Статья - Бой на мечах. Победный клич бастарда.
http://www.top4man.ru/orujie/holodnoe/boy-na-mechah/ (с)
Текст: Антон ВЕСЕЛУХИН
Бой на мечах знаком нам в основном по фильмам в стиле фэнтези и редким сегодня историческим боевикам. Современный россиянин, скорее, лучше разбирается в восточных выкрутасах, нежели в традициях европейских фехтовальщиков. Даже отдельные энтузиасты исторической реконструкции редко выходят за рамки сценических техник обращения с мечом. В поисках ответов наши "историки" бросаются в дебри славянских былин и кельтских сказаний. И почему-то не замечают огромное количество трактатов, оставленных мастерами тех времен, когда от умения владеть длинным клинком зависело, доживешь ли ты до следующего утра. И по описаниям этих старинных фолиантов бой на мечах совсем не похож на киносражения.
Бой на мечах. Главный инструмент
Полуторник - самое то для боя на мечах.
Европейский меч имеет очень давнюю историю. Как только люди додумались обрабатывать металлы, они пустили это техническое достижение на службу войне. Медь. Бронза. Железо. Несмотря на то, что изделия из этих материалов отправили в царство Аида немало людей, настоящий рассвет искусства боя на мечах произошел лишь, когда человечество научилось варить сталь. Средневековый меч (как, впрочем, и беспилотный бомбардировщик сегодня) явился вершиной технологий. Гибкий - чтобы не ломаться, и одновременно твердый - чтобы не гнуться и держать заточку. Для того чтобы прийти к подобному результату, кузнецам пришлось перепробовать множество способов. Европейцы уже во времена викингов (даже немного раньше) отлично владели технологиями кованого дамаска. Не были для них диковинкой и сварные пакеты, где сердцевина из твердой стали обкладывалась с двух сторон более мягкими пластинами.
Битва мечами
Совершенство меча зависело не только от кузнечных технологий. Во многом и на устройство, и на технику боя влияла конструкция защитного снаряжения. Долгие века, чтобы сохранить баланс между степенью защиты и необходимой подвижностью воина, придавали большое значение качеству щита. Он мог быть массивным круглым или миндалевидным. Мог "сжиматься" до размеров мобильного рыцарского тарча или "кулачного" баклера простых пехотинцев. Но попытка выйти на бой вовсе без щита справедливо приравнивалась к самоубийству. Ситуация в корне изменилась к концу XV века, когда появились развитые формы готического доспеха - германский и миланский. Эта продуманная до мелочей броня позволяла не заморачиваться отдельным защитным приспособлением и обе руки употребить на атаку. А значит, можно было поэкспериментировать с новыми формами меча. Так на арене позднего Средневековья появился знаменитый longsword, он же длинный меч, он же полуторник, он же меч-бастард.
Рыцарь средневековья
С появлением готического доспеха в бою на мечах щит стал не нужен.
Итак, чем же так хорош наш герой? Чем он отличается от своих коротких и длинных братьев? Попытки вывести клинок из сугубо одноручного применения наблюдались и раньше. Для этого использовался обычный меч, просто в нужный момент свободная от ремней щита левая кисть накладывалась на навершье. Зачем бойцу на мечах вообще нужен двуручный хват? Конечно же, для того, чтобы усилить удар, но при этом еще и повысить управляемость оружия. Ведь в доспехах врага было не так уж много щелей. Чтобы попадать в них, необходимо было лишить клинок ненужных инерций.
Текст: Антон ВЕСЕЛУХИН
Бой на мечах знаком нам в основном по фильмам в стиле фэнтези и редким сегодня историческим боевикам. Современный россиянин, скорее, лучше разбирается в восточных выкрутасах, нежели в традициях европейских фехтовальщиков. Даже отдельные энтузиасты исторической реконструкции редко выходят за рамки сценических техник обращения с мечом. В поисках ответов наши "историки" бросаются в дебри славянских былин и кельтских сказаний. И почему-то не замечают огромное количество трактатов, оставленных мастерами тех времен, когда от умения владеть длинным клинком зависело, доживешь ли ты до следующего утра. И по описаниям этих старинных фолиантов бой на мечах совсем не похож на киносражения.
Бой на мечах. Главный инструмент
Полуторник - самое то для боя на мечах.
Европейский меч имеет очень давнюю историю. Как только люди додумались обрабатывать металлы, они пустили это техническое достижение на службу войне. Медь. Бронза. Железо. Несмотря на то, что изделия из этих материалов отправили в царство Аида немало людей, настоящий рассвет искусства боя на мечах произошел лишь, когда человечество научилось варить сталь. Средневековый меч (как, впрочем, и беспилотный бомбардировщик сегодня) явился вершиной технологий. Гибкий - чтобы не ломаться, и одновременно твердый - чтобы не гнуться и держать заточку. Для того чтобы прийти к подобному результату, кузнецам пришлось перепробовать множество способов. Европейцы уже во времена викингов (даже немного раньше) отлично владели технологиями кованого дамаска. Не были для них диковинкой и сварные пакеты, где сердцевина из твердой стали обкладывалась с двух сторон более мягкими пластинами.
Битва мечами
Совершенство меча зависело не только от кузнечных технологий. Во многом и на устройство, и на технику боя влияла конструкция защитного снаряжения. Долгие века, чтобы сохранить баланс между степенью защиты и необходимой подвижностью воина, придавали большое значение качеству щита. Он мог быть массивным круглым или миндалевидным. Мог "сжиматься" до размеров мобильного рыцарского тарча или "кулачного" баклера простых пехотинцев. Но попытка выйти на бой вовсе без щита справедливо приравнивалась к самоубийству. Ситуация в корне изменилась к концу XV века, когда появились развитые формы готического доспеха - германский и миланский. Эта продуманная до мелочей броня позволяла не заморачиваться отдельным защитным приспособлением и обе руки употребить на атаку. А значит, можно было поэкспериментировать с новыми формами меча. Так на арене позднего Средневековья появился знаменитый longsword, он же длинный меч, он же полуторник, он же меч-бастард.
Рыцарь средневековья
С появлением готического доспеха в бою на мечах щит стал не нужен.
Итак, чем же так хорош наш герой? Чем он отличается от своих коротких и длинных братьев? Попытки вывести клинок из сугубо одноручного применения наблюдались и раньше. Для этого использовался обычный меч, просто в нужный момент свободная от ремней щита левая кисть накладывалась на навершье. Зачем бойцу на мечах вообще нужен двуручный хват? Конечно же, для того, чтобы усилить удар, но при этом еще и повысить управляемость оружия. Ведь в доспехах врага было не так уж много щелей. Чтобы попадать в них, необходимо было лишить клинок ненужных инерций.