Статья - Об импровизациях в сценическом бою.
(с) rencontre.ucoz.ru
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия артистического фехтования RENCONTRE
Прежде, чем выдвигать тезисы, анализировать и делать выводы, сначала разберемся с определениями. Итак:
«Сценический бой – это воссоздание на сцене боя, как с применением оружия (или любых предметов в качестве оружия), так и без, с обязательным использованием техники и тактики для выбранного стиля боя.»
«Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) - сценическая игра; произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки.»
Что ж, если объединить эти два понятия, становится понятным, почему существует распространенное суждение, что импровизация опасна в фехтовальной постановке. Но суждение это распространено лишь в среде актеров, изучающих (или преподающих) в театральных учебных заведениях, либо в среде актеров, имеющих опыт спортивного фехтования. И действительно, так как на кафедрах фехтования обучение идет всего несколько семестров, то за это время можно успеть лишь дать базовую технику и основные принципы сценбоя. Боевой практики не существует вовсе. То есть, студенты, попав в неожиданную ситуацию внутри фехтовальной постановки, не смогут правильно отреагировать, что может привести к срыву самой постановки и даже к травме.
У спортсменов иные принципы. Им важны очки, укол любой ценой пусть хоть на миллисекунды раньше противника. В результате чего редко когда увидишь на спортивной фехтовальной дорожке длинную красивую фразу. Оказавшись же на сцене, спортсменам приходится сдерживать рефлексы, что достигается выучиванием партитуры боя «от и до». Импровизация для них также травмоопасна.
Но если взглянуть на фехтовальную импровизацию глазами адепта классического фехтования? «Классика» с самого начала предполагает «фразовость» фехтования, включает в себя как колющую, так и рубящую технику, она не использует принцип «укол на миллисекунду раньше», в ней нет запрета на целый ряд эффектных (и эффективных) приемов (как-то: работа невооруженной левой рукой, «кор-а-кор»`ы и проч.). Однако, каким бы опытным не был «классик»-фехтовальщик, цель его будет та же, что и у спортсмена – поражение противника, т.е. работа в контакте. Причем, уколы его будут даже опаснее, так как за отсутствием электрофиксации их приходится наносить «в убедительной форме» – с прогибом клинка и фиксацией в точке укола. Значит, импровизация снова исключается?
Михаил «Ворчун» Федоров
© Студия артистического фехтования RENCONTRE
Прежде, чем выдвигать тезисы, анализировать и делать выводы, сначала разберемся с определениями. Итак:
«Сценический бой – это воссоздание на сцене боя, как с применением оружия (или любых предметов в качестве оружия), так и без, с обязательным использованием техники и тактики для выбранного стиля боя.»
«Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) - сценическая игра; произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки.»
Что ж, если объединить эти два понятия, становится понятным, почему существует распространенное суждение, что импровизация опасна в фехтовальной постановке. Но суждение это распространено лишь в среде актеров, изучающих (или преподающих) в театральных учебных заведениях, либо в среде актеров, имеющих опыт спортивного фехтования. И действительно, так как на кафедрах фехтования обучение идет всего несколько семестров, то за это время можно успеть лишь дать базовую технику и основные принципы сценбоя. Боевой практики не существует вовсе. То есть, студенты, попав в неожиданную ситуацию внутри фехтовальной постановки, не смогут правильно отреагировать, что может привести к срыву самой постановки и даже к травме.
У спортсменов иные принципы. Им важны очки, укол любой ценой пусть хоть на миллисекунды раньше противника. В результате чего редко когда увидишь на спортивной фехтовальной дорожке длинную красивую фразу. Оказавшись же на сцене, спортсменам приходится сдерживать рефлексы, что достигается выучиванием партитуры боя «от и до». Импровизация для них также травмоопасна.
Но если взглянуть на фехтовальную импровизацию глазами адепта классического фехтования? «Классика» с самого начала предполагает «фразовость» фехтования, включает в себя как колющую, так и рубящую технику, она не использует принцип «укол на миллисекунду раньше», в ней нет запрета на целый ряд эффектных (и эффективных) приемов (как-то: работа невооруженной левой рукой, «кор-а-кор»`ы и проч.). Однако, каким бы опытным не был «классик»-фехтовальщик, цель его будет та же, что и у спортсмена – поражение противника, т.е. работа в контакте. Причем, уколы его будут даже опаснее, так как за отсутствием электрофиксации их приходится наносить «в убедительной форме» – с прогибом клинка и фиксацией в точке укола. Значит, импровизация снова исключается?
Присоединяюсь...
Согласен!
Сергей,тут такое дело. Кулаками махать мы все худо-бедно но умеем. Хотя сойдись простой человек и боксер - результат понятен. А тут фехтование. Первую реакцию которую я вижу у новичка - попасть по клинку противнка. Заметь не по противнику а по клинку. Это быстро проходит, конеччно, но все равно показатель того, что фехтованию нужно учится. Ты думаешь у актеров есть время? Или у спортсменов есть время на изучение актерского мастерства?
2Прохор Зикора
Хорошая импровизация появится в том случаи еслисольются во едино два направления. Возьмите актера и научите его драться. Как "железника". Лет 5 хотябы. Или наоборот, "железника" научите актерскому мастерству. В конечном итоге получившийся экземпляр, желательно в количестве все же 2-х штук, можно выставлять друг перед другом. Не плохо бы, что бы эти экземпляры все 5 лет работали бы в паре. Объясните им, что убивать друг друга не надо. Пусть работают в 0,8 от реальной силы и скорсти. получите более-менее нормальную импровизацию.
НО!
Тут есть еще одна засада.
Вспомните сколько по времени идет РЕАЛЬНЫЙ бой. Покапайтесь в архивах. В конечном итоге найдете, что время реального боя двух фехтующих может зависить от их мастерства. Но все равно время будет от нескольких секунд до 1 минуты.
И как вы думаете - это зрелищно? Это понравится зрителю? Да он просто не поймет, что произошло.
Реальный бой длится 1 минуту.Согласен.
Только в кино поединок длится не больше.Как правило его снимают целый день,а монтаж выходит приблизительно на минуту,ну +:-.
Вот если это проставлено и сыграно правильно,то зритель все поймет и ему понравится.)
Есть запись дуэли, длившейся 20 секунд. Причем там не совсем нумехи работали. Реальный бой до поражения длится еще меньше. Посмотрите на сшибку двух "железников".
И в кино показывают работу отнудь не мастеров, а только умеющих фехтовать.
Так что не согласен. 1 минута - это много.
Да и зачистую современный бой в фильме это, дай бог, одна фраза снятая в разных ракурсах, а потом смонтированная. Посмотрите внимательнее.
Вот это открытие!!!!
*Да и зачистую современный бой в фильме это, дай бог, одна фраза снятая в разных ракурсах, а потом смонтированная. Посмотрите внимательнее.*
Да уж,куда нам там,неумехам.
*Да уж,куда нам там,неумехам.
поясните, будте добры. Да и про "открытие" то же.
*Учитель фехтования*-там не мастера фехтуют,а просто люди умеющие фехтовать?)))
И про одну фразу-это тоже сильно.))
"2Сергей Торопов
Сергей,тут такое дело. Кулаками махать мы все худо-бедно но умеем. Хотя сойдись простой человек и боксер - результат понятен. А тут фехтование. Первую реакцию которую я вижу у новичка - попасть по клинку противнка. Заметь не по противнику а по клинку. Это быстро проходит, конеччно, но все равно показатель того, что фехтованию нужно учится. Ты думаешь у актеров есть время? Или у спортсменов есть время на изучение актерского мастерства?"
Не совсем понял, что именно Вы хотели мне объяснить.
Могу только сказать: если хочешь делать хорошие постановочные бои, учись и тому и этому.
Это я и пытался сказать.
Кх, комраден.
Давайте я уточню свою позицию.
1) Для хорошей постановки зрелищного и правдоподобного боя нужно:
а) Понимать всю механику боевого фехтования. Это не один год тренировок
б) Знать механику постоновок на сцене/в кино. Постановки сценического боя или фехтования
в) обладать режиссерскими навыками или качеством восприятия.
2) Импровизация на сцене или перед камерой возможна в следующих случаях:
а) если партнеры знают друг друга много лет и не раз спаринговались против друг друга. Позволяет хорошо узнать своего партнера.
б) если есть отшлифованная техника шпаги или сабли или меча или рапиры. Все равно какая, но эту технику партнеры знают довольно хорошо.
в) если работать не в полную турнирную/боевую/показательную скорость, а хотя бы в 0,8 от нее. Сразу понятно куда идет клинок и что нужно делать.
Я не имел ввиду номера по артфехтованию, а говорил про фильмы.
Я не рассматриваю конкретный номер, где конкретно указывается на то, что этот человек мастер.
Не знаю в курсе вы или нет, но вот знающие люди утверждают (3 бригада СпН ГРУ) если бой (на ножах или в рукопашную) ведется больше 5 секунд, то либо с бойцом что-то не так (контужен или ранен) или это два ушлепка, возомнивших себя крутыми бойцами. Затягивание боя ведет к уставанию тела.
Но, это не зрелещно и очень быстро. И для постановочных боев не годится. Зато реально.
Что же касаемо одной фразы. У меня куча фильмов с фехтованием. Каюсь не люблю придумывать фразы. когда их можно просто содрать откуда-нибудь. Для меня было шоком, когда я пересматривал эту кучу и не мог найти хотя бы одну в 8-9 ударов. 3-4 максимум. После чего меняется ракурс. А значит этот бой сделан не на одном дыхании, а снят кусочками и смотирован.
А называть всех кто в бою с холодным оружием не успел помереть за 5 секунд, возомнившими о себе ущлепками, наивно.
А я и говорил о фильмах.
В общем тереть эту тему бессмысленно.Вы просто покажите,-как надо.Пример Вашей постановки.
Работаю в театре, работаю с ОБЫКНОВЕННЫМИ актерами. С теми, кто с трудом отличает шпагу от рапиры. Слава Богу, часть из них - мои бывшие студенты, которых чему-то на убогом уровне смог обучить (на убогом, потому что в этом году мне дали ОДНО занятие в неделю. чему можно обучить?!!!) но им, как правило, не дают пока еще главных ролей, а дают их тем, кто учился давнооооо. О какой импровизации может идти речь??? вВ прошлом году ставили "Лира". Меня наши мэтры с надеждой спрашивают "А мечи будут настоящие?". "Ага - говорю - настоящие. И гробы тоже"
Сам не знаю зачем пишу это. От зависти наверное. Я (увы) категорически против импровизации. Это же бригаду реанимации в кулисах держать придется. На репетициях, в процессе разработки рисунка еще могу им позволить что-то примпровизировать, но в спектакле ни-ни (((
вдогонку к #93 Алексей Бесфамильный. Я вот как раз, изворачиваясь в моей реальности, и стараюсь идти по этому пути : не позволяя актерам импровизировать пытаюсь научить их "играть импровизацию", создать ее иллюзию для зрителя. Иногда даже удается )))
Есть еще не обработанное. Но вот когда оно будет...
Могу только дать ссылки на "плохие" работы.
Вам нужно?
и
http://vkontakte.ru/video-3621343_136467644
и еще
http://vkontakte.ru/video-3621343_158871114?uploaded...
http://vkontakte.ru/video-3621343_158871183?uploaded...