Виды оружия в ушу. Их характеристики, история.

Единоборства
Единоборства: Виды оружия в ушу  Их характеристики  историяШест
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".

Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).

Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.

Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.

В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.

Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.

168 комментариев
avatar
Сергей, давай не определять за других, что для кого, чем является!)
Традиционные школы отличаются комплексным подходом к тренировкам. Что выработанно долгим временем их существования. Ощутил на себе во время занятий вьетнамским напрвлением "нят нам". Где давалось и оздоровительные комплексы и дыхание и боевые аспекты. Преподователи постоянно учились у представителя школы Нго Суан Биньи, были возможности учится прямо у него. Чувствуется рост и последовательность обучения.
avatar
комплексный подход? согласен.
вот например у нас на ушу учитель дает нам и дыхательные упражнения, и всякие там медитации, комплексы цигун делаем, работаем в паре туйшоу и разные там атаки-защиты для боя. а еще рассказывает об истории и философии боевых искусств. а еще и акробатика для зарабатывания очков на соревованиях. я думаю это нормальный комплекснй подход. времени бы только побольше для всего найти.
а наш товарищ и оппонент здесь утверждает, что ну никак не ушу все то, чем люди тут занимаются. все это так.. бесполезные попрыгушки для зарабатывания очков. а я вот лично для себя за свою еще не многолетнюю практику уже получил колоссальный положительный эфект от тренировок. и эфект этот не в той куче медалек, которые у меня на стене вон там слева висят, а в развитии тела и духа.
avatar
Андрюша,я рад за тебя,ты молодец,нашел свой путь и свое боевое искусство которым ты до сих пор занимаешься,молодчина!!!
Не буду повторяться и говорить что такое Ушу для меня,свое мнение я уже высказал.Добавлю только что я за массовость Ушу,а не за эксклюзивность.Я хочу чтоб Ушу занимались тысячи мальчишек и девчонок в каждом городе,а не парочка людей у которых есть возможность съездить в Китай и купить там знание.
Я считаю что спортивное Ушу это отличная возможность сделать первый шаг на путь изучения этого интересного и разнообразного Боевого Искусства.
В дальнейшем каждый из тех мальчишек и девчонок которые стали заниматься спортивным Ушу у себя в городе смогут сделать свой выбор и пойти дальше изучая уже более сложные стили Ушу.
Хочу также отметить что свое мнение я никому не навязываю и ни кого не призываю заниматься каким либо стилем Ушу,я хочу чтоб каждый сам для себя решил чем ему заниматься,а не полагался на мнение одного человека,пусть доже очень умного и начитанного.
У каждого свой путь и свои традиции,у кого то Китайские,у кого то Российские,лично у меня мои собственные.
avatar
Анатолий, если вы никогда не видели настоящего автомобиля, то вы не поймете, чем движение "мерседеса" отличается от движения коробки с колесами, которую толкает пара негров. Я уже давал здесь ссылки на видео с традиционным стилем богомола - смотревшие увидели лишь то, что в комплексах меньше прыжков. Как я уже писал, если туземец не знаком с понятием радиоволн, то ему не объяснишь, что нажимание на кнопку "вкл" у радиостанции является пуском тока по проводам, а вовсе не магическим ритуалом.

Сергей, а вы знаете, когда массовость в ушу началась? Во времена восстания ихэтуаней, в более ранние времена ушу занимались как раз эксклюзивно, "передавая от сердца к сердцу". А вы знаете, чем стало ушу у ихэтуаней? Почитайте, об этом много материалов на русском языке есть - например, один из китайских придворных, случайно увидевший то, как ихэтуани занимаются ушу, написал, что они двигаются как в китайском театре и думают, что это поможет им в бою (ничего не напоминает?). Есть записки российских дипломатов, которые сравнивали тренировки ихэтуаней с шаманским беснованием сектантов :-) Именно ихэтуани стали массово рассуждать о всяких философиях и медитациях, именно ихэтуани стали тренировать народ толпами под "раз-два-три". Ну и чем закончили ихэтуани - тоже известно. Так что "верной дорогой идете, товарищи!" ;-)

И еще, Сергей. Я абсолютно согласен с вами в том, что каждый должен сам определять то, чем ему заниматься. Но я считаю, что опираться при этом нужно на реальную информацию, а не на лозунги. Повторяемый вами лозунг - о том, что спортивное ушу это почти то же, что и традиционное ушу, или о том, что спортивное ушу является первым шагом на пути к традиционному ушу (новые вариант того же высказывания) - является ложным по своей сути. Вы же не видели традиционного ушу, не сталкивались ни с одним традиционным мастером, так? Значит, сами вы подобного умозаключения сделать не могли. Значит, вы повторяете чужие слова. А источник этих слов известен - указания китайских партийных властей периода 1950-80-х. Практика же показывает, что гораздо проще учить человека "с нуля", чем переучивать человека, в котором уже "сидят" вредные стереотипы спортивного ушу.
avatar
Переучивать трудно если человек цепляется за старые "нарабтки". А хорошая физическая форма, сила или растяжка никому не мешают))
avatar
Станислав а у меня вопрос такой к вам! А вы знаете все стили ушу?
avatar
Дмитрий, вы же прекрасно понимаете, что это невозможно :-)
avatar
Вот я том же! Вы говорите за все стили ушу, а большинство стилей на верняка не знаете!
avatar
Дмитрий, но вам же это не мешает делать заявления "за все ушу"? ;-)

В 1991 году г-ну Ма Минда, когда он выступал перед участниками семинара в Красноармейске, задали аналогичный вопрос: как он может высказывать суждения относительно стилей, которыми не занимается? Он ответил: он, конечно, может не знать каких-то тонкостей стиля, но он может увидеть - есть в движениях выбросы усилия, или нету. Если нет - то это не боевое искусство, а танцы.
avatar
А я не говорю за все стили! Я говорю про стили из которых вышло спортивное ушу! И выброс силы, это видимо вы имели ввиду фацзинь?Ну что же тогда посмотрите ролик выступления с олимпийского турнира по ушу У Яньнаня, там это в полной мере присутсвует!
avatar
Дмитрий, из того, что у какого-то отдельного представителя что-то имеется, вовсе не следует, что это есть в системе подготовки. Вот, к примеру, считается, что "длинный кулак" основывался на шаолиньском ушу - так? Когда народ из красноярского клуба "Шаолинь" в начале 1990-х добрался до Шаолиня, сумел отыскать там стариков, обучавшихся в монастыре еще до Второй мировой, и уговорил их немного попреподавать, то те постоянно подчеркивали: "делать как в длинном кулаке - неправильно, в шаолиньском ушу на самом деле все не так".

К примеру, требования к формам шага определяются требованиями реального боя: ноги должны держаться друг относительно друга так, чтобы противник не мог пробить вам ногой в пах, и передняя нога должна быть согнута в колене так, чтобы противник не мог ни вышибить ее подсечкой, ни сломать ударом против естественного сгиба сустава; при этом распределения веса тела должен обеспечивать ловкость перемещений. В спортивном же ушу положение ног меряют на сантиметры и градусы. В результате, когда смотришь на человека со стороны, то сразу видно: его хоть раз лупили в этой позиции в пах со всей силы, или все его знания о постановке ног - чисто теоретические, он ставит ноги так потому, что так правилами требуется. Поверьте, постоянное ожидание возможного удара в пах РЕЗКО меняет всю картину того, как человек ставит ноги и перемещается ;-)

Ну и вообще, полно подобных тонкостей, определяемых требованиями реального боя, которые занимающимся спортивным ушу и в голову не приходят...
avatar
К примеру, требования к формам шага определяются требованиями реального боя: ноги должны держаться друг относительно друга так, чтобы противник не мог пробить вам ногой в пах, и передняя нога должна быть согнута в колене так, чтобы противник не мог ни вышибить ее подсечкой, ни сломать ударом против естественного сгиба сустава; при этом распределения веса тела должен обеспечивать ловкость перемещений!

Станислав! Это вообще то вы сейчас описали типичную технику Саньда!
avatar
Дмитрий, я описал типичные требования к ТЕХНИКЕ ТРАДИЦИОННОГО УШУ. В комплексах делается так, как это должно делаться в бою. Вы же еще раз подтвердили, что то, как делают в ушу-талоу, не имеет отношения к тому, как надо делать в бою ;-) Ну а про саньда - тогда же в 1991-м я услышал от Ма Минда знаменитую фразу: "Для того, чтобы выступать в саньда, не требуется заниматься ушу, достаточно бокса". В прошлом году смотрел чемпионат Сибири - многие выступавшие лишь на самом чемпионате из объявлений судей узнали, что они, оказываются, занимаются саньда ;-)
avatar
В комплексах делается так, как это должно делаться в бою? Комплексы да будет вам известо Станислав это некая матрица како го либо стиля, при помощи комплекса если честно в ностоящем бою сложнавато защититься, поэтому сущестует всегда расшировка какого либо таолу, то бишь боевое применения, то бишь Саньда! И кстати по поводу спортивного Саньда! Если такая ситуации у вас в Сибири с Саньда это не значит что в других городах тоже самое, к примеру в Москве с Саньда все в порядке, они кстати изучаю таолу тоже, в меньшей степени конечно чем таолисты но все же изучают, и это им не мешает прексратно выступать на соревнованиях и даже помогает!
avatar
=)) а у нас саньдаисты бьют бойцов муай тай на всех соревнованиях =))

Дмитрий, я думаю Станислав имел в виду, что ТЕХНИЧЕСКИ движения выполняются как в бою, а не то, что САМ КОМПЛЕКС должен применяться.
avatar
Станислав, вы про ихэтуаней говорите. так ведь их целью-то не было воспитание мастеров и достижение в ушу каких-то высоких целей. они просто тренировали себе бойцов для своих восстаний. массово. как говорится ускоренным курсом - всего-то там по несколько месяцев. естественно их техника тут сказала сама за себя - они гибли толпами. но давили своим количеством.
avatar
Анатолий, до ихэтуаней, вообще-то, никто и не думал обучать ушу массово. С ихэтуаней пошла ПРОФАНАЦИЯ. Есть просто известный контрпример: с середины XIX века и примерно до Второй мировой войны в Пекине действовало охранное бюро "Хуэйю", которое стало, фактически, центром распространения стиля саньхуанпаочуй (основавший в 1980-х Пекинскую ассоциацию по изучению саньхуанпаочуй Юань Цзиньцюань был одним из последних преподавателей этого охранного бюро). Там готовили бойцов в больших количествах, ибо данное бюро занималось охраной караванов с довольно ценными грузами на весьма важных направлениях, но "массовкой", подобной ихэтуаням там и не пахло. Кстати, спортивного варианта у этого стиля, насколько мне известно, нет до сих пор :-) (возможно, это связано с принципиальной незрелищностью комплексов - в этом стиле в каждом движении сначала просто накапливают импульс, а потом резко его реализуют).

Дмитрий, если "саньдашники" изучают таолу из-за того, что без сдачи зачета по таолу их не допустят к соревнованиям (Музруков в беседе со мной высказывал такую идею еще в 2001-м; не знаю, реализовал он ее или нет), то отсюда вовсе не следует, что изучение одних этих комплексов помогает подготовиться к бою. Знаю кучу примеров того, что изучение таолу нисколько не помогало людям хоть как-то научиться драться :-)

Возвращаясь к теме ветки ;-)))))

Совершенно случайно нашел китайскую книжку, изданную в начале 1980-х, которая посвящена древнему методу боя на длинных копьях "люхэ дацян" (она, видать, сумела "проскочить" в тот промежуток, когда после Культурной революции снова начали заниматься ушу, но Госкомспорт еще не дал указания считать, что высшей формой развития ушу является именно спортивное ушу). Там дан отличный исторический обзор развития искусства действий копьем (текст весьма насыщенный исторической информацией - извиняюсь за нескромность, но я даже на своем нынешнем уровне знаний по истории ушу не возьмусь делать его "официальный" перевод). Так вот, там открытым текстом рассказано, что в искусстве действий копьем всегда было разделение на "методы действий копьем" ("цян фа") и "игру с копьем" ("си цян"). Первое - это способы применения копья в бою, второе - это всякие ярмарочные развлечения. Открытым текстом говорится, что многие элементы, являющиеся неотъемлемой частью современных выступательных комплексов с копьями относятся именно к "игре с копьем" и никакого боевого применения не имеют, это просто красивые размахивания. Там же приведены традиционные комплексы "люхэ дацян" - от нынешнего спортивного ушу отличаются как небо от земли. Не говорю уж о парных методах отработки "методов действий копьями"...
avatar
Станислав, вы правильно поняли к чему я хотел подойти. профанация! ее сейчас к сожалению вагон ималая тележка повсюду. кто-то где-то что-то уведел, сам что-то подучивал и теперь решил заколотить себе бабок на этом, пользуясь непросвещенностью людей в этом вопросе.
не стоит ее привязывать к ушу, хотя она тоже из него вышла. аналогично как и спортивное ушу. оно СПОРТИВНОЕ. если из него и изъяли какието-то элементы традиционного ушу и добавили кучу акробатических приколов. и это не противоречит тому, что оно появилось от традиционного ушу. просто другая цель... насколько я знаю, такая популяризация ушу пошла при Мао Цзэдуне.
и почему вы говорите, что спортивное ушу никак не помогает научиться драться?
вот мы иногда проводим совместные тренировки с джиуджистами, иногда между собой делаем парную работу. и все вполне применяется... конечно же в бою восновном не делают всяких приколов из акробатики и что-то подобное. но это не говорит о том, что они бесполезны.
avatar
Анатолий, а вам не кажется это немного странным, когда взяли цельную систему боевых искусств, кастрировали ее, а теперь пытаются сделать искусственные прибамбасы, пытаясь вернуть ее в "докастрированное" состояние, причем сразу безаппеляционно заявляя, что, мол, "получается не хуже, чем было раньше"? ОК, спортивное ушу - это не традиционное, т.к. у него другая цель. Полностью согласен. ТАК ЗАЧЕМ ЖЕ "СПОРТСМЕНЫ" ВНОВЬ И ВНОВЬ ПЫТАЮТСЯ УТВЕРЖДАТЬ ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ? У традиционных стилей ушу системы подготовки проверены веками - пытающиеся научиться драться на основе спортивного ушу высасывают методики из пальца, пытаются "прикрутить" к ушу совершенно неподходящие к нему по конструкции вещи и т.п. В стилях традиционного ушу прорабатывались кучи аспектов - занимающиеся спортивным ушу даже не знают, какие аспекты были удалены при создании спортивного ушу, чтобы понять, чего им не хватает в подготовке.

Есть знаменитая поговорка ушу: "лянь цюань бу лянь гун - дао лао и чан кун". Под термином "цюань" ("кулак") в ушу понимались внешние формы движений, под термином "гун" ("наработка") - целые классы специальных упражнений, делающие эти движения реально-применимыми. Поговорка переводится примерно так: "практикующий только "кулак" и не практикующий "наработку" - до самой старости так и останется пустым местом". Так вот, при создании спортивного ушу весь раздел "гун" был выброшен как класс. В спортивном ушу В ПРИНЦИПЕ нет "гун фа" - "методов наработки". И если отдельные занимающиеся в отдельных группах случайно иногда находят какие-то упражнения, которые относятся к некоторым видам наработки - это не отменяет того факта, что весь этот раздел у них отсутствует как система. Именно это я имею в виду, когда говорю, что спортивное ушу не помогает научиться драться.

В КНР несколько лет назад сняли художественный фильм "Саньда" (латиницей его название почему-то записали "Xanda"). На российском рынке он имеется только в уродском переводе с английского, где есть ряд принципиальных ошибок, полностью искажающих смысл фильма; я его переводил непосредственно с китайского и сравнивал с русским переводом, поэтому за свои слова отвечаю. Но тем не менее, сюжет фильма говорит сам за себя: чемпион провинции по ушу-таолу выясняет, что вся его подготовка ничего не стоит в реальной драке, и что ему приходится учиться всему заново, с самого начала. (В том варианте, что есть на российском рынке, термин "ушу-таолу" почему-то переведен как "традиционное ушу").
avatar
Да, и кстати, хорошо, что вы знаете, что "такая популяризация ушу пошла при Мао Цзэдуне" - но неужели вы думаете, что с его смертью это закончилось? На этом кормились целые госструктуры, были воспитаны поколения чиновников, занятых именно насаждением специальной идеологии, и сейчас это - самоподдерживающаяся система. Ну а на российской почве у нее воспитались добровольные помощники. Еще раз повторюсь: все утверждения о тождественности традиционного и спортивного ушу, о том, что спортивное ушу помогает в бою не хуже традиционного и т.п. циркулируют лишь среди тех, кто с традиционным ушу в жизни не сталкивался. Это - пропаганда, распространяемая госструктурами КНР. Традиционное ушу господдержкой не обладает, оно живет лишь благодаря деятельности отдельных энтузиастов и общественных организаций. Вы не знаете китайского языка, не знакомы с материалами на китайском языке - поэтому вы "потребляете" лишь ту информацию, которая переводилась на европейские языки. А переводы на европейские языки опять же шли при господдержке (в России первые материалы по ушу переводились с английского, с издававшейся параллельно на китайском и английском языках библиотечки журнала "Чжунхуа ушу", который в области ушу выполнял и выполняет примерно такую же роль, какую в СССР выполняла газета "Правда", т.е. роль насаждения идеологически правильной официальной линии). Без спонсоров литературу по ушу на европейских языках выпускать коммерчески невыгодно - а спонсонировать способны лишь госструктуры. То, что не совпадает с официальной линией - переводится лишь отдельными энтузиастами, публикуется за свой счет (на издание книги Ди Гоюна по багуачжан на русском языке, к примеру, народ два года деньги искал, и то еле-еле сумели тираж распространить и по нулям в расходах остаться), и потому широким массам практически неизвестно.

Дело еще усугубляется тем, что китайцы за границей держатся солидарно, и если дело не касается прямого конфликта интересов - то они никогда не будут "топить" своего. Я ЛИЧНО наблюдал, как люди, имеющие высочайший статус в области ушу, будучи в России покрывали профанацию, с помощью которой делали в России бизнес на ушу их соотечественники. Поэтому я понимаю, когда некоторые заявляют, что, мол, традиционное и спортивное ушу по сути ничем не отличаются - я ЗНАЮ, что многим в России и на Украине, к сожалению, китайские тренера под видом традиционного ушу "впаривают" стандартное спортивное ушу, и никто из других приезжающих китайцев этого раскрывать россиянам не станет.
avatar
Станислав, а я сегодня у нас тут в магазине нашел книгу по Багуачжан. на ней пометка "из серии переводы Станислава Березнюка" =)))
avatar
Толян покупай скорее,тебя посетит сияние Великого Мастера и ты сможешь заниматься истинным Ушу по системе Станиславского!!! :)))
avatar
Вообще конечно с одной стороны зря Человека ругаете, стока книг все таки перевел и перевел весьма не плохо, хотя с другой конечно тоже не правильно!
avatar
А я разве ругаю???!!! :)))
Наоборот,я всем рекомендую ЕГО книги купить!!!
Жаль только что ОН раскраски и комиксы не переводит,тогда и мне было бы что почитать :)))
avatar
Вообще говоря Станислав дейсвительно перевел где то 50% всей имющейся литературы по Ушу, но вся фишка в том что он сам же опровегает то что перевел!А перевод многих вещей действительно хороший!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.