати, под "южным ушу" обычно понимаются стили провинций, лежащих к югу от Янцзы. Вы же почему-то "основными" (цайлифо, моцзя, хунцзя) обозвали стили лишь ОДНОЙ из них (все эти стили - из провинции Гуандун). На самом деле в Хубэе, Сычуани, Фуцзяни и т.п. полным-полно школ, которые абсолютно не похожи на упомянутые, да и распространены как минимум не меньше (фуцзяньским уцзуцюанем, к примеру, по всей Юго-Восточной Азии занимаются).
И что эти люди не настоящие Ушуисты???!!!
По моему так считает только очень глупый человек,который не знает что такое настоящие тренировки!!!
Вы, похоже, не в курсе, что помимо "боевого" ушу существовало еще и театральное. И базой для формирования спортивного ушу во многом послужило именно театральное, а не "боевое", т.е. та акробатика, которую за деньги на ярмарках демонстрировали. Это как раз то, про что поговорка ушу старая существует: "Кулаки летают - словно цветы в танце порхают, ноги бьют - словно вышивальные иглы снуют: движения-то красивые, да вот реального проку от них - никакого".
У каждого тренера свой подход к тренировкам.
Например когда я начинал заниматься Ушу (ой извиняюсь,со слов Станислава я же не Ушу занимался вовсе,а какойто фигней без названия) так вот мы на тренировке делали и Наньцюань и Чанцюань и Тайцзицюань (у нас было несколько групп,каждый выбирал то что ему нравится),а потом после тренировки мы минут 40 отрабатывали приемы разбирая таолу по кусочкам (иногда добавляя чтото свое),так вот нам изучение таолу не мешало работать в спарринге,а даже помогало,некоторые ребята с нашей группы успешно выступали по саньда.
Теперь то я понимаю что лет 20 я занимался чем то не понятным,вот беда то какая,ну вот не мог я спросить тагда у Станислава (к счастью) чем мне заниматься надо,и Музруков с Цай Лунъюнем к нам не приходили не как :)))
И всеравно я считаю что я занимался именно Ушу,и я очень этому рад!!!
УШУ изучают только самые возвышенные, грамотные и продвинутые люди!
а для остальных - классический английский бокс. вот это вершина! =)))
Смотри!!!
Юшю,
а не,не так,надо так,
Ужу
или так,
Уфу,
Ну как,правильно же я написал то???!!! :)))
Вот поэтому то мы и в нане выйграть не можем!По скольку азиаты вставляю в свои комплексы именно элементы из традиционного ушу!А что же касаеться других разделов то там тоже привалирует многое из традиционного ушу!