Виды оружия в ушу. Их характеристики, история.
Шест
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
В XI--IX веках до н.э. наиболее масштабным из боевых танцев стал дау ("большое сражение"). Его исполняли только воины, так как дау требовал прекрасного знания воинского искусства: в него включались сложнейшие боевые элементы, такие как вращение трезубца, запутанные многочисленные перемещения и прыжки. Сами воины видели в дау, прежде всего, учебный боевой комплекс, своеобразное таолу.
Итак, на раннем этапе становления ушу происходило сложение воедино воинского искусства и танца, физической культуры и ритуального действия, а кулачное искусство еще не приобрело того значения в системе боевых искусств, которое уготовано ему в будущем.
К концу II века вся индивидуальная подготовкка воинов была объединена под названием уи. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий, и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техники работы с оружием. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений - таолу - которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами.
В периоды "Весен и Осеней" (770-476гг. до н.э.) и Воюющих Царств (475-221гг. до н.э.) жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В Iв. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все эти философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступить в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.
Примерно в VIв. в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан - Ли Шиминю - и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин - усэн (монах-боец).
В сунскую эпоху (960-1279) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XIIIв. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. В 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и став ее возрождать он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.
2.Там, вообще-то, есть отдельный раздел, который так и называется: "История" ;-) Вот вам прямая ссылка, раз вторую позицию в меню слева не разглядели: http://beitui.narod.ru/history/history.html
2.Я прочитал историю по ушу, но ни чего такого сокровенного я там не увидел, помойму это всего лишь расширенная история ушу представленная теми же Масловым и Поповым!(Т.Е. сильно пожожа на их историю)!
А в истории ушу ничего сокровенного и нет. История ушу - это история стилей ушу и людей, которые ими занимались.
Имеется конкретный пример: стиль богомола. Современный спортивный стиль богомола создан Юй Хаем, который, вообще-то, сам изучал традиционный стиль богомола. Материала по традиционному стилю богомола в РуНЕТе полно благодаря деятельности московской школы Юры Бабина и питерской школы Димы Моисеева (http://vkontakte.ru/club307650). Посмотрите традиционную тренировку и сравните со спортивными комплексами - и вы поймете, почему представители традиционного стиля богомола заявляют, что спортивный вариант никакой связи с реальным стилем богомола не имеет. С прочими стилями ушу ситуация точно такая же.
2.Истоки одни у всего - Большой взрыв либо Сотворение мира (в зависимости от того, какой концепции вы придерживаетесь) :-) Я правильно понимаю, что до кого-то, наконец-то, начинает доходить утверждаемый мною тезис, что спортивное ушу и ушу традиционное - это абсолютно разные вещи? ;-)