"Система А.А.Кадочникова - Взгляд не со стороны"
Последние годы все больше и больше разговоров и споров идет о так называемых русских стилях единоборств. Одни превозносят чуть ли не мифическую эффективность, другие, впадая в другую крайность, утверждают, что русский народ никогда не имел и не мог иметь каких-либо боевых школ, а была какая-то манера биться в деревнях и семьях. В этой статье я попытаюсь по возможности последовательно изложить понимание сущности боевых искусств с точки зрения одного из адептов русского стиля, известного как стиль Кадочникова, а также коснуться истории его возникновения и некоторых особенностей техники. Думаю, я имею на это право, как старый ученик и друг Алексея Алексеевича. Что касается других школ русского стиля, то, не являясь специалистом в этой сфере, я не могу объективно оценить их особенности и эффективность, лишь замечу, что многие из них активно пользуются схожим “арсеналом”. При изложении я буду приводить цитаты из критической статьи М.Колесникова (см. “Кэм-по”, 5,1994г.), которая наиболее последовательно и типично “ругает рукопашников”, а также пользоваться некоторыми другими материалами.
Вплоть до второй половины 80-х годов не существовало термина “русский стиль”. Его придумали позднее. Свою систему А.А.Кадочников называл боевым самбо и выделял при этом еще две школы - полубоевое и спортивное самбо (последнее, известное как Харлампиевское, знакомо всем). Пройдя подготовку в специальных подразделениях флота в качестве боевого пловца, А.А.Кадочников получил материал, на основе которого создал систему и школу, известную теперь в стране как “стиль Кадочникова”. На это ушла, по сути, вся жизнь.
В постреволюционный период возрождением боевой системы занимались многие, но наибольшую известность получили Ознобишин и Спиридонов. Основой послужила система рукопашного боя, принятая в русской армии. Последнее нередко оспаривается, но если вспомнить своеобразие того периода истории, то многое становится ясным. Носителем системы являлось русское офицерство, и поэтому не удивительно, что за океаном охотно брали бывших офицеров в качестве инструкторов. Кстати, среди инструкторов хваленых “зеленых беретов” нередко можно встретить и русские фамилии, более того, в учебниках по боевой подготовке войск США, в разделе “Рукопашный бой”, встречаются рисунки и пояснения к ним из старых наставлений, принятых в царской армии, и, что удивительно, со ссылками на первоисточники. Если же поднять более старые пласты истории воинского искусства, то убеждаешься, что в русской армии рукопашному бою придавалось особое значение. Об эффективности русской “рукопашки” свидетельствует не одна армия мира, испытавшая ее на себе. И в этом контексте известное суворовское выражение “пуля дура - штык молодец” приобретает, мне кажется, особое значение. Была техника и была школа, но оформлена была по-русски, без восточного колорита и помпы - не бросается в глаза, да еще если глаза с азиатским прищуром. А вот мнение “специалиста”: “Не существовало, по крайней мере, последние 3-4 века у русского народа ни эзотерических, ни каких-либо других “боевых школ”. Не было! Были свои манеры и способы биться в разных краях, деревнях, семьях”. Вот так! Все забыто, все извращено. Обидно и стыдно.
Рождение боевой системы, как и рождение ребенка - акт священный. Поверьте, нет ни одной системы, которая бы возникла в результате “творческой активности масс”. Это озарение одного человека - как открытие Ньютоном законов механики или Менделеевым периодической системы элементов. И точно так же, как черты характера, внешний вид и национальность ребенка определяются его родителями, точно так же и рожденная система будет иметь свои национальные черты. Причем это никак не связано с обрядностью и прочей мишурой, которая появляется гораздо позже. Именно поэтому можно и нужно различать русскую, китайскую, японскую и другие системы единоборств. Дальнейшая эволюция системы может протекать двояко - система может взрослеть, набирать силу, повинуясь потенциям, заложенным в ней самой, а может претерпевать метаморфозы