Виды оружия в ушу. Их характеристики, история.
Шест
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия".
Шест имеет много названий. Самое распространенное - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплен нож в 10-15см. Еще существуют "трехсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединенные железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твердого дерева с одного из концов закреплен металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространенные на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времен династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьем есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть `вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетеным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма оседлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приемы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приемы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но все же нельзя забывать, что копье идет прямо, а шест - поперек, "копье колет по линии, шест бьет в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
2.Позвольте с вами не согласиться человеку, которому пришлось совсем недавно спасать от убийства курсантами студента просто по пути из Университета домой.
3.Насчет "интерпретации современности". Кто сегодня занимается ушу в России? Грубо говоря, всякая "интеллигентщина" :-) Кто занимался ушу в традиционном Китае (до революции 1911 года)? Всякое быдло, низы общества - тоже известный факт. В старом Китае "интеллигентщина" воротила нос от боевых искусств, утверждая, что убийство людей недостойно благородного мужа. Так при чем тут какая-то "интерпретация современности"? Мы просто-напросто наблюдаем то, как ушу попало в социальную среду, для которой оно никогда не предназначалось. Если мы посмотрим на тот социальный слой, в котором ушу существовало в традиционном Китае - то есть на бандитов, на работников силовых структур, на сотрудников частных охранных предприятий - то для них умение правильно убивать человека смысл все-таки имеет и сегодня :-) Просто интеллигенция пытается, чтобы казаться круче, имитировать то, чем занимаются всякие "силовики" всех мастей, но, чтобы не возникало вопросов по поводу "а что ж это у вас столько понтов, а результаты какие-то слабенькие?", пытаются совместить одновременно две взаимоисключающие вещи: с одной стороны, утверждают, что это то же самое ушу, а с другой - что это совсем не то же самое ушу :-) Повторяю еще раз: то, что сейчас называют "спортивным ушу" - это то, чем в старом Китае развлекали народ на ярмарочных представлениях. Только в старом Китае если кто-нибудь из ярмарочных акробатов заявлял, что занимается именно боевым искусством - ему могли предложить тут же доказать это на практике. В результате в Пекине, к примеру, до сих пор существует поговорка: "Боевые искусства рынка Тяньцяо: саморекламы - много, а реальной применимости - ни на грош".
А все бабушки и дедушки которые хотят заниматься Тайцзицюань пусть занимаются только боевым Ушу,а еще лучше пусть выходят на ринг и доказывают что они изучают реально боевое Ушу :)))
Вы его что опробовали на поле боя,против иноземных захватчиков? :)))
Или вы вызвали на ринг Николая Валуева или Федора Емельяненко и победили их?
Нет ну Валуева вы конечно победили бы,взорвав ему мозг своими переводами с китайского,а Емельяненко вы бы замахали своими сертификатами с семинаров :)))
А рассказы про то что вы кому то там на улице надавали пинков,так я вам могу такие же истории про себя рассказать.
Ваше Ушу такое же боевое как у спортсменов.
В наши дни нет боевого Ушу,так как оно сейчас не нужно,есть различные виды огнестрельного оружия.
Так что все ваши разговоры о том что ваше ушу супер пупер крутянское это всего лишь рекламный лозунг для того чтоб привлечь людей на семинары и заработать побольше бабла.
Лично я считаю что спортивное Ушу это очередной шаг в развитии Ушу.
Если бы Ушу не развивалось.то современные ушуисты до сих пор махали бы дубиной,вместо цзяня :)))
P.S.О вкусе устриц надо разговаривать с теми, кто их ел, о традиционном ушу - с теми, кто с ним встречался.
Станислав, а почему вы так отрицаете "единость основы"? можете опровергнуть ее? или может вы знаете что например карате или еще что-нибудь такое произошли не от ушу?
я вот согласен с Серегой, что то ушу, которое годно для боевого применения сегодня не нужно в массах. а например в каком-нибудь китайском спецназе =) сейчас популярно то, что вы назвали зарабатыванием очков на соревнваниях. в этом я согласен с вами.
а еще мне интересно: как вы один (!) стали умнее и просвещеннее всех остальных "ушуистов"? (можно мне так называть людей, которые занимаются "ушу"?) получается, что вы умнее и грамотнее в этом вопросе не только всех тут присутствующих, но и даже именитых востоковедов! =)
я тоже хочу научиться!
Кстати Станислав,а я вобще не делаю ни каких разделений,ни на спортивное,ни на традиционное,ни на боевое,для меня существует только понятие У (боевое) и Шу (искусство) и эти два термина я не разделяю,для меня они связаны вместе.
Для меня Ушу это путь развития физического теля и внутреннего мира человека.
Для меня Ушу это философия и религия.
Для меня Ушу это не набор какихто приемов и движений,для меня Ушу это внутреннее состояние человека.
Ушу оно такое какое нужно обществу в определенный момент истории.
Были войны нужно было боевое Ушу.
В современном мире оно нужно для развития физического и внутреннего состояния человека.
В будущем может наступит мир и покой и Ушу опять изменится,может люди придумают какое нибуть Духовное Ушу,эээх как хотелось бы пожить в те времена!!! :)))
Но всеравно это будет У (боевое) и Шу (искусство)!!!
С некоторыми "именитыми востоковедами" знаком лично (я сам - научный работник, а в этой среде многие друг с другом пересекаются). Ответственно заявляю, что подавляющее большинство "именитых востоковедов" боевые искусства не волнуют абсолютно; многие из тех, кто в этой теме "засветился" - на самом деле просто пользовались "бумом единоборств" в личных целях (брали, к примеру, результаты своих исследований, чуть-чуть приправляли соусом из боевых искусств - и получалась статья или книжка, которая выходила под шапкой "новые сведения о боевых искусствах"). Для большинства из них все знакомство с ушу ограничивается знакомство с парой-тройкой занимающихся ушу китайцев и прочтением пары-тройки китайских справочников.
Прочие "ушуисты" в подавляющем большинстве своем, к примеру, не знают китайского языка. Таким образом, реальной информации по ушу на русском языке почти нет: "именитые востоковеды" на самом деле в большинстве своем печатают собственные размышления, прочие - в лучшем случае пересказывают переведенные из американских книжек сказки.
Мне во многом повезло: сам начал заниматься еще в подпольной секции "кунфу" в начале 1989-го, а уже в 1991-м столкнулся с настоящим реальным мастером древней традиционной школы, получившим "внутрисемейную передачу". Во-первых, у меня появился эталон для сравнения: один раз увидев реальное традиционное ушу со спортивным его уже никогда не спутаешь, и никогда не станешь говорить, что "у спортивного и традиционного единая основа". Во-вторых, стало ясно, что за языковым барьером лежит еще и ПРОПАСТЬ в плане информационного поля. Потому принял решение изучить китайский язык - и изучил. Самостоятельно. Когда изучил - понял, почему "именитые востоковеды" ничего нормального по ушу перевести не могут: чтобы переводить тексты по ушу - нужно особый язык изучать. Китайское традиционное ушу - это отдельный мир: там свой язык, своя история, своя терминология - все свое; "простые" китайцы сами большинства текстов по традиционному ушу не понимают. На самостоятельное (ибо никто подобного не преподает) разбирательство со всем этим у меня ушли практически все 1990-е. Во многом поддерживали друзья и знакомые, которые, зная о моем интересе, привозили мне "непопсовые" материалы по ушу. На основе этого я сумел постепенно построить серию сайтов "Электронная библиотека традиционного ушу", а также напереводить кучу книг. Ознакомившись с моими переводами, украинское издательство "Ритм-плюс" предложило сотрудничество, и с 2007 года выходит книжная серия "Переводы С.Л.Березнюка" (вот только что вышел сборник "Багуачжан первой половины XX века").
Так что если согласны посвятить двадцать лет тренировкам и самостоятельной учебе, причем все это время массы "ушуистов" в вас будут тыкать пальцами, плевать и осмеивать, заявляя, что вы занимаетесь никому не нужным делом, что копаетесь в никому не нужной старине, страдаете фигней и т.д. и т.п. - то вперед! :-)))
Про китайское Ушу вы знаете все,теперь расскажу вам что такое мое Ушу,Мурманское.
Начиналось мое Ушу обычно с дороги в спортзал,по пояс в сугробе,в метель и 30 градусный мороз,Минут десять стучу замершими руками в дверь школы в которой находится зал,слышу в глубине школы шаги сторожа (который кстати является истинным носителем стиля Цзуйцюань :))) ),по его голосу я понимаю что у него видимо была тренировка :)))Наконец то он открывает дверь,выслушав его мнение о том что,
...пи пи пи...в такую погоду...пи пи пи...надо дома сидеть,
я улыбаясь быстро пробегаю к залу.Захожу в зал,включаю свет,а он (вот прикол то) не включается!!!Иду к сторожу и улыбаясь говорю,
а у вас там чето свет не горит :)))
выслушав про то что,
...пи пи пи...опять...пи пи пи...на морозе пробки сгорели,
я уже собираюсь идти домой,но тут приходят люди!!!
Говорю им что мол в зале нет света,да и холодно очень,может пойдем домой?В ответ слышу,
даааа нуууу Серега давай тренироваться,подумаешь света нет и мороз в зале,фигня же!!!
Начинаем тренировку.Уличный фонарь кое что в зале освещает,вроде и нормально все.Делаем разминку,потом базовые движения,потом таолу (чанцюань кстати),потом работаем в парах,ну и под конец делаем Тайцзицюань 24 формы.Тренировка окончилась.Спрашиваю у людей,
ну как тренировка?
в ответ слышу,
просто супер,хорошо что мы домой не пошли!!!
И такие тренировки были не единичные случаи,были и прикольнее :)))
Может когда нибуть я тоже выпущу книги в издательстве "Ритм-плюс",в 10 томах,под названием Ушуисты приколисты!!! :)))
И я на сто процентов уверен что в таких условиях занимался не я один,по России таких Ушуистов тысячи!!!
И вдруг от Станислава я узнаю что оказывается я не Ушу вовсе занимался!!!Что это вовсе не Ушу,а набор очков на соревнованиях!!!Вот блин надо же,а я ведь ни одного очка не заработал за всю жизнь,у меня тогда вообще лажа какая то!!! :)))
И все равно я с радостью вернул бы те дни!!!
Так что Станислав сколько бы вы книг не перевели,какой бы вклад в развитие Ушу не сделали,всеравно не кто ни дает вам права рассуждать о том,истинным Ушу занимаются люди у нас в России или не истинным!!!
Вам Станислав повезло и вы нашли свой путь.
Другим людям найти свой путь намного труднее,а значит не нужно поливать грязью путь других людей.
В качестве сравнения - посмотрите хотя бы в Википедии материалы про "культ карго". Вкратце ситуация такова: во время Второй мировой американцы строили кучи авиабаз на самых заброшенных островах Тихого океана. От деятельности этих авиабаз местным аборигенам досталась куча материальных благ. Когда после войны эти базы были ликвидированы, то аборигены попытались восстановить приток материальных благ. "Культ карго" был попыткой аборигенов объяснить ситуацию в рамках их собственной картины мира: они решили, что американцам железные птицы приносили всякие материальные блага от духов их предков, а действия, которые совершали в повседневной деятельности работники аэродромов - это магические ритуалы для вызывания духов. И аборигены стали строить имитации ВВП, самолетов, аэродромных вышек и т.п., тщательно изображая разговоры диспетчеров по радио, хождения механиков по летному полю и т.д., все неудачи списывались, как водится, на плохую веру в успех дела и т.д.
С моей точки зрения большинство российских "ушуистов" точно так же имитирует традиционное ушу, как тихоокеанские аборигены имитировали деятельность аэродромов. Точно так же, как аборигену практически не объяснишь, что прилет самолета зависит не от магических пассов диспетчера, а от неизвестных ему радиоволн, так и отечественному ушуисту-самоучке практически не объяснишь, что освоение ушу заключается не в имитации движений и выполнении комплексов, а от проработки прохождения по телу стилевых усилий, которые в спортивном ушу неизвестны абсолютно (кстати, именно поэтому невозможно заниматься двумя стилями одновременно: разные типы усилий могут конфликтовать друг с другом в теле, и мешать развитию друг друга).
Я согласен с тем что вы профессионал,а я простой любитель.
Для вас Ушу наука и товар,а для меня философия и слепое поклонение.
Ваш ум заполнем знанием и чужими цитатами,а моя душа только чувствами и глупой верой в то что Ушу это чтото большее чем текст в книгах.
Со всем этим я согласен.
И даже если по вашему мнению мой путь будет ошибочным,всеравно я буду слепо идти по своему пути.